Исследование трактовки основных содержательных и структурных характеристик понятия связано с углубленным рассмотрением его составляющих.
Изучение понятия «активность личности» обнаруживает его междисциплинарный характер. Изучены основные особенности категории и условия формирования активности в процессе воспитания подрастающего поколения и в условиях жизненного опыта; подчеркнута ее связь и обусловленность общественными нормами, правилами и ценностями; утверждается преобразовательный характер; значимость проявления в социальной созидательной деятельности; а также целенаправленность и системность. Активность определяется как необходимое условие самоактуализации личности; способность регулировать поведение, реализовать мотивы и потребности личности, стимулировать и пробуждать имеющийся потенциал; направлять самопознание личности, подчеркивается, что активность является ключевым условием жизнедеятельности человека.
Понятие «интеллект» раскрывается как особая способность мышления, процесс рационального познания. В словарной литературе intellectus обозначается среди понятий познание, рассудок, понимание. Способность создания понятий, образования метафизических идей связана с понятием разум человека. Исследователи проявлений умственных способностей, дарований, таланта человека группу понятий «мышление», «разум», «ум» рассматривают как синонимичные и часто заменяют одним термином - «интеллект» [1; 9].
В науке существуют представления о структуре интеллекта как совокупности различных составляющих, включая вербальную способность, способность оперировать множеством чисел, визуально-пространственную способность, технические способности, которые измеряются различными тестами, а также общие способности (или общий интеллект). Как самостоятельная реальность интеллект проявляет свои функции в специфической регуляции поведения. При этом он имеет адаптационное значение в жизни человека, как и высших животных, обеспечивая его приспособление к постоянно изменяющимся жизненным условиям.
Психологи человеческий интеллект представляют как способность приобретать знания, воспроизводить их и использовать для понимания определенных конкретных и абстрактных понятий или отношений между существующими объектами и идеями, то есть применять знания осмысленно[4; 8].
В науке есть мнение, что интеллект является регулятором поведения на всех уровнях жизнедеятельности человека. Это также символ обучаемости человека возникающему новому. И тогда это совокупность таких познавательных процессов человека, которые помогают разумно действовать, обдуманно, рационально мыслить, успешно справляться с любыми жизненными обстоятельствами», эффективно адаптироваться к окружающей среде.По мнению ученых, активность и саморегуляция, в совокупности с работоспособностью, выступают базовыми факторами и основой интеллектуальной продуктивности[3].
Традиционно выделяют несколько форм интеллектуального поведения:
1) вербальный интеллект (включая запас слов, общую эрудицию, умение понимать и осваивать прочитанное);
2) эвристический интеллект (способность решать проблемы творчески);
3) практический интеллект (способность добиваться осознанно поставленных целей).
Выделяется также минимум ряда базовых свойств интеллекта:
- уровневые свойства, проявляющиеся в развитии познавательных функций и процессов (среди них: сенсорное различие, необходимая оперативная память, долговременная память, общий объем и распределенность внимания, осведомленность в конкретной содержательной сфере);
- комбинаторные свойства, отражающие способность комбинировать пространственно-временные, причинно-следственные, категориально-содержательные компоненты опыта;
- процессуальные свойства, включающие операции, приемы и элементарные информационные процессы интеллектуальной деятельности;
- регуляторные свойства, обеспечивающие координацию, управление контроль психической активности [4].
Особо важным является вывод ученых об активности человека, обладающего идеальным интеллектом, который может правильно, в одиночку, решать и решить мыслительную задачу (или несколько задач) произвольно немалой сложности за бесконечно малое время, не обращая внимания на внутренние или внешние помехи. Обыкновенно же люди размышляют и думают медленно, зачастую ошибаясь, часто утомляясь и, кроме того, периодически предаваясь просто интеллектуальной лени или пугаясь, пасуя перед кажущимися сложными заданиями [2].
В педагогической практике обнаруживается постоянный поиск способов пробуждения в человеке стремления использовать свой интеллект в решении жизненно важных задач. Принципиально важным тренировочным полигоном, полем для применения умственных способностей растущего человека, общего интеллекта учащихся, на наш взгляд, является туристско-краеведческая деятельность.
Туристско-краеведческая деятельность дает возможность педагогу «войти» в качестве принятого сообществом, в неформальное объединение группы туристов, учащихся, на основе общих для всех интересов (желание участвовать в путешествиях, романтика). Происходящее при этом взаимодействия на основе взаимодоверия способствует развитию у подростков общественно полезных, положительных мотивов деятельности, ведет к предупреждению антисоциальных проявлений в поведении, к профилактике правонарушений.
Специфика совместно организованной учащимися и педагогом туристско-краеведческой деятельности касается многих аспектов воспитания и самообразования, в том числе, когда осуществляется совместное «проживание» ситуации «жизненного отрезка» (в форме похода, экспедиции, слета соревнования и др.). Вместе решаются жизненно необходимые для создавшегося коллектива или личностно значимые для подростка вопросы и проблемы (по организации быта, по преодолению естественно возникающих препятствий в походе, или при поиске выхода из экстремальных обстоятельств, при совместном прохождении разной сложности дистанции соревнований), и здесь важную роль играют и профессионально значимые и личностные, общечеловеческие качества подростка, отражающие его социализированность, уровень собственной самооценки [5; 7].
