Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TECHNOLOGY OF CREATIVE WORKSHOPS IN THE PROCESS OF TRAINING A FUTURE TECHNOLOGY TEACHER

Fayzrakhmanova A.L. 1 Fayzrakhmanov I.M. 1
1 Branch of Kazan Federal Univercity in Elabuga
Features of one of modern educational technologies – technology of creative workshops- use in the process of training students – future technology teachers have been discussed in this article. The author gives a definition of this concept, highlights the characteristic features of the technology and an algorithm for its use in the educational process. A theoretical model of technology of creative workshops use at the lessons of the discipline «Design and simulation of children´s clothing», presented in this article is considered to be a part of professional cycle of primary educational training program for students being trained in the direction - 44.03.05 Pedagogical education, the profile of Technology and further education, at the same time it is a definite step in the development of pedagogical theory and practice in the chosen field. It contributes to the improvement of engineering and technology faculty students training to the profession activities on the whole, and to the creative activity in particular.
development of abilities
Modern educational technologies
technology of creative workshops

Целью образования является личность, обладающая определенным набором знаний, навыков, профессиональных и морально-этических качеств. Минимальный перечень таких требований к выпускнику образовательного учреждения сформулирован в государственных образовательных стандартах [1, с. 5]. Новые образовательные стандарты целями высшего образования в самом общем виде определяют формирование компетентностей современного человека – общекультурных и профессиональных. Выйти на декларируемые стандартом результаты освоения основных образовательных программ позволяет использование современных педагогических технологий [6].

Исследователями представлено множество видов современных педагогических технологий, наиболее полной мы считаем классификацию О.Б. Даутовой, Е.В. Иваньшиной и др. [4, с. 4], которые выделяют технологии кейсов, диалогового взаимодействия, развития критического мышления и технологию мастерских, среди которых различают «педагогические мастерские», «мастерские обсуждения проблем», «творческие мастерские», «мастерские пластики», «мастерские педагогического взаимодействия» и др.

Теоретико-методологические основания использования технологии творческих мастерских в подготовке студентов

Особый интерес в подготовке будущего учителя технологии вызывает технология творческих мастерских (ТТМ), которую мы определяем как динамичную, вариативную и интегративную форму организации профессионального обучения, осуществляемую в совместной диалоговой деятельности педагога-мастера с обучающимися, которая характеризуется погружением в творческий процесс и направленностью на творческое самообразование, саморазвитие личности каждого участника деятельности.

ТТМ позволяет решить ряд актуальных проблем высшего образования: проблемы мотивационной, дидактической и психологической сфер [3, с.18]. В частности, при использовании в учебном процессе ТТМ решаются проблемы перехода от потребительского отношения студента к деятельности преподавателя к совместной творческо-созидательной и исследовательской познавательной деятельности. ТТМ способствует раскрытию и развитию своих способностей через систематическое погружение в совместную учебно-познавательную творческую деятельность [5].

Главными особенностями организации ТТМ являются:

  • группа делится на подгруппы – мастерские для решения конкретных учебных задач;
  • каждая мастерская получает определенное задание;
  • продолжительность работы творческой мастерской может варьироваться от одного занятия до целого семестра;
  • задания в мастерской выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена мастерской;
  • состав мастерской постоянный на весь период работы.

Разные авторы, исследовавшие технологию мастерских, предлагают свои этапы работы, с некоторыми отличиями, но схожие по смыслу [2, 3, 4]. Проанализировав их, мы разработали авторский алгоритм творческой мастерской, который представлен в таблице 1.

Таблица 1

Алгоритм использования ТТМ

№ п/п

Этап

Содержание деятельности

1

Подготовительный

1. Распределение на группы – мастерские

2. Постановка творческой познавательной или исследовательской задачи

3. Инструктаж о последовательности работы (демонстрация образцов, раздача дидактического материала)

2

Творческий

1. Поиск и определение общей концепции мастерской (основной идеи)

2. Поиск формы изделия и его элементов

3. Поиск и определение цветового решения

4. Поиск и определение орнаментального решения

5. Поиск и определение оптимальных материалов и инструментов

6. Эскизная проработка концепции мастерской

3.

Технологический

1. Разработка технологической последовательности изготовления изделия

2. Подбор материалов и инструментов

3. Изготовление изделий

4.

Заключительный

1. Обсуждение индивидуальных результатов работы в мастерской

2. Обсуждение и анализ общих итогов работы мастерской

3. Презентация работы мастерской

Модель использования ТТМ на занятиях по дисциплинам профессионального цикла при подготовке студентов – будущих учителей технологии

В результате исследования теоретико-методологических оснований использования ТТМ в подготовке будущих учителей технологии нами построена и описана структурно-содержательная модель использования данной технологии на занятиях по дисциплинам профессионального цикла при подготовке студентов.

Разработанная нами теоретическая модель использования ТТМ на занятиях по дисциплине «Конструирование и моделирование детской одежды», входящей в профессиональный цикл основной образовательной программы подготовки студентов по направлению подготовки – 44.03.05 Педагогическое образование, профиль – Технология и дополнительное образование, является определенным шагом вперед в развитии педагогической теории и практике в избранной области. Она способствует совершенствованию подготовки студентов инженерно-технологического факультета к профессиональной деятельности в целом, а также творческой в частности.

Модель представляет собой целостную систему с множеством взаимосвязанных элементов (рисунок 1). Ее основой является цель – формирование необходимого объема знаний, умений и практических навыков, которые позволят студентам выбирать оптимальные конструктивные и композиционные решения для создания детской одежды с высокими эстетическими и утилитарными свойствами. В компонентный состав нашей модели вошел алгоритм использования ТТМ в учебном процессе. В модель включен блок показателей и критериев эффективности использования ТТМ. Так, все показатели нами объединены в две группы эффективности – психологическую и функциональную.

В блок психологической эффективности включены следующие показатели и критерии:

  • активность и самостоятельность: активность; познавательный интерес; интеллектуальные качества;
  • развитие способностей: уровень развития творческих способностей; познавательных; рефлексивных; коммуникативных;
  • профессиональная направленность: уровень профессиональной направленности.

В блок функциональной эффективности мы включили такие показатели и критерии, как:

  • освоение ТТМ: уровень освоения технологии;
  • создание ситуации творчества: восприятие комфортности; уровень эмоциональности; уровень творческой раскованности;
  • инновационная продуктивность: уровень продуктивности.

Результат творческой мастерской может быть двойственным:

1) внутренний результат – знакомство с новыми понятиями, технологиями, методами и т.п.; осознание личностной значимости содержания; эмоциональное переживание и формирование ценностных отношений к содержанию темы; новые вопросы, требующие размышления, углубления в тему;

2) внешний результат – творческая работа в разных формах (изделие или коллекция изделий, рисунки, эскизы, коллажи и т.п.).

Заключение

Проведенный анализ показал, что в творческой мастерской возникают удивительные интеллектуально-энергетические потоки, втягивающие каждого ее участника в творческое созидание, которое способствует духовно-нравственному развитию. Подготовка будущих учителей технологии в условиях творческой мастерской позволяет осознать социальную и личностную значимость будущей профессии, а также способствует формированию осознанности достижения поставленных целей, развитию творческого потенциала и способности к сотрудничеству, сотворчеству и самореализации.

Творческая мастерская выступает в качестве инновационной интерактивной формы организации обучения, которая заключается в особенностях ее структуры и деятельности, способствует становлению профессионально-творческой личности будущего учителя технологии.

Рис.1. Модель использования технологии творческих мастерских на занятиях по дисциплине «Конструирование и моделирование детской одежды» в процессе подготовки будущих учителей технологии

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования, Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет», г. Елабуга;

Бадаев В.С., д.п.н., профессор кафедры изобразительного искусства Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны.