Целью образования является личность, обладающая определенным набором знаний, навыков, профессиональных и морально-этических качеств. Минимальный перечень таких требований к выпускнику образовательного учреждения сформулирован в государственных образовательных стандартах [1, с. 5]. Новые образовательные стандарты целями высшего образования в самом общем виде определяют формирование компетентностей современного человека – общекультурных и профессиональных. Выйти на декларируемые стандартом результаты освоения основных образовательных программ позволяет использование современных педагогических технологий [6].
Исследователями представлено множество видов современных педагогических технологий, наиболее полной мы считаем классификацию О.Б. Даутовой, Е.В. Иваньшиной и др. [4, с. 4], которые выделяют технологии кейсов, диалогового взаимодействия, развития критического мышления и технологию мастерских, среди которых различают «педагогические мастерские», «мастерские обсуждения проблем», «творческие мастерские», «мастерские пластики», «мастерские педагогического взаимодействия» и др.
Теоретико-методологические основания использования технологии творческих мастерских в подготовке студентов
Особый интерес в подготовке будущего учителя технологии вызывает технология творческих мастерских (ТТМ), которую мы определяем как динамичную, вариативную и интегративную форму организации профессионального обучения, осуществляемую в совместной диалоговой деятельности педагога-мастера с обучающимися, которая характеризуется погружением в творческий процесс и направленностью на творческое самообразование, саморазвитие личности каждого участника деятельности.
ТТМ позволяет решить ряд актуальных проблем высшего образования: проблемы мотивационной, дидактической и психологической сфер [3, с.18]. В частности, при использовании в учебном процессе ТТМ решаются проблемы перехода от потребительского отношения студента к деятельности преподавателя к совместной творческо-созидательной и исследовательской познавательной деятельности. ТТМ способствует раскрытию и развитию своих способностей через систематическое погружение в совместную учебно-познавательную творческую деятельность [5].
Главными особенностями организации ТТМ являются:
- группа делится на подгруппы – мастерские для решения конкретных учебных задач;
- каждая мастерская получает определенное задание;
- продолжительность работы творческой мастерской может варьироваться от одного занятия до целого семестра;
- задания в мастерской выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена мастерской;
- состав мастерской постоянный на весь период работы.
Разные авторы, исследовавшие технологию мастерских, предлагают свои этапы работы, с некоторыми отличиями, но схожие по смыслу [2, 3, 4]. Проанализировав их, мы разработали авторский алгоритм творческой мастерской, который представлен в таблице 1.
Таблица 1
Алгоритм использования ТТМ
№ п/п |
Этап |
Содержание деятельности |
1 |
Подготовительный |
1. Распределение на группы – мастерские |
2. Постановка творческой познавательной или исследовательской задачи |
||
3. Инструктаж о последовательности работы (демонстрация образцов, раздача дидактического материала) |
||
2 |
Творческий |
1. Поиск и определение общей концепции мастерской (основной идеи) |
2. Поиск формы изделия и его элементов |
||
3. Поиск и определение цветового решения |
||
4. Поиск и определение орнаментального решения |
||
5. Поиск и определение оптимальных материалов и инструментов |
||
6. Эскизная проработка концепции мастерской |
||
3. |
Технологический |
1. Разработка технологической последовательности изготовления изделия |
2. Подбор материалов и инструментов |
||
3. Изготовление изделий |
||
4. |
Заключительный |
1. Обсуждение индивидуальных результатов работы в мастерской |
2. Обсуждение и анализ общих итогов работы мастерской |
||
3. Презентация работы мастерской |
Модель использования ТТМ на занятиях по дисциплинам профессионального цикла при подготовке студентов – будущих учителей технологии
В результате исследования теоретико-методологических оснований использования ТТМ в подготовке будущих учителей технологии нами построена и описана структурно-содержательная модель использования данной технологии на занятиях по дисциплинам профессионального цикла при подготовке студентов.
Разработанная нами теоретическая модель использования ТТМ на занятиях по дисциплине «Конструирование и моделирование детской одежды», входящей в профессиональный цикл основной образовательной программы подготовки студентов по направлению подготовки – 44.03.05 Педагогическое образование, профиль – Технология и дополнительное образование, является определенным шагом вперед в развитии педагогической теории и практике в избранной области. Она способствует совершенствованию подготовки студентов инженерно-технологического факультета к профессиональной деятельности в целом, а также творческой в частности.
Модель представляет собой целостную систему с множеством взаимосвязанных элементов (рисунок 1). Ее основой является цель – формирование необходимого объема знаний, умений и практических навыков, которые позволят студентам выбирать оптимальные конструктивные и композиционные решения для создания детской одежды с высокими эстетическими и утилитарными свойствами. В компонентный состав нашей модели вошел алгоритм использования ТТМ в учебном процессе. В модель включен блок показателей и критериев эффективности использования ТТМ. Так, все показатели нами объединены в две группы эффективности – психологическую и функциональную.
В блок психологической эффективности включены следующие показатели и критерии:
- активность и самостоятельность: активность; познавательный интерес; интеллектуальные качества;
- развитие способностей: уровень развития творческих способностей; познавательных; рефлексивных; коммуникативных;
- профессиональная направленность: уровень профессиональной направленности.
В блок функциональной эффективности мы включили такие показатели и критерии, как:
- освоение ТТМ: уровень освоения технологии;
- создание ситуации творчества: восприятие комфортности; уровень эмоциональности; уровень творческой раскованности;
- инновационная продуктивность: уровень продуктивности.
Результат творческой мастерской может быть двойственным:
1) внутренний результат – знакомство с новыми понятиями, технологиями, методами и т.п.; осознание личностной значимости содержания; эмоциональное переживание и формирование ценностных отношений к содержанию темы; новые вопросы, требующие размышления, углубления в тему;
2) внешний результат – творческая работа в разных формах (изделие или коллекция изделий, рисунки, эскизы, коллажи и т.п.).
Заключение
Проведенный анализ показал, что в творческой мастерской возникают удивительные интеллектуально-энергетические потоки, втягивающие каждого ее участника в творческое созидание, которое способствует духовно-нравственному развитию. Подготовка будущих учителей технологии в условиях творческой мастерской позволяет осознать социальную и личностную значимость будущей профессии, а также способствует формированию осознанности достижения поставленных целей, развитию творческого потенциала и способности к сотрудничеству, сотворчеству и самореализации.
Творческая мастерская выступает в качестве инновационной интерактивной формы организации обучения, которая заключается в особенностях ее структуры и деятельности, способствует становлению профессионально-творческой личности будущего учителя технологии.
Рис.1. Модель использования технологии творческих мастерских на занятиях по дисциплине «Конструирование и моделирование детской одежды» в процессе подготовки будущих учителей технологии
Рецензенты:
Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования, Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет», г. Елабуга;
Бадаев В.С., д.п.н., профессор кафедры изобразительного искусства Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны.
Библиографическая ссылка
Файзрахманова А.Л., Файзрахманов И.М. ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18502 (дата обращения: 10.10.2024).