Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MOTIVATIONAL FIELD OF THE MODERN RUSSIAN YOUTH: A SOCIOLOGICAL ASPECT (BASED ON THE KABARDINO-BALKARIA CASE)

Khanova M.N. 1 Zakhokhova M.R. 1 Shogenova F.Z. 1
1 Kabardino-Balkarian State University n.a. H.M. Berbekov
The article analyzes the topical issues of modern society - the motivational structure of the Russian youth and the factors that have influence on it. Motivation actions and behavior of modern Russian youth takes place in a very difficult and unique circumstances associated with the transformation of Russian society, accompanied by a process of anomie, institutional deficits and deepening social inequalities, which in today´s environment creates deep frustration and deprivation. The seeking of solutions of the mentioned problems is directly related to the question of motivation in the actions and deeds of youth. This paper is a generalization of the experience of the application of knowledge in the context of empirical study of motivation actions and behavior among young people, which can serve as a further sociological research of the given problem.
social motivation
youth subculture
social adaptation
protest sentiments
values
sociological monitoring

Поведение личности в каждом конкретном случае имеет свои причины. То, что побуждает личность действовать именно так, а не иначе, представляет собой мотивацию ее деятельности. Выявление мотивов деятельности людей — чрезвычайно трудная задача. Во-первых, потому что сложные виды активности личности вызваны к жизни не одним, а несколькими факторами (потребностями). Во-вторых, потому, что мотивы могут быть не только осознанными, но и неосознанными.

Обсуждая социальную мотивацию, следует подчеркнуть, что в ее основе лежат не врожденные, а приобретенные потребности. Они формируются в результате воспитания, обучения, влияния на индивида других людей или групп. Иными словами, в основе социальной мотивации лежит процесс воздействия общества на человека.

Мотивация действий и поступков современной российской молодежи протекает в весьма непростых и уникальных условиях, связанных с трансформацией постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами аномии, институциональных дефицитов и углубления социально-экономического неравенства, которое в сегодняшних условиях порождает глубокую фрустрацию и депривацию.

Молодежь — это именно та часть общества, которая наиболее восприимчива ко всем происходящим в обществе изменениям, как положительным, так и отрицательным, легко воспринимает все новое, быстро перестраивается, изменяется и так же быстро разочаровывается в нем. Это и объясняет тот факт, что молодежь, с одной стороны, обладает наибольшим адаптационным потенциалом, а с другой – менее всего защищена.

Рыночные реформы привели к резкому сокращению производства и к высокому уровню безработицы, особенно среди молодежи, что повлекло за собой не только обнищание значительной части населения, но и дезориентацию в сфере поведенческих стереотипов и мотивов. Кроме того, начали внедряться нормы и ценности западного общества, без соответствующей подготовки, что привело к тому, что многие из них были приняты в искаженном виде, что прежде всего повлияло на ценностно-мотивационную структуру современной российской молодежи. Так был нанесен мощнейший удар по потенциалу молодежного ресурса страны.

Поиск путей решения возникших проблем напрямую связан с вопросом мотивации в действиях и поступках молодежи. Отлаженная мотивационная структура в молодежной среде может позволить не только решить проблемы в будущем самой молодежи, но и инициировать корректировку развития в нужном направлении всего общества в целом, так как оно опирается в первую очередь на молодежь как на наиболее восприимчивую и динамичную часть общества.

Подобная специфика социальных процессов в современной России, а также проблема социальной активности молодежи в трансформируемом обществе ставит непростые задачи как в практическом, так и в теоретическом планах. Дело в том, что существующие концепции самоидентификации и социальной мотивации молодежи являются обобщением социальной практики преимущественно в стабильных обществах, а не в обществе, испытывающем одновременно глубокий системный кризис и находящемся в состоянии реформирования, как это имеет место в нынешней России. Поэтому социологический анализ идущих в нем процессов в мотивационной сфере современной молодежи, обобщение и концептуализация накопленного эмпирического материала и выработка практических рекомендаций неизбежно будут идти параллельным курсом.

Анализ и рассмотрение перечисленных проблем социологическими средствами призваны в конечном итоге оптимизировать средства и формы социализации и социальной мотивации молодежи в условиях современного российского общества и утверждения ее в качестве полноправного и полноценного социального субъекта.

В настоящем исследовании были выстроены несколько вопросов по проблеме мотивации действий и поступков современной молодежи согласно следующей логической структуре:

  • превалирующая мотивация в основе действий и поступков молодежи;
  • на что способна молодежь в защиту своих интересов и принципов;
  • основные причины современных проблем молодежи.