Содержательно и целенаправленно туристско-краеведческая деятельность - это реально здоровый стиль в действии и жизни, деятельностно окрашенное поведение, конкретная активная работа, ориентированная на то, чтобы существовать в гармонии и единстве с принципами природы и культуры жизни. Это позволяет влиять на чувства подростка, его эмоциональную сферу опосредованно, неавторитарно на глубинном, подсознательном уровне, с помощью «общения» (познания) природной и социальной среды.
Педагогически организованная направленность туристско-краеведческой деятельности обеспечивает целостность влияния на различные сферы личности: в том числе интеллектуальную, эмоциональную, волевую, физическую и нравственную, способствуя общему всестороннему и гармоничному становлению личности. Создаются возможности для приобретения навыков общения с природой, для формирования ценных личных качеств: командность, общительность, настойчивость, а также терпеливость, готовность к переносу стрессов, к оказанию своевременной помощи. Туристско-краеведческая деятельность подростков связана также с изучением и исследованием родного края, региона, страны его исторического, культурного и природного наследия, охраной объектов прошлого и сохранением настоящего.
Так, в ходе проведения опытно-экспериментальной работы учащиеся оренбургских организаций и объединений дополнительного образования в соответствии с программами и своими индивидуальными маршрутами знакомились с историей, традициями и обычаями края, с правилами по организации самодеятельных походов и экскурсий, изучали физико-географическую, историческую и экономическую характеристику города и края. Кроме того, они знакомились с предметами личного и группового снаряжения туриста, элементарной топографией, практиковались в ориентировании с учетом разнообразия местности, проводили простейшие и углубленные наблюдения за погодой, состоянием растительности, малыми водоемами, накапливали и обрабатывали сведения об охране природы, правилах санитарии, гигиены и доврачебной помощи. Результаты их интеллектуальной активности были продемонстрированы при участии в окружных и городских соревнованиях, викторинах, конкурсах, конференциях. В конце года они принимали участие в туристическом слете, экспедиции.
В результате учащиеся значительно расширяли и углубляли знания об окружающем мире, изучали литературное наследие родного края, совершая экскурсии по местам жизни и творчества того или иного писателя либо его литературных героев, приобщались к различным источникам информации, получая компетентность в виде знаний и практических навыков, без которых невозможно участие в походах, подробно изучали топографию, разные типы карт и их характеристики. Практиковались также совместная разработка маршрутов для предстоящих походов по карте, приобретались навыки в изготовлении снаряжения, в оформлении исследовательских работ, в технике пешеходного туризма. Программа предусматривала экскурсии, походы выходного дня, туристические слеты, соревнования, конкурсы, прогулки, работу в библиотеке, архиве. При изучении отдельных тем использовались наглядные пособия, выполненные учащимися (гербарии, личное туристическое снаряжение, бивачное снаряжение), наборы фотографий, слайды, средства личной гигиены и средства первой медицинской помощи.
Все это содержание позволяет пытливому разуму учащихся найти, сформулировать и результативно решить множество жизненно значимых лично и социально полезных интеллектуальных задач.
Учитывая, что пик проявления интеллекта начинается, по Г. Айзенку, с 13-ти лет, необходима педагогическая поддержка в активизации духовного и познавательного мира человека, его мотивации. При этом наряду с уже имеющимися знаниями, умениями и навыками важно было в качестве показателей общего интеллектуального развития подростка рассматривать его инициативу, нацеленность на творчество, саморегуляцию, и уникальность склада ума.
В туристско-краеведческой деятельности стимулируется активность, как деятельное состояние человека, детерминируемое врожденными или уже приобретенными в онтогенезе, в ходе социализации личности совокупностью потребностей. Она способствует продолжению мыслительной деятельности человека, за пределами заданных ему в процессе образования в школе задач и решенных им упражнений, и это продолжение обусловлено практическими нуждами человека, а не внешней оценкой работы со стороны взрослого, педагога или родителя. Именно туристско-краеведческая деятельность углубляет пространство дополнительного образования по избранному учащимся интересу в социально значимом контексте его жизнедеятельности, ненавязчиво подталкивая к самостоятельности, настойчивости, успешности[6].
Развитие интеллектуальной активности учащихся происходит в этой связи на основе закрепления умения работать с информацией, понимания возникающих естественно и спонтанно вопросов, востребованности адекватного выбора средств и методов обработки получаемой информации.
Требуется также целенаправленное использование в познавательной деятельности элементов занимательности, игры, оживляющих занятий, используется связь интереса к познанию с нравственностью, развитием убежденности в полезности проведенных социальных, природоохранных, экологических акций для человека и общества, в целом.
Любознательность и интеллектуальная активность учащихся развивается при помощи естественных и социальных наук, знакомящих с землей, природой, обществом, что оказывается близким при изучении родного края. Чрезвычайно полезной оказывается при этом посредническая роль координатора, педагога - между познавательными возможностями учащегося и объектом познания; подчеркивающего, презентующего для самого учащегося успешно используемые им способы и итоговую результативность интеллектуальной активности в непредсказуемых обстоятельствах и ситуациях туристско-краеведческой деятельности. При этом интеллектуальная активность может быть представлена во взаимодействии двух основных компонентов: в интеллектуально-эмоциональной направленности и в виде нравственно-волевого стремления, что может осуществляться на различных уровнях развития. Позитивное отношение к туристско-краеведческой деятельности определяют также направленность и эффективность интеллектуальной активности, обнаруживая четкость таких внешних проявлений, как инициатива, заинтересованность.
Рецензенты:Пак Л.Г., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбург;
Челпаченко Т.В., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»,г.Оренбург.
Библиографическая ссылка
Нуждина-Фендель Е.В. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18323 (дата обращения: 06.10.2024).