Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SCHOOLCHILDREN’S HEALTH CULTURE EDUCATION: TYPOLOGY AND BACKBONE SUBSTANTIATION

Garkusha N.S. 1
1 Regional State Autonomous Educational Institution of Supplementary Professional Education «Belgorod Institute of Education Development»
Pedagogical conditions, being one the main components of the pedagogical system, provide efficient functioning of educational space and reflect a sum of its development preconditions. Pedagogical conditions required for efficient fulfillment of the process under investigation, are considered in the article as a systematized sum of interdependent positive preconditions that provide its optimal organization. The paper underlines the importance of the present-day schoolchildren’s health culture education process, a typology of pedagogical conditions of schoolchildren’s health culture education (such as judicial, scientific and procedural, process and technological, social and psychological, administrative and personnel, material and technical) is given. The accent is made on the essence of the proposed pedagogical conditions and their significance for the efficiency of the schoolchildren’s health culture education.
health culture education
typology
pedagogical conditions

Эффективность процесса воспитания культуры здоровья школьников напрямую зависит от педагогических условий, созданных в конкретной образовательной организации. Как философская категория термин «условие» выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условия - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В словаре С.И. Ожегова условие трактуется как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит (в данном случае - субъектное развитие ребенка); обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь [4].

В педагогической и психологической литературе существуют различные подходы к классификации педагогических условий, которые непосредственно связаны с воспитательным процессом. Например, по мнению Н. М. Борытко, педагогическое условие - это внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса [1]. Однако специфика педагогических условий неразрывно связана с процессом, для которого их создают.

Сохранение, укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью, помощь в организации здорового и безопасного образа жизни детей и молодежи в условиях образовательной организации являются первостепенным направлением в воспитании и социализации обучающихся с позиций требований ФГОС второго поколения [5]. Ключевой задачей в этом процессе является воспитание культуры здоровья школьников.

На наш взгляд, воспитание культуры здоровья школьников - процесс субъект-субъектного взаимодействия педагога и воспитанников, при котором учитель создает условия для полноценного осмысления, приращения и проявления у обучающихся культуры здоровья [2,3]. Исходя из этого педагогические условия, необходимые для эффективного осуществления изучаемого процесса, определяются нами как приведенная в систему совокупность взаимосвязанных положительных предпосылок, обеспечивающих оптимальную его организацию.

Анализ субъективных и объективных положительных предпосылок, обеспечивающих оптимальную организацию данного процесса позволил произвести их типологизацию по существенным признакам и выделить нормативно-правовые, научно-методические, процессуально-технологические, социально-психологические, административно-кадровые, материально-технические педагогические условия воспитания культуры здоровья школьников.

Определим сущность и значение в процессе воспитания культуры здоровья школьников каждого из обозначенных условий.

1. Под нормативно-правовыми условиями воспитания культуры здоровья подрастающего поколения понимаются официально принятые юридические предпосылки, обеспечивающие возможность, право, эффективную организацию данного процесса и отражающие государственную политику в этой сфере. Нормативно-правовые условия закреплены в официальных документах: законах и подзаконных нормативных правовых актах, обладающих высшей юридической силой.

Иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы) об охране здоровья подрастающего поколения выглядит следующим образом:

  1. международно-правовые акты и универсальные стандарты, закрепляющие принципы и нормы международного права, международные договоры;
  2. национальные правовые акты, определяющие принципиальное положение человека в конкретном государстве, его права и обязанности в отношении здоровья (Конституция страны, Гражданский кодекс, Семейный кодексе и др.);
  3. специальное законодательство об охране здоровья детей и молодежи;
  4. общее законодательство (иные федеральные законы) об охране здоровья детей и молодежи;
  5. подзаконные нормативные акты по вопросам, связанным с охраной здоровья детей и молодежи.

В то же время значительное влияние на организацию процесса воспитания культуры здоровья детей школьного возраста оказывают законы и подзаконные нормативные правовые акты, принятые на региональном и местном уровне с целью развития и конкретизации положений федеральных нормативных правовых документов.

2. Основными научно-методическими условиями, обеспечивающими организацию воспитания культуры здоровья школьников, являются стратегии, концепции, программы, проекты и иные (принятые на различных уровнях власти), в которых детально анализируются, научно обосновываются проблемы, вызовы, прогнозы, указываются количественные ориентиры (показатели и индикаторы), представляются планирование и механизмы достижения поставленных целей и задач.

Среди наиболее значимых для организации процесса воспитания культуры здоровья школьников выделим реализующиеся в настоящее время федеральные программы: «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»; «Доступная среда» на 2011-2015 годы; «Развитие образования на 2011-2015 годы». Стратегические цели в области охраны здоровья обучающихся обозначены в Национальной доктрине образования РФ (2000-2025 гг.). В федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования (2010, 2011 гг.) обозначено, что образовательная программа должна содержать подпрограмму формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников. В общем смысле она представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В то же время каждая общеобразовательная организация самостоятельно содержательно наполняет программу, что, с одной стороны, позволяет учесть факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей, обучающихся в каждой конкретной школе, но, с другой - указывает на отсутствие в России единого подхода к организации процесса воспитания культуры здоровья школьников.

3. Процессуально-технологические условия есть совокупность педагогических установок, определяющих выстраивание последовательности взаимосвязанных элементов технологической цепочки педагогических действий, процессов, этапов, фаз, стадий, а также специальный отбор и компиляцию методов, форм, приемов, средств воспитания культуры здоровья школьников. Стоит отметить, что процессуально-технологические условия включают характеристику деятельности педагога, направленную на сохранение и формирование здоровья обучающихся (это организация физкультминуток, эмоциональных разрядок, чередования различных видов учебной деятельности, соблюдение норм использования ТСО и ИКТ, создание ситуации успеха и др.) и описание деятельности школьников, что является основой эффективного осуществления воспитания культуры здоровья детей и молодежи.

Однако основное процессуально-технологическое условие воспитания культуры здоровья школьников - это моделирование данного процесса. На наш взгляд, моделирование воспитания культуры здоровья школьников позволяет гармонично объединить эмпирическое и теоретическое в компаративном исследовании, т.е. интегрировать лучший российский и зарубежный опыт и построить логическую конструкцию организации эффективного воспитания культуры здоровья школьников.

На наш взгляд, оптимальная интегративная модель воспитания культуры здоровья школьников является следующей: по средствам разработки и представления - лингвистической, по задачам моделирования - управленческой; по степени точности - приближенной; по функциям - модель-образец; по масштабам - микромодель; по характеру закономерностей объекта - модель развития; по природе объектов - модель системы.

4. Социально-психологические условия воспитания культуры здоровья школьников - это совокупность характеристик социально-психологического пространства образовательной организации, социума, способствующих личностному развитию, преодолению социально-психологической дезадаптации, сохранению здоровья и воспитанию культуры здоровья обучающихся. Одним из значимых условий осуществления данного процесса является создание в образовательной организации социально-психологической службы (психолог, социальный педагог, медицинский работник, классные руководители, учителя-предметники и др.), в задачи которой входят организация сотрудничества, эффективного взаимодействия взрослых и воспитанников, оказание консультативной помощи, проведение диагностики и просветительская деятельность в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

Учеными неоднократно доказано, что особую ценность для гармоничного формирования развивающейся личности имеют благоприятные эмоционально-психологические условия. При этом одним из факторов, отрицательно влияющих на психического здоровье школьников, являются негативные взаимоотношения (педагог-ученик, ученик-ученик, родитель-ребенок и пр.), что вызывает интернализованные (беспокойство, депрессия, агрессивность, самоповреждения и др.) и экстернализованные (антисоциальное поведение, синдром дефицита внимания, гиперактивность) поведенческие проблемы с проявлением отрицательных эмоций, направленных на окружающих людей.

Школьные социально-психологические службы призваны на ранних этапах выявить поведенческие и эмоциональные проблемы детей, еще до того, как они разовьются в тяжелые психологические расстройства. Выявление таких проблем будет способствовать укреплению психологического здоровья и воспитанию культуры здоровья школьников.

Создание благоприятных социально-психологических условий в образовательных организациях закреплено юридически на государственном уровне. В ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ» указывается, что дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

На уровне организации с целью создания оптимальных социально-психологических условий воспитания культуры здоровья школьников медицинскими, социальными, психологическими службами совместно с педагогическим коллективом и общественностью создается и реализуется план профилактических мероприятий для всех субъектов образовательного процесса (школьников, педагогов, родителей).

