Проблема дискриминации пожилых людей, преодоления геронтостереотипов, обусловливающих негативное отношение к ним, имеет глубокие социально-исторические корни. Ее актуализация как научной проблемы чаще всего связывается с именем директора Национального института старения США Р.Н. Батлера, который в 1969 г. предложил использовать понятие «эйджизм» для обозначения возрастной дискриминации. Грубое обращение с пожилыми людьми привлекло пристальное внимание западных исследователей как серьезная проблема в начале 1980-х гг. [22]. В России же эта тема начала озвучиваться сравнительно недавно - в начале ХХI в. - и на сегодняшний день нашла отражение лишь в небольшом числе научных исследований, а в общественном дискурсе она вообще не представлена.
Цель, материалы и методы исследования. С целью формирования системного видения феномена эйджизма нами были проанализированы все доступные в сети Интернет отечественные и англоязычные научные источники по данной теме.
Итак, эйджизм включает в себя дискриминационные практики и возрастные стереотипы, имеющие для пожилых людей негативные последствия. Он может иметь открытую и латентную формы, реализуясь на институциональном и бытовом уровне и пронизывая все сферы жизнедеятельности человека (профессиональную [29], пенитенциарную [1], здравоохранения и социальной защиты [8; 13; 30; 31; 33; 43; 44], образования [3], семьи [1; 4; 17; 25; 27]).
Открытый эйджизм проявляется в прямой дискриминации пожилых людей, включая законы или политики, в которых прямо ограничивается их доступ к определенным товарам или услугам [37]; необоснованные возрастные ограничения для кандидатов на работу, должность; запоздалые приезды скорой помощи по вызову пожилого человека; поведение водителей общественного транспорта, которые, зная, что пожилые люди имеют льготы на проезд, не останавливаются, проезжают мимо [4], и т.п. Иллюстрацией латентного эйджизма могут служить, например: позиция, «которая явно проявляется редко, но отчетливо прослеживается в социальной политике: пожилые - это балласт общества, тормозящий реформы» [12, с. 51], «чудовищный для обыденного слуха термин "период дожития", который «занял прочное место в тезаурусе социальных программ, в которых старший возраст ассоциируется лишь с упадком и недееспособностью [15]». Латентный эйджизм проявляется в виде социокультурных норм, предписывающих пожилым людям те или иные формы самоограничения, которые, интернализируясь, обусловливают их самодискриминацию и самоизоляцию, оказывают негативное влияние на продуктивность деятельности человека, его психологический статус, соматическое состояние [9; 36].
Институциональный эйджизм более всего связан с юридическими нормами, прямо или латентно обусловливающими дискриминацию пожилых людей [5]. Его примером являются национальные и местные социальные политики, воплощающиеся в деятельности конкретных медицинских учреждений, регулирующих их работу, а также различных структур, оказывающих социальные услуги пожилым людям. Так, в Ирландии - это официально закрепленные ограничения в приглашении старших возрастных групп на диагностику рака молочной железы, на оказание помощи людям старшем 65 лет, перенесшим инсульт, в назначении некоторых процедур и специализированных услуг [37].
Бытовой эйджизм реализуется в повседневных нормах и практиках общения с пожилыми людьми. Он может проявляться в обидных прозвищах, унижающих межперсональных действиях, негативных высказываниях, игнорировании интересов и потребностей пожилых людей, физическом или психологическом насилии над ними [5].
Эйджизм может быть преднамеренным, когда процесс мышления и действий умышленно направляется на использование стереотипов, основанных на возрасте. Но в повседневных социальных взаимодействиях эйджизм, как правило, происходит бессознательно [41], как следствие возрастной стереотипизации.
Ключевые геронтостереотипы касаются физического состояния, способностей, интересов, потребностей пожилых людей и носят более негативный, нежели позитивный характер [2], «оправдывая» применение насилия [13, с. 10] или менее явные формы предвзятого, отрицательного отношения к людям старших возрастных групп. Чаще всего они проявляются в представлениях о снижении когнитивного, физического, витального, социального функционирования пожилых людей, их несамостоятельности, скудности потребностей и интересов [6; 16, с. 49; 21; 35; 37]. Их следствием являются унижающие достоинство пожилых людей практики, а также деструктивные модели взаимодействия с пожилыми людьми, такие как покровительственный язык и покровительственное отношение (оveraccommodation), упрощенный тип речи с высоким тоном и преувеличенными интонациями (baby talk) [23; 24; 28; 32; 35], детерминирующие социальную эксклюзию старших возрастных групп и их инфантилизацию. Влияние геронтостереотипов проявляется, в частности, в различных интерпретациях одного и того же поведения молодых и пожилых людей [37]. Когда пожилые люди забывают чье-то имя, это рассматривается как результат старческих изменений, а когда молодой - считается, что у него плохая память. Когда пожилой человек жалуется на жизнь или на конкретную ситуацию, его считают капризным и трудным, тогда как аналогичное поведение молодого человека может быть расценено как критический взгляд на вещи. Если пожилой человек имеет проблемы со слухом, это обычно связывают с процессом старения, если их имеет молодой, то чаще предполагают результат болезни, и т.д.[41].
Наиболее важными причинами эйджизма в современном обществе выступают снижение статуса пожилых людей [21; 39] и «мода на молодость» [35; 40], неготовность современных политик к феномену постарения общества, утилитарный подход к оценке старости в терминах экономического потенциала [22; 40], геронтофобия [5; 7; 11; 31; 38], негативный опыт общения с пожилыми людьми и специфика индивидуальной социализации субъекта эйджизма [34, p.28], медикализация процесса старения [16, с. 49].
Медикалистский подход обосновывает объективный характер геронтологического эйджизма, который связывается с естественными процессами старения человека, угасания различных функций его организма и личности пожилого человека, вызывающих его изоляцию и самоизоляцию [42]. Противоположный подход к интерпретации процесса старения представлен в теории социального конструктивизма, где эйджизм предстает как механизм навязывания конструкта старости - любые установки, действия или институты, которые субординируют людей по признаку возраста или иным образом, приписывают человеку различные социальные роли на основе его возраста [14, с. 199; 18].
Учитывая последнее, преодолению эйджизма будет способствовать целенаправленная работа по социальному конструированию продуктивной старости, в рамках которой люди, в том числе и не достигшие пожилого возраста, будут осознанно выстраивать свои стратегии старения, определяя собственное место и роль в общественной и повседневной жизни в пожилом возрасте [30; 33], рефлексируя свое отношение к старости и его влияние на свое поведение с пожилыми людьми [20]. Этому же будет способствовать формирование у пожилых людей навыков критического восприятия эйджистких образов, присутствующих в телевизионных программах [35], эйджистских стереотипов и практик в повседневной жизни, а у населения - конструирование позитивных образов старения и культуры позитивного старения [41]. Определенную роль в преодолении институционального эйджизма будет играть привлечение пожилых людей в качестве экспертов к разработке социальной политики, различных мер и мероприятий, направленных на эту возрастную группу [20], а также осуществление мониторингов по проблемам насилия в отношении этой категории, консультаций и информационных кампаний для пожилых об их правах с использованием средств массовой информации [1].
Выводы. Геронтологический эйджизм представляет собой дискриминацию, пренебрежительное отношение или унижающие человеческое достоинство практики, реализуемые на основе негативной возрастной стереотипизации, а также сами негативные возрастные стереотипы. Эйджизм имеет открытую и латентную формы, реализуясь на институциональном и бытовом уровне в различных сферах жизнедеятельности человека.
Ключевые геронтостереотипы связаны с представлением о снижении когнитивного, физического, социального функционирования пожилых людей, их несамостоятельности, скудности потребностей и интересов. Их следствием являются унижающие достоинство пожилых людей практики, а также деструктивные модели взаимодействия с ними, такие как покровительственный язык и отношение, упрощенный тип речи и иное, детерминирующие социальную эксклюзию старших возрастных групп и их инфантилизацию.
Основные причины эйджизма в современном обществе: снижение статуса пожилых людей и «мода на молодость», неготовность современных политик к феномену постарения общества, утилитарный подход к оценке старости в терминах экономического потенциала, геронтофобия, негативный опыт общения с пожилыми людьми и специфика индивидуальной социализации субъекта эйджизма, медикалистский подход к старости.
Преодоление эйджизма связано с формированием у пожилых людей навыков распознавания эйджизма и противодействия ему, консультированием и просвещением их по вопросам дискриминации; с формированием в обществе в целом, культуры старения и позитивного образа старости, развенчанием негативных геронтостереотипов; с вовлечением пожилых людей в качестве экспертов к подготовке социальных программ и исследований, направленных на эту возрастную категорию; с осуществлением мониторингов по проблемам эйджизма в отношении пожилых людей.
Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ №14-03-00624
Рецензенты:
Бабинцев В.П., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой социальных технологий, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), г. Белгород;
Шаповалова И.С., д.соц.н., заведующий кафедрой социологии и организации работы с молодежью, профессор ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), г. Белгород.
Библиографическая ссылка
Городова Т.В., Колпина Л.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО ЭЙДЖИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18023 (дата обращения: 17.09.2024).