Сейчас малое предпринимательство в рыночной экономике является одним из ведущих секторов. В развитых странах его доля в национальном продукте составляет около 60–70 %, а в некоторых отраслях достигает 80 %. Поэтому в настоящее время подавляющее количество развитых стран поддерживает деятельность малого сектора экономики. Малое и среднее предпринимательство (МСП) в России прошло долгий и противоречивый путь развития. На протяжении всей истории становления уровень его развития был намного ниже, чем в зарубежных странах. Поддержка малого бизнеса в России уже давно декларируется, и принято много мер, в числе которых следует отметить такие, как: снижение фискальной нагрузки, ограничение административного давления, послабления в сфере регистрации и лицензировании деятельности. Однако все это не привело к необходимым изменениям в экономике и значительному увеличению количества малых и средних предприятий в ней.
В развитых странах малое предпринимательство сегодня играет важную роль в экономике: малые предприятия производят основную часть валового внутреннего продукта во многих промышленно развитых странах (до 70% в среднем по странам ЕС, 61 % – в Японии, 40 % – в США); обеспечивают работой большинство трудоспособного населения (72% в среднем по странам ЕС, 78 % – в Японии, 75,3 % – в Южной Корее, 73 % – в Италии, 54 % – во Франции и в США); в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу; малое предпринимательство способствует формированию «среднего класса» как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества.Стабилизирующая роль малого предпринимательства в экономическом развитии государства подтверждается мировым опытом. Процессы становления малого бизнеса, наряду с такими общепризнанными факторами, как повышение уровня жизни населения, создание новых рабочих мест, укрепление социальной стабильности, внедрение инновационных продуктов играют важную роль при формировании среднего класса и способствуют политической и экономической стабильности государства. Развитие малого и среднего бизнеса является одним из важнейших направлений выхода России из социально-экономического кризиса, так как способствует решению ряда важных задач, таких как формирование рыночной инфраструктуры экономики и конкурентной среды; насыщению рынка товарами и услугами; увеличению налоговых поступлений в различные уровни бюджетов; укреплению деловой этики, накоплению опыта передовых технологий по управлению хозяйственными единицами в различных отраслях экономики.
В настоящее время одной из проблем, с которой сталкиваются малые предприятия, является развитие объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий.
Крупные предприятия имеют возможность создать инфраструктуру самостоятельно: формируют учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру – подъездные пути, инженерные сети, открывают представительства и торговые точки, сотрудничают с коммерческими банками как внутри страны, так и зарубежом, имеют в своем распоряжении социальные объекты для своих служащих. Малое предпринимательство в силу сложных экономических проблем на этапе становления не можетсамостоятельно создать инфраструктуру такого уровня. Но правила в рыночных условиях хозяйствования одинаковы для всех. Следовательно, для успешного продвижения своей продукции руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у высококвалифицированного юриста, экономиста, заказать маркетинговое исследование, иметь возможность продвижения товаров и услуг как на внутреннем, так и внешнем рынке.
Исходя из вышесказанного, следует, что в регионах должны быть созданы условия по формированию инфраструктурыпо поддержке малого бизнеса. Несмотря на то, что в последние годы в этом направлении ведется большая работа, без системной государственной поддержки и, прежде всего, органов местного самоуправления комплексная и эффективная поддержка малого бизнеса невозможна.
В период становления предпринимательства необходимо было создать соответствующую законодательную базу. Начиная с 1988 года, в этом направлении велась активная работа, и последовательно были рассмотрены и введены законы «О кооперации в СССР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий», «О торгово-промышленных палатах». Был принят Указ Президента РФ от 30.02.92 г. № 1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации». Бесспорно, позитивное значение для развития малого бизнеса имели постановления союзного правительства от 08.08.90 г. № 790, а также постановление Правительства России от 18.07.91 г. № 406. В данных правовых актах было четко сформировано понятие малых предприятий на основании показателей предельной численности занятых; предусмотрена возможность установления для них налоговых преференций, возможность применения механизмов ускоренной амортизации основных средств, гарантии государственной поддержки. Бюджетные средства направлялись в фонды финансовой поддержки малых предприятий.
Согласно постановлению Правительства РФ от 9 февраля 2013 года № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» предельные значения составили:
для микропредприятий – 60 млн рублей;
для малых предприятий –400 млн рублей.
