Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ

Жильцова Ю.В. 1 Кириллова Т.В. 1
1 ФКОУ ВПО Академия права и управления ФСИН России
В статье высказаны суждения о языке как о средстве, а о речи как о способе формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности студента. Учебный процесс по иностранным языкам имеет ярко выраженную межкультурную доминанту, отражает наряду с фактологическим и лингвострановедческим аспектами также духовно-нравственный и ценностный аспекты. В процессе изучения иностранного языка учащиеся приобретают знания элементов чужой культуры, общего и отличного по сравнению с собственной, а также систему ценностей, воспитываемую на базе чужой культуры; развиваются личностные качества и социальная ответственность студентов. Духовно-нравственное развитие основано на взаимодействии компонентов личности обучаемых (лингвокогнитивного, эмоционально-чувственного, мотивационно-ценностного, деятельностного), процессов, внутренних и внешних условий, обеспечивающих учебно-речевую деятельность на иностранном языке.
лингвокогнитивный компонент
интериоризация
интеграция культурно-мировоззренческих ценностей
учебно-речевая деятельность
духовно-нравственное развитие
межкультурная доминанта
1. Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса / Г.И. Аксенова. Москва – Рязань: РИНФО.1998. 160 с.
2. Гальскова Н.Д., Теория обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. М.: Аркти, 2004. 305 с.
3. Жильцова Ю.В. Психологические аспекты духовно-нравственного развития учащихся в учебной деятельности в условиях модернизации системы образования / Ю.В. Жильцова. Рязань: Изд-во – РИРО, 2012. 140 с.
4. Жильцова Ю.В. Формирование нравственных понятий как способ самореализации личности // Ю.В. Жильцова. Психологические проблемы самореализации современной молодежи: материалы VI Международного семинара молодых ученых и аспирантов. – Тамбов, 2014
5. Зимняя И.А. Лингво-психология речевой деятельности / И.А. Зимняя. Москва – Воронеж, 2001. 400 с.
6. Кириллова Т.В., Кириллова О.В. Педагогический такт как условие и средство повышения культуры профессионально-педагогического общения // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: www.science-education.ru/120-16179 (дата обращения: 25.12.2014).
7. Коваль Н.А. Психология духовности личности / Н.А. Коваль. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1996. 152 с.
8. Кириллова Т.В. Образование – фактор экономического и социального прогресса //Международный журнал экспериментального образования, - М: РАЕ. - №10, 2011 - С. 138-139
Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности молодежи, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей. Снижается духовный, интеллектуальный и творческий потенциал молодых людей. Государственная экономика не в состоянии востребовать и использовать юношей и девушек на разрушающемся производстве. Налицо новая фаза отчуждения молодежи от труда. Как результат - падение ценности труда, ориентация на отдых и развлечения, поиск легкого и нетрудового пути добывания денег. Ускоряющимися темпами идет криминализация, небывало широко распространились наркомания, алкоголизм, стяжательство, эгоизм, проституция, а так же потеря молодыми людьми смысла жизни, превалирование материальных ценностей над духовными, понижение психосоматического и духовного здоровья. Старые ценности потеряли практическое значение, новые - свобода, демократия, рынок, равные возможности - не поняты или в них уже не верят. В сознании наступил духовный вакуум. Все это актуализирует необходимость обращения к проблеме развития и духовного возрождения личности, развития ее духовно-нравственного сознания, позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь третьего тысячелетия, самореализовываться и самосовершенствоваться на основе духовно-нравственных ценностей.

Обретение стабильности, духовное возрождение общества будет зависеть, прежде всего, от специалиста-профессионала, молодого представителя интеллигенции, его нравственной и жизненной позиции, компетентности и мировоззрения.

Результаты исследования

Выступая в качестве субъекта учебной деятельности, происходит активный процесс духовно-нравственного развития личности будущего специалиста, поскольку студент приучается самостоятельно вырабатывать свои взгляды, развиваться как свободная, духовно-нравственная, творческая, думающая личность, вырабатывая тем самым равновесие вопреки нестабильности сегодняшнего дня. [1]

В частности, одним из средств духовно-нравственного развития личности является иностранный язык. В процессе изучения иностранного языка учащиеся приобретают знания элементов чужой культуры, общего и отличного по сравнению с собственной, а также систему ценностей, воспитываемую на базе чужой культуры; развиваются личностные качества и социальная ответственность студентов. Антропоцентрический принцип языкового образования как процесса предполагает развитие личности в целом, как ее некогнитивных аспектов (воли, эмоциональных характеристик и т.д.), так и интеллектуальных (когнитивных). Особую актуальность приобретает проблема моделирования образовательного процесса как активного "диалога культур", призванного обеспечить естественную интеграцию культурно-мировоззренческих ценностей мировой цивилизации, народа - носителя изучаемого языка и чужой культуры, а также конкретного социума, представителем которого является учащийся. Речь не идет о подавлении его (учащегося) культурной самобытности. Напротив, органическое сочетание в образовательном процессе общечеловеческих ценностей и ценностей, присущих конкретному социуму призвано создать условия для развития самобытности учащегося и устранение иллюзий относительно самодостаточности этой самобытности (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез) [2].

В современной психолого-педагогической системе мы руководствуемся принципом личностно ориентированной направленности обучения иностранным языкам, который заключается в последовательной активации имеющихся у каждого студента интеллектуальных способностей, знаний и речевого опыта, его духовно-нравственного уровня, эмоций, настроений, а также в развитии этих личностных параметров. Учебная деятельность личности невозможна без участия ее духовно-нравственных установок, таким образом, в процессе изучения иностранного языка и применения собственного культурного опыта происходит развитие межкультурной компетенции студента, т.е. способности, позволяющей личности реализовать себя в рамках диалога культур [3].

Становление межкультурной компетенции осуществляется во взаимосвязи освоения иноязычного кода и развития культурного опыта человека, в составе которого можно вычленить отношение человека к себе, к миру, а также опыт творческой деятельности (Митрофанова О.Д.). Формирование межкультурной компетенции следует рассматривать в связи с развитием личности учащегося, его способности и готовности принимать участие в диалоге культур на основе принципов кооперации, взаимного уважения, терпимости к культурным различиям и преодолению культурных барьеров [5].

Действительно, в психологии установлено, что присутствие в сознании каждого участника общения своего личного багажа, иными словами - своей собственной культуры (индивидуальной картины мира) и так или иначе противопоставленного ему чужого мира (чужого образа сознания) создает диалогичность личности (Ушакова Т.Н.). Именно диалогичность личности является важным фактором приобщения к общечеловеческой духовной культуре и ценностям, а мера их освоения и интериоризации есть важнейшие критерии и показатели духовности личности, участвующей в диалоге культур. Правомерность такой постановки вопроса подтверждается тем, что диалог культур реально протекает в сознании носителя конкретной культуры.

Основополагающим в науке является положение о том, что учебная деятельность выступает в качестве ведущей для студенческого возраста, и, следовательно, ей подчинены все сферы развития личности, включая и профессиональное самоопределение. Успешность формирования нравственных понятий зависит от особенностей тех общественных институтов, где происходит социализация личности, главная из них связана с преобразованием получаемого социального опыта в собственные ценности. Именно в учебной деятельности концентрируются и познавательный, и эстетический, и деятельностный аспекты нравственности. Кроме того, студенческий возраст является "сензитивным" периодом формирования нравственных понятий в связи с расцветом биологических сил, духовных и нравственных возможностей. На основе методологического принципа единства психики и деятельности обосновано, что формирование нравственных понятий в учебной деятельности на иностранном языке - это процесс поэтапного обобщения содержательных и смысловых характеристик взаимодействия обучаемого с образовательной средой (Г.М. Андреева, Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Г.П. Предвечный, Н.Ф. Талызина, Ю.А. Шерковин и др.).

Общепринято в науке рассматривать язык как средство, а речь как способ формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности студента (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя и др.). Речевая деятельность (А.Н. Леонтьев) рассматривается как общение, которое формирует личность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Принципиальным для нас является положение об органичной связи общения и деятельности, а значит, - речевой и учебной. Это дает основание для обозначения процесса изучения иностранного языка термином «учебно-речевая деятельность».

В связи с вышеизложенным, формирование нравственных понятий понимается нами как комплексный процесс развития ранее сложившихся и вновь приобретенных нравственных понятий в процессе учебно-речевой деятельности. Ее организация моделируется на взаимодействии компонентов личности обучаемых (лингвокогнитивного, эмоционально-чувственного, мотивационно-ценностного, деятельностного), процессов, внутренних и внешних условий, обеспечивающих учебно-речевую деятельность на иностранном языке [4].

Лингвокогнитивный компонент представляет собой совокупность знаний о нравственных ценностях, духовных исканиях и жизненных смыслах, воплощенных в системе языковых средств.

Эмоционально-чувственный компонент включает в себя переживания личности, совокупность эмоций и чувств, связанных с осмыслением феномена нравственного развития себя как человека нравственного.

Мотивационно-ценностный компонент включает в себя потребность в самореализации, поиске истины, добра, красоты, полезности окружающим на основе духовно-нравственных ценностей, которые необходимы индивиду для его индивидуального роста, накопления собственного духовного опыта, для того, чтобы "объемом собственной сущности измерить наличный ценностный потенциал культуры" (Н.А. Коваль) [7].

Деятельностный компонент проявляется в целенаправленно организованной деятельности человека, определяемой принятыми духовно-нравственными ценностями, овладении навыками самоконтроля и самоуправления, стремлением к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Уровень развития данных компонентов влияет на уровень сформированности нравственных понятий у студентов в целом. По нашему мнению, развитие каждого компонента характеризуется специфическим набором критериев.

Критерии сформированности лингвокогнитивного компонента можно представить следующим образом:

  • уровень владения рецептивными видами речевой деятельности;
  • знание нравственных понятий в изучаемом и родном языке.

Критерии сформированности эмоционально-чувственного компонента:

  • оптимистическое восприятие жизни, открытость опыту, терпимость к различным точкам зрения;
  • эмпатические способности.

Критерии сформированности мотивационно-ценностного компонента:

  • наличие нравственных ценностей;
  • развитая мотивация достижения.

Критерии сформированности деятельностного компонента:

  • активное целенаправленное поведение, ориентированное на самовыражение, саморазвитие, самосовершенствование;
  • самоконтроль и самоуправление своими действиями, самостимуляция [4].

Вывод: таким образом, происходит познание духовно-смысловых ориентиров, у человека появляются представления о духовно-нравственных ценностях, затем они интериоризируются, т.е. знания переходят в убеждения на основе свободного выбора, и реализуются в поступках и деятельности индивида. Учебный процесс по иностранным языкам, имеет ярко выраженную межкультурную доминанту, отражает наряду с фактологическим и лингвострановедческим аспектами также духовно-нравственный и ценностный аспекты, поэтому «культурологические образцы», предлагаемые учащимся, подвергаются тщательному отбору. Следовательно, иностранный язык является одним из средств воздействия на духовно-нравственное развитие личности студента в период обучения в ВУЗе.

Рецензенты:

Сочивко Д.В., д.псх.н., профессор кафедры общей психологии, ФКОУ ВПО Академия права и управления ФСИН России, г. Рязань;

Литвишков В.М., д.п.н., профессор кафедры юридической психологии и педагогики, ФКОУ ВПО Академия права и управления ФСИН России, г. Рязань.


Библиографическая ссылка

Жильцова Ю.В., Кириллова Т.В. РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17932 (дата обращения: 16.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674