Студенческий возраст представляет собой переход между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходят многомерные процессы, связанные с обретением взрослой идентичности. От характера самоактуализации студентов зависит успешность их самореализации в учебе, общественной и профессиональной деятельности, стратегия достижения целей, которые он ставит перед собой, степень устойчивости в ситуациях фрустрации и т.д.
Самоактуализация личности является сложным и комплексным понятием, рассматриваемым как высшая потребность, основная движущая сила, направляющая личность в направлении роста и развития [3].
Процесс самоактуализации проходит в непосредственном взаимодействии с окружающей средой, в значимой сфере жизни, посредством ведущей деятельности. Данный феномен невозможно в полной мере рассматривать в отрыве от социального контекста, без учета психологических характеристик и свойств личности.
Теория самоактуализации была разработана А. Маслоу в рамках гуманистического направления и нашла свое развитие в работах К. Роджерса, Э. Шострома, Р. Ассаджиоли, В. Франкла, К. Хорни, Ф. Перлза и др. В отечественных исследованиях феномен самоактуализации изучается в акмеологическом аспекте А.А. Бодалевым, А.А. Деркачом, Н.В. Кузьминой и др.
В рамках своей теории А. Маслоу предложил следующие характеристики самоактуализирующегося человека: более эффективное восприятие реальности; приятие себя, других и природы; непосредственность, простота и естественность; центрированность на проблеме; независимость, потребность в уединении; автономия, независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия; вершинные переживания; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократичный характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность; сопротивление окультуриванию [3].
Анализируя психологическую литературу, посвященную проблеме самоактуализации личности, можно выделить 4 основных направления этих исследований:
1) изучение особенностей самоактуализации личности в контексте ее профессиональной самореализации и самоутверждения;
2) описание возрастных особенностей самоактуализации личности;
3) исследование влияния социализации на самоактуализацию личности в различных культурах;
4) анализ взаимосвязи самоактуализации с различными свойствами личности.
Цель данного исследования состояла в выявлении особенностей самоактуализации студентов через анализ гендерных различий.
Объектом исследования выступили студенты ВУЗов Республики Северная Осетия-Алания в возрасте от 17 до 21 года. Общий объем выборки 60 человек.
Методы исследования: особенности самоактуализации студентов изучались с помощью опросника «Диагностика самоактуализации личности» (А.В. Лазуркин, в адаптации Н.Ф. Калина) и полоролевого опросника С. Бэм [2]. Для обработки результатов использовались методы математической статистики (Т–критерий Стьюдента) [4].
Результаты исследования и их обсуждение
По результатам проведенного эмпирического исследования уровень самоактуализации выше среднего был выявлен у 62,5% респондентов от общего числа выборки (из них 60 % - это студенты мужского пола и 40% - женского), у 37,5% студентов был выявлен уровень самоактуализации ниже среднего и низкий.
Далее мы рассмотрели особенности самоактуализации по отдельным шкалам. Для анализа нами были выбраны 5 шкал: ценности, потребность в познании, креативность, самопонимание, гибкость в общении.
Результаты показали, что 42% студентов получили высокий балл по шкале ценностей, что свидетельствует о том, что они разделяют ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, самодостаточность [3]. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми.
Высокая потребность в познании характерна для 72% студентов, принявших участие в исследовании. Эта шкала описывает открытость новым впечатлениям, бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает А. Маслоу более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать.
Стремление к творчеству или креативность – непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни. Высокий балл по этой шкале продемонстрировали 50% респондентов - студентов.
Высокий показатель по шкале самопонимания был выявлен у 55% студенческой молодежи, что свидетельствует об их чувствительности, сензитивности к своим желаниям и потребностям.
Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. В исследованной выборке было выявлено 63% студентов с высокими показателями по данной шкале.
Одной из задач исследования было выявить различия в особенностях самоактуализации личности в зависимости от её гендерной идентификации.
С помощью полоролевого опросника С. Бэм, респонденты оценивали, насколько им присущи андрогинные, фемининные и маскулинные качества. Проанализировав результаты, мы выявили соотношение в исследованной нами выборке юношей и девушек с преобладанием маскулинных, фемининных и андрогинных черт личности. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Соотношение респондентов с преобладанием маскулинных, фемининных и андрогинных черт личности ( в %).
респонденты |
маскулинные |
фемининные |
андрогинные |
студенты мужского пола |
66,7 |
22,2 |
11,1 |
студенты женского пола |
28,6 |
28,6 |
42,8 |
Для выявления гендерных различий самоактуализации студентов был проведен сравнительный анализ результатов исследования мужской и женской части выборки с помощью t – критерия Стьюдента.
Сравнительный анализ по уровню самоактуализации показал, что в выборке женщин самый высокий уровень самоактуализации у студенток с андрогинным типом личности, т.е. у тех, у кого одинаково выражены и маскулинные и фемининные черты, затем у студенток с преобладанием фемининных черт, и самый низкий уровень самоактуализации у женщин с преобладанием маскулинных черт (различия значимы на уровне р ≥ 0,05).
В выборке мужчин самый высокий уровень самоактуализации выявлен у студентов с преобладанием маскулинных черт личности (различия значимы на уровне р ≥ 0,01), затем у студентов – мужчин фемининного типа и самый низкий уровень самоактуализации выявлен у студентов с андрогинным типом личности. Результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Средние значения уровня самоактуализации в выборке студентов с различной гендерной идентификацией
Различия по отдельным шкалам самоактуализации у студенток, девушек с преобладанием маскулинности, фемининности и андрогинности представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Средние значения по шкалам самоактуализации в выборке женщин с различной гендерной идентификацией
Анализ полученных данных позволил утверждать, что девушки, в которых сочетаются и маскулинные и фемининные качества, т.е. андрогинные в большей степени склонны разделять ценности самоактуализирующейся личности (различия значимы на уровне р ≥ 0,01) и у них больший уровень самопонимания. Фемининным девушкам в большей степени характерны креативность и гибкость в общении, маскулинных девушек характеризует более выраженная потребность в познании.
Что касается мужской части выборки студентов, то здесь получены следующие результаты: ценности самоактуализирующейся личности разделяют одинаково юноши и маскулинного и фемининного типа. У маскулинных юношей выявлен более высокий уровень потребности в познании, креативности и самопонимания (различия значимы на уровне р ≥ 0,05) по сравнению с фемининными и анодрогинными юношами. У юношей с андрогинным типом при этом более высокий показатель гибкости в общении. Результаты представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Средние значения по шкалам самоактуализации в выборке мужчин с различной гендерной идентификацией
Выводы
Таким образом, на основании результатов, представленных на рисунках №№ 2,3, можно сделать вывод, что проявление компонентов самоактуализации личности у фемининных, маскулинных и андрогинных личностей имеет свои особенности: у личностей маскулинного типа (и юношей и девушек) больше проявляется потребность в познании; у девушек фемининного типа – креативность и гибкость в общении, у девушек андрогинного типа – самопонимание и ценности самоактуализирующейся личности, у юношей андрогинного типа – гибкость в общении.
Полученные результаты свидетельствуют, что в проявлении аспектов самоактуализации в выборке студенческой молодежи наблюдаются гендерные различия. Девушки самоактуализируются за счет большего самонимания, чувствительности, сензитивности, проявления креативности, творческого отношения к миру, принятия ценностей самоактуализирующейся личности, стремления к гармоничному бытию; юноши – за счет открытости новым впечатлениям, способности к бытийному познанию, интереса к новому, а также за счет умения быстро устанавливать контакты и выстраивать отношения с окружающими.
Процесс самоактуализации может протекать спонтанно, однако при создании благоприятных условий существует возможность стимулирования, поддержки, сопровождения процесса самоактуализации.
В высшей школе есть возможность создания условий, позволяющих наиболее полно раскрыть внутренний потенциал студентов во время их обучения в вузе и благоприятствующих их самоактуализации.
Очень важными средствами и формами работы в системе психолого-педагогического сопровождения самоактуализации студентов в вузе являются: тренинги самоактуализации, тестирование, с помощью которого определяется эффективность системы педагогических условий, стимулирующих самоактуализацию студентов вуза, индивидуальные консультации для студентов, консультации преподавателей, направленные на осознание путей самоактуализации.
Значимость данного исследования заключается в возможности применения полученных результатов в консультативной работе со студентами по проблемам самоактуализации личности.
Рецензенты:
Киргуева Ф.Х., д.п.н., доцент, профессор кафедры дошкольного и начального образования ГБОУ ВПО СОГПИ, г. Владикавказ;
Кокаева И.Ю., д.п.н., доцент, профессор кафедры дефектологического образования ГБОУ ВПО СОГПИ, г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Гуцунаева С.В. ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18478 (дата обращения: 15.09.2024).