Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

KEY FEATURES OF INTELLECTUAL ACTIVITY OF STUDENTS IN TOURISM REGIONAL STUDIES

Nuzhdina-fendel E.V. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
The article reveals the essence of the concept of «intelligence» from the perspective of a particular way of thinking, the ability of, the process of rational cognition. Studied the existing science of the structure of intelligence as a combination of different components. It is proved that in-person intelligences provides the ability to actively acquire knowledge and apply them intelligently. Identified and described the shape and properties of intelligence. Emphasizes the optionally-divergence constant search for ways to wake a man desire vat Use your intellect to solve vital problems. Proved the importance of the tourist and regional studies of students in broadening and deepening the knowledge about the world and heritage of his native land. Revealed pedagogical aspects of students´ positive attitudes to tourism-regional studies in order to enhance intellectual activity in cognition.
an informal association
additional education
self-actualization
tourist and regional studies
rational knowledge
intellectual activity
intellect

Исследование трактовки основных содержательных и структурных  характеристик понятия связано с углубленным рассмотрением его составляющих.

Изучение понятия «активность личности» обнаруживает его междисциплинарный характер. Изучены основные особенности категории и  условия формирования активности в процессе воспитания подрастающего поколения  и в условиях  жизненного опыта;  подчеркнута ее связь и обусловленность общественными нормами, правилами и  ценностями; утверждается преобразовательный характер; значимость проявления в социальной созидательной деятельности; а также целенаправленность  и  системность. Активность определяется как необходимое условие самоактуализации личности; способность регулировать поведение,  реализовать мотивы и потребности личности, стимулировать и пробуждать имеющийся потенциал; направлять самопознание личности,  подчеркивается, что активность является ключевым условием жизнедеятельности человека.

Понятие «интеллект» раскрывается как особая способность мышления, процесс рационального познания. В словарной литературе intellectus обозначается среди понятий познание, рассудок, понимание. Способность создания понятий, образования метафизических идей связана с понятием разум человека. Исследователи проявлений умственных способностей, дарований, таланта  человека группу  понятий «мышление», «разум», «ум»  рассматривают как синонимичные и  часто  заменяют одним термином - «интеллект» [1; 9].

В науке существуют представления о структуре  интеллекта как совокупности различных составляющих, включая вербальную способность, способность оперировать множеством  чисел,  визуально-пространственную  способность, технические способности, которые измеряются различными тестами, а также общие способности (или общий интеллект).  Как самостоятельная реальность интеллект проявляет свои функции в специфической  регуляции поведения. При  этом он имеет адаптационное значение в жизни человека, как и высших животных, обеспечивая его  приспособление к  постоянно изменяющимся  жизненным условиям.

Психологи человеческий интеллект представляют как способность приобретать знания, воспроизводить их и использовать  для понимания  определенных конкретных и абстрактных понятий или  отношений между существующими объектами и идеями, то  есть  применять знания осмысленно[4; 8].

В науке есть мнение, что интеллект является регулятором поведения на всех уровнях жизнедеятельности человека. Это также символ обучаемости человека возникающему новому. И тогда это совокупность таких познавательных процессов человека, которые помогают разумно действовать, обдуманно,  рационально мыслить, успешно справляться с  любыми жизненными обстоятельствами», эффективно адаптироваться к окружающей среде.По мнению ученых, активность и саморегуляция, в совокупности с  работоспособностью, выступают  базовыми факторами и основой  интеллектуальной продуктивности[3].

Традиционно  выделяют  несколько форм интеллектуального поведения:

1) вербальный интеллект (включая запас слов,  общую эрудицию, умение понимать и осваивать прочитанное);

2) эвристический интеллект (способность решать проблемы творчески);

3) практический интеллект (способность добиваться осознанно поставленных целей).

Выделяется  также минимум  ряда базовых свойств интеллекта:

- уровневые свойства, проявляющиеся в развитии познавательных функций и процессов (среди них: сенсорное различие, необходимая оперативная память, долговременная память, общий объем и распределенность внимания, осведомленность в конкретной содержательной сфере);

- комбинаторные свойства, отражающие  способность комбинировать пространственно-временные, причинно-следственные, категориально-содержательные компоненты опыта;

- процессуальные свойства, включающие операции, приемы и элементарные информационные процессы интеллектуальной деятельности;

-  регуляторные свойства, обеспечивающие координацию, управление  контроль психической активности [4].

Особо важным является вывод ученых об активности человека, обладающего идеальным интеллектом, который может правильно,  в одиночку,  решать и решить мыслительную задачу (или несколько задач) произвольно немалой сложности за бесконечно малое время, не обращая внимания на внутренние или  внешние помехи. Обыкновенно же люди  размышляют и думают медленно, зачастую ошибаясь, часто утомляясь и, кроме того,  периодически предаваясь просто интеллектуальной лени или пугаясь,  пасуя перед кажущимися  сложными заданиями [2].

В педагогической практике обнаруживается постоянный поиск способов пробуждения в человеке стремления использовать свой интеллект  в решении жизненно важных задач. Принципиально важным тренировочным полигоном, полем для применения умственных способностей растущего человека, общего интеллекта учащихся, на наш взгляд,  является  туристско-краеведческая деятельность.

Туристско-краеведческая деятельность дает возможность педагогу «войти» в качестве принятого сообществом,  в неформальное объединение  группы туристов, учащихся,  на основе общих для всех  интересов (желание участвовать в путешествиях, романтика). Происходящее при этом  взаимодействия  на основе  взаимодоверия  способствует  развитию у подростков общественно полезных, положительных мотивов деятельности, ведет к предупреждению антисоциальных проявлений в поведении, к профилактике  правонарушений.

Специфика совместно  организованной учащимися и педагогом туристско-краеведческой деятельности касается многих аспектов воспитания и самообразования, в том числе,  когда осуществляется  совместное «проживание» ситуации  «жизненного отрезка» (в форме похода, экспедиции, слета соревнования и др.). Вместе решаются жизненно необходимые для создавшегося  коллектива или личностно значимые для подростка вопросы и  проблемы (по организации быта,  по преодолению  естественно возникающих препятствий в походе, или при поиске выхода из экстремальных обстоятельств, при  совместном прохождении разной сложности  дистанции соревнований), и здесь важную роль играют и профессионально значимые и личностные, общечеловеческие  качества  подростка, отражающие его  социализированность, уровень собственной самооценки [5; 7].

Содержательно и целенаправленно туристско-краеведческая деятельность - это реально здоровый стиль в действии и  жизни, деятельностно окрашенное  поведение,  конкретная активная работа, ориентированная на то, чтобы существовать в гармонии и  единстве с принципами природы и культуры жизни.  Это позволяет влиять на чувства подростка, его эмоциональную сферу опосредованно, неавторитарно на глубинном, подсознательном уровне,  с помощью «общения» (познания) природной и социальной  среды.

 Педагогически организованная направленность туристско-краеведческой деятельности обеспечивает целостность влияния на различные  сферы личности: в том числе  интеллектуальную, эмоциональную,  волевую, физическую и нравственную, способствуя общему  всестороннему и гармоничному становлению личности.  Создаются  возможности для  приобретения  навыков общения с природой, для формирования ценных личных качеств: командность, общительность, настойчивость, а также  терпеливость, готовность к переносу стрессов, к оказанию своевременной помощи. Туристско-краеведческая деятельность подростков  связана также с изучением и исследованием родного края, региона, страны  его исторического, культурного и природного наследия, охраной объектов прошлого и сохранением настоящего.

Так, в ходе проведения  опытно-экспериментальной работы учащиеся оренбургских организаций и объединений дополнительного образования в соответствии с программами и своими индивидуальными маршрутами знакомились  с историей, традициями и обычаями края, с правилами по организации самодеятельных походов и экскурсий, изучали физико-географическую, историческую и экономическую характеристику города и края. Кроме того,  они знакомились с предметами  личного и группового снаряжения туриста, элементарной топографией, практиковались в ориентировании с учетом  разнообразия  местности, проводили простейшие и углубленные наблюдения за погодой, состоянием растительности, малыми водоемами,  накапливали и обрабатывали  сведения об охране природы, правилах санитарии, гигиены и  доврачебной помощи. Результаты их интеллектуальной активности были продемонстрированы при участии в окружных и городских соревнованиях, викторинах, конкурсах, конференциях. В конце года они принимали участие в туристическом слете, экспедиции.

