Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS

Lazarova L.B. 1 Kairova F.A. 1 Shanaev G.T. 2
1 Financial University under the Government of the Russian Federation (Vladikavkaz Branch)
2 Financial University under the Government of the Russian Federation
The essence of the work is to examine the problematic issues in the field of small business and the identification of the current stage of its development. The author also focuses on the problems in this area, offered direction, characterized by stable development of small business in Russia. An assessment carried out by the state action aimed at preventing adverse development trends. The analysis in the number of companies and their distribution by economic activity, the average number of employees in small enterprises by federal districts of the Russian Federation. The authors have attempted to show that the wires are not very effective policy development in this area and suggested ways to increase small business development in Russia.
stagnation.
privatization
integrated support
crisis
infrastructure development
investment resources
business
business-cycle
entrepreneurship
История российского предпринимательства берет свое начало из глубины веков. Развитие ремесел и торговли, как прообраза малого предпринимательства, являлось неотъемлемой частью формирования государственности на территориях восточных славян. Через Русь пролегали важнейшие торговые пути по Днепру и Волге. Русские купцы торговали с Византией, с арабскими и европейскими государствами. Уже в 944г. содержание русско-византийского договора позволяет говорить о существовании самостоятельной купеческой профессии, занимающейся торговлей в условиях господства частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем.

Сейчас малое предпринимательство в рыночной экономике является одним из ведущих секторов. В развитых странах его доля в национальном продукте составляет около 60–70 %, а в некоторых отраслях достигает 80 %. Поэтому в настоящее время подавляющее количество развитых стран поддерживает деятельность малого сектора экономики. Малое и среднее предпринимательство (МСП) в России прошло долгий и противоречивый путь развития. На протяжении всей истории становления уровень его развития был намного ниже, чем в зарубежных странах. Поддержка малого бизнеса в России уже давно декларируется, и принято много мер, в числе которых следует отметить такие, как: снижение фискальной нагрузки, ограничение административного давления, послабления в сфере регистрации и лицензировании деятельности. Однако все это не привело к необходимым изменениям в экономике и значительному увеличению количества малых и средних предприятий в ней.

В развитых странах малое предпринимательство сегодня играет важную роль в экономике: малые предприятия производят основную часть валового внутреннего продукта во многих промышленно развитых странах (до 70% в среднем по странам ЕС, 61 % – в Японии, 40 % – в США); обеспечивают работой большинство трудоспособного населения (72% в среднем по странам ЕС, 78 % – в Японии, 75,3 % – в Южной Корее, 73 % – в Италии, 54 % – во Франции и в США); в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу; малое предпринимательство способствует формированию «среднего класса» как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества.Стабилизирующая роль малого предпринимательства в экономическом развитии государства подтверждается мировым опытом. Процессы становления малого бизнеса, наряду с такими общепризнанными факторами, как повышение уровня жизни населения, создание новых рабочих мест, укрепление социальной стабильности, внедрение инновационных продуктов играют важную роль при формировании среднего класса  и способствуют политической и экономической стабильности государства. Развитие малого и среднего бизнеса является одним из важнейших направлений выхода России из социально-экономического кризиса, так как способствует решению ряда важных задач, таких как формирование  рыночной  инфраструктуры экономики и конкурентной среды; насыщению рынка товарами и услугами; увеличению налоговых поступлений в различные уровни бюджетов; укреплению деловой этики, накоплению опыта передовых технологий по управлению хозяйственными единицами в различных отраслях экономики.

В настоящее время одной  из  проблем, с которой сталкиваются малые предприятия, является развитие объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий.

Крупные предприятия имеют возможность создать инфраструктуру самостоятельно: формируют учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру – подъездные пути, инженерные сети, открывают представительства и торговые точки, сотрудничают с коммерческими банками как внутри страны, так и зарубежом,  имеют в своем распоряжении  социальные объекты для своих служащих.  Малое предпринимательство в силу  сложных экономических проблем на этапе становления  не можетсамостоятельно создать инфраструктуру такого уровня. Но правила  в рыночных условиях хозяйствования одинаковы для всех.  Следовательно, для успешного продвижения своей продукции руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у высококвалифицированного юриста, экономиста, заказать маркетинговое исследование, иметь возможность продвижения  товаров и услуг как на внутреннем, так и внешнем рынке.

Исходя из вышесказанного, следует, что в регионах должны быть созданы  условия  по  формированию  инфраструктурыпо поддержке малого бизнеса. Несмотря на то, что в последние годы в этом направлении ведется большая работа, без системной государственной  поддержки  и, прежде всего, органов местного самоуправления комплексная и эффективная  поддержка малого бизнеса невозможна.

В период становления  предпринимательства  необходимо было создать соответствующую   законодательную базу.  Начиная с  1988 года, в этом направлении велась  активная работа,  и последовательно были рассмотрены  и введены  законы «О кооперации в СССР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий», «О торгово-промышленных палатах». Был принят Указ Президента РФ от 30.02.92 г. № 1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации». Бесспорно, позитивное значение для развития малого бизнеса имели постановления союзного правительства от 08.08.90 г. № 790, а также постановление Правительства России от 18.07.91 г. № 406. В данных правовых актах было  четко сформировано  понятие  малых предприятий  на основании показателей предельной численности занятых; предусмотрена возможность установления для  них  налоговых преференций,  возможность применения механизмов ускоренной амортизации основных средств, гарантии  государственной поддержки. Бюджетные средства направлялись в  фонды  финансовой поддержки малых предприятий.

Согласно постановлению Правительства РФ от 9 февраля 2013 года № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» предельные значения составили:

для микропредприятий – 60 млн рублей;

для малых предприятий –400 млн рублей.

Работа в этом направлении продолжается, согласно  Приказу Министерства экономического развития РФ  в 2014 году субсидии из бюджета на поддержку  малого бизнеса составили 21 млрд рублей.

 Расширению рынка сбыта для малых и средних предприятий способствует   принятый Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013  «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно принятому закону 15 % от закупок будет приходиться на специализированные торги для малого бизнеса.

В европейских странах малый бизнес составляет около 50 % ВВП,  в России аналогичный показатель находится  на уровне  20% ВВП.

На 01.01.2014 года количество микропредприятий  составило 1828,6 тыс. единиц, малых предприятий 234,5 тыс. единиц, индивидуальных предпринимателей  2629,8 тыс. единиц. Среднесписочная численность работников малых предприятий составила 6452,3 тыс. человек, с оборотом 15680,3 млрдрублей.

Согласно рисункам  1 и 2  наибольшее колчестсво предприятий приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (30%).

 

Рис.1. Число предприятий  и их распределение по видам экономической деятельностина 01.01. 2013г. (тыс.ед.)

Рис.2. Число предаприятий  и их распределение по видам экономической деятельностина 01.01. 2013г.(%)

 

Рис. 3.Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по Федеральным округам Российской Федерации на 01.01. 2013г.

Рис. 4. Количество зарегистрированных малых предприятий  по Федеральным округам Российской Федерации в расчете на 100  тыс. человек на 01.01.2013г.

Слабо задействованный  потенциал малых предприятий характерен  для  Северо-Кавказского Федерального  округа. Так, данный округ стоит на последнем месте по показателю среднесписочной численности занятых и производительности труда на малых предприятиях на одного занятого, по объему инвестиций в основной капитал. По количеству зарегистрированных малых предприятий  по Федеральным округам Российской Федерации в расчете на 100  тыс. человек данный округ также находится на  последнем месте.  Для стимулирования инвестиционных потоков в малый бизнес и совершенствования механизма финансовой поддержки малого предпринимательства должно стать не прямое кредитование субъектов малого бизнеса, а компенсации части сумм процентов по кредитам коммерческим банкам и иным финансово-кредитным структурам.

Если анализировать  проблемы  развития малого бизнеса за 2014  год, то можно сделать следующие выводы: в целом отмечается падение инвестиций в основной капитал, высокий уровень процентных ставок, сокращение количества индивидуальных предпринимателей.

Распыленность имеющихся инвестиционных ресурсов, отсутствие информационной базы о перспективных  и высокодоходных направлениях  инвестиционных вложений, является серьезным препятствием на пути роста малого бизнеса  в России.

Для развития малого бизнеса необходимо:

-снизить процентные ставки по кредитам;

-создать условия для  продвижения на рынок товаров и услуг;

- снизить уровень налогообложения;

-снизить уровень коррупции;

- создать гарантийный механизм  кредитно-инвестиционной поддержки малых и средних предприятий.

В России на малое предпринимательство возложены стратегические задачи в качестве важного направления модернизации экономики и общества – в перспективе представлять не менее половины рабочих мест, стать сектором интеллектуального и творческого труда, интегрироваться в глобальный рынок, экспортируя свои продукты и услуги.

Однако институциональные преобразования в российском обществе в последние двадцать лет, осуществлявшиеся в русле неолиберальной политики и с упованием на «невидимую руку рынка», привели к тому, что малый бизнес как один из значимых институтов рыночной экономики не оправдал надежд, на него возлагавшихся.
Современный отечественный малый бизнес занимает весьма неоднозначное место в современном российском обществе. При всем формально положительном отношении населения к малому бизнесу, он имеет незначительную социальную базу для своего развития, так как предпринимательский потенциал россиян является крайне низким. В совокупности с неблагоприятной институциональной средой российский малый бизнес находится на грани стагнации, которая, очевидно, наступит по мере реализации стратегии пенсионной системы России, которая особо тяжело отразится на индивидуальных предпринимателях, составляющих большинство в малом бизнесе страны.

Рецензенты:

Ахполова В.Б., д.э.н., доцент, зав. кафедрой «Менеджмент» ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ;

Гуриева Л.К.,д.э.н., профессор, профессор кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ (Владикавказский филиал), г. Владикавказ.