Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ECONOMIC SECURITY INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Batova V.N. 1
1 Penza State University of Technology
The competitiveness ofthe Russian economyis determined primarilyby howactivelygenerated and usedscientific discoveries, inventions andknowledge-intensiveinnovative technologiesasmobile andscalethey subsequentlybecome effectiveeconomic resourcesofsociety and the countryas a whole. Intellectual resources, transforming into knowledge, are of great socioeconomic value, contribute to the development of new knowledge economy. Reforming the systemof higher education, globalization, scientific and educational space in the Russian Federation gives Russian universities are not only more opportunities but also provokes the threat posed by the external environment, which has a negativeimpact onthe economic security ofinstitutions of higher education. The article reveals the essence and the threat of economic security in a globalized university scientific and educational space.
scientific and educational space
globalization
the threat of economic security
economic security of educational institutions of higher education
Система высшего образования в нашей стране достаточно длительное время являлась одной из самых устойчивых инерционно-стабильных социально-экономических систем. Стремительно развивающиеся реформы в образовании и науке, проводимые в России на фоне глобализации экономических процессов, стремление Российской Федерации войти в единое образовательное пространство, создает массу внешних и внутренних угроз экономической безопасности учреждений высшего профессионального образования. Актуальной становится разработка модели обеспечения экономической безопасности вузов в рамках реформирования науки и образования, учитывающих не только мировые процессы, но и интересы устойчивого развития России в ближайшей и долгосрочной перспективах.

Согласно мнению к.ю.н. Ильиной О.В. «в процессе глобализации... образование во многом определяет личное благополучие граждан и общества в целом, возможность инновационного развития страны, становление «экономики знаний», повышение конкурентоспособности государства в мире» [5, с.3].

Цель исследования

На современном этапе высшее образование воспринимается как один из мощнейших факторов социального и общественного развития в целом. Совершенствование системы высшего образования в настоящее время базируется, прежде всего, на совершенствовании образовательных технологий и применении интерактивных форм обучения. Постепенно от общеэкономических концепций стал наблюдаться переход роста интереса к концепциям, базирующимся на положениях экономической безопасности, как фактора, позволяющего рассматривать обозначенную проблему в реалиях нового времени [7, с.72].

Обостряют актуальность исследования указанной проблемы те условия, в которых в настоящее время функционируют вузы: нехватка бюджетного финансирования, существенно ограничивающая финансовые возможности государственных вузов; рост конкуренции на рынке образовательных услуг, вызванный распространением коммерческих образовательных учреждений и ухудшением демографической ситуации в стране; высокая динамика факторов, определяющих порядок функционирования образовательных учреждений, создающая необходимость в постоянном отвлечении ресурсов вуза на разработку адаптационных механизмов вместо их направления на образовательные цели.

В отечественной науке сложилась парадоксальная ситуация, когда экономическая безопасность стала условным, собирательным понятием, «насыщаемым» участниками общественной жизни содержанием и объемом по собственному усмотрению [2, с.15]. Между тем очевидно, что экономическая безопасность - понятие, имеющее многомерный и межотраслевой характер, охватывающее «безграничный спектр объектов, свойств, критериев» [6, с. 63].

Материал и методы исследования

Одними из первых авторов, осуществляющих свои работы в рамках обсуждения проблем экономической безопасности учебных заведений, были работы В.В. Чекмарёва, Е.М. Скаржинской, И.Н. Кондрата. В них указанными авторами поднимались отдельные проблемы экономической безопасности образования. В конечном итоге наиболее полно проблематика экономической безопасности образования и образовательных учреждений прозвучала в статье В.Л. Перминова [9, с. 3]. Многие специалисты считают, что именно этот период является точкой отсчёта появления и интенсивного развития нового научного направления в России - «экономическая безопасность образования и экономическая безопасность образовательных учреждений».

В частности данные исследователи обратили внимание на различные аспекты взаимодействия экономических и социальных факторов, влияющих на образование. Ими было доказано, что образовательный процесс необходимо изучать, прежде всего, на базе циклических, нелинейных моделей. Но самое главное, что, так или иначе, экономика сращивается с проблематикой безопасности, рисков. Более того, каждое действие интеллектуальной системы, ориентирующей себя в потоке быстроменяющихся знаний, необходимо всегда проверять на возможность возникновения целого поля опасностей и рисков.

Результаты исследования

Существующие определения экономической безопасности следует дополнить двумя свойствами данной категории, учитывающими особенности высших образовательных учреждений:

  • соблюдение требований законодательства, определяющих статус учреждения как образовательного;
  • соблюдение принципа целеполагания вуза как социально-экономической системы.

