Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Масягина Н.В. 1
1 Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта
В настоящее время особую актуальность и значение приобретает физическая культура и спорт, которые являются универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. В этих условиях одной из важнейших задач становится организация деятельности физкультурно-спортивной организации, процесс которой представляет собой обособившиеся в процессе разделения труда относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности, которые выражают направления или стадии целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект целенаправленного достижения поставленных целей и решения задач по подготовке спортивного резерва, кадров для физкультурно-спортивной деятельности, обеспечения спортивной и физкультурно-зрелищной направленности физкультурно-спортивной отрасли. В статье представлена система принципов, выстроенная и ранжированная исходя из проведенного теоретического анализа и научно-методологического изыскания в области менеджмента спортивной деятельности, позволившего соединить идеи современной теории и методики физической культуры и спорта и концептуальные основы менеджмента в управлении спортивной организации. Выделенный нами ряд принципов деятельности спортивной организации отражают идеи по созданию условий для занятий и по охвату выше перечисленного контингента физкультурно-спортивной деятельностью в соответствии с проводимой государственной политикой в области физической культуры и спорта в настоящее время.
профессиональная компетентность кадров
персонал
функции деятельности
физкультурно-спортивная деятельность
принципы управления
1. Герасимов Б.Н. Менеджмент персонала: учебное пособие./ Б.Н. Герасимов, В.Г. Чумак, Н.Г. Яковлева. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2003. – 302с.
2. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по проблемам повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». Заседание Госсовета № 6 от 30 января 2002 года «О роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян».
3. Конституция Российской Федерации, статья 41 п. 2. (ред. от 30.12.2008).
4. Мескон М. Основы менеджмента: монография / Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. – СПб., 2008. – С. 405.
5. Начинская С.В. Основы экономики и менеджмента в сфере физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высшего образования. – М.: Академия, 2014. – С. 160.
6. Письмо Минспорта РФ «О направлении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554.
7. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 04.12.2007, часть 2, статья 10 (редакция от 23.07.2013).

Актуальность. Физическая культура и спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений [1, 2]. Именно поэтому за последние годы место физической культуры и спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.

Физкультурно-спортивные организации участвуют в осуществлении деятельности по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья лиц, участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов [7].

Функции деятельности физкультурно-спортивной организации представляют собой обособившиеся в процессе разделения труда относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности, которые выражают направления или стадии целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект [5].

Система функций менеджмента в физкультурно-спортивной организации – это комплекс взаимосвязанных во времени и пространстве видов управленческой деятельности, осуществляемых персоналом физкультурно-спортивной организации [5].

Для понимания процесса взаимодействия функций управления необходимо отметить их тесную взаимосвязь с принципами деятельности организации, где система принципов представляет собой основу для продуктивной деятельности физкультурно-спортивной организации.

Цель исследования. Разработка системы принципов деятельности физкультурно-спортивных организаций в современных условиях.

Методы исследования. Осуществлен анализ научной литературы по менеджменту и спортивному менеджменту, оценка работы практических менеджеров на основании документального отчета и собеседования. Проведены педагогические исследования, личные аналитические заключения, обмен опытом с квалифицированными специалистами физической культуры и спорта, наблюдений в сфере физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Нами проведена определённая научно-методическая и организационная работа, результатом которой является разработка системы новых принципов в деятельности физкультурно-спортивных организаций, отражающих особенности функционирования физкультурно-спортивной отрасли в соответствии с проводимой государственной политикой в области физической культуры и спорта в настоящее время.

В ходе методологических исследований был выделен ряд принципов, которые разделены нами на два направления: социальное и профессиональное.

К социальным принципам мы отнесли:

  • принцип ориентации на максимальный учёт интересов населения на занятия физической культурой и участие в зрелищных мероприятиях спортивного направления;
  • принцип приоритета физкультурно-спортивной работы на занятия со слабозащищённым контингентом населения: детьми, инвалидами и пожилыми людьми;
  • принцип ориентации организаций спортивного профиля на реализацию максимальных спортивных результатов в каждом виде спорта;
  • принцип государственной поддержки физкультурно-спортивной работы в стране.

Принципы профессиональной ориентации выглядят следующим образом:

  • принцип мобильности всего персонала организации на участие в принятии производственных решений;
  • принцип максимального сочетания действий персонала, распределения финансовых средств и материально-технического обеспечения.

