Эффективность процесса воспитания культуры здоровья школьников напрямую зависит от педагогических условий, созданных в конкретной образовательной организации. Как философская категория термин «условие» выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условия - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В словаре С.И. Ожегова условие трактуется как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит (в данном случае - субъектное развитие ребенка); обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь [4].
В педагогической и психологической литературе существуют различные подходы к классификации педагогических условий, которые непосредственно связаны с воспитательным процессом. Например, по мнению Н. М. Борытко, педагогическое условие - это внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса [1]. Однако специфика педагогических условий неразрывно связана с процессом, для которого их создают.
Сохранение, укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью, помощь в организации здорового и безопасного образа жизни детей и молодежи в условиях образовательной организации являются первостепенным направлением в воспитании и социализации обучающихся с позиций требований ФГОС второго поколения [5]. Ключевой задачей в этом процессе является воспитание культуры здоровья школьников.
На наш взгляд, воспитание культуры здоровья школьников - процесс субъект-субъектного взаимодействия педагога и воспитанников, при котором учитель создает условия для полноценного осмысления, приращения и проявления у обучающихся культуры здоровья [2,3]. Исходя из этого педагогические условия, необходимые для эффективного осуществления изучаемого процесса, определяются нами как приведенная в систему совокупность взаимосвязанных положительных предпосылок, обеспечивающих оптимальную его организацию.
Анализ субъективных и объективных положительных предпосылок, обеспечивающих оптимальную организацию данного процесса позволил произвести их типологизацию по существенным признакам и выделить нормативно-правовые, научно-методические, процессуально-технологические, социально-психологические, административно-кадровые, материально-технические педагогические условия воспитания культуры здоровья школьников.
Определим сущность и значение в процессе воспитания культуры здоровья школьников каждого из обозначенных условий.
1. Под нормативно-правовыми условиями воспитания культуры здоровья подрастающего поколения понимаются официально принятые юридические предпосылки, обеспечивающие возможность, право, эффективную организацию данного процесса и отражающие государственную политику в этой сфере. Нормативно-правовые условия закреплены в официальных документах: законах и подзаконных нормативных правовых актах, обладающих высшей юридической силой.
Иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы) об охране здоровья подрастающего поколения выглядит следующим образом:
- международно-правовые акты и универсальные стандарты, закрепляющие принципы и нормы международного права, международные договоры;
- национальные правовые акты, определяющие принципиальное положение человека в конкретном государстве, его права и обязанности в отношении здоровья (Конституция страны, Гражданский кодекс, Семейный кодексе и др.);
- специальное законодательство об охране здоровья детей и молодежи;
- общее законодательство (иные федеральные законы) об охране здоровья детей и молодежи;
- подзаконные нормативные акты по вопросам, связанным с охраной здоровья детей и молодежи.
В то же время значительное влияние на организацию процесса воспитания культуры здоровья детей школьного возраста оказывают законы и подзаконные нормативные правовые акты, принятые на региональном и местном уровне с целью развития и конкретизации положений федеральных нормативных правовых документов.
2. Основными научно-методическими условиями, обеспечивающими организацию воспитания культуры здоровья школьников, являются стратегии, концепции, программы, проекты и иные (принятые на различных уровнях власти), в которых детально анализируются, научно обосновываются проблемы, вызовы, прогнозы, указываются количественные ориентиры (показатели и индикаторы), представляются планирование и механизмы достижения поставленных целей и задач.
Среди наиболее значимых для организации процесса воспитания культуры здоровья школьников выделим реализующиеся в настоящее время федеральные программы: «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»; «Доступная среда» на 2011-2015 годы; «Развитие образования на 2011-2015 годы». Стратегические цели в области охраны здоровья обучающихся обозначены в Национальной доктрине образования РФ (2000-2025 гг.). В федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования (2010, 2011 гг.) обозначено, что образовательная программа должна содержать подпрограмму формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников. В общем смысле она представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В то же время каждая общеобразовательная организация самостоятельно содержательно наполняет программу, что, с одной стороны, позволяет учесть факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей, обучающихся в каждой конкретной школе, но, с другой - указывает на отсутствие в России единого подхода к организации процесса воспитания культуры здоровья школьников.
3. Процессуально-технологические условия есть совокупность педагогических установок, определяющих выстраивание последовательности взаимосвязанных элементов технологической цепочки педагогических действий, процессов, этапов, фаз, стадий, а также специальный отбор и компиляцию методов, форм, приемов, средств воспитания культуры здоровья школьников. Стоит отметить, что процессуально-технологические условия включают характеристику деятельности педагога, направленную на сохранение и формирование здоровья обучающихся (это организация физкультминуток, эмоциональных разрядок, чередования различных видов учебной деятельности, соблюдение норм использования ТСО и ИКТ, создание ситуации успеха и др.) и описание деятельности школьников, что является основой эффективного осуществления воспитания культуры здоровья детей и молодежи.
Однако основное процессуально-технологическое условие воспитания культуры здоровья школьников - это моделирование данного процесса. На наш взгляд, моделирование воспитания культуры здоровья школьников позволяет гармонично объединить эмпирическое и теоретическое в компаративном исследовании, т.е. интегрировать лучший российский и зарубежный опыт и построить логическую конструкцию организации эффективного воспитания культуры здоровья школьников.
На наш взгляд, оптимальная интегративная модель воспитания культуры здоровья школьников является следующей: по средствам разработки и представления - лингвистической, по задачам моделирования - управленческой; по степени точности - приближенной; по функциям - модель-образец; по масштабам - микромодель; по характеру закономерностей объекта - модель развития; по природе объектов - модель системы.
4. Социально-психологические условия воспитания культуры здоровья школьников - это совокупность характеристик социально-психологического пространства образовательной организации, социума, способствующих личностному развитию, преодолению социально-психологической дезадаптации, сохранению здоровья и воспитанию культуры здоровья обучающихся. Одним из значимых условий осуществления данного процесса является создание в образовательной организации социально-психологической службы (психолог, социальный педагог, медицинский работник, классные руководители, учителя-предметники и др.), в задачи которой входят организация сотрудничества, эффективного взаимодействия взрослых и воспитанников, оказание консультативной помощи, проведение диагностики и просветительская деятельность в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
Учеными неоднократно доказано, что особую ценность для гармоничного формирования развивающейся личности имеют благоприятные эмоционально-психологические условия. При этом одним из факторов, отрицательно влияющих на психического здоровье школьников, являются негативные взаимоотношения (педагог-ученик, ученик-ученик, родитель-ребенок и пр.), что вызывает интернализованные (беспокойство, депрессия, агрессивность, самоповреждения и др.) и экстернализованные (антисоциальное поведение, синдром дефицита внимания, гиперактивность) поведенческие проблемы с проявлением отрицательных эмоций, направленных на окружающих людей.
Школьные социально-психологические службы призваны на ранних этапах выявить поведенческие и эмоциональные проблемы детей, еще до того, как они разовьются в тяжелые психологические расстройства. Выявление таких проблем будет способствовать укреплению психологического здоровья и воспитанию культуры здоровья школьников.
Создание благоприятных социально-психологических условий в образовательных организациях закреплено юридически на государственном уровне. В ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ» указывается, что дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
На уровне организации с целью создания оптимальных социально-психологических условий воспитания культуры здоровья школьников медицинскими, социальными, психологическими службами совместно с педагогическим коллективом и общественностью создается и реализуется план профилактических мероприятий для всех субъектов образовательного процесса (школьников, педагогов, родителей).
5. Административно-кадровые условия воспитания культуры здоровья школьников особенно значимы на локальном уровне (уровень образовательной организации) и включают административно-организационные и кадровые ресурсы. Административно-организационный ресурс позволяет вовлечь в данный процесс всех субъектов образования средствами стимулирования и мотивации (моральными, социальными, психологическими, материальными и др.), установить взаимосвязи и распределить функции между его участниками. Процесс воспитания культуры здоровья школьников требует управления, координации деятельности и обеспечения устойчивого взаимодействия субъектов.
Кадровый ресурс общеобразовательного учреждения включает:
- представителей администрации, квалифицированных педагогов школы, социальных партнеров (педагогов учреждений дополнительного образования, культурно-просветительских учреждений и пр.), обладающих эталонным уровнем культуры здоровья (знания о здоровье, здоровом образе жизни, способах поддержания соматического, физического, психического, духовно-нравственного здоровья; владение основными методами, приемами, формами организации процесса воспитания культуры здоровья школьников в образовательной деятельности; осознанное ценностное отношение участников воспитательного процесса к собственному здоровью, понимание значимости воспитания культуры здоровья школьников). Профессиональная деятельность, социальные, личностные характеристики, образ жизни сотрудников общеобразовательного учреждения должны быть примером для обучающихся, особенно в утверждении норм здоровья и здорового образа жизни. Формирование устойчивого интереса у учащихся к здоровью достигается только при стремлении воспитанника к идеалу - в этом отношении никакая другая личность не идет в сравнение с учителем. Личный пример педагога влияет на учащихся независимо от его воли и желания. Никакие слова учителя не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, какое могут дать его поступки, действия, образ жизни, за которыми постоянно наблюдают школьники;
- узких специалистов (валеолога, психолога, социального педагога, логопеда, школьного врача-педиатра, физиотерапевта и др.); они обеспечивают оптимальные условия обучения детей с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей развития. Работа данных специалистов в общеобразовательной организации нацелена на создание и развитие валеологически целесообразного режима работы учреждения, учебного процесса, формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление физического, психического здоровья и воспитания культуры здоровья школьников.
6. Материально-технические условия - комплекс взаимосвязанных элементов (это инфраструктура, материальные, технические средства и пр.), обеспечивающих здоровьесбережение, профилактику заболеваний, формирование здорового образа жизни обучающихся и способствующих воспитанию культуры здоровья школьников.
В России современная школьная инфраструктура должна соответствовать требованиям СанПиН, ФГОС второго поколения, тем самым обеспечивая безопасность, комфортность пребывания ребенка в школьном пространстве, создать безбарьерную среду, способствовать качественному медицинскому обслуживанию и питанию учащихся. Среди основных инфраструктурных элементов, необходимых в процессе воспитания культуры здоровья школьников, выделим следующие: медицинский кабинет, стоматологический кабинет, спортивный зал, пришкольная спортивная площадка, тренажерный комплекс, бассейн, кабинет релаксации, кабинет массажа, фитобар, солярий, ингаляторий, зимний сад и др.
В целом, особую ответственность школы несут за организацию качественного и безопасного воспитания, а в процессе индивидуальной работы - за устранение различных барьеров в обучении для каждого отдельного школьника. В этой связи основными направлениями работы школы являются:
- создание оптимальных материально-технических условий для обучения, развития и сохранения здоровья каждого из обучающихся;
- предотвращение воздействий вредных факторов на здоровье и обеспечение безопасного режима обучения;
- предотвращение ситуаций, которые могут увеличить риск получения травмы или повлиять на состояние здоровья школьников;
- помощь в создании среды, которая способствует повышению уровня знаний, развитию личности и здоровью.
Обобщая представленный материал, необходимо отметить, что создание педагогических условий (нормативно-правовых, научно-методических, процессуально-технологических, социально-психологических, административно-кадровых, материально-технических) будет способствовать профилактике заболеваний, укреплению здоровья, личностным достижениям учащихся, активизации сотрудничества между различными службами в укреплении здоровья субъектов образовательного процесса и воспитанию культуры здоровья школьников.
Рецензенты:
Исаев И.Ф., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород;
Собянин ФИ, д.п.н., заведующий кафедрой теории и методики физической культуры ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.
Библиографическая ссылка
Гаркуша Н.С. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ: ТИПОЛОГИЯ И ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18668 (дата обращения: 14.12.2024).