Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL BASES OF GERONTOLOGICAL AGEISM RESEARCH

Gorodova T.V. 1 Kolpina L.V. 1
1 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education ”Belgorod State National Research University”
The information on the phenomenon of a gerontological ageism is systematized in the article on the basis of foreign and domestic scientific literature analysis. The gerontological ageism is considered as the discrimination, negligence or the practices humiliating human dignity realized on the basis of negative age stereotypification, and also negative age stereotypes concerning people of the senior age groups. It is proved that the ageism has open and latent forms; being realized at the institutional and household level in various spheres of person’s activity, can be deliberate and inadvertent. The specific manifestations of an ageism concerning the senior age groups and their negative consequences in the form of social exclusion and an infantilization of elderly people are characterized. The main reasons for gerontological ageism emergence in modern society are allocated, ways of its overcoming are defined.
ageism
elderly people
gerontostereotypes
discrimination
ageism reasons
В нынешней России, где относительная доля людей старше 60 лет неуклонно растет, остро встает проблема качества жизни этой возрастной группы, актуализации и эффективного использования человеческого капитала ее представителей. Между тем ряд исследований фиксирует социальную изоляцию пожилых людей [10], не последнюю роль в которой играет геронтологический эйджизм - дискриминация, пренебрежительное отношение или унижающие человеческое достоинство практики, реализуемые на основе негативной возрастной стереотипизации, а также сами негативные возрастные стереотипы в отношении людей старших возрастных групп [22].

Проблема дискриминации пожилых людей, преодоления геронтостереотипов, обусловливающих негативное отношение к ним, имеет глубокие социально-исторические корни. Ее актуализация как научной проблемы чаще всего связывается с именем директора Национального института старения США Р.Н. Батлера, который в 1969 г. предложил использовать понятие «эйджизм» для обозначения возрастной дискриминации. Грубое обращение с пожилыми людьми привлекло пристальное внимание западных исследователей как серьезная проблема в начале 1980-х гг. [22]. В России же эта тема начала озвучиваться сравнительно недавно - в начале ХХI в. - и на сегодняшний день нашла отражение лишь в небольшом числе научных исследований, а в общественном дискурсе она вообще не представлена.

Цель, материалы и методы исследования. С целью формирования системного видения феномена эйджизма нами были проанализированы все доступные в сети Интернет отечественные и англоязычные научные источники по данной теме.

Итак, эйджизм включает в себя дискриминационные практики и возрастные стереотипы, имеющие для пожилых людей негативные последствия. Он может иметь открытую и латентную формы, реализуясь на институциональном и бытовом уровне и пронизывая все сферы жизнедеятельности человека (профессиональную [29], пенитенциарную [1], здравоохранения и социальной защиты [8; 13; 30; 31; 33; 43; 44], образования [3], семьи [1; 4; 17; 25; 27]).

Открытый эйджизм проявляется в прямой дискриминации пожилых людей, включая законы или политики, в которых прямо ограничивается их доступ к определенным товарам или услугам [37]; необоснованные возрастные ограничения для кандидатов на работу, должность; запоздалые  приезды скорой помощи по вызову пожилого человека; поведение водителей  общественного транспорта, которые, зная, что пожилые люди имеют льготы на проезд, не останавливаются, проезжают мимо [4], и т.п. Иллюстрацией латентного эйджизма могут служить, например: позиция, «которая явно проявляется редко, но отчетливо прослеживается в социальной политике: пожилые - это балласт общества, тормозящий реформы» [12, с. 51], «чудовищный для обыденного слуха термин "период дожития", который «занял прочное место в тезаурусе социальных программ, в которых старший возраст ассоциируется лишь с упадком и недееспособностью [15]». Латентный эйджизм проявляется в виде социокультурных норм, предписывающих пожилым людям те или иные формы самоограничения, которые, интернализируясь, обусловливают их самодискриминацию и самоизоляцию, оказывают негативное влияние на продуктивность деятельности человека, его психологический статус, соматическое состояние [9; 36].

Институциональный эйджизм более всего связан с юридическими нормами, прямо или латентно обусловливающими дискриминацию пожилых людей [5]. Его примером являются национальные и местные социальные политики, воплощающиеся в деятельности конкретных медицинских учреждений, регулирующих их работу, а также различных структур, оказывающих социальные услуги пожилым людям. Так, в Ирландии - это официально закрепленные ограничения в приглашении старших возрастных групп на диагностику рака молочной железы, на оказание помощи людям старшем 65 лет, перенесшим инсульт, в назначении некоторых процедур и специализированных услуг [37].

Бытовой эйджизм реализуется в повседневных нормах и практиках общения с пожилыми людьми. Он может проявляться в обидных прозвищах, унижающих межперсональных действиях, негативных высказываниях, игнорировании интересов и потребностей пожилых людей, физическом или психологическом насилии над ними [5].

Эйджизм может быть преднамеренным, когда процесс мышления и действий умышленно направляется на использование стереотипов, основанных на возрасте. Но в повседневных социальных взаимодействиях эйджизм, как правило, происходит бессознательно [41], как следствие возрастной стереотипизации.

Ключевые геронтостереотипы касаются физического состояния, способностей, интересов, потребностей пожилых людей и носят более негативный, нежели позитивный характер [2], «оправдывая» применение насилия [13, с. 10] или менее явные формы предвзятого, отрицательного отношения к людям старших возрастных групп. Чаще всего они проявляются в представлениях о снижении когнитивного, физического, витального, социального функционирования пожилых людей, их несамостоятельности, скудности потребностей и интересов [6; 16, с. 49; 21; 35; 37]. Их следствием являются унижающие достоинство пожилых людей практики, а также деструктивные модели взаимодействия с пожилыми людьми, такие как покровительственный язык и покровительственное отношение (оveraccommodation), упрощенный тип речи с высоким тоном и преувеличенными интонациями (baby talk) [23; 24; 28; 32; 35], детерминирующие социальную эксклюзию старших возрастных групп и их инфантилизацию. Влияние геронтостереотипов проявляется, в частности, в различных интерпретациях одного и того же поведения молодых и пожилых людей [37]. Когда пожилые люди забывают чье-то имя, это рассматривается как результат старческих изменений, а когда молодой - считается, что у него плохая память. Когда пожилой человек жалуется на жизнь или на конкретную ситуацию, его считают капризным и трудным, тогда как аналогичное поведение молодого человека может быть расценено как критический взгляд на вещи. Если пожилой человек имеет проблемы со слухом, это обычно связывают с процессом старения, если их имеет молодой, то чаще предполагают результат болезни, и т.д.[41].

Наиболее важными причинами эйджизма в современном обществе выступают снижение статуса пожилых людей [21; 39] и «мода на молодость» [35; 40], неготовность современных политик к феномену постарения общества, утилитарный подход к оценке старости в терминах экономического потенциала [22; 40], геронтофобия [5; 7; 11; 31; 38], негативный опыт общения с пожилыми людьми и специфика индивидуальной социализации субъекта эйджизма [34, p.28], медикализация процесса старения [16, с. 49].

Медикалистский подход обосновывает объективный характер геронтологического эйджизма, который связывается с естественными процессами старения человека, угасания различных функций его организма и личности пожилого человека, вызывающих его изоляцию и самоизоляцию [42]. Противоположный подход к интерпретации процесса старения представлен в теории социального конструктивизма, где эйджизм предстает как механизм навязывания конструкта старости - любые установки, действия или институты, которые субординируют людей по признаку возраста или иным образом, приписывают человеку различные социальные роли на основе его возраста [14, с. 199; 18].

Учитывая последнее, преодолению эйджизма будет способствовать целенаправленная работа по социальному конструированию продуктивной старости, в рамках которой люди, в том числе и не достигшие пожилого возраста, будут осознанно выстраивать свои стратегии старения, определяя собственное место и роль в общественной и повседневной жизни в пожилом возрасте [30; 33], рефлексируя свое отношение к старости и его влияние на свое поведение с пожилыми людьми [20]. Этому же будет способствовать формирование у пожилых людей навыков критического восприятия эйджистких образов, присутствующих в телевизионных программах [35], эйджистских стереотипов и практик в повседневной жизни,  а у населения - конструирование позитивных образов старения и культуры позитивного старения [41]. Определенную роль в преодолении институционального эйджизма будет играть привлечение пожилых людей в качестве экспертов к разработке социальной политики, различных мер и мероприятий, направленных на эту возрастную группу [20], а также осуществление мониторингов по проблемам насилия в отношении этой категории, консультаций и информационных кампаний для пожилых об их правах с использованием средств массовой информации [1].

Выводы. Геронтологический эйджизм представляет собой дискриминацию, пренебрежительное отношение или унижающие человеческое достоинство практики, реализуемые на основе негативной возрастной стереотипизации, а также сами негативные возрастные стереотипы. Эйджизм имеет открытую и латентную формы, реализуясь на институциональном и бытовом уровне в различных сферах жизнедеятельности человека.

Ключевые геронтостереотипы связаны с представлением о снижении когнитивного, физического, социального функционирования пожилых людей, их несамостоятельности, скудности потребностей и интересов. Их следствием являются унижающие достоинство пожилых людей практики, а также деструктивные модели взаимодействия с ними, такие как покровительственный язык и отношение, упрощенный тип речи и иное, детерминирующие социальную эксклюзию старших возрастных групп и их инфантилизацию.

Основные причины эйджизма в современном обществе: снижение статуса пожилых людей и «мода на молодость», неготовность  современных политик к феномену постарения общества, утилитарный подход к оценке старости в терминах экономического потенциала, геронтофобия, негативный опыт общения с пожилыми людьми и специфика индивидуальной социализации субъекта эйджизма, медикалистский подход к старости.   

Преодоление эйджизма связано с формированием у пожилых людей навыков распознавания эйджизма и противодействия ему, консультированием и просвещением их по вопросам дискриминации; с формированием в обществе в целом, культуры старения и позитивного образа старости, развенчанием негативных геронтостереотипов; с  вовлечением пожилых людей в качестве экспертов к подготовке социальных программ и исследований, направленных на эту возрастную категорию; с осуществлением мониторингов по проблемам эйджизма в отношении пожилых людей.

Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ №14-03-00624 

Рецензенты:

Бабинцев В.П., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой социальных технологий, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), г. Белгород;

Шаповалова И.С., д.соц.н., заведующий кафедрой социологии и организации работы с молодежью, профессор ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), г. Белгород.