Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF TRADITIONAL FOLK CULTURE IN MODERN SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS AS A COMPONENT OF THE CONTENT OF THE TRAINING-METHODICAL SET OF "RUSSIAN CULTURE" FOR THE ELEMENTARY SCHOOL

Baklanova T.I. 1 Medved E.I. 1
1 Moscow City Pedagogical University
The paper presents some results of research carried out in 2013-2014 in the Moscow city pedagogical University in the framework of the State program of Moscow "Capital education" for 2012-2016 years. The research topic "the development of children of migrants in the Russian language, their social and cultural integration into the urban society through education. One of the sections of the research was to develop a conceptual rationale methodical kit (hereinafter " CBM "Russian culture" for the elementary school. Significant attention is paid to the combination of the lessons of Russian culture with extracurricular activities school acquaintance with the monuments and traditions of Russian culture, Moscow. This section of research undertaken by a working group of the Department of socio-cultural activities of the Institute of culture and arts, Moscow. Article written by the head of the working group, E. Medved and responsible T. Baclanova.
education
Russian culture
Русская культура в современной России признана духовной скрепой российского общества. Проблемам повышения ее роли в содержании современного российского образования стало уделяться в последние годы значительно больше внимания. Об этом свидетельствует, в частности, высказывание Президента РФ В.В. Путина на итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай» (2013г.), а также на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте России (2013г.).

Выступая на Валдайском форуме, В.В. Путин отметил: «Россия, - как образно говорил философ Константин Леонтьев, - всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской Православной Церковью и другими традиционными религиями России...». Роль образования тем важнее, что для воспитания личности, патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы. Они должны быть фундаментом для самоопределения граждан, источником самобытности и основы для понимания национальной идеи».

Эту позицию разделяют многие прогрессивные светские и религиозные российские ученые, деятели культуры. «Настоящую культуру, вкус к ней необходимо прививать в прямом смысле слова, постоянно культивировать и не бояться делать это последовательно и настойчиво, не обращая внимания на призывы к толерантному отношению к духовным сорнякам. Это провокация, на некультивируемой почве сорняки неизбежно заглушат пшеницу. Для нашей страны приобщение к великой русской литературе и к культуре в целом - это не просто образовательная задача, а важнейший фактор духовного притяжения, благодаря которому объединяются разные народы, люди разных религий и даже убеждений. Здесь особое внимание необходимо уделить программам по отечественной литературе и культуре в национальных республиках наравне с изучением местной национальной культуры» (Из выступления Архимандрита Тихона на Валдайском форуме).

Вместе с тем, до настоящего времени в ФГОС общего образования русской культуре, этнокультурной компетентности учащихся уделено недостаточно внимания. Отдельные компоненты русской культуры мозаично и разрозненно представлены в содержании различных предметных областей, но целостного представления о русской культуре они не дают. Значительная часть московских школьников недостаточно хорошо знакома с русским народным творчеством, традиционными народными календарными праздниками, с «живыми» культурно-историческими и национально-культурными традициями русского народа, русским культурным наследием, с деятельностью учреждений культуры (столичных музеев, театров, художественно-творческих коллективов и др.) по сохранению и развитию традиционной русской народной культуры, а также с культурным наследием Русской Православной Церкви, хранящемся в московских православных храмах, другими сокровищами традиционной культуры русского народа.

Различные модели образования в области русской традиционной культуры, народного художественного творчества были разработаны, концептуально обоснованы и внедрены в Москве и других регионах РФ [2,3,5-9 и др.]. Однако они не были предназначены непосредственно для работы с детьми мигрантов.

На решение задачи социокультурной адаптации детей мигрантов, обучающихся в московских школах, направлены разработанные в рамках НИР учебно-методический комплект (далее - УМК) «Русская культура» для 1-4 классов образовательных школ и его концептуальное обоснование [1], в котором раскрыты ключевые понятия исследования, особенности русской культуры как культурно-исторического и этнокультурного явления, ее педагогический потенциал в современных условиях.

В частности, отмечается, что русская культура - это культура русского народа и, одновременно, культурное достояние всего человечества. Она представляет собой совокупность духовно-нравственных ценностей, воплощенных в памятниках материальной культуры, в нематериальном культурном наследии и в современных явлениях культуры. Среди этих ценностей важнейшими являются Родина, родная природа, народ, родной дом, семья, мать и материнство, героизм, доброта, дружелюбие, справедливость, милосердие, сострадание, трудолюбие, учение и учитель, красота в природе и в жизни, уважительное отношение к другим народам, их культурам и традициям, открытость во внешний мир, и др. Их можно определить как универсальные духовно-нравственные ценности этнических культур. Аналогичные русской культуре виды ценностей характерны практически для большинства других традиционных и современных этнических культур, но язык их выражения, некоторые смыслы, а также формы бытования и воплощения в объектах культуры и культурного наследия разные. Русская культура неотделима от русского языка, как любая другая этническая культура от родного языка ее создателей и носителей. Поэтому, изучение русского языка необходимо осуществлять в интеграции с изучением русской культуры.

Русская культура является исторически сложившейся содержательной доминантой культуры России, основой традиционного и современного социокультурного пространства г. Москва. Следовательно, должна рассматриваться как главная, наряду с русским языком, гуманитарная основа содержания всего российского, в том числе - столичного образования, как ядро содержания педагогических процессов по социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в общество г. Москва.

Русская традиционная культура - сложное и многоплановое явление. Основные ее компоненты - это празднично-обрядовая, семейно-бытовая и художественная культуры. Причем в русской художественной культуре отражены в художественных образах как празднично-обрядовая, так и семейно-бытовая русская культура, а различные явления русской художественной культуры издревле сопровождали празднично-обрядовую и семейно-бытовую жизнь русского народа.

Выдающиеся памятники русской культуры вошли в Свод памятников культурного наследия ЮНЕСКО. Среди них - Московский Кремль и Красная площадь, Архитектурный ансамбль Кижского погоста - величайший памятник русского народного деревянного зодчества, исторические памятники г. Новгород и его окрестностей, белокаменные храмы г. Владимир и г. Суздаль, архитектурный ансамбль Троице Сергиевой Лавры, а также церковь Вознесения в Коломенском (г. Москва). Все они должны найти отражение в содержании деятельности московских школ по приобщению детей мигрантов к русской культуре.

Русская культура в целом, а также русская художественная культура имеют глубинные исторические корни, уходящие в культуру древних славян.

Самый древний исторический пласт русской художественной культуры - фольклорный. Он включает устное народное творчество (пословицы, поговорки, потешки, пестушки, заклички, сказки, былины и др.), народные песни (календарные, игровые, шуточные, плясовые, свадебные, трудовые, солдатские и др.), танцы (хоровод, русская пляска и др.), музыкальные инструменты (гусли, берестяной рожок, кугиклы, гудок, балалайка и др.) и традиционные наигрыши на них, фольклорный театр (скоморошины, театр Петрушки, народные драмы и др.), народное декоративно-прикладное творчество (например, хохломские матрешки, городецкие расписные доски, дымковские народные глиняные игрушки, богородские деревянные народные игрушки, расписные мезенские прялки) и многое другое, способное рассказать детям мигрантов и всем жителям современной России не только о русской старине, о традиционных формах семейно-бытовой и празднично-обрядовой культуры, но и помочь понять русскую душу, русский национальный характер, современный русский мир.

Другой важнейший исторический пласт русской художественной культуры был создан Русской Православной Церковью. Храмовая архитектура, иконопись и фрески, церковно-певческое искусство и колокольные звоны - со всеми этими компонентами русской художественной культуры необходимо знакомить всех обучающихся в России детей, в том числе - детей мигрантов. При этом различать понятия «знания» и «вера», не нарушать законодательных основ светского российского образования, не допускающих приобщения школьников в школах к любой религии, их воцерковления, участия в молебнах и т.д.

Третий важнейший исторический пласт русской художественной культуры - классическая литература и искусство, творчество великих русских поэтов, писателей, композиторов-классиков, художников, архитекторов, актеров, режиссеров т.д.

И, наконец, четвертый пласт - современный, но не оторванный от культурно-исторических и этнокультурных русских корней. Его составляют музыка Г. Свиридова, поэзия Н. Рубцова, живопись И. Глазунова и многие другие шедевры современного искусства, а также творчество современных русских народных хоров, оркестров, ансамблей, фольклорных коллективов, деятельность школ народной культуры, народных художественных промыслов и ремесел и т.д.

В содержании современного общего образования эти культурно-исторические пласты отражены неравномерно, мозаично. Наиболее слабо отражены фольклор и художественная культура Русской Православной Церкви. На компенсацию этого пробела направлен разработанный авторским коллективом УМК «Русская культура» для 1-4 классов московских школ, которой знакомит детей с русскими народными праздниками, а через них - с русским фольклором, художественной культурой Русской Православной Церкви и с их отражениями в русском классическом и современном искусстве, с сохранением и развитием традиций русской празднично-обрядовой культуры в современном социокультурном пространстве г. Москва.

Все эти исторические пласты русской художественной культуры представлены в содержании УМК «Русская культура», но основное место в нем занимают различные виды русского фольклора, взаимосвязанные с русскими традиционными народными календарными праздниками.

Данный УМК состоит из следующих рукописей, включенных в научный отчет по указанной выше теме НИР:

- Программа внеурочной деятельности, 1-4 кл.

- Программа факультативного учебного предмета «Русская культура», 4 кл.

- Учебник факультативного учебного предмета «Русская культура», 4 кл.

- Рабочая тетрадь для учащихся, 4 кл.

- Методические материалы для учителя.

После завершения НИР отдельные материалы УМК «Русская культура» были опубликованы в учебном пособии для студентов «Русская культура в современной московской школе» [10] и в учебном пособии для 4 класса «Основы духовно-нравственной культуры народов России: русские традиционные народные календарные праздники» [4].

Наряду с уроками, в УМК «Русская культура» и изданными на его основе учебными пособиями предусмотрены разнообразные формы внеурочной деятельности младших школьников. Среди них:

1. Внеклассные мероприятия, организуемые в школе (народные игры, праздники народного календаря, театрализованные русские ярмарки и другие театрализованные представления, вечера народной музыки, фольклорные фестивали, этнографические спектакли, выставки народного декоративно-прикладного творчества, литературные и музыкальные гостиные, и др.). Подготовка к ним должна включать: чтение, запоминание и грамотное воспроизведение текстов детского фольклора (закличек, пословиц, поговорок, русских народных сказок, игровых народных песен, скоморошин, фрагментов народного кукольного театра и др.); разучивание ролей и репетиции театрализованных праздников; участие в художественном оформлении мероприятий, изготовлении народных костюмов, приготовлении блюд русской традиционной кухни и т.д.

2. Кружки, студии и другие групповые формы дополнительного художественного образования в школе. В том числе, кружки народного декоративно-прикладного творчества, школьный фольклорный ансамбль, школьный этнографический театр, студия русского народного танца, и др.

3. Школьные музеи русской культуры, в котором могут быть представлены экспонаты, связанные с традициями и памятниками русской культуры в г. Москва, а также с деятельностью учреждений культуры по сохранению и развитию традиционной русской культуры в столичном мегаполисе.

4. Проектная внеурочная деятельность детей и родителей по изучению, сохранению и развитию русской культуры, развитию культуротворческой активности и межкультурных коммуникаций. В УМК «Русская культура» предусмотрены проекты по подготовке и проведению школьных праздников народного календаря (Рождества, Масленицы, Троицы, и др.), театрализованных русских ярмарок и посиделок.

5. Внешкольные мероприятия:

- посещение московских музеев по специально разработанной для каждого класса экскурсионной программе. В такую программу рекомендуется включать посещение музеев московского Кремля, Государственного исторического музея, Государственного литературного музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Музея боярского быта, Третьяковской галереи, Театрального музея им. А.А. Бахрушина, Дома-музея художника В.М. Васнецова, музеев-заповедников «Царицыно» и «Коломенское», подмосковных музеев-усадеб «Абрамцево», «Архангельское», «Кусково» и др.;

- посещение в Москве концертов народной, церковной, классической и современной русской музыки, проходящих в Международном доме музыки, в Концертном зале им. П.И. Чайковсого, Большом зале Московской консерватории и др.;

- посещение спектаклей московских театров: Детского музыкального театра им. Н.И. Сац, Московского государственного историко-этнографического театра и др.;

- участие в народных праздничных гуляниях в День города Москва, в дни празднования Масленицы и других традиционных русских народных праздников. Большинство перечисленных форм необходимо реализовывать с участием взрослых, родителей детей мигрантов, в процессе деятельности детско-взрослой общности.

УМК «Русская культура» апробирован в нескольких московских школах и получил высокую оценку учителей. Во внедрении программы внеурочной деятельности в настоящее время участвуют магистранты и аспиранты кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ.

Рецензенты:

Костина Э.П., д.п.н., профессор Нижегородского института развития образования, г. Нижний Новгород;

Сокольникова Н.М., д.п.н., профессор МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.