Современный российский город еще далек от идеала. Его пространство зачастую демонстрирует спонтанную застройку из разномастных сооружений со сложно выделяемой структурой. Как и города других стран, его пространство испытывает на себе влияние усиливающейся глобализации. Среди показателей данного процесса, например, выделяется склонность к политике мультикультурализма в городской среде. Столкновение же различных культур и их взаимодействие не всегда контролируемы, из-за чего важнейшим недостатком города становится высокий риск возникновения бытового национализма, проявления конфликтов на этнокультурной почве.
Предотвращение подобных явлений - важная задача городской политики. Именно поэтому особое внимание сегодня уделяется так называемому символическому менеджменту - социокультурной стратегии, главная цель которой заключается в формировании определенного образа города, облика и характера его жителей, единой культуры территории, - всего того, что повлияет на создание благоприятной социальной атмосферы.
Символический менеджмент имеет несколько проявлений. Самые известные - это брендинг, связанный с разработкой у людей устойчивых положительных ассоциаций с городом; имиджмейкинг, работающий с его репутацией; паблик арт, делающий городское пространство интересным и запоминающимся через интеграцию современных творческих работ в ткань города. Данные направления ориентированы на формирование позитивного чувства как на индивидуальном, так и на более значительном, внешнем уровне. Для этого существуют определенные приемы символического менеджмента, используются специфические инструменты.
Например, терпимость и благожелательное отношение к «другим» жителям города могут быть привиты благодаря сконструированной «геокультурной идентичности». В отличие от этнической принадлежности, которая подразумевает отнесение себя к конкретной этнокультурной группе зачастую через отделение себя от других этносов и противопоставление им, геокультурная общность опирается на выявление общих ценностей этносов, проживающих на одной местности, формирует добрососедские связи между ними.
Геокультурная идентичность - это территориальная общность, пространство жизни, единое для горожан, проживающих на небольшой территории, в похожих условиях. Она становится причиной появления у жителей чувства принадлежности к определенной группе, ощущения единства с другими жителями данной территории, вырабатывает у них устойчивые стереотипы мышления и поведения, общую систему ценностей и предпочтений. Стоит отметить, что геокультурная идентичность - явление, связанное не только с пространством. Время здесь также обладает значением. Жители, проживающие в городском пространстве, начинают осознавать себя сопричастными ему только со временем.
Геокультурная общность формируется не сразу, можно отметить определенное движение и преображение жителей единой территории. Вначале они представляют собой агрегацию, но при определенных детерминантах переходят к состоянию социальной группы, взаимодействующей с другими группами в городской среде.
Многие ученые, занимающиеся изучением геокультурной идентичности, обращают внимание, что данное понятие связано с осознанием горожан, что они проживают в уникальном месте и принадлежат к особой общности, к неповторимой культуре. Для них место начинает наделяться смыслами и значениями, они знают, какие чувства вызывает у них данная территория, какую ценность она представляет. Они готовы поддерживать общие интересы, что очень важно для развития территории [5; 7; 8].
Такая идентификация с местом (городом) может возникать как естественным путем - через привыкание и приспособление человека к городу, так и путем применения специальных технологий. Первый путь - индивидуальный и в большинстве случаев непредсказуемый, второй рассчитан на широкие слои населения и предполагает ожидаемые результаты. Искусственное конструирование геокультурной идентичности связано с практикой целенаправленного воздействия на общественное сознание через управление городскими символами. Создавать и внедрять их должны преимущественно представители элиты и креативного класса, обладающие знанием и ресурсами. Продукцией символического менеджмента или символами в данном случае выступают городские знаки, традиции, мифы, образы, слоганы и т.д. Символами могут быть как конкретные материальные объекты (архитектурные постройки, ландшафтные скульптуры, плакаты и городские объявления), так и ментальные конструкты: представления, образы, воспоминания [3; 4; 6].
Данные символы оборачиваются точками отсчета в пространстве города, которые определяют порядок мест, способных оказать влияние на поведение горожан. Когда символы выстроены упорядоченно, территория превращается в осмысленное и опредмеченное пространство города. Вокруг символов впоследствии и разворачивается городская жизнь.
Исходя из понимания, что культурно-символическое пространство значимо для формирования идентичности и образа жизни горожан, актуальными в России становятся вопросы по разработке имиджа городов. Зачастую при его создании креативная команда (созданная из числа архитекторов, дизайнеров, социологов и т.д.) опирается именно на символические места или объекты, внося в них необходимые коррективы или пытаясь полностью изменить их значение. В данном ключе работают многие исследователи, например Е.Н. Богданов [1], В.Г. Зазыкин, Г.Г. Почепцов [2] и другие [9; 12; 14]. Их деятельность в большей степени направлена на создание позитивного имиджа регионов. Что же касается непосредственно городов, то рассмотрение имиджевой составляющей и активная работа по изменению образа сегодня ведется в Санкт-Петербурге, Москве, Перми, Екатеринбурге, Хабаровске и т.д. [10; 11; 15].