В результате учащиеся значительно расширяли и углубляли знания об окружающем мире, изучали литературное наследие родного края, совершая экскурсии по местам   жизни и творчества того или иного писателя либо его литературных героев, приобщались к различным источникам информации, получая компетентность в виде знаний и практических навыков, без которых невозможно участие в походах,  подробно  изучали топографию, разные типы карт и их характеристики. Практиковались также совместная разработка маршрутов для предстоящих  походов по карте, приобретались навыки в изготовлении снаряжения, в оформлении исследовательских работ, в технике пешеходного туризма. Программа предусматривала экскурсии, походы выходного дня, туристические слеты, соревнования, конкурсы, прогулки, работу в библиотеке, архиве. При изучении отдельных тем использовались наглядные пособия, выполненные учащимися (гербарии, личное туристическое снаряжение, бивачное снаряжение), наборы фотографий, слайды, средства личной гигиены и средства первой медицинской помощи.

Все  это содержание позволяет пытливому разуму учащихся найти, сформулировать и результативно решить множество жизненно значимых лично и социально полезных интеллектуальных задач.

Учитывая, что пик проявления интеллекта начинается, по Г. Айзенку, с 13-ти лет, необходима педагогическая поддержка в активизации духовного и познавательного мира человека, его мотивации. При этом наряду с уже имеющимися  знаниями, умениями и навыками важно было в качестве показателей общего  интеллектуального развития  подростка  рассматривать его  инициативу, нацеленность на творчество, саморегуляцию,  и уникальность склада ума.

В туристско-краеведческой деятельности стимулируется активность, как деятельное состояние человека, детерминируемое врожденными или уже приобретенными в онтогенезе, в ходе социализации личности совокупностью потребностей. Она способствует продолжению мыслительной деятельности человека, за пределами заданных ему в процессе образования в школе задач и решенных им упражнений, и это продолжение обусловлено практическими нуждами человека, а не внешней оценкой работы со стороны взрослого, педагога или родителя. Именно туристско-краеведческая деятельность углубляет пространство дополнительного образования по избранному учащимся интересу в социально значимом контексте его жизнедеятельности, ненавязчиво подталкивая к  самостоятельности, настойчивости, успешности[6].

Развитие интеллектуальной активности учащихся происходит в этой связи на основе закрепления умения работать с информацией, понимания возникающих естественно и спонтанно вопросов, востребованности  адекватного выбора средств и методов обработки получаемой информации.

Требуется также целенаправленное использование в познавательной деятельности элементов занимательности, игры, оживляющих занятий,  используется  связь интереса к познанию с нравственностью, развитием убежденности в полезности проведенных социальных, природоохранных, экологических акций для человека и общества, в целом.

Любознательность и интеллектуальная  активность учащихся развивается при помощи естественных и социальных наук, знакомящих с землей, природой, обществом, что оказывается близким при изучении родного края. Чрезвычайно полезной оказывается при этом посредническая роль координатора, педагога - между познавательными возможностями учащегося и объектом познания; подчеркивающего, презентующего для самого учащегося успешно используемые им  способы и итоговую результативность интеллектуальной  активности в непредсказуемых  обстоятельствах и ситуациях туристско-краеведческой деятельности. При этом интеллектуальная  активность может быть представлена во взаимодействии двух основных компонентов: в интеллектуально-эмоциональной направленности и в виде  нравственно-волевого стремления, что  может осуществляться  на различных уровнях развития. Позитивное отношение к туристско-краеведческой деятельности определяют также  направленность и эффективность интеллектуальной активности, обнаруживая четкость таких  внешних проявлений, как инициатива, заинтересованность.

Рецензенты:

Пак Л.Г., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбург;

Челпаченко Т.В., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»,г.Оренбург.