Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF DANCE ART IN THE YOUTH INTERCULTURAL COMPENETCE DEVELOPMENT

Zakirova Ch.R. 1 Valeeva R.A. 1
1 Kazan Federal University
This article discusses some aspects of the intercultural competence of young people formation in supplementary education in the field of choreography and aesthetic education. The author reveals the importance of choreography in a choreographic school-studio, where education and development of the youth is performed based on the pedagogical potential of the dance art. Actualization of the investigated problem is related to the main purpose of choreographic art connected with its components (educational, developing and practical). The article analyzes the possibilities of the pedagogical potential of dance in the formation of the young people intercultural competence, suggesting certain pedagogical conditions of enhancing the educational potential of dance in the development of this competence. In the context of the formation of intercultural competences of young people there is revealed the importance of the choreographic school-studio, where the goal-setting of multi-cultural and personal development of the young man is carried out. The article shows how the process of acceleration of creative self-development of a young man in a multicultural field takes place according to personal self-actualization in the art of dance. It is concluded that learning folk dance traditions contributes to achieving a positive result in the formation of intercultural competences of young people.
creative self-development
the language of dance
creative environment
value orientation
folk dance tradition
stage practice
the dance art
intercultural competence
pedagogical potential
supplementary education
Закономерности развития российского общества приводит нас сегодня к выводу, что важнейшим аспектом в данном процессе должно стать сближение наших народов и усиление их взаимодействия. Отсюда на фоне экономических  и социальных реформ в России становится актуальным раскрепощение личности индивида, часто скованного устаревшими догмами и запретами, что и влечет за собой поиск им своей культурной идентичности и уважения к человеку другой культуры. Все это подводит к более глубокому осмыслению сохранения и защиты этнического и культурного своеобразия народов, наряду со стремлением к уникальности своей собственной культуры. В связи с этим, перед дополнительным образованием как части всего образования в целом встает задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды с целью сохранения им своей национальной культуры и пониманием своеобразия и других культур [1]. На это, в частности, и нацелено дополнительное образование в области хореографического и эстетического воспитания, в условиях которого молодежь воспитывается в духе уважения всех народов; где в рамках прохождения производственной и сценической практики осуществляется процесс духовного, умственного и эстетического развития молодых людей; где обеспечивается целостный процесс становления и развития каждой личности; усвоение ею явлений, например, народного татарского быта, обычаев, традиций; овладение культурой и народными танцевальными традициями и т.д.

Цель настоящей статьи: выявить и раскрыть педагогический потенциал танцевального искусства в развитии межкультурной компетенции молодежи.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта; наблюдение.

Результаты исследования. Отечественные исследователи рассматривают межкультурную компетенцию как интегрированное системное образование в контексте гуманистического мировоззрения с высокой культурой межличностного общения и развитым общекультурным уровнем, включающего знания, умения и навыки, способствующие индивиду осуществлять деятельность в современном поликультурном пространстве на основе ценностного самоопределения в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями [2].

Рассматривая данное понятие в контексте эстетического образования, в частности, хореографического искусства, мы пришли к выводу, что задача повышения эффективности процесса обучения искусству танца может стать довольно востребованной, для  чего необходимо как совершенствовать методы преподавания современной хореографии, так и поднимать уровень заинтересованности молодежи в изучении разных видов искусства: музыки, поэзии, театра, вокала, а также моды и танца. Как показывает практика деятельности хореографической школы-студии, интенсификация этих аспектов приводит к всестороннему развитию личности; к овладению ею сценическим воплощением идеи танца; к стимулированию интереса молодежи к изучению танцев народов мира; к обладанию межкультурной компетенцией для понимания особого национального колорита танца. При планировании формы и содержания работы хореографической школы-студии желательно следовать следующим направлениям: аксиологическому (развитию у молодежи ценностных ориентаций и мотивов к совершенствованию танцевального искусства); гносеологическому (сообщению молодым людям сведений о фольклорных танцах народов мира); прагматическому (формированию у молодежи танцевальных умений и навыков).

Исходя из этого, межкультурную компетенцию мы напрямую связываем с педагогическим потенциалом танцевального искусства, поскольку считаем, что танец, как и любой другой учебный предмет, должен стать важным фактором по формированию личности. Это необходимо для разностороннего развития молодых людей и реализации их возможностей в творческой деятельности. В этой связи ведущей целью обучения хореографическому искусству становится воспитание и развитие молодежи средствами танца в процессе овладения каждым молодым человеком искусством танца. Отсюда, указанная цель раскрывается в следующих важнейших компонентах: образовательном и воспи­тательном, развивающем и практическом. Воспитательный компонент заключается в формировании сред­ствами танца активной личности, для которой харак­терны понимание самобытного искусства разных народов, культура межна­цио­нального общения, толерантное отношение к окружающим лю­дям, самостоятельность и трудолюбие.

В этой связи, педагогический потенциал танцевального искусства в формировании межкультурной компетенции молодежи предполагает определенные педагогические условия повышения воспитательного потенциала танца в развитии межкультурной компетенции молодежи с учетом таких концептуальных педагогических оснований, как: создание полноценной творческой среды хореографической школы-студии как фактора гуманизации образовательного процесса; культивирование у молодежи ценностной ориентации к саморазвитию заложенных задатков и способностей к танцу; включение в содержание сценической практики системы понятий, нацеливающих молодых людей на рефлексию и способность к межкультурному общению; применение таких методов и форм современной хореографии, которые насыщали бы творческий процесс личностным смыслом для каждого молодого человека и тем самым «провоцировали» бы его к достижению межкультурной компетенции.

При этом следует отметить, что предполагаемые хореографическая миниатюра и танцевальные этюды в наилучшей степени постигаются молодежью, если преподаватель не вещает, а организовывает общение на языке танца на основе создания межкультурного пространства в рамках изучения народных танцевальных традиций; когда создается эмоционально-положительная установка на стремление молодежи к раскрытию народного  характера танца; если создаются все условия для повышения общей культуры у молодых людей (моральной, эстетической, мировоззренческой и других сторон личности), призванной обеспечить качественно новый уровень танцевальной культуры молодого человека как неотъемлемой части его  межкультурной компетенции.

Педагогический потенциал танцевального искусства в формировании межкультурной компетенции молодежи в условиях хореографической школы-студии, например, будет иметь место тогда, когда в творческом процессе в полной мере будет осуществлено целеполагание поликультурного и личностного развития молодого человека; когда стремление молодого человека к пониманию иной культуры сообразуется с его самовоспитанием; когда процесс ускорения творческого саморазвития молодого человека в поликультурной сфере с учетом его личностной самоактуализации в искусстве танца приобретет свою реальную значимость при условии выполнения преподавателями такой актуальной педагогической задачи, как воспитание активно саморазвивающейся, тяготеющей к общечеловеческим ценностям личности.

Так, в 2002 г. была создана хореографическая школа-студия Ансамбля танца «КАZАN» как учебное заведение дополнительного образования в области хореографического и эстетического воспитания, основной задачей которой является развитие профессионального хореографического искусства в городе Казани, широкая пропаганда фольклорных танцев народов мира и достижений современной хореографии. Основой школы, в связи с этим, является преемственность традиций, что обеспечивается прямой передачей танцевальных приемов от педагога к учащимся школы. Отсюда, миссией школы-студии является пропаганда интересных явлений народного татарского быта, обычаев, традиций и на основе этого раскрытие богатства духовной жизни народа, где соединены в единое целое разные виды искусства: танец, музыка, вокал, театр, мода, поэзия.

