Выступая на Валдайском форуме, В.В. Путин отметил: «Россия, - как образно говорил философ Константин Леонтьев, - всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской Православной Церковью и другими традиционными религиями России...». Роль образования тем важнее, что для воспитания личности, патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы. Они должны быть фундаментом для самоопределения граждан, источником самобытности и основы для понимания национальной идеи».
Эту позицию разделяют многие прогрессивные светские и религиозные российские ученые, деятели культуры. «Настоящую культуру, вкус к ней необходимо прививать в прямом смысле слова, постоянно культивировать и не бояться делать это последовательно и настойчиво, не обращая внимания на призывы к толерантному отношению к духовным сорнякам. Это провокация, на некультивируемой почве сорняки неизбежно заглушат пшеницу. Для нашей страны приобщение к великой русской литературе и к культуре в целом - это не просто образовательная задача, а важнейший фактор духовного притяжения, благодаря которому объединяются разные народы, люди разных религий и даже убеждений. Здесь особое внимание необходимо уделить программам по отечественной литературе и культуре в национальных республиках наравне с изучением местной национальной культуры» (Из выступления Архимандрита Тихона на Валдайском форуме).
Вместе с тем, до настоящего времени в ФГОС общего образования русской культуре, этнокультурной компетентности учащихся уделено недостаточно внимания. Отдельные компоненты русской культуры мозаично и разрозненно представлены в содержании различных предметных областей, но целостного представления о русской культуре они не дают. Значительная часть московских школьников недостаточно хорошо знакома с русским народным творчеством, традиционными народными календарными праздниками, с «живыми» культурно-историческими и национально-культурными традициями русского народа, русским культурным наследием, с деятельностью учреждений культуры (столичных музеев, театров, художественно-творческих коллективов и др.) по сохранению и развитию традиционной русской народной культуры, а также с культурным наследием Русской Православной Церкви, хранящемся в московских православных храмах, другими сокровищами традиционной культуры русского народа.
Различные модели образования в области русской традиционной культуры, народного художественного творчества были разработаны, концептуально обоснованы и внедрены в Москве и других регионах РФ [2,3,5-9 и др.]. Однако они не были предназначены непосредственно для работы с детьми мигрантов.
На решение задачи социокультурной адаптации детей мигрантов, обучающихся в московских школах, направлены разработанные в рамках НИР учебно-методический комплект (далее - УМК) «Русская культура» для 1-4 классов образовательных школ и его концептуальное обоснование [1], в котором раскрыты ключевые понятия исследования, особенности русской культуры как культурно-исторического и этнокультурного явления, ее педагогический потенциал в современных условиях.
В частности, отмечается, что русская культура - это культура русского народа и, одновременно, культурное достояние всего человечества. Она представляет собой совокупность духовно-нравственных ценностей, воплощенных в памятниках материальной культуры, в нематериальном культурном наследии и в современных явлениях культуры. Среди этих ценностей важнейшими являются Родина, родная природа, народ, родной дом, семья, мать и материнство, героизм, доброта, дружелюбие, справедливость, милосердие, сострадание, трудолюбие, учение и учитель, красота в природе и в жизни, уважительное отношение к другим народам, их культурам и традициям, открытость во внешний мир, и др. Их можно определить как универсальные духовно-нравственные ценности этнических культур. Аналогичные русской культуре виды ценностей характерны практически для большинства других традиционных и современных этнических культур, но язык их выражения, некоторые смыслы, а также формы бытования и воплощения в объектах культуры и культурного наследия разные. Русская культура неотделима от русского языка, как любая другая этническая культура от родного языка ее создателей и носителей. Поэтому, изучение русского языка необходимо осуществлять в интеграции с изучением русской культуры.
Русская культура является исторически сложившейся содержательной доминантой культуры России, основой традиционного и современного социокультурного пространства г. Москва. Следовательно, должна рассматриваться как главная, наряду с русским языком, гуманитарная основа содержания всего российского, в том числе - столичного образования, как ядро содержания педагогических процессов по социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в общество г. Москва.
Русская традиционная культура - сложное и многоплановое явление. Основные ее компоненты - это празднично-обрядовая, семейно-бытовая и художественная культуры. Причем в русской художественной культуре отражены в художественных образах как празднично-обрядовая, так и семейно-бытовая русская культура, а различные явления русской художественной культуры издревле сопровождали празднично-обрядовую и семейно-бытовую жизнь русского народа.
Выдающиеся памятники русской культуры вошли в Свод памятников культурного наследия ЮНЕСКО. Среди них - Московский Кремль и Красная площадь, Архитектурный ансамбль Кижского погоста - величайший памятник русского народного деревянного зодчества, исторические памятники г. Новгород и его окрестностей, белокаменные храмы г. Владимир и г. Суздаль, архитектурный ансамбль Троице Сергиевой Лавры, а также церковь Вознесения в Коломенском (г. Москва). Все они должны найти отражение в содержании деятельности московских школ по приобщению детей мигрантов к русской культуре.
Русская культура в целом, а также русская художественная культура имеют глубинные исторические корни, уходящие в культуру древних славян.
Самый древний исторический пласт русской художественной культуры - фольклорный. Он включает устное народное творчество (пословицы, поговорки, потешки, пестушки, заклички, сказки, былины и др.), народные песни (календарные, игровые, шуточные, плясовые, свадебные, трудовые, солдатские и др.), танцы (хоровод, русская пляска и др.), музыкальные инструменты (гусли, берестяной рожок, кугиклы, гудок, балалайка и др.) и традиционные наигрыши на них, фольклорный театр (скоморошины, театр Петрушки, народные драмы и др.), народное декоративно-прикладное творчество (например, хохломские матрешки, городецкие расписные доски, дымковские народные глиняные игрушки, богородские деревянные народные игрушки, расписные мезенские прялки) и многое другое, способное рассказать детям мигрантов и всем жителям современной России не только о русской старине, о традиционных формах семейно-бытовой и празднично-обрядовой культуры, но и помочь понять русскую душу, русский национальный характер, современный русский мир.
Другой важнейший исторический пласт русской художественной культуры был создан Русской Православной Церковью. Храмовая архитектура, иконопись и фрески, церковно-певческое искусство и колокольные звоны - со всеми этими компонентами русской художественной культуры необходимо знакомить всех обучающихся в России детей, в том числе - детей мигрантов. При этом различать понятия «знания» и «вера», не нарушать законодательных основ светского российского образования, не допускающих приобщения школьников в школах к любой религии, их воцерковления, участия в молебнах и т.д.
Третий важнейший исторический пласт русской художественной культуры - классическая литература и искусство, творчество великих русских поэтов, писателей, композиторов-классиков, художников, архитекторов, актеров, режиссеров т.д.
И, наконец, четвертый пласт - современный, но не оторванный от культурно-исторических и этнокультурных русских корней. Его составляют музыка Г. Свиридова, поэзия Н. Рубцова, живопись И. Глазунова и многие другие шедевры современного искусства, а также творчество современных русских народных хоров, оркестров, ансамблей, фольклорных коллективов, деятельность школ народной культуры, народных художественных промыслов и ремесел и т.д.
В содержании современного общего образования эти культурно-исторические пласты отражены неравномерно, мозаично. Наиболее слабо отражены фольклор и художественная культура Русской Православной Церкви. На компенсацию этого пробела направлен разработанный авторским коллективом УМК «Русская культура» для 1-4 классов московских школ, которой знакомит детей с русскими народными праздниками, а через них - с русским фольклором, художественной культурой Русской Православной Церкви и с их отражениями в русском классическом и современном искусстве, с сохранением и развитием традиций русской празднично-обрядовой культуры в современном социокультурном пространстве г. Москва.
Все эти исторические пласты русской художественной культуры представлены в содержании УМК «Русская культура», но основное место в нем занимают различные виды русского фольклора, взаимосвязанные с русскими традиционными народными календарными праздниками.
Данный УМК состоит из следующих рукописей, включенных в научный отчет по указанной выше теме НИР:
- Программа внеурочной деятельности, 1-4 кл.
- Программа факультативного учебного предмета «Русская культура», 4 кл.
- Учебник факультативного учебного предмета «Русская культура», 4 кл.
- Рабочая тетрадь для учащихся, 4 кл.
- Методические материалы для учителя.
После завершения НИР отдельные материалы УМК «Русская культура» были опубликованы в учебном пособии для студентов «Русская культура в современной московской школе» [10] и в учебном пособии для 4 класса «Основы духовно-нравственной культуры народов России: русские традиционные народные календарные праздники» [4].
Наряду с уроками, в УМК «Русская культура» и изданными на его основе учебными пособиями предусмотрены разнообразные формы внеурочной деятельности младших школьников. Среди них:
1. Внеклассные мероприятия, организуемые в школе (народные игры, праздники народного календаря, театрализованные русские ярмарки и другие театрализованные представления, вечера народной музыки, фольклорные фестивали, этнографические спектакли, выставки народного декоративно-прикладного творчества, литературные и музыкальные гостиные, и др.). Подготовка к ним должна включать: чтение, запоминание и грамотное воспроизведение текстов детского фольклора (закличек, пословиц, поговорок, русских народных сказок, игровых народных песен, скоморошин, фрагментов народного кукольного театра и др.); разучивание ролей и репетиции театрализованных праздников; участие в художественном оформлении мероприятий, изготовлении народных костюмов, приготовлении блюд русской традиционной кухни и т.д.
2. Кружки, студии и другие групповые формы дополнительного художественного образования в школе. В том числе, кружки народного декоративно-прикладного творчества, школьный фольклорный ансамбль, школьный этнографический театр, студия русского народного танца, и др.
3. Школьные музеи русской культуры, в котором могут быть представлены экспонаты, связанные с традициями и памятниками русской культуры в г. Москва, а также с деятельностью учреждений культуры по сохранению и развитию традиционной русской культуры в столичном мегаполисе.
4. Проектная внеурочная деятельность детей и родителей по изучению, сохранению и развитию русской культуры, развитию культуротворческой активности и межкультурных коммуникаций. В УМК «Русская культура» предусмотрены проекты по подготовке и проведению школьных праздников народного календаря (Рождества, Масленицы, Троицы, и др.), театрализованных русских ярмарок и посиделок.
5. Внешкольные мероприятия:
- посещение московских музеев по специально разработанной для каждого класса экскурсионной программе. В такую программу рекомендуется включать посещение музеев московского Кремля, Государственного исторического музея, Государственного литературного музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Музея боярского быта, Третьяковской галереи, Театрального музея им. А.А. Бахрушина, Дома-музея художника В.М. Васнецова, музеев-заповедников «Царицыно» и «Коломенское», подмосковных музеев-усадеб «Абрамцево», «Архангельское», «Кусково» и др.;
- посещение в Москве концертов народной, церковной, классической и современной русской музыки, проходящих в Международном доме музыки, в Концертном зале им. П.И. Чайковсого, Большом зале Московской консерватории и др.;
- посещение спектаклей московских театров: Детского музыкального театра им. Н.И. Сац, Московского государственного историко-этнографического театра и др.;
- участие в народных праздничных гуляниях в День города Москва, в дни празднования Масленицы и других традиционных русских народных праздников. Большинство перечисленных форм необходимо реализовывать с участием взрослых, родителей детей мигрантов, в процессе деятельности детско-взрослой общности.
УМК «Русская культура» апробирован в нескольких московских школах и получил высокую оценку учителей. Во внедрении программы внеурочной деятельности в настоящее время участвуют магистранты и аспиранты кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ.
Рецензенты:
Костина Э.П., д.п.н., профессор Нижегородского института развития образования, г. Нижний Новгород;
Сокольникова Н.М., д.п.н., профессор МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Бакланова Т.И., Медведь Э.И. СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ КАК КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «РУССКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17701 (дата обращения: 10.10.2024).