Принципы социального направления предполагают деятельность персонала организации в интересах всего общества в целом. Так, принцип максимальной ориентации организации на интересы населения страны имеет целью такое управление коллективом сотрудников, которое в первую очередь из всех возможных видов организации работы предпочитает развитие организации в направлении максимального охвата населения занятиями физической культурой и спортом. Например, если перед организацией стоит проблема развития в двух направлениях: строительство стадиона на 20000 чел. или строительство теннисных кортов на 2000 чел. при прочих равных условиях предпочтение следует отдать строительству стадиона как представляющего максимальный охват населения в данном районе.

Принцип приоритета в развороте физкультурно-спортивной работы на занятия со слабозащищённым контингентом населения – детьми, инвалидами и пожилыми людьми предполагает первоочередные задачи физкультурно-спортивных организаций по созданию условий для занятий и по охвату выше перечисленного контингента физкультурно-спортивной деятельностью в соответствии с проводимой государственной политикой в области физической культуры и спорта в настоящее время. В связи с этим организации соответствующим образом выстраивают работу коллективов и управление ими.

Принцип ориентации организаций спортивного профиля на реализацию максимальных спортивных результатов в каждом виде спорта предполагает развитие отечественного спорта с точки зрения максимальных достижений всех видов спорта и удовлетворения населения страны в части идеальных спортивных зрелищ. В этом случае становится понятной специализация работников организаций и особенности управления ими:

а) обеспечение повышения эффективности тренировочного процесса, подготовки спортивного резерва и роста спортивного потенциала лиц, проходящих спортивную подготовку;

б) организация мониторинга тренировочной деятельности;

в) выполнение работ по организации профессиональной подготовки и переподготовки работников сферы физической культуры и спорта (при наличии соответствующей лицензии);

г) разработка, внедрение, анализ исполнения и, при необходимости, корректировка программ спортивной подготовки, реализуемых (планируемых к реализации) организацией;

д) совершенствование системы управления, под которой понимается организация и планирование материально-технического обеспечения спортивной подготовки, обеспечение квалифицированными кадрами, своевременного и необходимого финансирования реализации программы спортивной подготовки [6].

Принцип государственной поддержки физкультурно-спортивной работы предполагает совместную работу государства и организаций физкультурно-спортивного профиля в интересах всего населения страны, так в Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации «поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта» [3]. Статья 4 закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает, что государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в стране, поддерживает физкультурное, олимпийское и паралимпийское движение [7]. Организациям, осуществляющим спортивную подготовку, и соответственно их учредителям рекомендуется предусматривать соотношение обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, за счет государственного (муниципального) задания и средств, полученной от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, в соответствии с российским законодательством.

Перейдём к анализу предлагаемых принципов профессиональной ориентации. Первый принцип в этой категории – это принцип мобильности всего персонала организации на участие в принятии производственных решений. Современный менеджмент раскрыл перед нами понятие партипацивных способов работы. Учёными доказано, что принятие профессиональных решений тем эффективнее, чем большее количество сотрудников принимает участие в анализе ситуаций и выборе альтернативных проблем. Это понятие непросто реализовать в производственных ситуациях, в связи с чем руководство организации всегда стремится к принятию решений в узком круге специалистов. Наши исследования показали, что несмотря на сложности в организации анализа производственных ситуаций обсуждения необходимо проводить по возможности со всеми специалистами организации, так как именно в этом случае решение спортивных задач имеет наибольший эффект: во-первых, оказывается, что каждый может сообщить решение исследуемой проблемы, а во-вторых, подобным образом происходит качественное практическое обучение всех специалистов организации.

Второй принцип профессионального направления – принцип максимального сочетания действий персонала, распределения финансовых средств и материально-технического обеспечения. Этот принцип разрабатывается преимущественно руководством организации. Дело в том, что при начальном планировании всегда возникают вопросы, связанные с распределением средств, направляемых на оплату труда и на материально-техническое обеспечение. Таким образом, три фактора организации – количество и качество труда, наличие средств и приобретение необходимого материально-технического обеспечения – всегда находятся в определённой зависимости. Задача плановых процедур организации заключается в том, чтобы определить баланс этих трёх факторов таким образом, чтобы привести организацию к намеченной цели. Этот принцип сосредотачивает внимание руководства на решении самой сложной задачи планирования – задаче правильного распределения средств.