В северной столице России активно и достаточно эффективно работают с символическим пространством. Сегодня Санкт-Петербург имеет имидж гостеприимного культурного центра с благополучной социальной атмосферой. Однако данный опыт не всегда может быть позитивным. Например, известный мексиканский архитектор и урбанист М. Робле-Дюран проанализировал процессы, связанные с формированием привлекательного имиджа Москвы. Он отметил, что в российской столице были нарушены все правила урбанистики, наработанные за многие годы. Самая главная ошибка, которую здесь совершили - это пренебрежение наследием прошлого, уничтожение исторических построек. Важно сохранить коллективную память, иначе ничего не получится, город быстрее потеряет уникальность и перестанет быть интересным. Развитие городского пространства не должно основываться только на экономической составляющей. Каждый горожанин должен принимать участие в разработке образа города, постоянно задаваясь вопросами: «Какой образ города мы хотим наблюдать?» и «Какую жизнь в городе он должен порождать?».
В интервью М. Робле-Дюран [4] отметил важность исторического прошлого для формирования позитивного образа городского пространства и предложил ориентироваться на регионализм - художественное и политическое направление, желания которого также направлены на выявление особенностей конкретного места, его уникальной истории и своеобразной культуры. Регионализм может быть выражен в разных формах, включая, например, архитектурный облик города. К проявлению регионализма в архитектурном пространстве обращались теоретики архитектуры и за рубежом, и в России. Они отмечают, что региональная идентичность формировалась естественным путем в результате культурных связей с другими регионами. Первая проба искусственного выражения региональной уникальности относится ко времени рубежа XIX-XX веков, когда господствующий в культуре модерн стал ориентироваться на национальное начало. Цитирование архитектурных элементов прошлого постепенно перешло в глубокую осмысленность места, демонстрируя новое качество регионализма. Установление взаимосвязи архитектуры и местного ландшафта, обращение к историческим образам, применение традиционных материалов и технологий строительства и в конечном итоге воплощение «духа места» - важные проявления регионализма как культурного феномена.
Регионализм в современных архитектурных постройках города практически отсутствует, поэтому важность сохранения культурных традиций в городе, а, следовательно, и обращение к направлению в стратегии символического менеджмента очевидны.
Символический менеджмент управляет городскими символами, позволяющими сплотить общество. Но пока его практики используются точечно, порой стихийно. Однако последовательное обращение к работе с символами, как показывает опыт некоторых зарубежных (Барселона, Лондон) и российских городов (Санкт-Петербург, Новгород), позволяет обнаружить положительные сдвиги: рост геокультурного массового самосознания, усиление единства и солидарности жителей.
В работе с городскими символами необходимо придерживаться нескольких важных правил. Во-первых, необходимо ознакомиться с уже существующим городским материалом, выявить в нем те символы, которые несут в себе идеи единства и способны вызывать положительные эмоции (чувство гордости, осознание ценности и т.д.). Выверенно и последовательно расставить акценты на эти символы. Провести политику по популяризации данных мест как особо важных для города, хранящих особую память о нем. Если этого не делать, город быстрее потеряет уникальность и перестанет быть интересным. Нужны проекты, которые нацелены на преображение образа города как «города, любимого для горожан». Во-вторых, можно сконструировать новые символы, традиции, мифы, но так, чтобы они были аутентичными для жителей конкретного города. В-третьих, заботиться об их сохранности и укреплении в сознании горожан, постоянно поддерживать веру в них. Если придерживаться данных правил, то ожидаемо, что город будет перестроен исходя из логики символов.
Городские легенды и истории, памятные места, праздники и архитектурные объекты будут оказывать интенсивное влияние на формирование геокультурной идентичности, представления о «нас», о «горожанах». Политика геокультурной идентичности весьма значима для поддержания позитивной социальной атмосферы в городе. Она призвана сплотить граждан поверх этнических, религиозных, социальных и политических границ, при этом сохраняя уникальные культурные различия.
Но до того как геокультурная идентичность будет выражена в форме устойчивой причастности людей к жизни города, необходимо, чтобы она укоренилась в общественном сознании в качестве целостной конструкции из местных историй и легенд, притягательных исторических и культурных символов городской среды.
Также следует помнить, что новые символы не должны вступать в противоречие с культурными традициями и ценностями городского сообщества. Поэтому с самого начала выстраивания стратегии в русле символического менеджмента необходимо четко определить для себя понимание «геокультурной идентичности».
Рецензенты:
Копцева Н.П., д.фил.н., профессор, зав. кафедрой культурологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск;
Кирко В.И., д.ф.-м.н., профессор, зам. проректора по развитию Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.