Цель исследования
Исследование нацелено на поиск и апробацию педагогических технологий, позволяющих обеспечить эффективность процесса итоговой оценки результатов освоения магистрантами направления подготовки «Педагогическое образование» целостного образовательного модуля.
Методы исследования
Достижение поставленной цели осуществлялось с помощью комплекса взаимодополняющих методов. В процессе исследования применялись теоретические и эмпирические общенаучные методы. Теоретические методы содействовали уяснению, систематизации научно-педагогических фактов, используемых для заключения. В частности, метод восхождения от абстрактного к конкретному был задействован при определении праксеологических возможностей использования педагогических технологий в процессе оценки качества освоения обучающимися новых модулей педагогической магистратуры. Методы абстрагирования и идеализации использовались при определении способа оценки сформированности трудовых действий у магистрантов.
Эмпирические методы (педагогический эксперимент, выборочное прямое наблюдение, экспериментальная педагогическая беседа) создали основу для последующего разрешения проблемы определения эффективности рассматриваемых технологий путем научного рассмотрения результатов деятельности субъектов образовательного процесса, изучения и систематизации накопленного педагогического опыта.
Результаты исследования и их обсуждение
Многочисленные опросы преподавателей, а также отзывы выпускников педагогических программ свидетельствуют о недостаточной практической подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности [6]. «Отсутствие решения этой проблемы ставит под сомнение вопрос о выполнении кадровых требований к реализации ООП общего образования и превращает программы подготовки педагогов из профессиональных, т.е. готовящих к профессиональной деятельности, в программы продолженного общего образования, не ориентированные на подготовку к профессии» [2]. В настоящее время уточнен ряд требований к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ высшего педагогического образования. Утвержден Профессиональный стандарт педагога [4], включающий в качестве обобщенных педагогических функций педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; основных общеобразовательных программ. Ожидается очередная редакция, модернизация федеральных государственных образовательных стандартов [3], задающая векторы качественной модернизации всей системы педагогического образования.
Современная дидактическая система, на основе которой разрабатываются образовательные программы высшей школы, называется кредитно-модульной. Центральным понятием теории модульного обучения является понятие модуля. Сегодня в понятие модуль в образовании вкладывают разный смысл. Говорят и о модулях учебных дисциплин, и о модулях образовательных программ. Несмотря на солидный возраст идеи модульного обучения, существуют различные точки зрения на понимание модуля и технологию его построения как в плане структурирования содержания обучения, так и в плане разработки системы форм и методов обучения. Можно выделить общие свойства, которые приписывают модулям. К ведущим характеристикам модуля могут быть отнесены:
- логическая завершенность и, как следствие, относительная обособленность содержания модуля от остального учебного материала;
- детально разработанное методическое обеспечение, адресованное и студенту, и преподавателю. Оно включает четко сформулированные цели обучения, планируемые результаты обучения, логическую схему, показывающую место модуля в дисциплине и/или образовательной программе, логическую схему изучения модуля, учебные материалы, необходимые для освоения модуля, ясную, документированную процедуру контроля усвоения содержания обучения, включенного в модуль;
- заменяемость. Согласно модульному принципу учебную дисциплину и образовательную программу целесообразно составлять из инвариантной части и вариативных, заменяемых модулей. Ими можно варьировать глубину и направленность обучения, оперативно реагируя на потребности студентов, работодателей и рынка труда [1: с. 73-74].
Качественно разработанный эффективный модуль должен одновременно удовлетворять интересам всех сторон проектируемого и реализуемого образовательного процесса.
В интересах обучающихся модульное обучение призвано предоставить возможность построения индивидуальной образовательной траектории, практико-ориентированного обучения и повысить конкурентоспособность в результате овладения трудовыми действиями (функциями). В интересах вуза модульное обучение оптимизирует организацию учебного процесса, разработку образовательных программ с учетом ориентации на новые тренды рынка образования. В интересах работодателя содержание модуля открыто к предложениям образовательных организаций и учитывает их запросы.
Содержание итоговой аттестации по модулю должно быть практико-ориентировано и предоставлять возможность демонстрации студентом освоенного трудового действия. Показателем качества оценочного средства является его оптимальная эффективность при проверке готовности выпускника к профессиональной деятельности [5: с. 23].
Значимым выступает опыт использования педагогических технологий оценки освоения образовательных модулей, полученный в контексте апробации экспериментальных модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры, осуществляемой в Московском городском педагогическом университете. Остановимся подробнее на организационно-педагогических аспектах применения технологий оценки освоения модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе».
Модуль «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» в практике подготовки учителей основного общего образования предполагает совокупность научно обоснованных мер по подготовке будущих магистров к организации и внедрению проектных видов и форм деятельности школ и субъектов образовательного пространства, нормативно-правовому обеспечению развития системы на основе согласования целей личности (обучающихся, педагогов, родителей) с целями общественного развития. На основе деятельностного подхода к педагогическому проектированию образовательной деятельности в основной школе предполагается получение социально и педагогически значимых результатов (создание новых востребованных элементов в системе основного общего образования, повышение качества основного общего образования, повышение личностной активности обучающихся и профессиональной активности педагогов в творческой и инновационной деятельности, развитие процессов самоорганизации и самоуправления в основном общем образовании).
В процессе решения проблемы определения набора эффективных педагогических технологий оценки освоения магистрантами модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» изначально рассматривались два подхода. Первый из них предполагал применение в качестве ведущей оценочной технологии разработку и защиту магистрантами образовательного проекта, сообразно масштабности проблемного поля, соответствующей образовательным задачам разработанного модуля. Второй подход подразумевал охват не одной, а нескольких педагогических технологий оценки, что соответствовало бы тенденции индивидуализации образовательных траекторий, возможности выбора магистрантами субъективно предпочитаемых способов демонстрации освоенных трудовых действий. В ходе апробации модуля предпочтение было отдано второму подходу.
В качестве способа оценки результатов освоения модуля (в соответствии с его спецификой) выступила организация работы проектной команды, члены которой выполняют проектные роли:
- заказчика;
- разработчика;
- лидера;
- координатора (менеджера);
- руководителя;
- исполнителя проекта;
- эксперта;
- тьютора;
- методиста-координатора и т.д.
Магистрантам предлагалась имитационная задача, а также контрольное задание, решить / выполнить которые они должны были с позиций любых двух избранных проектных ролей. Предлагаемые имитационные задачи и контрольные задания формулировались в контексте определенных педагогических технологий, которые, в свою очередь, соотносились с формируемыми у обучающихся трудовыми действиями. Очертим круг использованных педагогических технологий оценки и покажем их соотношение с трудовыми действиями (Профессиональным стандартом педагога) и с дисциплинами модуля.
Технология проблемного обучения. Направлена на развитие познавательной активности, творческого мышления, способности решать проблемные ситуации. В ходе апробации модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» используется как технология сформированности трудового действия «Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития». Дисциплина модуля, определяющая содержание имитационной задачи и контрольного задания - «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды».
Построение логико-смысловых моделей. Технология направлена на научение моделированию, разложению целого на элементы (анализ) и объединение их (синтез). В ходе апробации модуля используется как технология сформированности трудового действия «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью». Дисциплина модуля, определяющая содержание имитационной задачи и контрольного задания - «Методы проектирования образовательных систем».
Case-study. Технология направлена на развитие навыков анализа и критического мышления, способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности. В ходе апробации модуля используется как технология сформированности трудовых действий «Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума», «Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся». Дисциплины модуля, определяющие содержание имитационной задачи и контрольного задания - «Основы педагогического проектирования», «Организация социально-педагогической поддержки детей подросткового возраста».
SWOT-анализ. Технология направлена на выявление и оценку ресурсов, имеющихся в распоряжении команды, существующих пробелов («слабостей»), обозначение перспектив и сопутствующих им рисков (опасений). В ходе апробации модуля используется как технология сформированности трудового действия «Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся». Дисциплина модуля, определяющая содержание имитационной задачи и контрольного задания - «Проектирование личностно-ориентированного образовательного процесса в основной школе».
Научная дискуссия. Технология направлена на поиск способов и путей как обоснования, так и «вписывания» научной концепции, ее понимания и принятия. В ходе апробации модуля используется как технология сформированности трудового действия «Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка». Дисциплина модуля, определяющая содержание имитационной задачи и контрольного задания - «Основы педагогического проектирования».
Решение ситуативных задач. Технология направлена на закрепление теоретических знаний, развитие навыков анализа и критического мышления, навыков коллегиального обсуждения сложных проблем и принятия решений в условиях значительной неопределенности. В ходе апробации модуля используется как технология сформированности трудового действия «Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения». Дисциплина модуля, определяющая содержание имитационной задачи и контрольного задания - «Формирование универсальных учебных действий в основной школе».
Проведение презентаций. Технология направлена на развитие способности методологически грамотной подачи материала, оформления результатов исследования, формирование коммуникационных навыков. В ходе апробации модуля используется как технология сформированности трудовых действий «Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира», «Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования». Дисциплины модуля, определяющие содержание имитационной задачи и контрольного задания - «Внеурочная деятельность в основной школе», «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды».
Актуализация потенциала субъектов образовательного процесса. Технология направлена на приобретение новых знаний, освоение новых способов деятельности и обретение новых смыслов обучающимися. В ходе апробации модуля используется как технология сформированности трудового действия «Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития». Дисциплина модуля, определяющая содержание имитационной задачи и контрольного задания - «Формирование универсальных учебных действий в основной школе».
Рассмотренными технологиями не исчерпывается перечень технологий, претендующих на эффективное технологическое сопровождение оценки освоения новых образовательных модулей педагогической магистратуры, а лишь описывается апробированный вариант соотнесения требований Профессионального стандарта педагога и содержательного наполнения образовательной программы (также как один из апробированных вариантов следует рассматривать приведенный перечень учебных дисциплин модуля).
Заключение
К числу апробированных педагогических технологий, позволяющих обеспечить эффективность процесса итоговой оценки результатов освоения магистрантами направления подготовки «Педагогическое образование» целостного образовательного модуля, в частности, можно отнести следующие технологии: технологию проблемного обучения, построение логико-смысловых моделей, case-study, SWOT-анализ, научную дискуссию, решение ситуативных задач, проведение презентаций, актуализацию потенциала субъектов образовательного процесса.
Рецензенты:
Подымова Л.С., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой психологии образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;
Коджаспирова Г.М., д.п.н., профессор, профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Алисов Е.А. ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ НОВЫХ МОДУЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17905 (дата обращения: 10.05.2025).