Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN APPROACH OF FORMING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE POST-GRADUATE STUDENTS IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Laskovets M.A. 1
1 NRNU "MEPHI"
The article attempts to describe a new approach to the problems of education in the modern world with regard to extra linguistic factors that influence the education paradigm in general and training professional in particular. The problem of correlation between the traditional values and innovative approaches is crucial for the future workforce and calls for devising methods that would be effectively used to develop skills relevant to the profession. Preparing skilled workforce that could benefit the Russian Federation we deem it necessary to take into account not only the social but also the environment factor, the importance of which is conditioned by the growing concern about environmental protection and introducing technologies that will spare both natural and human resources. The author describes the main objectives of the post-graduates level foreign language training in a non-linguistics education and suggests the methods of modeling the professional competence. The article lists common cultural and vocational competences suitable for any post-graduates level course regardless of the direction of students’ vocational training. In addition, it provides the basic situations and typical profession related conversation subjects that need to be included in post-graduates level syllabus according to the 3rd generation of federal standards of education. The author of the article stresses the significance of the competitive linguistic space for sustainable development.
competitive linguistic space
vocational competences
common cultural competences
competency building approach
post-graduates level
non-linguistic university
Russian State Standards for Higher Vocational Education
Современный период в области образования в РФ можно охарактеризовать модернизацией всей образовательной системы согласно стандартам высшего профессионального образования. Задачей образования в России становятся новые требования к подготовке специалистов в области инженерного образования.

Проанализировав ФГСО ВПО, мы можем определить общекультурные профессиональные компетенции для аспирантов, а в области общекультурных компетенций это:

  • способность свободного владения иностранным языком как средством делового и профессионального общения, что соответствует уровню С1-С2, согласно Общеевропейской шкале;
  • умение работать в международной команде в условиях производственной деятельности;
  • готовность к активному общению в научной деятельности с зарубежными специалистами;
  • умение быть активным и мобильным;
  • способность быть толерантным при восприятии различных этнических традиций и культур.

В области профессиональной компетенции это:

  • умение использовать актуальную научно-техническую информацию, используя ООР;
  • способность передавать результаты своих исследований в виде рекомендаций с использованием предметной терминологии;
  • умение презентовать полученные в исследованиях результаты в виде отчетов, докладов, научных публикаций;
  • способность анализировать, синтезировать, контекстно обрабатывать научно-техническую и общенаучную иноязычную информацию;
  • участие в подготовке и реализации международных грантов;
  • умение верно и четко объяснять на иностранном языке проблемы, задачи научного анализа, связанные с осуществлением профессиональных функций;
  • умение грамотно переводить как общие, так и профессиональные тексты;
  • способность защищать, обсуждать и распространять на иностранном языке научные результаты своей деятельности;
  • умение бегло говорить на иностранном языке на любую научную тему, а также письменно излагать свои научные идеи;
  • использовать знания иностранного языка для изучения зарубежного опыта в профилирующей области.

В области профессионального иноязычного общения это:

  • участие в международных проектах, связанных с разработкой новых технологий;
  • стажировки за рубежом;
  • участие в выставочной работе, в научно-исследовательских семинарах;
  • подготовка и презентация докладов (устных и письменных), результатов своих исследований на научных конференциях и симпозиумах;
  • изучение, анализ, обобщение и использование зарубежного опыта по тематике своего исследования;
  • изучение научных результатов, анализ научной литературы в соответствии с профилем профессиональной деятельности;
  • подготовка технических отчетов, документации, рецензирование научных трудов, анализ опыта исследований, накопленных в мировой науке.

Все это способствует развитию личной заинтересованности, то есть мотивации аспиранта к совершенствованию своих знаний в иностранном языке, готовности к целенаправленному развитию своих профессиональных возможностей, необходимых в условиях непрерывного совершенствования профессиональной деятельности. Такой высокий уровень компетентности необходим для межкультурного диалога в профессиональном научном сообществе современного мира.

Высшее образование играет важную роль в социальном развитии государства и росте конкурентоспособности в экономике любой страны. Во многих вузах постоянно происходит внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) как в управленческую деятельность, так и в образовательный процесс, чтобы эффективно подготовить своих выпускников к качественной профессиональной деятельности в условиях жесткой конкуренции.

С широким использованием ИКТ увеличиваются объемы информации, передающейся через Глобальную сеть, что способствует стремительному распространению знаний. Их могут использовать как обучающиеся в вузах, так и все желающие получить эти знания в той или иной области. Все это открывает огромные возможности для создания и общего использования образовательных ресурсов, но в то же время возникают проблемы сохранения интеллектуальной собственности, защиты авторского права.

Все это требует разработки новых учебных программ и материалов, создания новых программ и курсов, организации интерактивного взаимодействия преподавателей и обучающихся (аспирантов), а также взаимодействия обучающихся между собой; разработки качественных методических и учебных материалов; умения грамотного использования системы оценки знаний, опирающихся на Общеевропейские стандарты, и, конечно, взаимодействия с рынком труда.

