Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ROLE OF FOREIGN LANGUAGES IN SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

Zhiltsova Yu.V. 1 Kirillova T.V. 1
1 FCO VPO Academy of law and administration of the Federal penitentiary service of Russia
In the article judgements are outspoken about a language as about a mean, and about speech as about the method of forming and formulation of idea by means of language in the process of vocal activity of student. An educational process on foreign languages has the brightly expressed intercultural dominant, reflects along with factual and lingvo-regional studies aspects, also spiritual-moral and valued aspects. In the process of study of foreign language a student acquire knowledge of elements of stranger culture, general and excellent as compared to own, and also system of values, educated on the base of stranger culture; personality qualities and social responsibility of students develop. Spiritual-moral development is based on co-operation of components of personality taught (lingvocognitive, emotional-perceptible, motivational-valued, activity), processes, internal and external terms, providing educational-vocal activity in foreign language.
cognitive component
internalization
the integration of cultural and ideological values
training and speech activity
spiritual and moral development
intercultural dominant
Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности молодежи, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей. Снижается духовный, интеллектуальный и творческий потенциал молодых людей. Государственная экономика не в состоянии востребовать и использовать юношей и девушек на разрушающемся производстве. Налицо новая фаза отчуждения молодежи от труда. Как результат - падение ценности труда, ориентация на отдых и развлечения, поиск легкого и нетрудового пути добывания денег. Ускоряющимися темпами идет криминализация, небывало широко распространились наркомания, алкоголизм, стяжательство, эгоизм, проституция, а так же потеря молодыми людьми смысла жизни, превалирование материальных ценностей над духовными, понижение психосоматического и духовного здоровья. Старые ценности потеряли практическое значение, новые - свобода, демократия, рынок, равные возможности - не поняты или в них уже не верят. В сознании наступил духовный вакуум. Все это актуализирует необходимость обращения к проблеме развития и духовного возрождения личности, развития ее духовно-нравственного сознания, позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь третьего тысячелетия, самореализовываться и самосовершенствоваться на основе духовно-нравственных ценностей.

Обретение стабильности, духовное возрождение общества будет зависеть, прежде всего, от специалиста-профессионала, молодого представителя интеллигенции, его нравственной и жизненной позиции, компетентности и мировоззрения.

Результаты исследования

Выступая в качестве субъекта учебной деятельности, происходит активный процесс духовно-нравственного развития личности будущего специалиста, поскольку студент приучается самостоятельно вырабатывать свои взгляды, развиваться как свободная, духовно-нравственная, творческая, думающая личность, вырабатывая тем самым равновесие вопреки нестабильности сегодняшнего дня. [1]

В частности, одним из средств духовно-нравственного развития личности является иностранный язык. В процессе изучения иностранного языка учащиеся приобретают знания элементов чужой культуры, общего и отличного по сравнению с собственной, а также систему ценностей, воспитываемую на базе чужой культуры; развиваются личностные качества и социальная ответственность студентов. Антропоцентрический принцип языкового образования как процесса предполагает развитие личности в целом, как ее некогнитивных аспектов (воли, эмоциональных характеристик и т.д.), так и интеллектуальных (когнитивных). Особую актуальность приобретает проблема моделирования образовательного процесса как активного "диалога культур", призванного обеспечить естественную интеграцию культурно-мировоззренческих ценностей мировой цивилизации, народа - носителя изучаемого языка и чужой культуры, а также конкретного социума, представителем которого является учащийся. Речь не идет о подавлении его (учащегося) культурной самобытности. Напротив, органическое сочетание в образовательном процессе общечеловеческих ценностей и ценностей, присущих конкретному социуму призвано создать условия для развития самобытности учащегося и устранение иллюзий относительно самодостаточности этой самобытности (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез) [2].

В современной психолого-педагогической системе мы руководствуемся принципом личностно ориентированной направленности обучения иностранным языкам, который заключается в последовательной активации имеющихся у каждого студента интеллектуальных способностей, знаний и речевого опыта, его духовно-нравственного уровня, эмоций, настроений, а также в развитии этих личностных параметров. Учебная деятельность личности невозможна без участия ее духовно-нравственных установок, таким образом, в процессе изучения иностранного языка и применения собственного культурного опыта происходит развитие межкультурной компетенции студента, т.е. способности, позволяющей личности реализовать себя в рамках диалога культур [3].

Становление межкультурной компетенции осуществляется во взаимосвязи освоения иноязычного кода и развития культурного опыта человека, в составе которого можно вычленить отношение человека к себе, к миру, а также опыт творческой деятельности (Митрофанова О.Д.). Формирование межкультурной компетенции следует рассматривать в связи с развитием личности учащегося, его способности и готовности принимать участие в диалоге культур на основе принципов кооперации, взаимного уважения, терпимости к культурным различиям и преодолению культурных барьеров [5].

Действительно, в психологии установлено, что присутствие в сознании каждого участника общения своего личного багажа, иными словами - своей собственной культуры (индивидуальной картины мира) и так или иначе противопоставленного ему чужого мира (чужого образа сознания) создает диалогичность личности (Ушакова Т.Н.). Именно диалогичность личности является важным фактором приобщения к общечеловеческой духовной культуре и ценностям, а мера их освоения и интериоризации есть важнейшие критерии и показатели духовности личности, участвующей в диалоге культур. Правомерность такой постановки вопроса подтверждается тем, что диалог культур реально протекает в сознании носителя конкретной культуры.

Основополагающим в науке является положение о том, что учебная деятельность выступает в качестве ведущей для студенческого возраста, и, следовательно, ей подчинены все сферы развития личности, включая и профессиональное самоопределение. Успешность формирования нравственных понятий зависит от особенностей тех общественных институтов, где происходит социализация личности, главная из них связана с преобразованием получаемого социального опыта в собственные ценности. Именно в учебной деятельности концентрируются и познавательный, и эстетический, и деятельностный аспекты нравственности. Кроме того, студенческий возраст является "сензитивным" периодом формирования нравственных понятий в связи с расцветом биологических сил, духовных и нравственных возможностей. На основе методологического принципа единства психики и деятельности обосновано, что формирование нравственных понятий в учебной деятельности на иностранном языке - это процесс поэтапного обобщения содержательных и смысловых характеристик взаимодействия обучаемого с образовательной средой (Г.М. Андреева, Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Г.П. Предвечный, Н.Ф. Талызина, Ю.А. Шерковин и др.).

Общепринято в науке рассматривать язык как средство, а речь как способ формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности студента (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя и др.). Речевая деятельность (А.Н. Леонтьев) рассматривается как общение, которое формирует личность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Принципиальным для нас является положение об органичной связи общения и деятельности, а значит, - речевой и учебной. Это дает основание для обозначения процесса изучения иностранного языка термином «учебно-речевая деятельность».

В связи с вышеизложенным, формирование нравственных понятий понимается нами как комплексный процесс развития ранее сложившихся и вновь приобретенных нравственных понятий в процессе учебно-речевой деятельности. Ее организация моделируется на взаимодействии компонентов личности обучаемых (лингвокогнитивного, эмоционально-чувственного, мотивационно-ценностного, деятельностного), процессов, внутренних и внешних условий, обеспечивающих учебно-речевую деятельность на иностранном языке [4].

Лингвокогнитивный компонент представляет собой совокупность знаний о нравственных ценностях, духовных исканиях и жизненных смыслах, воплощенных в системе языковых средств.

Эмоционально-чувственный компонент включает в себя переживания личности, совокупность эмоций и чувств, связанных с осмыслением феномена нравственного развития себя как человека нравственного.

Мотивационно-ценностный компонент включает в себя потребность в самореализации, поиске истины, добра, красоты, полезности окружающим на основе духовно-нравственных ценностей, которые необходимы индивиду для его индивидуального роста, накопления собственного духовного опыта, для того, чтобы "объемом собственной сущности измерить наличный ценностный потенциал культуры" (Н.А. Коваль) [7].

Деятельностный компонент проявляется в целенаправленно организованной деятельности человека, определяемой принятыми духовно-нравственными ценностями, овладении навыками самоконтроля и самоуправления, стремлением к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Уровень развития данных компонентов влияет на уровень сформированности нравственных понятий у студентов в целом. По нашему мнению, развитие каждого компонента характеризуется специфическим набором критериев.

Критерии сформированности лингвокогнитивного компонента можно представить следующим образом:

  • уровень владения рецептивными видами речевой деятельности;
  • знание нравственных понятий в изучаемом и родном языке.

Критерии сформированности эмоционально-чувственного компонента:

  • оптимистическое восприятие жизни, открытость опыту, терпимость к различным точкам зрения;
  • эмпатические способности.

Критерии сформированности мотивационно-ценностного компонента:

  • наличие нравственных ценностей;
  • развитая мотивация достижения.

Критерии сформированности деятельностного компонента:

  • активное целенаправленное поведение, ориентированное на самовыражение, саморазвитие, самосовершенствование;
  • самоконтроль и самоуправление своими действиями, самостимуляция [4].

Вывод: таким образом, происходит познание духовно-смысловых ориентиров, у человека появляются представления о духовно-нравственных ценностях, затем они интериоризируются, т.е. знания переходят в убеждения на основе свободного выбора, и реализуются в поступках и деятельности индивида. Учебный процесс по иностранным языкам, имеет ярко выраженную межкультурную доминанту, отражает наряду с фактологическим и лингвострановедческим аспектами также духовно-нравственный и ценностный аспекты, поэтому «культурологические образцы», предлагаемые учащимся, подвергаются тщательному отбору. Следовательно, иностранный язык является одним из средств воздействия на духовно-нравственное развитие личности студента в период обучения в ВУЗе.

Рецензенты:

Сочивко Д.В., д.псх.н., профессор кафедры общей психологии, ФКОУ ВПО Академия права и управления ФСИН России, г. Рязань;

Литвишков В.М., д.п.н., профессор кафедры юридической психологии и педагогики, ФКОУ ВПО Академия права и управления ФСИН России, г. Рязань.