Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PRINCIPLED POSITION ACTIVITIES SPORTS ORGANIZATIONS

Masyagina N.V. 1
1 Public budgetary educational institution of additional education "Moscow educational and sports center" of Moskomsport
At present, special urgency and importance physical culture and sports that are universal mechanism of healing people, way of personal fulfillment, its expression and development, as well as a means of combating anti-social phenomena. Under these conditions, one of the most important tasks is the organization of sports and sports activities of the organization, which is a process to isolate themselves in the process of division of labor, relatively independent, specialized types of management activities that express or stage direction of targeting the subject of management to a managed object targeted to achieve their goals and solutions tasks for the preparation of sports reserve personnel for sports activity, providing sports and sports and entertainment oriented sports and sports industry. The article presents a system of principles, built and ranked on the basis of the conducted theoretical analysis and scientific-methodological research in the field of management of sports activities, will connect the ideas of modern theory and methodology of physical culture and sports and conceptual foundations of management in the management of sports organizations. Dedicated us some principles of sports organizations, reflect the idea to create the conditions for employment and coverage listed above contingent of sports activity in accordance with the state policy in the field of physical culture and sport at the moment.
professional competence of personnel
personnel
function activities
sports activity
principles of management

Актуальность. Физическая культура и спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений [1, 2]. Именно поэтому за последние годы место физической культуры и спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.

Физкультурно-спортивные организации участвуют в осуществлении деятельности по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья лиц, участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов [7].

Функции деятельности физкультурно-спортивной организации представляют собой обособившиеся в процессе разделения труда относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности, которые выражают направления или стадии целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект [5].

Система функций менеджмента в физкультурно-спортивной организации – это комплекс взаимосвязанных во времени и пространстве видов управленческой деятельности, осуществляемых персоналом физкультурно-спортивной организации [5].

Для понимания процесса взаимодействия функций управления необходимо отметить их тесную взаимосвязь с принципами деятельности организации, где система принципов представляет собой основу для продуктивной деятельности физкультурно-спортивной организации.

Цель исследования. Разработка системы принципов деятельности физкультурно-спортивных организаций в современных условиях.

Методы исследования. Осуществлен анализ научной литературы по менеджменту и спортивному менеджменту, оценка работы практических менеджеров на основании документального отчета и собеседования. Проведены педагогические исследования, личные аналитические заключения, обмен опытом с квалифицированными специалистами физической культуры и спорта, наблюдений в сфере физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Нами проведена определённая научно-методическая и организационная работа, результатом которой является разработка системы новых принципов в деятельности физкультурно-спортивных организаций, отражающих особенности функционирования физкультурно-спортивной отрасли в соответствии с проводимой государственной политикой в области физической культуры и спорта в настоящее время.

В ходе методологических исследований был выделен ряд принципов, которые разделены нами на два направления: социальное и профессиональное.

К социальным принципам мы отнесли:

  • принцип ориентации на максимальный учёт интересов населения на занятия физической культурой и участие в зрелищных мероприятиях спортивного направления;
  • принцип приоритета физкультурно-спортивной работы на занятия со слабозащищённым контингентом населения: детьми, инвалидами и пожилыми людьми;
  • принцип ориентации организаций спортивного профиля на реализацию максимальных спортивных результатов в каждом виде спорта;
  • принцип государственной поддержки физкультурно-спортивной работы в стране.

Принципы профессиональной ориентации выглядят следующим образом:

  • принцип мобильности всего персонала организации на участие в принятии производственных решений;
  • принцип максимального сочетания действий персонала, распределения финансовых средств и материально-технического обеспечения.

Принципы социального направления предполагают деятельность персонала организации в интересах всего общества в целом. Так, принцип максимальной ориентации организации на интересы населения страны имеет целью такое управление коллективом сотрудников, которое в первую очередь из всех возможных видов организации работы предпочитает развитие организации в направлении максимального охвата населения занятиями физической культурой и спортом. Например, если перед организацией стоит проблема развития в двух направлениях: строительство стадиона на 20000 чел. или строительство теннисных кортов на 2000 чел. при прочих равных условиях предпочтение следует отдать строительству стадиона как представляющего максимальный охват населения в данном районе.