Работа в этом направлении продолжается, согласно Приказу Министерства экономического развития РФ в 2014 году субсидии из бюджета на поддержку малого бизнеса составили 21 млрд рублей.
Расширению рынка сбыта для малых и средних предприятий способствует принятый Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно принятому закону 15 % от закупок будет приходиться на специализированные торги для малого бизнеса.
В европейских странах малый бизнес составляет около 50 % ВВП, в России аналогичный показатель находится на уровне 20% ВВП.
На 01.01.2014 года количество микропредприятий составило 1828,6 тыс. единиц, малых предприятий 234,5 тыс. единиц, индивидуальных предпринимателей 2629,8 тыс. единиц. Среднесписочная численность работников малых предприятий составила 6452,3 тыс. человек, с оборотом 15680,3 млрдрублей.
Согласно рисункам 1 и 2 наибольшее колчестсво предприятий приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (30%).
Рис.1. Число предприятий и их распределение по видам экономической деятельностина 01.01. 2013г. (тыс.ед.)
Рис.2. Число предаприятий и их распределение по видам экономической деятельностина 01.01. 2013г.(%)
Рис. 3.Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по Федеральным округам Российской Федерации на 01.01. 2013г.
Рис. 4. Количество зарегистрированных малых предприятий по Федеральным округам Российской Федерации в расчете на 100 тыс. человек на 01.01.2013г.
Слабо задействованный потенциал малых предприятий характерен для Северо-Кавказского Федерального округа. Так, данный округ стоит на последнем месте по показателю среднесписочной численности занятых и производительности труда на малых предприятиях на одного занятого, по объему инвестиций в основной капитал. По количеству зарегистрированных малых предприятий по Федеральным округам Российской Федерации в расчете на 100 тыс. человек данный округ также находится на последнем месте. Для стимулирования инвестиционных потоков в малый бизнес и совершенствования механизма финансовой поддержки малого предпринимательства должно стать не прямое кредитование субъектов малого бизнеса, а компенсации части сумм процентов по кредитам коммерческим банкам и иным финансово-кредитным структурам.
Если анализировать проблемы развития малого бизнеса за 2014 год, то можно сделать следующие выводы: в целом отмечается падение инвестиций в основной капитал, высокий уровень процентных ставок, сокращение количества индивидуальных предпринимателей.
Распыленность имеющихся инвестиционных ресурсов, отсутствие информационной базы о перспективных и высокодоходных направлениях инвестиционных вложений, является серьезным препятствием на пути роста малого бизнеса в России.
Для развития малого бизнеса необходимо:
-снизить процентные ставки по кредитам;
-создать условия для продвижения на рынок товаров и услуг;
- снизить уровень налогообложения;
-снизить уровень коррупции;
- создать гарантийный механизм кредитно-инвестиционной поддержки малых и средних предприятий.
В России на малое предпринимательство возложены стратегические задачи в качестве важного направления модернизации экономики и общества – в перспективе представлять не менее половины рабочих мест, стать сектором интеллектуального и творческого труда, интегрироваться в глобальный рынок, экспортируя свои продукты и услуги.
Однако институциональные
преобразования в российском обществе в последние двадцать лет, осуществлявшиеся
в русле неолиберальной политики и с упованием на «невидимую руку рынка», привели к тому, что малый бизнес как
один из значимых институтов рыночной экономики не оправдал надежд, на него
возлагавшихся.
Современный отечественный малый бизнес занимает
весьма неоднозначное место в современном российском обществе. При всем
формально положительном отношении населения к малому бизнесу, он имеет
незначительную социальную базу для своего развития, так как предпринимательский
потенциал россиян является крайне низким. В совокупности с неблагоприятной
институциональной средой российский малый бизнес находится на грани стагнации,
которая, очевидно, наступит по мере реализации стратегии пенсионной системы
России, которая особо тяжело отразится на индивидуальных предпринимателях,
составляющих большинство в малом бизнесе страны.
Рецензенты:
Ахполова В.Б., д.э.н., доцент, зав. кафедрой «Менеджмент» ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ;
Гуриева Л.К.,д.э.н., профессор, профессор кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ (Владикавказский филиал), г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Лазарова Л.Б., Каирова Ф.А., Шанаев Г.Т. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18573 (дата обращения: 11.10.2024).