Что касается творческого саморазвития участников школы-студии, то оно осуществляется на занятиях в хореографических кружках, где активно используются игровые сюжеты танцев народов мира; развиваются способности к проявлению межкультурной компетенции в ходе создания художественного образа языком танца и реализацией музыкально- ритмической и импровизационной культуры. Именно организация развивающего пространства самодеятельного хореографического коллектива, как показывает практика, может способствовать творческому саморазвитию его участников [3].

При этом, программа обучения может быть адаптирована к учебному процессу и в общеобразовательных школах в рамках таких учебных дисциплин, как: «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец», «Гимнастика (тренаж)», «Ансамбль». На основе этих курсов молодежь разучивает репертуар Ансамбля танца «Kazan», знакомится с лучшими образцами мирового хореографического классического наследия. Более того, на протяжении всего обучения молодые люди проходят производственную и сценическую практику. Получаемые знания и навыки демонстрируются в ежегодном отчетном концерте, а до этого обучающимся предоставляется возможность регулярно выступать на концертных площадках города Казани. Для постановки танцев в театр танца «Kazan» приглашаются балетмейстеры со всей России. В репертуаре идут танцы, поставленные балетмейстерами из Академического хора им. Пятницкого, главными балетмейстерами Государственных ансамблей «Крым», «Абхазия», «Лезгинка».

Как известно, танец - это вид искусства, особенности которого заключаются в том, что содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела. В связи с этим система формирования межкультурной компетенции средствами хореографического искусства связана с эстетической категорией прекрасного [4]. Как отмечает известный балетмейстер и педагог И. Смирнов, занятия в хореографическом коллективе пробуждают в человеке творческое начало и желание мыслить на основе раскрытия художественно-образного содержания хореографического действия [5]. Вот почему философией хореографической школы-студии Ансамбля танца «Kazan» является профессионализм на сцене, новизна стиля (например, модерн на материале татарского танца) и любовь к искусству танца.

Если рассматривать цель хореографической школы-студии как формирование межкультурной компетенции молодежи, то эта цель в контексте педагогического потенциала танцевального искусства, по сути, реализуется в следующих задачах дополнительного образования в области хореографического и эстетического воспитания:

  • предоставление молодым людям более полного представления о самобытном искусстве народов и на этой основе фольклорных танцев народов мира;
  • создание условий для понимания молодыми людьми современной версии осмысления истории татарского народа и явлений народного татарского быта, обычаев и традиций;
  • воспитание у молодежи ценностного отношения к культурным различиям танцев народов мира для содействия развитию умений и навыков межкультурного взаимодействия в условиях проникновения в сущность разных видов искусства, включая и искусство танца;
  • создание в условиях современной хореографии предпосылок для формирования межкультурной компетенции, а в последующем реализации личности своего творческого начала в национальном колорите танца;
  • создание предпосылок для личностной самореализации, которая в рамках формирования межкультурной компетенции способствует ценностному пониманию социальной действительности и различных культурных явлений.

Таким образом, формирование межкультурной компетенции всегда будет неразрывно связано с социокультурными и культуроведческими знаниями (ее называют еще вторичной социализацией). С учетом педагогического потенциала танцевального искусства в формировании межкультурной компетенции молодежи этот процесс может протекать более успешно. Отсюда, хореографическое искусство, народные танцевальные традиции и современная хореография могут быть использованы не только как средство межкультурного общения, но и как средство обогащения духовного мира личности на основе приобретения знаний об искусстве танца, его истории и эволюции. В этой связи, процесс овладения межкультурной компетенцией в хореографической школе-студии организован таким образом, что сведения о хореографии и своеобразии ее культурных проявлений получают постоянное практическое использование в сценической практике именно в ее социальном и культурном контексте. Это способствует формированию у молодых людей данной компетенции, позволяя им осуществлять творческое общение с культурной самобытностью разных народов.

Рецензенты:

Хузиахметов А.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методологии обучения и воспитания Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;

Габдулхаков В.Ф., д.п.н., профессор, зав кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань.