Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF STUDENTS ´ SELF-ACTUALIZATION

Gutsunaeva S.V. 1
1 North-Ossetian State Pedagogical Institute
The article deals with the concept and the features of a self-actualization. Presents the results of empirical study of students´ self-actualization through analysis of the values for self-actualization, the needs of cognition, creativity, self-understanding, flexibility in communication, gender differences self-actualization. Based on these results there are some conclusions: the findings that in the manifestation of self-actualization in a sample of students, there are gender differences: masculine type of personalities (girls and boys) is more pronounced need for cognition; girls feminine type are characterized with creativity and flexibility in communication, the girls androgynous type - your self-understanding and values for self-actualization, boys androgynous type have flexibility in communication. Also, the results suggest that girls have a self-actualization due to greater sensitivity, self-understanding, sensitivity, creative attitude to the world, the values for self-actualization, striving for a harmonious existence, boys have a self-actualization due to opening up new experiences, the ability to knowledge, interest in the new, the ability to quickly establish contacts and build relationships with others. The empirical data can be used in аdvisory practice to provide psychological assistance on individual self-actualization.
androgynous
feminine
masculine
gender
students
self-actualization

Студенческий возраст представляет собой переход между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходят многомерные процессы, связанные с обретением взрослой идентичности. От характера самоактуализации студентов зависит успешность их самореализации в учебе, общественной и профессиональной деятельности, стратегия достижения целей, которые он ставит перед собой, степень устойчивости в ситуациях фрустрации и т.д.

Самоактуализация личности является сложным и комплексным понятием, рассматриваемым как высшая потребность, основная движущая сила, направляющая личность в направлении роста и развития [3].

Процесс самоактуализации проходит в непосредственном взаимодействии с окружающей средой, в значимой сфере жизни, посредством ведущей деятельности. Данный феномен невозможно в полной мере рассматривать в отрыве от социального контекста, без учета психологических характеристик и свойств личности.

Теория самоактуализации была разработана А. Маслоу в рамках гуманистического направления и нашла свое развитие в работах К. Роджерса, Э. Шострома, Р. Ассаджиоли, В. Франкла, К. Хорни, Ф. Перлза и др. В отечественных исследованиях феномен самоактуализации изучается в акмеологическом аспекте А.А. Бодалевым, А.А. Деркачом, Н.В. Кузьминой и др.

В рамках своей теории А. Маслоу предложил следующие характеристики самоактуализирующегося человека: более эффективное восприятие реальности; приятие себя, других и природы; непосредственность, простота и естественность; центрированность на проблеме; независимость, потребность в уединении; автономия, независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия; вершинные переживания; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократичный характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность; сопротивление окультуриванию [3].

Анализируя психологическую литературу, по­священную проблеме самоактуализации личнос­ти, можно выделить 4 основных направления этих исследований:

1) изучение особенностей самоактуализации лично­сти в контексте ее профессиональной самореали­зации и самоутверждения;

2) описание возрастных особенностей самоактуализации личности;

3) исследование влияния социализации на самоактуализацию личности в различных культурах;

4) анализ взаимосвязи самоактуализации с различными свой­ствами личности.

Цель данного исследования состояла в выявлении особенностей самоактуализации студентов через анализ гендерных различий.

Объектом исследования выступили студенты ВУЗов Республики Северная Осетия-Алания в возрасте от 17 до 21 года. Общий объем выборки 60 человек.

Методы исследования: особенности самоактуализации студентов изучались с помощью опросника «Диагностика самоактуализации личности» (А.В. Лазуркин, в адаптации Н.Ф. Калина) и полоролевого опросника С. Бэм [2]. Для обработки результатов использовались методы математической статистики (Т–критерий Стьюдента) [4].

Результаты исследования и их обсуждение

По результатам проведенного эмпирического исследования уровень самоактуализации выше среднего был выявлен у 62,5% респондентов от общего числа выборки (из них 60 % - это студенты мужского пола и 40% - женского), у 37,5% студентов был выявлен уровень самоактуализации ниже среднего и низкий.

Далее мы рассмотрели особенности самоактуализации по отдельным шкалам. Для анализа нами были выбраны 5 шкал: ценности, потребность в познании, креативность, самопонимание, гибкость в общении.

Результаты показали, что 42% студентов получили высокий балл по шкале ценностей, что свидетельствует о том, что они разделяют ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, самодостаточность [3]. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми.

Высокая потребность в познании характерна для 72% студентов, принявших участие в исследовании. Эта шкала описывает открытость новым впечатлениям, бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает А. Маслоу более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать.

Стремление к творчеству или креативность – непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни. Высокий балл по этой шкале продемонстрировали 50% респондентов - студентов.

Высокий показатель по шкале самопонимания был выявлен у 55% студенческой молодежи, что свидетельствует об их чувствительности, сензитивности к своим желаниям и потребностям.

Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. В исследованной выборке было выявлено 63% студентов с высокими показателями по данной шкале.

Одной из задач исследования было выявить различия в особенностях самоактуализации личности в зависимости от её гендерной идентификации.

С помощью полоролевого опросника С. Бэм, респонденты оценивали, насколько им присущи андрогинные, фемининные и маскулинные качества. Проанализировав результаты, мы выявили соотношение в исследованной нами выборке юношей и девушек с преобладанием маскулинных, фемининных и андрогинных черт личности. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Соотношение респондентов с преобладанием маскулинных, фемининных и андрогинных черт личности ( в %).

респонденты

маскулинные

фемининные

андрогинные

студенты мужского пола

66,7

22,2

11,1

студенты женского пола

28,6

28,6

42,8

Для выявления гендерных различий самоактуализации студентов был проведен сравнительный анализ результатов исследования мужской и женской части выборки с помощью t – критерия Стьюдента.

Сравнительный анализ по уровню самоактуализации показал, что в выборке женщин самый высокий уровень самоактуализации у студенток с андрогинным типом личности, т.е. у тех, у кого одинаково выражены и маскулинные и фемининные черты, затем у студенток с преобладанием фемининных черт, и самый низкий уровень самоактуализации у женщин с преобладанием маскулинных черт (различия значимы на уровне р ≥ 0,05).

В выборке мужчин самый высокий уровень самоактуализации выявлен у студентов с преобладанием маскулинных черт личности (различия значимы на уровне р ≥ 0,01), затем у студентов – мужчин фемининного типа и самый низкий уровень самоактуализации выявлен у студентов с андрогинным типом личности. Результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Средние значения уровня самоактуализации в выборке студентов с различной гендерной идентификацией

Различия по отдельным шкалам самоактуализации у студенток, девушек с преобладанием маскулинности, фемининности и андрогинности представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Средние значения по шкалам самоактуализации в выборке женщин с различной гендерной идентификацией

Анализ полученных данных позволил утверждать, что девушки, в которых сочетаются и маскулинные и фемининные качества, т.е. андрогинные в большей степени склонны разделять ценности самоактуализирующейся личности (различия значимы на уровне р ≥ 0,01) и у них больший уровень самопонимания. Фемининным девушкам в большей степени характерны креативность и гибкость в общении, маскулинных девушек характеризует более выраженная потребность в познании.

Что касается мужской части выборки студентов, то здесь получены следующие результаты: ценности самоактуализирующейся личности разделяют одинаково юноши и маскулинного и фемининного типа. У маскулинных юношей выявлен более высокий уровень потребности в познании, креативности и самопонимания (различия значимы на уровне р ≥ 0,05) по сравнению с фемининными и анодрогинными юношами. У юношей с андрогинным типом при этом более высокий показатель гибкости в общении. Результаты представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Средние значения по шкалам самоактуализации в выборке мужчин с различной гендерной идентификацией

Выводы

Таким образом, на основании результатов, представленных на рисунках №№ 2,3, можно сделать вывод, что проявление компонентов самоактуализации личности у фемининных, маскулинных и андрогинных личностей имеет свои особенности: у личностей маскулинного типа (и юношей и девушек) больше проявляется потребность в познании; у девушек фемининного типа – креативность и гибкость в общении, у девушек андрогинного типа – самопонимание и ценности самоактуализирующейся личности, у юношей андрогинного типа – гибкость в общении.

Полученные результаты свидетельствуют, что в проявлении аспектов самоактуализации в выборке студенческой молодежи наблюдаются гендерные различия. Девушки самоактуализируются за счет большего самонимания, чувствительности, сензитивности, проявления креативности, творческого отношения к миру, принятия ценностей самоактуализирующейся личности, стремления к гармоничному бытию; юноши – за счет открытости новым впечатлениям, способности к бытийному познанию, интереса к новому, а также за счет умения быстро устанавливать контакты и выстраивать отношения с окружающими.

Процесс самоактуализации может протекать спонтанно, однако при создании благоприятных условий существует возможность стимулирования, поддержки, сопровождения процесса самоактуализации.

В высшей школе есть возможность создания условий, позволяющих наиболее полно раскрыть внутренний потенциал студентов во время их обучения в вузе и благоприятствующих их самоактуализации.

Очень важными средствами и формами работы в системе психолого-педагогического сопровождения самоактуализации студентов в вузе являются: тренинги самоактуализации, тестирование, с помощью которого определяется эффективность системы педагогических условий, стимулирующих самоактуализацию студентов вуза, индивидуальные консультации для студентов, консультации преподавателей, направленные на осознание путей самоактуализации.

Значимость данного исследования заключается в возможности применения полученных результатов в консультативной работе со студентами по проблемам самоактуализации личности.

Рецензенты:

Киргуева Ф.Х., д.п.н., доцент, профессор кафедры дошкольного и начального образования ГБОУ ВПО СОГПИ, г. Владикавказ;

Кокаева И.Ю., д.п.н., доцент, профессор кафедры дефектологического образования ГБОУ ВПО СОГПИ, г. Владикавказ.