Целью исследования являлось определение главенствующих приоритетных мотивов и жизненных идеалов современной молодежи, которые проявляются в их поступках, мотивах действий. С целью анализа вышеобозначенных вопросов и выработки рекомендаций была поставлена следующая задача — сбор первичного эмпирического материала на основе опроса молодежи республики в возрасте от 18 до 30 лет выборочной совокупностью в 1000 человек. Исследование проводилось Центром социологических исследований КБГУ в 2012–2013 гг. В ходе исследования нами проверялась следующая гипотеза исследовательского проекта – действия и поступки современной молодежи проявляются ситуативно, нежели как сформировавшаяся социальная тенденция.

Рис. 1. Чем руководствуется молодежь в своих действиях и поступках, в %

Собственными интересами и принципами в своих действиях и поступках руководствуется половина опрошенных, что свидетельствует о том, что индивидуалистическое мышление доминирует в современном поведении молодежи.

Кроме того, продолжается тенденция, имеющая место на всем постсоветском пространстве: отнесение себя скорее к территориально-национальной принадлежности, нежели к общегосударственной структуре (46,1%).

Вызывают определенную обеспокоенность следующие цифры – законами и нормами общества руководствуются 38% опрошенных, одновременно 24,8% обращаются к религиозным нормам и традициям в качестве регуляторов своего поведения. Таким образом, мы видим, что в обществе отсутствует четкая доминанта права и закона и присутствует конкретная альтернатива светскому порядку.

В социально-демографическом аспекте 30,7% женщин в своих действиях и поступках предпочитают религиозные нормы и традиции. С точки зрения национальной принадлежности балкарцы больше, чем другие народы КБР, руководствуются религиозными нормами – 36,6%. На наш взгляд, это тема отдельного конкретного исследования и анализа.

Рис. 2. Какие поступки в защиту своих интересов и принципов может соврешить молодежь, в %

Среди опрошенных 30,6 % не решаются рисковать жизнью в защиту своих интересов и принципов, при этом 9,9% готовы пожертвовать жизнью во имя собственных интересов. Иными словами, нельзя сказать, что в молодежной среде превалирует какая-либо ожесточенность или агрессивная установка на поведение. Более того, значительный процент опрошенных (16,1%) не определились в своем мнении по этому вопросу. Все это говорит о том, что на сегодняшний день большая часть молодежи КБР не ориентирована на радикальное осуществление своих целей и идей.

С другой стороны, активные действия со стороны молодежи, будь то участие в митингах (19,4%) или в силовом конфликте (15,7%), свидетельствуют о том, что в молодежной среде есть протестный потенциал, который, судя по данным цифрам, скорее всего проявится ситуативно, нежели как тенденция для всей молодежи.

Рис. 3. Кто виноват в сегодняшних проблемах молодежи, в %

Опрошенные не снимают с себя вины по проблемам молодежи – 41,4%. Это самокритичное отношение может послужить основой для испралвения многих сторон работы с молодежью. Вместе с тем молодое поколение возлагает вину в целом на общество и на власть – 67,4%, т. е. на всю систему общественно-государственного устройства.

Таким образом, по результатам проведенного социологического опроса можно заключить, что поставленная гипотеза, а именно действия и поступки современной молодежи, проявляются скорее ситуативно, нежели как сформировавшаяся социальная тенденция — подтвердилась.

Материалы исследований, представленные в данной работе, показывают, что в настоящее время в молодежной среде все больше доминирует индивидуалистическое мышление – тенденция, имеющая место на всем постсоветском пространстве. Наряду с этим определенную обеспокоенность вызывает обращение молодежи к религиозным нормам и традициям в качестве регулятора своего поведения, в том числе морального. Иными словами, в обществе отсутствует четкая доминанта права и закона и присутствует конкретная альтернатива светскому порядку.

Вместе с тем нельзя сказать, что в молодежной среде превалирует какая-либо ожесточенность или агрессивная установка на поведение. Большая часть молодежи КБР не ориентирована на радикальное осуществление своих целей и идей. Активные действия со стороны молодежи, будь то участие в митингах или манифестациях, свидетельствуют о том, что в молодежной среде присутствует протестный потенциал, который, судя по нашим исследованиям, скорее всего проявляется ситуативно, нежели как тенденция для всей молодежи.

Примечательно, что молодежь, не снимая с себя вину и сохраняя самокритичное отношение к ситуации, при этом основную ответственность возлагает на власть и общество в целом.

Таким образом, осуществленный анализ различных причинно-следственных аспектов поднятой проблемы, подтверждает, на наш взгляд, возможность эффективного применения предложенных социологических и статистико-математических методов для определения и измерения качественные параметров мотивационного поля поведения современной молодежи, что в определенной мере открывает перспективы для осуществления мониторинга на основе верифицированных показателей и индикаторов, объективно отражающих динамику мотивации поведенческих стереотипов молодого поколения.

Резензенты:

Ашнокова Л.М., д.фил.н., профессор кафедры философии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик;

Кильберг-Шахзадова Н.В., д.фил.н., профессор кафедры теории и технологии социальной работы, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.