Принцип приоритета в развороте физкультурно-спортивной работы на занятия со слабозащищённым контингентом населения – детьми, инвалидами и пожилыми людьми предполагает первоочередные задачи физкультурно-спортивных организаций по созданию условий для занятий и по охвату выше перечисленного контингента физкультурно-спортивной деятельностью в соответствии с проводимой государственной политикой в области физической культуры и спорта в настоящее время. В связи с этим организации соответствующим образом выстраивают работу коллективов и управление ими.

Принцип ориентации организаций спортивного профиля на реализацию максимальных спортивных результатов в каждом виде спорта предполагает развитие отечественного спорта с точки зрения максимальных достижений всех видов спорта и удовлетворения населения страны в части идеальных спортивных зрелищ. В этом случае становится понятной специализация работников организаций и особенности управления ими:

а) обеспечение повышения эффективности тренировочного процесса, подготовки спортивного резерва и роста спортивного потенциала лиц, проходящих спортивную подготовку;

б) организация мониторинга тренировочной деятельности;

в) выполнение работ по организации профессиональной подготовки и переподготовки работников сферы физической культуры и спорта (при наличии соответствующей лицензии);

г) разработка, внедрение, анализ исполнения и, при необходимости, корректировка программ спортивной подготовки, реализуемых (планируемых к реализации) организацией;

д) совершенствование системы управления, под которой понимается организация и планирование материально-технического обеспечения спортивной подготовки, обеспечение квалифицированными кадрами, своевременного и необходимого финансирования реализации программы спортивной подготовки [6].

Принцип государственной поддержки физкультурно-спортивной работы предполагает совместную работу государства и организаций физкультурно-спортивного профиля в интересах всего населения страны, так в Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации «поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта» [3]. Статья 4 закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает, что государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в стране, поддерживает физкультурное, олимпийское и паралимпийское движение [7]. Организациям, осуществляющим спортивную подготовку, и соответственно их учредителям рекомендуется предусматривать соотношение обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, за счет государственного (муниципального) задания и средств, полученной от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, в соответствии с российским законодательством.

Перейдём к анализу предлагаемых принципов профессиональной ориентации. Первый принцип в этой категории – это принцип мобильности всего персонала организации на участие в принятии производственных решений. Современный менеджмент раскрыл перед нами понятие партипацивных способов работы. Учёными доказано, что принятие профессиональных решений тем эффективнее, чем большее количество сотрудников принимает участие в анализе ситуаций и выборе альтернативных проблем. Это понятие непросто реализовать в производственных ситуациях, в связи с чем руководство организации всегда стремится к принятию решений в узком круге специалистов. Наши исследования показали, что несмотря на сложности в организации анализа производственных ситуаций обсуждения необходимо проводить по возможности со всеми специалистами организации, так как именно в этом случае решение спортивных задач имеет наибольший эффект: во-первых, оказывается, что каждый может сообщить решение исследуемой проблемы, а во-вторых, подобным образом происходит качественное практическое обучение всех специалистов организации.

Второй принцип профессионального направления – принцип максимального сочетания действий персонала, распределения финансовых средств и материально-технического обеспечения. Этот принцип разрабатывается преимущественно руководством организации. Дело в том, что при начальном планировании всегда возникают вопросы, связанные с распределением средств, направляемых на оплату труда и на материально-техническое обеспечение. Таким образом, три фактора организации – количество и качество труда, наличие средств и приобретение необходимого материально-технического обеспечения – всегда находятся в определённой зависимости. Задача плановых процедур организации заключается в том, чтобы определить баланс этих трёх факторов таким образом, чтобы привести организацию к намеченной цели. Этот принцип сосредотачивает внимание руководства на решении самой сложной задачи планирования – задаче правильного распределения средств.

Теперь рассмотрим средства управления. Основным средством управления в физкультурно-спортивных организациях является информация. Современное общение сотрудников организаций предполагает использование различных видов информации. Существует такая классификация спортивной информации:

  • мировоззренческая информация представляет обобщённое представление людей на окружающую действительность. В нашей отрасли существенное значение имеет отношение граждан к физической культуре и спорте, так как на основании этой информации руководящие органы страны принимают решение о дальнейшем развитии физической культуры и спорта: осуществляется прогноз относительно дальнейшего строительства спортивных сооружений, принимается решение об участии наших спортсменов в международных мероприятиях и т.д.;
  • концептуальная информация содержит результаты фундаментальных исследований в физкультуре и спорте, реализация которых позволяет предусмотреть дальнейшее развитие отечественных физкультуры и спорта. Так, например, установлено, что систематические занятия физкультурой улучшают естественные кондиции человека примерно вдвое, что позволяет увеличить активную жизнь человека и предусмотреть длительную и полноценную старость. Однако, как показывают статистические данные, в нашей стране систематические занятия физической культурой и спортом характерны лишь для 12 % населения. Отсюда возникает концептуальное положение о необходимости привлечения населения к занятиям спортом. Отсюда также возникают соответствующие положения: о строительстве большего числа спортивных сооружений, о подготовке новых квалифицированных кадров в нашей сфере, о привлечении молодёжи в образовательных и иных учреждениях к систематическим занятиям физкультурой и спортом и т.д.;
  • методическая документация относится к развитию методических положений в области подготовки спортсменов в различных видах спорта. Этот вид документации является наиболее распространённым и значимым в практике физкультурно-спортивной деятельности. Следует обратить внимание на то, что методическая документация содержится в каждой спортивной организации, так как буквально каждая организация культивирует один или несколько видов спорта;
  • статистическая документация также содержится в каждой спортивной организации. Статистические документы отражают статистические показатели организации и представляют собой вид обратной связи между организацией и руководством. Так, организации заполняют форму № 1-ФК, содержащую четыре раздела: 1) спортивные сооружения; 2) физкультурные кадры; 3) физкультурно-оздоровительная и спортивная работа; 4) финансирование. В статистической информации приводится также справочная информация об общей численности занимающихся, о численности занимающихся по видам спорта, о численности подготовленных спортсменов массовых разрядов, о присвоении спортсменам спортивных званий и т.д. Существует также статистическая отчётность № 5-ФК, имеющая также четыре раздела: 1) численность занимающихся; 2) тренерско-преподавательский состав; 3) административные работники и специалисты; 4) финансовая деятельность;
  • отчётная информация содержит сведения о деятельности организации за определённый период времени;
  • спортивная информация направлена на представление сведений о результатах спортивных соревнований. Эти сведения важны не только для констатации фактов, но, главным образом, для осуществления детального анализа деятельности спортсмена во время соревнований. Такая информация помогает прогнозировать спортивные результаты и корректировать тренировочный процесс.

С практической точки зрения информация в физкультурно-спортивных организациях передаётся различным способом: устно, телефонными сообщениями, письменно (записями или формализовано), через компьютер. Практика свидетельствует о том, что наши специалисты должны владеть всеми видами и всеми способами передачи информации (смешанно).

Для оценки этого факта нами было проведено исследование в детско-юношеских школах. Нами установлено, что методист школы – это тот специалист, который чаще других работает с информацией в школах. В связи с этим мы опросили 37 методистов школ на предмет выяснения, с каким видом информации они чаще всего работают и как эта информация передаётся – им и от них. Ответы респондентов по видам информации были следующие (рис. 1):

  • концептуальная – 3 чел. (8,1 %);
  • методическая – 37 чел. (100 %);
  • статистическая – 25 чел. (67,6 %);
  • финансовая – 7 чел. (18,9 %);
  • отчётная – 24 чел. (64,9 %);
  • спортивная – 18 чел. (48,6 %).

Рис.1. Виды информации ДЮСШ

Способы передачи информации респондентам и от них наблюдались следующие (рис. 2):

  • устно – 3 чел. (8,1 %);
  • по телефону – 4 чел. (5,4 %);
  • письменно (запись) – 4 чел. (10,8 %);
  • письменно (бланки) – 5 чел. (13,5 %);
  • компьютер – 12 чел. (32,4 %);
  • интернет – 4 чел. (10,8 %);
  • смешанно – 7 чел. (18,9 %).

Рис. 2. Способы передачи информации в ДЮСШ

Выводы. Из представленного видно, что современная деятельность физкультурно-спортивных организаций построена на принципиальных позициях социального и профессионального направления, что позволяет развернуть работу наших организаций в интересах населения страны при соблюдении принципов современного менеджмента. В создавшихся условиях каждый работник организации осуществляет сложную работу с профессиональной информацией, позволяющей учесть все особенности физкультурно-спортивной работы.

Рецензенты:

Начинская С.В., д.п.н., д.э.н., профессор, начальник методического отдела ГБУ ДПО «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта, г. Москва;

Кабачков В.А., д.п.н., профессор, руководитель управления массовой физической культурой ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва.