Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Лазарова Л.Б. 1 Каирова Ф.А. 1 Шанаев Г.Т. 2
1 ФГОБУ ВПО Финансовый университет при правительстве РФ (Владикавказский филиал)
2 ФГОБУ ВПО Финансовый университет при правительстве РФ
Суть работы заключается в изучении проблемных вопросов в области малого бизнеса и выявление современного этапа его развития. Также в статье авторами акцентируется внимание на проблемы в данной области, предлагаются направления, характеризующие стабильное развития малого бизнеса в России. Дается оценка проводимым со стороны государства действиям, направленным на пресечение неблагоприятных тенденций развития. Проведен анализ в области численности предприятий и их распределения по видам экономической деятельности, среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в разрезе федеральных округов Российской Федерации. Авторы предприняли попытку показать, что проводится не совсем эффективная политика развития в данной области и предложили пути роста развития малого бизнеса в России.
стагнация.
приватизация
бизнес-цикл
комплексная поддержка
предпринимательство
кризис
развитие инфраструктуры
инвестиционные ресурсы
бизнес
1. Каирова Ф.А., Валиева И.Л., Гогицаева Е.Б Ориентиры предпринимательства в современной России [Текст] / Ф.А.Каирова,И.Л.Валиева,Е.Б. Гогицаева // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. Сборник материалов ХIV Международной научно-практической конференции Новосибирск, 3 октября 2014 г. №14
2. Каирова Ф.А., А.А. Саркисян, С.Ш. Алиева Современное состояние малого предпринимательства в России [Текст] / Ф.А.Каирова, А.А. Саркисян, С.Ш. Алиева // Современные концепции научных исследований», №6,ч.1, 2014, материалы IV международной научно – практической конференции, Москва, 26–27 сентября.
3. Лазарова Л.Б., Пухаева А.А., Шанаев Г.Т. Проблемы развития предпринимательства в Республике Северная Осетия – Алания [Текст] / Л.Б.Лазарова,А.А.Пухаева, Г.Т. Шанаев// Российское предпринимательство. – 2014. – № 16 (262). – С. 41-48.
4. Пухаева А.А., Лазарова Л.Б. Анализ финансов домохозяйств [Текст] / А.А.Пухаева,Л.Б. Лазарова// Экономика и управление в 21 веке: тенденции развития. – 2014. – № 17. – С. 101-108.
5. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. – URL: www.gks.ru(дата обращения: 19.10.2014).
История российского предпринимательства берет свое начало из глубины веков. Развитие ремесел и торговли, как прообраза малого предпринимательства, являлось неотъемлемой частью формирования государственности на территориях восточных славян. Через Русь пролегали важнейшие торговые пути по Днепру и Волге. Русские купцы торговали с Византией, с арабскими и европейскими государствами. Уже в 944г. содержание русско-византийского договора позволяет говорить о существовании самостоятельной купеческой профессии, занимающейся торговлей в условиях господства частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем.

Сейчас малое предпринимательство в рыночной экономике является одним из ведущих секторов. В развитых странах его доля в национальном продукте составляет около 60–70 %, а в некоторых отраслях достигает 80 %. Поэтому в настоящее время подавляющее количество развитых стран поддерживает деятельность малого сектора экономики. Малое и среднее предпринимательство (МСП) в России прошло долгий и противоречивый путь развития. На протяжении всей истории становления уровень его развития был намного ниже, чем в зарубежных странах. Поддержка малого бизнеса в России уже давно декларируется, и принято много мер, в числе которых следует отметить такие, как: снижение фискальной нагрузки, ограничение административного давления, послабления в сфере регистрации и лицензировании деятельности. Однако все это не привело к необходимым изменениям в экономике и значительному увеличению количества малых и средних предприятий в ней.

В развитых странах малое предпринимательство сегодня играет важную роль в экономике: малые предприятия производят основную часть валового внутреннего продукта во многих промышленно развитых странах (до 70% в среднем по странам ЕС, 61 % – в Японии, 40 % – в США); обеспечивают работой большинство трудоспособного населения (72% в среднем по странам ЕС, 78 % – в Японии, 75,3 % – в Южной Корее, 73 % – в Италии, 54 % – во Франции и в США); в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу; малое предпринимательство способствует формированию «среднего класса» как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества.Стабилизирующая роль малого предпринимательства в экономическом развитии государства подтверждается мировым опытом. Процессы становления малого бизнеса, наряду с такими общепризнанными факторами, как повышение уровня жизни населения, создание новых рабочих мест, укрепление социальной стабильности, внедрение инновационных продуктов играют важную роль при формировании среднего класса  и способствуют политической и экономической стабильности государства. Развитие малого и среднего бизнеса является одним из важнейших направлений выхода России из социально-экономического кризиса, так как способствует решению ряда важных задач, таких как формирование  рыночной  инфраструктуры экономики и конкурентной среды; насыщению рынка товарами и услугами; увеличению налоговых поступлений в различные уровни бюджетов; укреплению деловой этики, накоплению опыта передовых технологий по управлению хозяйственными единицами в различных отраслях экономики.

В настоящее время одной  из  проблем, с которой сталкиваются малые предприятия, является развитие объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий.

Крупные предприятия имеют возможность создать инфраструктуру самостоятельно: формируют учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру – подъездные пути, инженерные сети, открывают представительства и торговые точки, сотрудничают с коммерческими банками как внутри страны, так и зарубежом,  имеют в своем распоряжении  социальные объекты для своих служащих.  Малое предпринимательство в силу  сложных экономических проблем на этапе становления  не можетсамостоятельно создать инфраструктуру такого уровня. Но правила  в рыночных условиях хозяйствования одинаковы для всех.  Следовательно, для успешного продвижения своей продукции руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у высококвалифицированного юриста, экономиста, заказать маркетинговое исследование, иметь возможность продвижения  товаров и услуг как на внутреннем, так и внешнем рынке.

Исходя из вышесказанного, следует, что в регионах должны быть созданы  условия  по  формированию  инфраструктурыпо поддержке малого бизнеса. Несмотря на то, что в последние годы в этом направлении ведется большая работа, без системной государственной  поддержки  и, прежде всего, органов местного самоуправления комплексная и эффективная  поддержка малого бизнеса невозможна.

В период становления  предпринимательства  необходимо было создать соответствующую   законодательную базу.  Начиная с  1988 года, в этом направлении велась  активная работа,  и последовательно были рассмотрены  и введены  законы «О кооперации в СССР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий», «О торгово-промышленных палатах». Был принят Указ Президента РФ от 30.02.92 г. № 1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации». Бесспорно, позитивное значение для развития малого бизнеса имели постановления союзного правительства от 08.08.90 г. № 790, а также постановление Правительства России от 18.07.91 г. № 406. В данных правовых актах было  четко сформировано  понятие  малых предприятий  на основании показателей предельной численности занятых; предусмотрена возможность установления для  них  налоговых преференций,  возможность применения механизмов ускоренной амортизации основных средств, гарантии  государственной поддержки. Бюджетные средства направлялись в  фонды  финансовой поддержки малых предприятий.

Согласно постановлению Правительства РФ от 9 февраля 2013 года № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» предельные значения составили:

для микропредприятий – 60 млн рублей;

для малых предприятий –400 млн рублей.

Работа в этом направлении продолжается, согласно  Приказу Министерства экономического развития РФ  в 2014 году субсидии из бюджета на поддержку  малого бизнеса составили 21 млрд рублей.

 Расширению рынка сбыта для малых и средних предприятий способствует   принятый Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013  «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно принятому закону 15 % от закупок будет приходиться на специализированные торги для малого бизнеса.

В европейских странах малый бизнес составляет около 50 % ВВП,  в России аналогичный показатель находится  на уровне  20% ВВП.

На 01.01.2014 года количество микропредприятий  составило 1828,6 тыс. единиц, малых предприятий 234,5 тыс. единиц, индивидуальных предпринимателей  2629,8 тыс. единиц. Среднесписочная численность работников малых предприятий составила 6452,3 тыс. человек, с оборотом 15680,3 млрдрублей.

Согласно рисункам  1 и 2  наибольшее колчестсво предприятий приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (30%).

 

Рис.1. Число предприятий  и их распределение по видам экономической деятельностина 01.01. 2013г. (тыс.ед.)

Рис.2. Число предаприятий  и их распределение по видам экономической деятельностина 01.01. 2013г.(%)

 

Рис. 3.Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по Федеральным округам Российской Федерации на 01.01. 2013г.

Рис. 4. Количество зарегистрированных малых предприятий  по Федеральным округам Российской Федерации в расчете на 100  тыс. человек на 01.01.2013г.

Слабо задействованный  потенциал малых предприятий характерен  для  Северо-Кавказского Федерального  округа. Так, данный округ стоит на последнем месте по показателю среднесписочной численности занятых и производительности труда на малых предприятиях на одного занятого, по объему инвестиций в основной капитал. По количеству зарегистрированных малых предприятий  по Федеральным округам Российской Федерации в расчете на 100  тыс. человек данный округ также находится на  последнем месте.  Для стимулирования инвестиционных потоков в малый бизнес и совершенствования механизма финансовой поддержки малого предпринимательства должно стать не прямое кредитование субъектов малого бизнеса, а компенсации части сумм процентов по кредитам коммерческим банкам и иным финансово-кредитным структурам.

Если анализировать  проблемы  развития малого бизнеса за 2014  год, то можно сделать следующие выводы: в целом отмечается падение инвестиций в основной капитал, высокий уровень процентных ставок, сокращение количества индивидуальных предпринимателей.

Распыленность имеющихся инвестиционных ресурсов, отсутствие информационной базы о перспективных  и высокодоходных направлениях  инвестиционных вложений, является серьезным препятствием на пути роста малого бизнеса  в России.

Для развития малого бизнеса необходимо:

-снизить процентные ставки по кредитам;

-создать условия для  продвижения на рынок товаров и услуг;

- снизить уровень налогообложения;

-снизить уровень коррупции;

- создать гарантийный механизм  кредитно-инвестиционной поддержки малых и средних предприятий.

В России на малое предпринимательство возложены стратегические задачи в качестве важного направления модернизации экономики и общества – в перспективе представлять не менее половины рабочих мест, стать сектором интеллектуального и творческого труда, интегрироваться в глобальный рынок, экспортируя свои продукты и услуги.

Однако институциональные преобразования в российском обществе в последние двадцать лет, осуществлявшиеся в русле неолиберальной политики и с упованием на «невидимую руку рынка», привели к тому, что малый бизнес как один из значимых институтов рыночной экономики не оправдал надежд, на него возлагавшихся.
Современный отечественный малый бизнес занимает весьма неоднозначное место в современном российском обществе. При всем формально положительном отношении населения к малому бизнесу, он имеет незначительную социальную базу для своего развития, так как предпринимательский потенциал россиян является крайне низким. В совокупности с неблагоприятной институциональной средой российский малый бизнес находится на грани стагнации, которая, очевидно, наступит по мере реализации стратегии пенсионной системы России, которая особо тяжело отразится на индивидуальных предпринимателях, составляющих большинство в малом бизнесе страны.

Рецензенты:

Ахполова В.Б., д.э.н., доцент, зав. кафедрой «Менеджмент» ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ;

Гуриева Л.К.,д.э.н., профессор, профессор кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ (Владикавказский филиал), г. Владикавказ.

 


Библиографическая ссылка

Лазарова Л.Б., Каирова Ф.А., Шанаев Г.Т. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18573 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674