Нам необходимо расширить возможности использования общего доступа к ресурсам в сфере высшего образования, включающие в себя научные публикации, образовательные материалы, электронные документы, учебно-методические материалы. Здесь, конечно, должна использоваться практика доступа к этим ресурсам, также не следует забывать о хранении ООР  (открытого образовательного ресурса) в соответствии с правилами  использования  открытых образовательных ресурсов (согласно стандартам).

Мы, преподаватели, обязаны владеть новыми средствами организации учебного процесса. Для этого необходима новая инновационная образовательная среда, характеризующаяся как совокупность культурных, социальных, научных, психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых происходит модернизация образовательного процесса.

Образование в Российской Федерации - это неотъемлемая часть мирового образования, что обязывает профессорско-преподавательский состав повышать свое профессиональное мастерство, распространять передовой опыт, создавать инновационную среду посредством гибкого подхода к содержанию образования, с учетом внедрения новых образовательных технологий.

Научной основой развития к самореализации будущего ученого, инженера-физика являются интегративный и компетентностный подходы. Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт, спроектированный на компетентностном подходе и концепции интегративного подхода, обучение аспирантов будет основываться на создании инновационной образовательной среды. В этой ситуации следует учитывать, что:

  • компетентность обучающихся рассматривается как компонент профессиональной компетентности будущих ученых, который проявляется в способности самостоятельно решать поставленные задачи и проблемы в ходе профессиональной деятельности;
  • внедрение информационных технологий профессионального иноязычного образования должно опираться на психолого-педагогические особенности подготовки инженеров-физиков;
  • в основу формирования профессиональной компетентности необходимо положить принципы автономности, проблемного обучения, контекстности, адаптированности, междисциплинарности;
  • моделью формирования профессиональной компетентности будет последовательность образовательных действий, содержание обучения, включая учебную и производственную практику, приемы, формы работы, основанные на системе упражнений, направленных на формирование необходимых навыков и умений.

Все это требует выявления сущности профессиональной компетентности будущего ученого (аспиранта), изучения основных научных тенденций и подходов к формированию профессиональной компетентности; определения компонентного состава «профессиональной компетентности», как цели подготовки аспиранта; моделирования процесса обучения, опирающегося на инновационную образовательную среду; разработки и проверки системы упражнений, направленных на формирование компетентности будущего ученого;  разработки способов формирования компетентности и определения основных критериев оценки уровня сформированности профессиональной компетентности.

Для решения поставленных задач нам, преподавателям, необходимо:

  • использовать теоретический опыт анализа, синтеза научной литературы в области инженерно-физического образования, а также методику, психологическую практику профессиональной подготовки будущих специалистов;
  • опираться на инновационные процессы в области высшего образования, законодательные и нормативные документы РФ;
  • продолжать наблюдение за учебным процессом в образовательных учреждениях, проводить беседы, анкетирование, методические эксперименты и в итоге анализировать полученные данные, так необходимые для решения поставленных задач.

В процессе формирования профессиональной компетентности аспиранта следует опираться на структурно-функциональную модель, которая включает в себя аналитическую, коррекционную, коммуникативную, дискурсивную, информационно-техническую, проектировочную компетенции, формирование которых происходит на основе принципов автономности, поисковой активности, проблемного обучения, контекстности, междисциплинарности и адаптивности к индивидуальным особенностям обучающихся.

Здесь необходима реализация уже имеющейся и разработанной системы упражнений, которая направлена на формирование профессиональной и дискурсивной компетенций. Это аналитические, проблемно-исследовательские, конструктивные, оценочные упражнения, специфика которых заключается в использовании современных информационных технологий образовательной среды, что включает в себя: цифровые и технические средства обучения, интерактивные доски, специальные компьютерные программы обучения, интернет-ресурсы, образовательную платформу дистанционного обучения Moodle (Modular Object Oriented Digital Learning Environment, что в переводе означает «модульная объектно ориентированная цифровая учебная среда»), TED-конференции (www.ted.com).

Федеральный государственный образовательный стандарт разработан согласно логике компетентностного подхода, способствующего подготовке конкурентоспособных профессионалов, для обучения которых следует опираться на компетентностный и интеграционный подходы, как базовые в теоретико-методологической основе построения методики обучения профессиональной компетентности будущих ученых.

Формирование профессиональной компетенции происходит с учетом способности и готовности к проектированию, направленности на развитие межличностного и межкультурного общения, достижения обучающимися предметных, личностных результатов, а это важный компонент во всем процессе обучения аспирантов научно-технических вузов.

Исходя из вышесказанного, отметим, что подготовка современного ученого, аспиранта должна отвечать требованиям ФГОС ВПО, и она реально выполнима в рамках инновационной образовательной среды, включающей в себя культурные, социальные, научные условия, в результате взаимодействия которых происходит модернизация образования в целом.

Становление аспирантов, как будущих ученых, происходит с учетом целостно-личностного развития и основано на компетентностном и интеграционном подходе в процессе обучения.

Рецензенты:

Тупчиенко В.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Управление бизнес-проектами», Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва;

Путилов А.В., д.т.н., профессор, декан факультета управления и экономики высоких технологий, Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва.