Проанализировав ФГСО ВПО, мы можем определить общекультурные профессиональные компетенции для аспирантов, а в области общекультурных компетенций это:
- способность свободного владения иностранным языком как средством делового и профессионального общения, что соответствует уровню С1-С2, согласно Общеевропейской шкале;
- умение работать в международной команде в условиях производственной деятельности;
- готовность к активному общению в научной деятельности с зарубежными специалистами;
- умение быть активным и мобильным;
- способность быть толерантным при восприятии различных этнических традиций и культур.
В области профессиональной компетенции это:
- умение использовать актуальную научно-техническую информацию, используя ООР;
- способность передавать результаты своих исследований в виде рекомендаций с использованием предметной терминологии;
- умение презентовать полученные в исследованиях результаты в виде отчетов, докладов, научных публикаций;
- способность анализировать, синтезировать, контекстно обрабатывать научно-техническую и общенаучную иноязычную информацию;
- участие в подготовке и реализации международных грантов;
- умение верно и четко объяснять на иностранном языке проблемы, задачи научного анализа, связанные с осуществлением профессиональных функций;
- умение грамотно переводить как общие, так и профессиональные тексты;
- способность защищать, обсуждать и распространять на иностранном языке научные результаты своей деятельности;
- умение бегло говорить на иностранном языке на любую научную тему, а также письменно излагать свои научные идеи;
- использовать знания иностранного языка для изучения зарубежного опыта в профилирующей области.
В области профессионального иноязычного общения это:
- участие в международных проектах, связанных с разработкой новых технологий;
- стажировки за рубежом;
- участие в выставочной работе, в научно-исследовательских семинарах;
- подготовка и презентация докладов (устных и письменных), результатов своих исследований на научных конференциях и симпозиумах;
- изучение, анализ, обобщение и использование зарубежного опыта по тематике своего исследования;
- изучение научных результатов, анализ научной литературы в соответствии с профилем профессиональной деятельности;
- подготовка технических отчетов, документации, рецензирование научных трудов, анализ опыта исследований, накопленных в мировой науке.
Все это способствует развитию личной заинтересованности, то есть мотивации аспиранта к совершенствованию своих знаний в иностранном языке, готовности к целенаправленному развитию своих профессиональных возможностей, необходимых в условиях непрерывного совершенствования профессиональной деятельности. Такой высокий уровень компетентности необходим для межкультурного диалога в профессиональном научном сообществе современного мира.
Высшее образование играет важную роль в социальном развитии государства и росте конкурентоспособности в экономике любой страны. Во многих вузах постоянно происходит внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) как в управленческую деятельность, так и в образовательный процесс, чтобы эффективно подготовить своих выпускников к качественной профессиональной деятельности в условиях жесткой конкуренции.
С широким использованием ИКТ увеличиваются объемы информации, передающейся через Глобальную сеть, что способствует стремительному распространению знаний. Их могут использовать как обучающиеся в вузах, так и все желающие получить эти знания в той или иной области. Все это открывает огромные возможности для создания и общего использования образовательных ресурсов, но в то же время возникают проблемы сохранения интеллектуальной собственности, защиты авторского права.
Все это требует разработки новых учебных программ и материалов, создания новых программ и курсов, организации интерактивного взаимодействия преподавателей и обучающихся (аспирантов), а также взаимодействия обучающихся между собой; разработки качественных методических и учебных материалов; умения грамотного использования системы оценки знаний, опирающихся на Общеевропейские стандарты, и, конечно, взаимодействия с рынком труда.
Нам необходимо расширить возможности использования общего доступа к ресурсам в сфере высшего образования, включающие в себя научные публикации, образовательные материалы, электронные документы, учебно-методические материалы. Здесь, конечно, должна использоваться практика доступа к этим ресурсам, также не следует забывать о хранении ООР (открытого образовательного ресурса) в соответствии с правилами использования открытых образовательных ресурсов (согласно стандартам).
Мы, преподаватели, обязаны владеть новыми средствами организации учебного процесса. Для этого необходима новая инновационная образовательная среда, характеризующаяся как совокупность культурных, социальных, научных, психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых происходит модернизация образовательного процесса.
Образование в Российской Федерации - это неотъемлемая часть мирового образования, что обязывает профессорско-преподавательский состав повышать свое профессиональное мастерство, распространять передовой опыт, создавать инновационную среду посредством гибкого подхода к содержанию образования, с учетом внедрения новых образовательных технологий.
Научной основой развития к самореализации будущего ученого, инженера-физика являются интегративный и компетентностный подходы. Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт, спроектированный на компетентностном подходе и концепции интегративного подхода, обучение аспирантов будет основываться на создании инновационной образовательной среды. В этой ситуации следует учитывать, что:
- компетентность обучающихся рассматривается как компонент профессиональной компетентности будущих ученых, который проявляется в способности самостоятельно решать поставленные задачи и проблемы в ходе профессиональной деятельности;
- внедрение информационных технологий профессионального иноязычного образования должно опираться на психолого-педагогические особенности подготовки инженеров-физиков;
- в основу формирования профессиональной компетентности необходимо положить принципы автономности, проблемного обучения, контекстности, адаптированности, междисциплинарности;
- моделью формирования профессиональной компетентности будет последовательность образовательных действий, содержание обучения, включая учебную и производственную практику, приемы, формы работы, основанные на системе упражнений, направленных на формирование необходимых навыков и умений.
Все это требует выявления сущности профессиональной компетентности будущего ученого (аспиранта), изучения основных научных тенденций и подходов к формированию профессиональной компетентности; определения компонентного состава «профессиональной компетентности», как цели подготовки аспиранта; моделирования процесса обучения, опирающегося на инновационную образовательную среду; разработки и проверки системы упражнений, направленных на формирование компетентности будущего ученого; разработки способов формирования компетентности и определения основных критериев оценки уровня сформированности профессиональной компетентности.
Для решения поставленных задач нам, преподавателям, необходимо:
- использовать теоретический опыт анализа, синтеза научной литературы в области инженерно-физического образования, а также методику, психологическую практику профессиональной подготовки будущих специалистов;
- опираться на инновационные процессы в области высшего образования, законодательные и нормативные документы РФ;
- продолжать наблюдение за учебным процессом в образовательных учреждениях, проводить беседы, анкетирование, методические эксперименты и в итоге анализировать полученные данные, так необходимые для решения поставленных задач.
В процессе формирования профессиональной компетентности аспиранта следует опираться на структурно-функциональную модель, которая включает в себя аналитическую, коррекционную, коммуникативную, дискурсивную, информационно-техническую, проектировочную компетенции, формирование которых происходит на основе принципов автономности, поисковой активности, проблемного обучения, контекстности, междисциплинарности и адаптивности к индивидуальным особенностям обучающихся.
Здесь необходима реализация уже имеющейся и разработанной системы упражнений, которая направлена на формирование профессиональной и дискурсивной компетенций. Это аналитические, проблемно-исследовательские, конструктивные, оценочные упражнения, специфика которых заключается в использовании современных информационных технологий образовательной среды, что включает в себя: цифровые и технические средства обучения, интерактивные доски, специальные компьютерные программы обучения, интернет-ресурсы, образовательную платформу дистанционного обучения Moodle (Modular Object Oriented Digital Learning Environment, что в переводе означает «модульная объектно ориентированная цифровая учебная среда»), TED-конференции (www.ted.com).
Федеральный государственный образовательный стандарт разработан согласно логике компетентностного подхода, способствующего подготовке конкурентоспособных профессионалов, для обучения которых следует опираться на компетентностный и интеграционный подходы, как базовые в теоретико-методологической основе построения методики обучения профессиональной компетентности будущих ученых.
Формирование профессиональной компетенции происходит с учетом способности и готовности к проектированию, направленности на развитие межличностного и межкультурного общения, достижения обучающимися предметных, личностных результатов, а это важный компонент во всем процессе обучения аспирантов научно-технических вузов.
Исходя из вышесказанного, отметим, что подготовка современного ученого, аспиранта должна отвечать требованиям ФГОС ВПО, и она реально выполнима в рамках инновационной образовательной среды, включающей в себя культурные, социальные, научные условия, в результате взаимодействия которых происходит модернизация образования в целом.
Становление аспирантов, как будущих ученых, происходит с учетом целостно-личностного развития и основано на компетентностном и интеграционном подходе в процессе обучения.
Рецензенты:
Тупчиенко В.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Управление бизнес-проектами», Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва;
Путилов А.В., д.т.н., профессор, декан факультета управления и экономики высоких технологий, Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Ласковец М.А. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АСПИРАНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18556 (дата обращения: 08.10.2024).