Цель настоящей статьи: выявить и раскрыть педагогический потенциал танцевального искусства в развитии межкультурной компетенции молодежи.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта; наблюдение.
Результаты исследования. Отечественные исследователи рассматривают межкультурную компетенцию как интегрированное системное образование в контексте гуманистического мировоззрения с высокой культурой межличностного общения и развитым общекультурным уровнем, включающего знания, умения и навыки, способствующие индивиду осуществлять деятельность в современном поликультурном пространстве на основе ценностного самоопределения в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями [2].
Рассматривая данное понятие в контексте эстетического образования, в частности, хореографического искусства, мы пришли к выводу, что задача повышения эффективности процесса обучения искусству танца может стать довольно востребованной, для чего необходимо как совершенствовать методы преподавания современной хореографии, так и поднимать уровень заинтересованности молодежи в изучении разных видов искусства: музыки, поэзии, театра, вокала, а также моды и танца. Как показывает практика деятельности хореографической школы-студии, интенсификация этих аспектов приводит к всестороннему развитию личности; к овладению ею сценическим воплощением идеи танца; к стимулированию интереса молодежи к изучению танцев народов мира; к обладанию межкультурной компетенцией для понимания особого национального колорита танца. При планировании формы и содержания работы хореографической школы-студии желательно следовать следующим направлениям: аксиологическому (развитию у молодежи ценностных ориентаций и мотивов к совершенствованию танцевального искусства); гносеологическому (сообщению молодым людям сведений о фольклорных танцах народов мира); прагматическому (формированию у молодежи танцевальных умений и навыков).
Исходя из этого, межкультурную компетенцию мы напрямую связываем с педагогическим потенциалом танцевального искусства, поскольку считаем, что танец, как и любой другой учебный предмет, должен стать важным фактором по формированию личности. Это необходимо для разностороннего развития молодых людей и реализации их возможностей в творческой деятельности. В этой связи ведущей целью обучения хореографическому искусству становится воспитание и развитие молодежи средствами танца в процессе овладения каждым молодым человеком искусством танца. Отсюда, указанная цель раскрывается в следующих важнейших компонентах: образовательном и воспитательном, развивающем и практическом. Воспитательный компонент заключается в формировании средствами танца активной личности, для которой характерны понимание самобытного искусства разных народов, культура межнационального общения, толерантное отношение к окружающим людям, самостоятельность и трудолюбие.
В этой связи, педагогический потенциал танцевального искусства в формировании межкультурной компетенции молодежи предполагает определенные педагогические условия повышения воспитательного потенциала танца в развитии межкультурной компетенции молодежи с учетом таких концептуальных педагогических оснований, как: создание полноценной творческой среды хореографической школы-студии как фактора гуманизации образовательного процесса; культивирование у молодежи ценностной ориентации к саморазвитию заложенных задатков и способностей к танцу; включение в содержание сценической практики системы понятий, нацеливающих молодых людей на рефлексию и способность к межкультурному общению; применение таких методов и форм современной хореографии, которые насыщали бы творческий процесс личностным смыслом для каждого молодого человека и тем самым «провоцировали» бы его к достижению межкультурной компетенции.
При этом следует отметить, что предполагаемые хореографическая миниатюра и танцевальные этюды в наилучшей степени постигаются молодежью, если преподаватель не вещает, а организовывает общение на языке танца на основе создания межкультурного пространства в рамках изучения народных танцевальных традиций; когда создается эмоционально-положительная установка на стремление молодежи к раскрытию народного характера танца; если создаются все условия для повышения общей культуры у молодых людей (моральной, эстетической, мировоззренческой и других сторон личности), призванной обеспечить качественно новый уровень танцевальной культуры молодого человека как неотъемлемой части его межкультурной компетенции.
Педагогический потенциал танцевального искусства в формировании межкультурной компетенции молодежи в условиях хореографической школы-студии, например, будет иметь место тогда, когда в творческом процессе в полной мере будет осуществлено целеполагание поликультурного и личностного развития молодого человека; когда стремление молодого человека к пониманию иной культуры сообразуется с его самовоспитанием; когда процесс ускорения творческого саморазвития молодого человека в поликультурной сфере с учетом его личностной самоактуализации в искусстве танца приобретет свою реальную значимость при условии выполнения преподавателями такой актуальной педагогической задачи, как воспитание активно саморазвивающейся, тяготеющей к общечеловеческим ценностям личности.
Так, в 2002 г. была создана хореографическая школа-студия Ансамбля танца «КАZАN» как учебное заведение дополнительного образования в области хореографического и эстетического воспитания, основной задачей которой является развитие профессионального хореографического искусства в городе Казани, широкая пропаганда фольклорных танцев народов мира и достижений современной хореографии. Основой школы, в связи с этим, является преемственность традиций, что обеспечивается прямой передачей танцевальных приемов от педагога к учащимся школы. Отсюда, миссией школы-студии является пропаганда интересных явлений народного татарского быта, обычаев, традиций и на основе этого раскрытие богатства духовной жизни народа, где соединены в единое целое разные виды искусства: танец, музыка, вокал, театр, мода, поэзия.
Что касается творческого саморазвития участников школы-студии, то оно осуществляется на занятиях в хореографических кружках, где активно используются игровые сюжеты танцев народов мира; развиваются способности к проявлению межкультурной компетенции в ходе создания художественного образа языком танца и реализацией музыкально- ритмической и импровизационной культуры. Именно организация развивающего пространства самодеятельного хореографического коллектива, как показывает практика, может способствовать творческому саморазвитию его участников [3].
При этом, программа обучения может быть адаптирована к учебному процессу и в общеобразовательных школах в рамках таких учебных дисциплин, как: «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец», «Гимнастика (тренаж)», «Ансамбль». На основе этих курсов молодежь разучивает репертуар Ансамбля танца «Kazan», знакомится с лучшими образцами мирового хореографического классического наследия. Более того, на протяжении всего обучения молодые люди проходят производственную и сценическую практику. Получаемые знания и навыки демонстрируются в ежегодном отчетном концерте, а до этого обучающимся предоставляется возможность регулярно выступать на концертных площадках города Казани. Для постановки танцев в театр танца «Kazan» приглашаются балетмейстеры со всей России. В репертуаре идут танцы, поставленные балетмейстерами из Академического хора им. Пятницкого, главными балетмейстерами Государственных ансамблей «Крым», «Абхазия», «Лезгинка».
Как известно, танец - это вид искусства, особенности которого заключаются в том, что содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела. В связи с этим система формирования межкультурной компетенции средствами хореографического искусства связана с эстетической категорией прекрасного [4]. Как отмечает известный балетмейстер и педагог И. Смирнов, занятия в хореографическом коллективе пробуждают в человеке творческое начало и желание мыслить на основе раскрытия художественно-образного содержания хореографического действия [5]. Вот почему философией хореографической школы-студии Ансамбля танца «Kazan» является профессионализм на сцене, новизна стиля (например, модерн на материале татарского танца) и любовь к искусству танца.
Если рассматривать цель хореографической школы-студии как формирование межкультурной компетенции молодежи, то эта цель в контексте педагогического потенциала танцевального искусства, по сути, реализуется в следующих задачах дополнительного образования в области хореографического и эстетического воспитания:
- предоставление молодым людям более полного представления о самобытном искусстве народов и на этой основе фольклорных танцев народов мира;
- создание условий для понимания молодыми людьми современной версии осмысления истории татарского народа и явлений народного татарского быта, обычаев и традиций;
- воспитание у молодежи ценностного отношения к культурным различиям танцев народов мира для содействия развитию умений и навыков межкультурного взаимодействия в условиях проникновения в сущность разных видов искусства, включая и искусство танца;
- создание в условиях современной хореографии предпосылок для формирования межкультурной компетенции, а в последующем реализации личности своего творческого начала в национальном колорите танца;
- создание предпосылок для личностной самореализации, которая в рамках формирования межкультурной компетенции способствует ценностному пониманию социальной действительности и различных культурных явлений.
Таким образом, формирование межкультурной компетенции всегда будет неразрывно связано с социокультурными и культуроведческими знаниями (ее называют еще вторичной социализацией). С учетом педагогического потенциала танцевального искусства в формировании межкультурной компетенции молодежи этот процесс может протекать более успешно. Отсюда, хореографическое искусство, народные танцевальные традиции и современная хореография могут быть использованы не только как средство межкультурного общения, но и как средство обогащения духовного мира личности на основе приобретения знаний об искусстве танца, его истории и эволюции. В этой связи, процесс овладения межкультурной компетенцией в хореографической школе-студии организован таким образом, что сведения о хореографии и своеобразии ее культурных проявлений получают постоянное практическое использование в сценической практике именно в ее социальном и культурном контексте. Это способствует формированию у молодых людей данной компетенции, позволяя им осуществлять творческое общение с культурной самобытностью разных народов.
Рецензенты:
Хузиахметов А.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методологии обучения и воспитания Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;
Габдулхаков В.Ф., д.п.н., профессор, зав кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань.
Библиографическая ссылка
Закирова Ч.Р., Валеева Р.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17452 (дата обращения: 06.10.2024).