Согласно мнению к.ю.н. Ильиной О.В. «в процессе глобализации... образование во многом определяет личное благополучие граждан и общества в целом, возможность инновационного развития страны, становление «экономики знаний», повышение конкурентоспособности государства в мире» [5, с.3].
Цель исследования
На современном этапе высшее образование воспринимается как один из мощнейших факторов социального и общественного развития в целом. Совершенствование системы высшего образования в настоящее время базируется, прежде всего, на совершенствовании образовательных технологий и применении интерактивных форм обучения. Постепенно от общеэкономических концепций стал наблюдаться переход роста интереса к концепциям, базирующимся на положениях экономической безопасности, как фактора, позволяющего рассматривать обозначенную проблему в реалиях нового времени [7, с.72].
Обостряют актуальность исследования указанной проблемы те условия, в которых в настоящее время функционируют вузы: нехватка бюджетного финансирования, существенно ограничивающая финансовые возможности государственных вузов; рост конкуренции на рынке образовательных услуг, вызванный распространением коммерческих образовательных учреждений и ухудшением демографической ситуации в стране; высокая динамика факторов, определяющих порядок функционирования образовательных учреждений, создающая необходимость в постоянном отвлечении ресурсов вуза на разработку адаптационных механизмов вместо их направления на образовательные цели.
В отечественной науке сложилась парадоксальная ситуация, когда экономическая безопасность стала условным, собирательным понятием, «насыщаемым» участниками общественной жизни содержанием и объемом по собственному усмотрению [2, с.15]. Между тем очевидно, что экономическая безопасность - понятие, имеющее многомерный и межотраслевой характер, охватывающее «безграничный спектр объектов, свойств, критериев» [6, с. 63].
Материал и методы исследования
Одними из первых авторов, осуществляющих свои работы в рамках обсуждения проблем экономической безопасности учебных заведений, были работы В.В. Чекмарёва, Е.М. Скаржинской, И.Н. Кондрата. В них указанными авторами поднимались отдельные проблемы экономической безопасности образования. В конечном итоге наиболее полно проблематика экономической безопасности образования и образовательных учреждений прозвучала в статье В.Л. Перминова [9, с. 3]. Многие специалисты считают, что именно этот период является точкой отсчёта появления и интенсивного развития нового научного направления в России - «экономическая безопасность образования и экономическая безопасность образовательных учреждений».
В частности данные исследователи обратили внимание на различные аспекты взаимодействия экономических и социальных факторов, влияющих на образование. Ими было доказано, что образовательный процесс необходимо изучать, прежде всего, на базе циклических, нелинейных моделей. Но самое главное, что, так или иначе, экономика сращивается с проблематикой безопасности, рисков. Более того, каждое действие интеллектуальной системы, ориентирующей себя в потоке быстроменяющихся знаний, необходимо всегда проверять на возможность возникновения целого поля опасностей и рисков.
Результаты исследования
Существующие определения экономической безопасности следует дополнить двумя свойствами данной категории, учитывающими особенности высших образовательных учреждений:
- соблюдение требований законодательства, определяющих статус учреждения как образовательного;
- соблюдение принципа целеполагания вуза как социально-экономической системы.
Несоблюдение первого положения влечет за собой угрозу потери аккредитации, а следовательно, и статуса образовательного учреждения.
Несоблюдение второго создает опасность потери конкурентоспособности, а следовательно, и экономической безопасности вуза.
Управление экономической безопасностью вуза в рамках управления учреждением высшего профессионального образования должно быть основано на принципах инновационного развития. Именно инновационное развитие, адаптированное к изменению внутренних и внешних факторов экономической системы, связано с её способностью сохранять динамическое равновесие, успешно реагировать посредством политических, правовых и иных механизмов на изменяющиеся условия, в том числе эффективно преодолевать кризисные явления.
Исходя из этого, считаем, что под экономической безопасностью государственного вуза следует понимать функционирование экономической системы вуза в рамках действующего законодательства, обеспечивающее его независимость, целостность и устойчивое развитие как социально-экономической системы, а также ее защищенность от воздействия внешних и внутренних угроз.
Данное определение обладает, на наш взгляд, следующими преимуществами:
- во-первых, отражает прогрессивный комплексный подход к определению безопасности, основанный на взаимосвязи и дополнении функционального и институционального подходов (устойчивое развитие экономической системы - защищенность);
- во-вторых, определяет необходимые условия безопасности вуза: независимость, целостность и соблюдение норм законодательства;
- в-третьих, учитывает современные тенденции инновационности развития вуза с ориентацией как на экономические, так и на социальные цели.
Экономическая безопасность образовательного учреждения формируется в момент создания общей концепции развития вуза за счет осознания возможных опасностей при определении желаемого его состояния на основе выявления состава угроз и их предметов, оценки угроз по важности, времени наступления, определения ожидаемых ущербов, выработки возможных способов устранения опасностей, оценки затрат труда при использовании тех или иных способов устранения опасностей [4, с. 35].
Выявление факторов риска, опасностей и угроз - одна из наиболее важных задач обеспечения экономической безопасности в сфере образования [8, с. 48].
В качестве угроз экономической безопасности вуза можно выделить конфликт между образовательными и экономическими целями вуза как социального института.
Экономическая безопасность образования, с одной стороны, характеризуется как совокупность экономических отношений, позволяющих противостоять угрозам нарушения равновесия и устойчивости траекторий развития данной динамической системы, а с другой - как процесс, направленный на создание условий для непрерывного приспособления хозяйственной деятельности, экономического механизма учреждений образования к изменяющимся условиям достижения поставленных целей.
Экономическая безопасность вуза проявляется в его способности адекватно реагировать на угрозы и нарушения стабильности и равновесия системы образования, противопоставлять этим угрозам своевременную и эффективную перестройку структуры и функционирования самой этой системы.
Обеспечение экономической безопасности вуза сводится к экономической возможности реализации его целей и задач. Речь идет о необходимых условиях функционирования и возможности реализации важнейших потребностей общества (как за пределами образовательного учреждения, так и внутри него).
Основную угрозу экономической безопасности академическим нормам в настоящее время представляет коммерциализация образовательного процесса. Это выражается в следующем [10, с. 4]:
- конкурирующие вузы стараются привлечь студентов с широкими финансовыми возможностями, но которые мало уделяют внимания учебному процессу;
- повышение уровня преподавания и требований к студентам при широком распространении нецелевой мотивации (нежелание служить в армии; боязнь оказаться безработным без диплома, дань моде («все с дипломами»)) - является угрозой потери части студентов, которые предпочтут получение диплома с меньшими усилиями в других, менее требовательных к учебному процессу вузах;
- возможность вузов «переманивать» студентов друг у друга за счет облегчения учебных программ и процедур, что усугубляет снижение качества обучения;
- поскольку самым доступным источником увеличения финансовых ресурсов являются расширение приема на платные отделения и филиализация вузов, то расходы вузов на экспансию расцениваются как предпочтительные по сравнению с расходами на повышение качества обучения;
- в условиях маркетизации конфликт образовательных и коммерческих целей снижает академическую автономию преподавателей, делает невыгодной кропотливую работу со студентами, не поощряемую, не оплачиваемую по затратам и непрестижную.
В итоге высшие учебные заведения выбирают более легкий путь развития - преследование экономических целей в ущерб социальным, что в конечном итоге приводит к трансформации системы высшего образования в институт получения прибыли.
Несмотря на многообразие выделяемых угроз и критериев для их классификации, представленные в научной литературе подходы к классификации угроз экономической безопасности образовательных учреждений не охватывают собой весь спектр современных угроз экономической безопасности вуза, что препятствует созданию эффективного механизма по противодействию и нейтрализации существующих угроз.
При рассмотрении видов угроз экономической безопасности в литературе уделяется недостаточное внимание потенциальным угрозам, т.е. таким угрозам, которые могут возникнуть вследствие изменения экономической системы вуза.
