Обретение стабильности, духовное возрождение общества будет зависеть, прежде всего, от специалиста-профессионала, молодого представителя интеллигенции, его нравственной и жизненной позиции, компетентности и мировоззрения.
Результаты исследования
Выступая в качестве субъекта учебной деятельности, происходит активный процесс духовно-нравственного развития личности будущего специалиста, поскольку студент приучается самостоятельно вырабатывать свои взгляды, развиваться как свободная, духовно-нравственная, творческая, думающая личность, вырабатывая тем самым равновесие вопреки нестабильности сегодняшнего дня. [1]
В частности, одним из средств духовно-нравственного развития личности является иностранный язык. В процессе изучения иностранного языка учащиеся приобретают знания элементов чужой культуры, общего и отличного по сравнению с собственной, а также систему ценностей, воспитываемую на базе чужой культуры; развиваются личностные качества и социальная ответственность студентов. Антропоцентрический принцип языкового образования как процесса предполагает развитие личности в целом, как ее некогнитивных аспектов (воли, эмоциональных характеристик и т.д.), так и интеллектуальных (когнитивных). Особую актуальность приобретает проблема моделирования образовательного процесса как активного "диалога культур", призванного обеспечить естественную интеграцию культурно-мировоззренческих ценностей мировой цивилизации, народа - носителя изучаемого языка и чужой культуры, а также конкретного социума, представителем которого является учащийся. Речь не идет о подавлении его (учащегося) культурной самобытности. Напротив, органическое сочетание в образовательном процессе общечеловеческих ценностей и ценностей, присущих конкретному социуму призвано создать условия для развития самобытности учащегося и устранение иллюзий относительно самодостаточности этой самобытности (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез) [2].
В современной психолого-педагогической системе мы руководствуемся принципом личностно ориентированной направленности обучения иностранным языкам, который заключается в последовательной активации имеющихся у каждого студента интеллектуальных способностей, знаний и речевого опыта, его духовно-нравственного уровня, эмоций, настроений, а также в развитии этих личностных параметров. Учебная деятельность личности невозможна без участия ее духовно-нравственных установок, таким образом, в процессе изучения иностранного языка и применения собственного культурного опыта происходит развитие межкультурной компетенции студента, т.е. способности, позволяющей личности реализовать себя в рамках диалога культур [3].
Становление межкультурной компетенции осуществляется во взаимосвязи освоения иноязычного кода и развития культурного опыта человека, в составе которого можно вычленить отношение человека к себе, к миру, а также опыт творческой деятельности (Митрофанова О.Д.). Формирование межкультурной компетенции следует рассматривать в связи с развитием личности учащегося, его способности и готовности принимать участие в диалоге культур на основе принципов кооперации, взаимного уважения, терпимости к культурным различиям и преодолению культурных барьеров [5].
Действительно, в психологии установлено, что присутствие в сознании каждого участника общения своего личного багажа, иными словами - своей собственной культуры (индивидуальной картины мира) и так или иначе противопоставленного ему чужого мира (чужого образа сознания) создает диалогичность личности (Ушакова Т.Н.). Именно диалогичность личности является важным фактором приобщения к общечеловеческой духовной культуре и ценностям, а мера их освоения и интериоризации есть важнейшие критерии и показатели духовности личности, участвующей в диалоге культур. Правомерность такой постановки вопроса подтверждается тем, что диалог культур реально протекает в сознании носителя конкретной культуры.
Основополагающим в науке является положение о том, что учебная деятельность выступает в качестве ведущей для студенческого возраста, и, следовательно, ей подчинены все сферы развития личности, включая и профессиональное самоопределение. Успешность формирования нравственных понятий зависит от особенностей тех общественных институтов, где происходит социализация личности, главная из них связана с преобразованием получаемого социального опыта в собственные ценности. Именно в учебной деятельности концентрируются и познавательный, и эстетический, и деятельностный аспекты нравственности. Кроме того, студенческий возраст является "сензитивным" периодом формирования нравственных понятий в связи с расцветом биологических сил, духовных и нравственных возможностей. На основе методологического принципа единства психики и деятельности обосновано, что формирование нравственных понятий в учебной деятельности на иностранном языке - это процесс поэтапного обобщения содержательных и смысловых характеристик взаимодействия обучаемого с образовательной средой (Г.М. Андреева, Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Г.П. Предвечный, Н.Ф. Талызина, Ю.А. Шерковин и др.).
Общепринято в науке рассматривать язык как средство, а речь как способ формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности студента (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя и др.). Речевая деятельность (А.Н. Леонтьев) рассматривается как общение, которое формирует личность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Принципиальным для нас является положение об органичной связи общения и деятельности, а значит, - речевой и учебной. Это дает основание для обозначения процесса изучения иностранного языка термином «учебно-речевая деятельность».
В связи с вышеизложенным, формирование нравственных понятий понимается нами как комплексный процесс развития ранее сложившихся и вновь приобретенных нравственных понятий в процессе учебно-речевой деятельности. Ее организация моделируется на взаимодействии компонентов личности обучаемых (лингвокогнитивного, эмоционально-чувственного, мотивационно-ценностного, деятельностного), процессов, внутренних и внешних условий, обеспечивающих учебно-речевую деятельность на иностранном языке [4].
Лингвокогнитивный компонент представляет собой совокупность знаний о нравственных ценностях, духовных исканиях и жизненных смыслах, воплощенных в системе языковых средств.
Эмоционально-чувственный компонент включает в себя переживания личности, совокупность эмоций и чувств, связанных с осмыслением феномена нравственного развития себя как человека нравственного.
Мотивационно-ценностный компонент включает в себя потребность в самореализации, поиске истины, добра, красоты, полезности окружающим на основе духовно-нравственных ценностей, которые необходимы индивиду для его индивидуального роста, накопления собственного духовного опыта, для того, чтобы "объемом собственной сущности измерить наличный ценностный потенциал культуры" (Н.А. Коваль) [7].
Деятельностный компонент проявляется в целенаправленно организованной деятельности человека, определяемой принятыми духовно-нравственными ценностями, овладении навыками самоконтроля и самоуправления, стремлением к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Уровень развития данных компонентов влияет на уровень сформированности нравственных понятий у студентов в целом. По нашему мнению, развитие каждого компонента характеризуется специфическим набором критериев.
Критерии сформированности лингвокогнитивного компонента можно представить следующим образом:
- уровень владения рецептивными видами речевой деятельности;
- знание нравственных понятий в изучаемом и родном языке.
Критерии сформированности эмоционально-чувственного компонента:
- оптимистическое восприятие жизни, открытость опыту, терпимость к различным точкам зрения;
- эмпатические способности.
Критерии сформированности мотивационно-ценностного компонента:
- наличие нравственных ценностей;
- развитая мотивация достижения.
Критерии сформированности деятельностного компонента:
- активное целенаправленное поведение, ориентированное на самовыражение, саморазвитие, самосовершенствование;
- самоконтроль и самоуправление своими действиями, самостимуляция [4].
Вывод: таким образом, происходит познание духовно-смысловых ориентиров, у человека появляются представления о духовно-нравственных ценностях, затем они интериоризируются, т.е. знания переходят в убеждения на основе свободного выбора, и реализуются в поступках и деятельности индивида. Учебный процесс по иностранным языкам, имеет ярко выраженную межкультурную доминанту, отражает наряду с фактологическим и лингвострановедческим аспектами также духовно-нравственный и ценностный аспекты, поэтому «культурологические образцы», предлагаемые учащимся, подвергаются тщательному отбору. Следовательно, иностранный язык является одним из средств воздействия на духовно-нравственное развитие личности студента в период обучения в ВУЗе.
Рецензенты:
Сочивко Д.В., д.псх.н., профессор кафедры общей психологии, ФКОУ ВПО Академия права и управления ФСИН России, г. Рязань;
Литвишков В.М., д.п.н., профессор кафедры юридической психологии и педагогики, ФКОУ ВПО Академия права и управления ФСИН России, г. Рязань.
Библиографическая ссылка
Жильцова Ю.В., Кириллова Т.В. РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17932 (дата обращения: 16.10.2024).