Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TECHNOLOGIES OF THE ASSESSMENT OF QUALITY OF DEVELOPMENT OF NEW MODULES OF THE PEDAGOGICAL MAGISTRACY

Alisov E.A. 1
1 Institute of Educational Pedagogy and Psychology of Moscow City Teacher Training University
The complex of the pedagogical technologies allowing to provide efficiency of process of a total assessment of results of development by undergraduates of the direction of preparation «Pedagogical education» of the complete educational module is revealed. The experience got in the context of approbation of experimental modules of the main professional educational program of a professional (pedagogical) magistracy was generalized. Organizational and pedagogical aspects of application of technologies of an assessment on the example of development of the «Design of Educational Activity at the Main School» module are considered. During approbation of the module the preference was given to the approach meaning coverage not of one, but several pedagogical technologies of an assessment. Are carried to number of the approved pedagogical technologies allowing to provide efficiency of process of a total assessment of results of development of the educational module: technology of problem training, creation of logiko-semantic models, case-study, SWOT analysis, scientific discussion, solution of situational tasks, carrying out presentations, updating of potential of subjects of educational process.
module
pedagogical magistracy
technologies of an assessment of educational results
Разработка образовательных программ высшего педагогического образования на основе модульной технологии и ориентация их на освоение будущими педагогами трудовых действий, как цели и результата обучения, призвана обеспечить выполнение ряда современных требований к высшему педагогическому образованию. В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает проблема выявления ключевых регулятивов, значимых организационных аспектов, ценностных приоритетов технологического обеспечения процесса педагогического образования. Эту проблему нельзя считать решенной - зачастую попытки обозначения факторов, определяющих эффективность организации педагогического образования, носят бессистемный, эклектичный характер. Однако важность продолжения таких изысканий не вызывает сомнений.

Цель исследования

Исследование нацелено на поиск и апробацию педагогических технологий, позволяющих обеспечить эффективность процесса итоговой оценки результатов освоения магистрантами направления подготовки «Педагогическое образование» целостного образовательного модуля.

Методы исследования

Достижение поставленной цели осуществлялось с помощью комплекса взаимодополняющих методов. В процессе исследования применялись теоретические и эмпирические общенаучные методы. Теоретические методы содействовали уяснению, систематизации научно-педагогических фактов, используемых для заключения. В частности, метод восхождения от абстрактного к конкретному был задействован при определении праксеологических возможностей использования педагогических технологий в процессе оценки качества освоения обучающимися новых модулей педагогической магистратуры. Методы абстрагирования и идеализации использовались при определении способа оценки сформированности трудовых действий у магистрантов.

Эмпирические методы (педагогический эксперимент, выборочное прямое наблюдение, экспериментальная педагогическая беседа) создали основу для последующего разрешения проблемы определения эффективности рассматриваемых технологий путем научного рассмотрения результатов деятельности субъектов образовательного процесса, изучения и систематизации накопленного педагогического опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

Многочисленные опросы преподавателей, а также отзывы выпускников педагогических программ свидетельствуют о недостаточной практической подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности [6]. «Отсутствие решения этой проблемы ставит под сомнение вопрос о выполнении кадровых требований к реализации ООП общего образования и превращает программы подготовки педагогов из профессиональных, т.е. готовящих к профессиональной деятельности, в программы продолженного общего образования, не ориентированные на подготовку к профессии» [2]. В настоящее время уточнен ряд требований к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ высшего педагогического образования. Утвержден Профессиональный стандарт педагога [4], включающий в качестве обобщенных педагогических функций педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; основных общеобразовательных программ. Ожидается очередная редакция, модернизация федеральных государственных образовательных стандартов [3], задающая векторы качественной модернизации всей системы педагогического образования.

Современная дидактическая система, на основе которой разрабатываются образовательные программы высшей школы, называется кредитно-модульной. Центральным понятием теории модульного обучения является понятие модуля. Сегодня в понятие модуль в образовании вкладывают разный смысл. Говорят и о модулях учебных дисциплин, и о модулях образовательных программ. Несмотря на солидный возраст идеи модульного обучения, существуют различные точки зрения на понимание модуля и технологию его построения как в плане структурирования содержания обучения, так и в плане разработки системы форм и методов обучения. Можно выделить общие свойства, которые приписывают модулям. К ведущим характеристикам модуля могут быть отнесены:

  • логическая завершенность и, как следствие, относительная обособленность содержания модуля от остального учебного материала;
  • детально разработанное методическое обеспечение, адресованное и студенту, и преподавателю. Оно включает четко сформулированные цели обучения, планируемые результаты обучения, логическую схему, показывающую место модуля в дисциплине и/или образовательной программе, логическую схему изучения модуля, учебные материалы, необходимые для освоения модуля, ясную, документированную процедуру контроля усвоения содержания обучения, включенного в модуль;
  • заменяемость. Согласно модульному принципу учебную дисциплину и образовательную программу целесообразно составлять из инвариантной части и вариативных, заменяемых модулей. Ими можно варьировать глубину и направленность обучения, оперативно реагируя на потребности студентов, работодателей и рынка труда [1: с. 73-74].

Качественно разработанный эффективный модуль должен одновременно удовлетворять интересам всех сторон проектируемого и реализуемого образовательного процесса.

В интересах обучающихся модульное обучение призвано предоставить возможность построения индивидуальной образовательной траектории, практико-ориентированного обучения и повысить конкурентоспособность в результате овладения трудовыми действиями (функциями). В интересах вуза модульное обучение оптимизирует организацию учебного процесса, разработку образовательных программ с учетом ориентации на новые тренды рынка образования. В интересах работодателя содержание модуля открыто к предложениям образовательных организаций и учитывает их запросы.

Содержание итоговой аттестации по модулю должно быть практико-ориентировано и предоставлять возможность демонстрации студентом освоенного трудового действия. Показателем качества оценочного средства является его оптимальная эффективность при проверке готовности выпускника к профессиональной деятельности [5: с. 23].

Значимым выступает опыт использования педагогических технологий оценки освоения образовательных модулей, полученный в контексте апробации экспериментальных модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры, осуществляемой в Московском городском педагогическом университете. Остановимся подробнее на организационно-педагогических аспектах применения технологий оценки освоения модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе».

Модуль «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» в практике подготовки учителей основного общего образования предполагает совокупность научно обоснованных мер по подготовке будущих магистров к организации и внедрению проектных видов и форм деятельности школ и субъектов образовательного пространства, нормативно-правовому обеспечению развития системы на основе согласования целей личности (обучающихся, педагогов, родителей) с целями общественного развития. На основе деятельностного подхода к педагогическому проектированию образовательной деятельности в основной школе предполагается получение социально и педагогически значимых результатов (создание новых востребованных элементов в системе основного общего образования, повышение качества основного общего образования, повышение личностной активности обучающихся и профессиональной активности педагогов в творческой и инновационной деятельности, развитие процессов самоорганизации и самоуправления в основном общем образовании).

В процессе решения проблемы определения набора эффективных педагогических технологий оценки освоения магистрантами модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» изначально рассматривались два подхода. Первый из них предполагал применение в качестве ведущей оценочной технологии разработку и защиту магистрантами образовательного проекта, сообразно масштабности проблемного поля, соответствующей образовательным задачам разработанного модуля. Второй подход подразумевал охват не одной, а нескольких педагогических технологий оценки, что соответствовало бы тенденции индивидуализации образовательных траекторий, возможности выбора магистрантами субъективно предпочитаемых способов демонстрации освоенных трудовых действий. В ходе апробации модуля предпочтение было отдано второму подходу.

В качестве способа оценки результатов освоения модуля (в соответствии с его спецификой) выступила организация работы проектной команды, члены которой выполняют проектные роли:

  • заказчика;
  • разработчика;
  • лидера;
  • координатора (менеджера);
  • руководителя;
  • исполнителя проекта;
  • эксперта;
  • тьютора;
  • методиста-координатора и т.д.

Магистрантам предлагалась имитационная задача, а также контрольное задание, решить / выполнить которые они должны были с позиций любых двух избранных проектных ролей. Предлагаемые имитационные задачи и контрольные задания формулировались в контексте определенных педагогических технологий, которые, в свою очередь, соотносились с формируемыми у обучающихся трудовыми действиями. Очертим круг использованных педагогических технологий оценки и покажем их соотношение с трудовыми действиями (Профессиональным стандартом педагога) и с дисциплинами модуля.

Технология проблемного обучения. Направлена на развитие познавательной активности, творческого мышления, способности решать проблемные ситуации. В ходе апробации модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» используется как технология сформированности трудового действия «Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития». Дисциплина модуля, определяющая содержание имитационной задачи и контрольного задания - «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды».

Построение логико-смысловых моделей. Технология направлена на научение моделированию, разложению целого на элементы (анализ) и объединение их (синтез). В ходе апробации модуля используется как технология сформированности трудового действия «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью». Дисциплина модуля, определяющая содержание имитационной задачи и контрольного задания - «Методы проектирования образовательных систем».

Case-study. Технология направлена на развитие навыков анализа и критического мышления, способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности. В ходе апробации модуля используется как технология сформированности трудовых действий «Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума», «Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся». Дисциплины модуля, определяющие содержание имитационной задачи и контрольного задания - «Основы педагогического проектирования», «Организация социально-педагогической поддержки детей подросткового возраста».

SWOT-анализ. Технология направлена на выявление и оценку ресурсов, имеющихся в распоряжении команды, существующих пробелов («слабостей»), обозначение перспектив и сопутствующих им рисков (опасений). В ходе апробации модуля используется как технология сформированности трудового действия «Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся». Дисциплина модуля, определяющая содержание имитационной задачи и контрольного задания - «Проектирование личностно-ориентированного образовательного процесса в основной школе».

Научная дискуссия. Технология направлена на поиск способов и путей как обоснования, так и «вписывания» научной концепции, ее понимания и принятия. В ходе апробации модуля используется как технология сформированности трудового действия «Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка». Дисциплина модуля, определяющая содержание имитационной задачи и контрольного задания - «Основы педагогического проектирования».

Решение ситуативных задач. Технология направлена на закрепление теоретических знаний, развитие навыков анализа и критического мышления, навыков коллегиального обсуждения сложных проблем и принятия решений в условиях значительной неопределенности. В ходе апробации модуля используется как технология сформированности трудового действия «Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения». Дисциплина модуля, определяющая содержание имитационной задачи и контрольного задания - «Формирование универсальных учебных действий в основной школе».

Проведение презентаций. Технология направлена на развитие способности методологически грамотной подачи материала, оформления результатов исследования, формирование коммуникационных навыков. В ходе апробации модуля используется как технология сформированности трудовых действий «Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира», «Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования». Дисциплины модуля, определяющие содержание имитационной задачи и контрольного задания - «Внеурочная деятельность в основной школе», «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды».

Актуализация потенциала субъектов образовательного процесса. Технология направлена на приобретение новых знаний, освоение новых способов деятельности и обретение новых смыслов обучающимися. В ходе апробации модуля используется как технология сформированности трудового действия «Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития». Дисциплина модуля, определяющая содержание имитационной задачи и контрольного задания - «Формирование универсальных учебных действий в основной школе».

Рассмотренными технологиями не исчерпывается перечень технологий, претендующих на эффективное технологическое сопровождение оценки освоения новых образовательных модулей педагогической магистратуры, а лишь описывается апробированный вариант соотнесения требований Профессионального стандарта педагога и содержательного наполнения образовательной программы (также как один из апробированных вариантов следует рассматривать приведенный перечень учебных дисциплин модуля).

Заключение

К числу апробированных педагогических технологий, позволяющих обеспечить эффективность процесса итоговой оценки результатов освоения магистрантами направления подготовки «Педагогическое образование» целостного образовательного модуля, в частности, можно отнести следующие технологии: технологию проблемного обучения, построение логико-смысловых моделей, case-study, SWOT-анализ, научную дискуссию, решение ситуативных задач, проведение презентаций, актуализацию потенциала субъектов образовательного процесса.

Рецензенты:

Подымова Л.С., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой психологии образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;

Коджаспирова Г.М., д.п.н., профессор, профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.