Несоблюдение первого положения влечет за собой угрозу потери аккредитации, а следовательно, и статуса образовательного учреждения.

Несоблюдение второго создает опасность потери конкурентоспособности, а следовательно, и экономической безопасности вуза.

Управление экономической безопасностью вуза в рамках управления учреждением высшего профессионального образования должно быть основано на принципах инновационного развития. Именно инновационное развитие, адаптированное к изменению внутренних и внешних факторов экономической системы, связано с её способностью сохранять динамическое равновесие, успешно реагировать посредством политических, правовых и иных механизмов на изменяющиеся условия, в том числе эффективно преодолевать кризисные явления.

Исходя из этого, считаем, что под экономической безопасностью государственного вуза следует понимать функционирование экономической системы вуза в рамках действующего законодательства, обеспечивающее его независимость, целостность и устойчивое развитие как социально-экономической системы, а также ее защищенность от воздействия внешних и внутренних угроз.

Данное определение обладает, на наш взгляд, следующими преимуществами:

  • во-первых, отражает прогрессивный комплексный подход к определению безопасности, основанный на взаимосвязи и дополнении функционального и институционального подходов (устойчивое развитие экономической системы - защищенность);
  • во-вторых, определяет необходимые условия безопасности вуза: независимость, целостность и соблюдение норм законодательства;
  • в-третьих, учитывает современные тенденции инновационности развития вуза с ориентацией как на экономические, так и на социальные цели.

Экономическая безопасность образовательного учреждения формируется в момент создания общей концепции развития вуза за счет осознания возможных опасностей при определении желаемого его состояния на основе выявления состава угроз и их предметов, оценки угроз по важности, времени наступления, определения ожидаемых ущербов, выработки возможных способов устранения опасностей, оценки затрат труда при использовании тех или иных способов устранения опасностей [4, с. 35].

Выявление факторов риска, опасностей и угроз - одна из наиболее важных задач обеспечения экономической безопасности в сфере образования [8, с. 48].

В качестве угроз экономической безопасности вуза можно выделить конфликт между образовательными и экономическими целями вуза как социального института.

Экономическая безопасность образования, с одной стороны, характеризуется как совокупность экономических отношений, позволяющих противостоять угрозам нарушения равновесия и устойчивости траекторий развития данной динамической системы, а с другой - как процесс, направленный на создание условий для непрерывного приспособления хозяйственной деятельности, экономического механизма учреждений образования к изменяющимся условиям достижения поставленных целей.

Экономическая безопасность вуза проявляется в его способности адекватно реагировать на угрозы и нарушения стабильности и равновесия системы образования, противопоставлять этим угрозам своевременную и эффективную перестройку структуры и функционирования самой этой системы.

Обеспечение экономической безопасности вуза сводится к экономической возможности реализации его целей и задач. Речь идет о необходимых условиях функционирования и возможности реализации важнейших потребностей общества (как за пределами образовательного учреждения, так и внутри него).

Основную угрозу экономической безопасности академическим нормам в настоящее время представляет коммерциализация образовательного процесса. Это выражается в следующем [10, с. 4]:

  • конкурирующие вузы стараются привлечь студентов с широкими финансовыми возможностями, но которые мало уделяют внимания учебному процессу;
  • повышение уровня преподавания и требований к студентам при широком распространении нецелевой мотивации (нежелание служить в армии; боязнь оказаться безработным без диплома, дань моде («все с дипломами»)) - является угрозой потери части студентов, которые предпочтут получение диплома с меньшими усилиями в других, менее требовательных к учебному процессу вузах;
  • возможность вузов «переманивать» студентов друг у друга за счет облегчения учебных программ и процедур, что усугубляет снижение качества обучения;
  • поскольку самым доступным источником увеличения финансовых ресурсов являются расширение приема на платные отделения и филиализация вузов, то расходы вузов на экспансию расцениваются как предпочтительные по сравнению с расходами на повышение качества обучения;
  • в условиях маркетизации конфликт образовательных и коммерческих целей снижает академическую автономию преподавателей, делает невыгодной кропотливую работу со студентами, не поощряемую, не оплачиваемую по затратам и непрестижную.

В итоге высшие учебные заведения выбирают более легкий путь развития - преследование экономических целей в ущерб социальным, что в конечном итоге приводит к трансформации системы высшего образования в институт получения прибыли.

Несмотря на многообразие выделяемых угроз и критериев для их классификации, представленные в научной литературе подходы к классификации угроз экономической безопасности образовательных учреждений не охватывают собой весь спектр современных угроз экономической безопасности вуза, что препятствует созданию эффективного механизма по противодействию и нейтрализации существующих угроз.

При рассмотрении видов угроз экономической безопасности в литературе уделяется недостаточное внимание потенциальным угрозам, т.е. таким угрозам, которые могут возникнуть вследствие изменения экономической системы вуза.

Окружающая среда современного высшего учебного заведения развивается более быстрыми темпами, чем инструментарий, с помощью которого можно проводить управление экономической безопасностью вуза [3, с. 33]. В ускоряющемся темпе меняются виды образовательных услуг, формы и способы коммуникаций, рынки сбыта и культура предпринимательства. Российским вузам зачастую очень непросто выживать и развиваться в таких стремительно меняющихся условиях. Привычные, неповоротливые структуры организаций с жестко закрепленными функциями подразделений и обязанностями работников, ориентированные на «спокойную» среду, в условиях глобализации научно-образовательного пространства уже не подходят. В настоящее время нужны более гибкие, приспосабливающиеся структуры, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а трансформируются вместе с ней.

Именно поэтому особое значение приобретает прогнозирование потенциальных угроз экономической безопасности вуза, вызываемых как изменениями во внешней среде учебного заведения, так и динамикой развития самого образовательного учреждения.

Современный вуз следует рассматривать не как статичный хозяйствующий субъект, а как динамично развивающуюся организацию в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.

Исходя из вышеизложенного, угрозы экономической безопасности высшего учебного заведения следует рассматривать и анализировать в рамках двух основных групп:

1) потенциальные угрозы, вызванные изменениями внешней среды функционирования вуза в условиях статичного развития образовательного учреждения;

2) потенциальные угрозы, вызванные устойчивым развитием вуза и переходом его на новую ступень функционирования.

В рамках первой группы можно выделять угрозы, связанные с изменением экономических, политических, правовых, социальных, международных и иных факторов, влияющих на деятельность вуза.

В качестве инструмента прогнозирования изменений внешней среды и выявления вызванных этими изменениями угроз для экономической безопасности вуза считаем возможным использование мониторинга внешней среды образовательного учреждения с целью выявления количественных и качественных изменений её факторов и прогнозирования предстоящих изменений в системе управления вузом.

Менее исследованной проблемой с точки зрения экономической безопасности вуза является анализ угроз, связанных с развитием образовательного учреждения и переходом экономической системы вуза на новый уровень развития. Развитие вуза как социально-экономической системы - это процесс закономерного перехода управления с одного качественного уровня на другой, обеспечивающий рост конкурентных преимуществ. Однако переход на новую стадию, по нашему мнению, сопровождается изменениями в структуре факторов и угроз его экономической безопасности.

Стратегия экономической безопасности вуза должна быть основана на знании угроз своего уровня - т.е. реальных угроз. При этом угрозы экономической безопасности следующего уровня являются потенциальными для вуза, стремящегося к переходу на следующую ступень развития. При достижении нового уровня потенциальные угрозы становятся реальными.

Каждому уровню соответствует определенная система опасностей, отличаемая от других по следующим аспектам: перечню угроз, степени опасности угроз экономической безопасности, факторам экономической безопасности и их пороговым значениям [10, с. 115].

Данная классификация позволяет вузу заранее прогнозировать возможные угрозы его экономической безопасности, связанные с его переходом на новую стадию развития, что позволит более быстро адаптироваться системе управления образовательным учреждением как с позиций требований соответствующей стадии развития, так и с позиций обеспечения экономической безопасности. Соглашаясь с Н.К.Алимовой, отметим, что «цели функционирования системы экономической безопасности образовательного учреждения зависят от этапа развития экономики и соответствия этому этапу уровня экономической безопасности образовательного учреждения»[1, с. 12].

Считаем, что дальнейшим развитием приведенной классификации является установление конкретных угроз экономической безопасности для каждого уровня развития вуза.

Многие исследователи проблем экономической безопасности хозяйствующих субъектов и образовательных учреждений, в частности, если не отождествляют, то выделяют в качестве ключевых факторов экономической безопасности конкурентоспособность рассматриваемого в качестве объекта защиты хозяйствующего субъекта.

В действительности защита экономических интересов и обеспечение экономической безопасности в условиях рыночных отношений осуществляется в динамичной обстановке конкуренции за достойное существование и развитие.

Рецензенты:

Винничек Л.Б., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Организация и информатизация производства» ФГОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», г. Пенза;

Бондина Н.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» ФГОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», г. Пенза.