Окружающая среда современного высшего учебного заведения развивается более быстрыми темпами, чем инструментарий, с помощью которого можно проводить управление экономической безопасностью вуза [3, с. 33]. В ускоряющемся темпе меняются виды образовательных услуг, формы и способы коммуникаций, рынки сбыта и культура предпринимательства. Российским вузам зачастую очень непросто выживать и развиваться в таких стремительно меняющихся условиях. Привычные, неповоротливые структуры организаций с жестко закрепленными функциями подразделений и обязанностями работников, ориентированные на «спокойную» среду, в условиях глобализации научно-образовательного пространства уже не подходят. В настоящее время нужны более гибкие, приспосабливающиеся структуры, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а трансформируются вместе с ней.
Именно поэтому особое значение приобретает прогнозирование потенциальных угроз экономической безопасности вуза, вызываемых как изменениями во внешней среде учебного заведения, так и динамикой развития самого образовательного учреждения.
Современный вуз следует рассматривать не как статичный хозяйствующий субъект, а как динамично развивающуюся организацию в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.
Исходя из вышеизложенного, угрозы экономической безопасности высшего учебного заведения следует рассматривать и анализировать в рамках двух основных групп:
1) потенциальные угрозы, вызванные изменениями внешней среды функционирования вуза в условиях статичного развития образовательного учреждения;
2) потенциальные угрозы, вызванные устойчивым развитием вуза и переходом его на новую ступень функционирования.
В рамках первой группы можно выделять угрозы, связанные с изменением экономических, политических, правовых, социальных, международных и иных факторов, влияющих на деятельность вуза.
В качестве инструмента прогнозирования изменений внешней среды и выявления вызванных этими изменениями угроз для экономической безопасности вуза считаем возможным использование мониторинга внешней среды образовательного учреждения с целью выявления количественных и качественных изменений её факторов и прогнозирования предстоящих изменений в системе управления вузом.
Менее исследованной проблемой с точки зрения экономической безопасности вуза является анализ угроз, связанных с развитием образовательного учреждения и переходом экономической системы вуза на новый уровень развития. Развитие вуза как социально-экономической системы - это процесс закономерного перехода управления с одного качественного уровня на другой, обеспечивающий рост конкурентных преимуществ. Однако переход на новую стадию, по нашему мнению, сопровождается изменениями в структуре факторов и угроз его экономической безопасности.
Стратегия экономической безопасности вуза должна быть основана на знании угроз своего уровня - т.е. реальных угроз. При этом угрозы экономической безопасности следующего уровня являются потенциальными для вуза, стремящегося к переходу на следующую ступень развития. При достижении нового уровня потенциальные угрозы становятся реальными.
Каждому уровню соответствует определенная система опасностей, отличаемая от других по следующим аспектам: перечню угроз, степени опасности угроз экономической безопасности, факторам экономической безопасности и их пороговым значениям [10, с. 115].
Данная классификация позволяет вузу заранее прогнозировать возможные угрозы его экономической безопасности, связанные с его переходом на новую стадию развития, что позволит более быстро адаптироваться системе управления образовательным учреждением как с позиций требований соответствующей стадии развития, так и с позиций обеспечения экономической безопасности. Соглашаясь с Н.К.Алимовой, отметим, что «цели функционирования системы экономической безопасности образовательного учреждения зависят от этапа развития экономики и соответствия этому этапу уровня экономической безопасности образовательного учреждения»[1, с. 12].
Считаем, что дальнейшим развитием приведенной классификации является установление конкретных угроз экономической безопасности для каждого уровня развития вуза.
Многие исследователи проблем экономической безопасности хозяйствующих субъектов и образовательных учреждений, в частности, если не отождествляют, то выделяют в качестве ключевых факторов экономической безопасности конкурентоспособность рассматриваемого в качестве объекта защиты хозяйствующего субъекта.
В действительности защита экономических интересов и обеспечение экономической безопасности в условиях рыночных отношений осуществляется в динамичной обстановке конкуренции за достойное существование и развитие.
Рецензенты:
Винничек Л.Б., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Организация и информатизация производства» ФГОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», г. Пенза;
Бондина Н.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» ФГОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», г. Пенза.