5. Административно-кадровые условия воспитания культуры здоровья школьников особенно значимы на локальном уровне (уровень образовательной организации) и включают административно-организационные и кадровые ресурсы. Административно-организационный ресурс позволяет вовлечь в данный процесс всех субъектов образования средствами стимулирования и мотивации (моральными, социальными, психологическими, материальными и др.), установить взаимосвязи и распределить функции между его участниками. Процесс воспитания культуры здоровья школьников требует управления, координации деятельности и обеспечения устойчивого взаимодействия субъектов.

Кадровый ресурс общеобразовательного учреждения включает:

  • представителей администрации, квалифицированных педагогов школы, социальных партнеров (педагогов учреждений дополнительного образования, культурно-просветительских учреждений и пр.), обладающих эталонным уровнем культуры здоровья (знания о здоровье, здоровом образе жизни, способах поддержания соматического, физического, психического, духовно-нравственного здоровья; владение основными методами, приемами, формами организации процесса воспитания культуры здоровья школьников в образовательной деятельности; осознанное ценностное отношение участников воспитательного процесса к собственному здоровью, понимание значимости воспитания культуры здоровья школьников). Профессиональная деятельность, социальные, личностные характеристики, образ жизни сотрудников общеобразовательного учреждения должны быть примером для обучающихся, особенно в утверждении норм здоровья и здорового образа жизни. Формирование устойчивого интереса у учащихся к здоровью достигается только при стремлении воспитанника к идеалу - в этом отношении никакая другая личность не идет в сравнение с учителем. Личный пример педагога влияет на учащихся независимо от его воли и желания. Никакие слова учителя не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, какое могут дать его поступки, действия, образ жизни, за которыми постоянно наблюдают школьники;
  • узких специалистов (валеолога, психолога, социального педагога, логопеда, школьного врача-педиатра, физиотерапевта и др.); они обеспечивают оптимальные условия обучения детей с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей развития. Работа данных специалистов в общеобразовательной организации нацелена на создание и развитие валеологически целесообразного режима работы учреждения, учебного процесса, формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление физического, психического здоровья и воспитания культуры здоровья школьников.

6. Материально-технические условия - комплекс взаимосвязанных элементов (это инфраструктура, материальные, технические средства и пр.), обеспечивающих здоровьесбережение, профилактику заболеваний, формирование здорового образа жизни обучающихся и способствующих воспитанию культуры здоровья школьников.

В России современная школьная инфраструктура должна соответствовать требованиям СанПиН, ФГОС второго поколения, тем самым обеспечивая безопасность, комфортность пребывания ребенка в школьном пространстве, создать безбарьерную среду, способствовать качественному медицинскому обслуживанию и питанию учащихся. Среди основных инфраструктурных элементов, необходимых в процессе воспитания культуры здоровья школьников, выделим следующие: медицинский кабинет, стоматологический кабинет, спортивный зал, пришкольная спортивная площадка, тренажерный комплекс, бассейн, кабинет релаксации, кабинет массажа, фитобар, солярий, ингаляторий, зимний сад и др.

В целом, особую ответственность школы несут за организацию качественного и безопасного воспитания, а в процессе индивидуальной работы - за устранение различных барьеров в обучении для каждого отдельного школьника. В этой связи основными направлениями работы школы являются:

  1. создание оптимальных материально-технических условий для обучения, развития и сохранения здоровья каждого из обучающихся;
  2. предотвращение воздействий вредных факторов на здоровье и обеспечение безопасного режима обучения;
  3. предотвращение ситуаций, которые могут увеличить риск получения травмы или повлиять на состояние здоровья школьников;
  4. помощь в создании среды, которая способствует повышению уровня знаний, развитию личности и здоровью.

Обобщая представленный материал, необходимо отметить, что создание педагогических условий (нормативно-правовых, научно-методических, процессуально-технологических, социально-психологических, административно-кадровых, материально-технических) будет способствовать профилактике заболеваний, укреплению здоровья, личностным достижениям учащихся, активизации сотрудничества между различными службами в укреплении здоровья субъектов образовательного процесса и воспитанию культуры здоровья школьников.

Рецензенты:

Исаев И.Ф., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород;

Собянин ФИ, д.п.н., заведующий кафедрой теории и методики физической культуры ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.