Теперь рассмотрим средства управления. Основным средством управления в физкультурно-спортивных организациях является информация. Современное общение сотрудников организаций предполагает использование различных видов информации. Существует такая классификация спортивной информации:

  • мировоззренческая информация представляет обобщённое представление людей на окружающую действительность. В нашей отрасли существенное значение имеет отношение граждан к физической культуре и спорте, так как на основании этой информации руководящие органы страны принимают решение о дальнейшем развитии физической культуры и спорта: осуществляется прогноз относительно дальнейшего строительства спортивных сооружений, принимается решение об участии наших спортсменов в международных мероприятиях и т.д.;
  • концептуальная информация содержит результаты фундаментальных исследований в физкультуре и спорте, реализация которых позволяет предусмотреть дальнейшее развитие отечественных физкультуры и спорта. Так, например, установлено, что систематические занятия физкультурой улучшают естественные кондиции человека примерно вдвое, что позволяет увеличить активную жизнь человека и предусмотреть длительную и полноценную старость. Однако, как показывают статистические данные, в нашей стране систематические занятия физической культурой и спортом характерны лишь для 12 % населения. Отсюда возникает концептуальное положение о необходимости привлечения населения к занятиям спортом. Отсюда также возникают соответствующие положения: о строительстве большего числа спортивных сооружений, о подготовке новых квалифицированных кадров в нашей сфере, о привлечении молодёжи в образовательных и иных учреждениях к систематическим занятиям физкультурой и спортом и т.д.;
  • методическая документация относится к развитию методических положений в области подготовки спортсменов в различных видах спорта. Этот вид документации является наиболее распространённым и значимым в практике физкультурно-спортивной деятельности. Следует обратить внимание на то, что методическая документация содержится в каждой спортивной организации, так как буквально каждая организация культивирует один или несколько видов спорта;
  • статистическая документация также содержится в каждой спортивной организации. Статистические документы отражают статистические показатели организации и представляют собой вид обратной связи между организацией и руководством. Так, организации заполняют форму № 1-ФК, содержащую четыре раздела: 1) спортивные сооружения; 2) физкультурные кадры; 3) физкультурно-оздоровительная и спортивная работа; 4) финансирование. В статистической информации приводится также справочная информация об общей численности занимающихся, о численности занимающихся по видам спорта, о численности подготовленных спортсменов массовых разрядов, о присвоении спортсменам спортивных званий и т.д. Существует также статистическая отчётность № 5-ФК, имеющая также четыре раздела: 1) численность занимающихся; 2) тренерско-преподавательский состав; 3) административные работники и специалисты; 4) финансовая деятельность;
  • отчётная информация содержит сведения о деятельности организации за определённый период времени;
  • спортивная информация направлена на представление сведений о результатах спортивных соревнований. Эти сведения важны не только для констатации фактов, но, главным образом, для осуществления детального анализа деятельности спортсмена во время соревнований. Такая информация помогает прогнозировать спортивные результаты и корректировать тренировочный процесс.

С практической точки зрения информация в физкультурно-спортивных организациях передаётся различным способом: устно, телефонными сообщениями, письменно (записями или формализовано), через компьютер. Практика свидетельствует о том, что наши специалисты должны владеть всеми видами и всеми способами передачи информации (смешанно).

Для оценки этого факта нами было проведено исследование в детско-юношеских школах. Нами установлено, что методист школы – это тот специалист, который чаще других работает с информацией в школах. В связи с этим мы опросили 37 методистов школ на предмет выяснения, с каким видом информации они чаще всего работают и как эта информация передаётся – им и от них. Ответы респондентов по видам информации были следующие (рис. 1):

  • концептуальная – 3 чел. (8,1 %);
  • методическая – 37 чел. (100 %);
  • статистическая – 25 чел. (67,6 %);
  • финансовая – 7 чел. (18,9 %);
  • отчётная – 24 чел. (64,9 %);
  • спортивная – 18 чел. (48,6 %).

Рис.1. Виды информации ДЮСШ

Способы передачи информации респондентам и от них наблюдались следующие (рис. 2):

  • устно – 3 чел. (8,1 %);
  • по телефону – 4 чел. (5,4 %);
  • письменно (запись) – 4 чел. (10,8 %);
  • письменно (бланки) – 5 чел. (13,5 %);
  • компьютер – 12 чел. (32,4 %);
  • интернет – 4 чел. (10,8 %);
  • смешанно – 7 чел. (18,9 %).

Рис. 2. Способы передачи информации в ДЮСШ

Выводы. Из представленного видно, что современная деятельность физкультурно-спортивных организаций построена на принципиальных позициях социального и профессионального направления, что позволяет развернуть работу наших организаций в интересах населения страны при соблюдении принципов современного менеджмента. В создавшихся условиях каждый работник организации осуществляет сложную работу с профессиональной информацией, позволяющей учесть все особенности физкультурно-спортивной работы.

Рецензенты:

Начинская С.В., д.п.н., д.э.н., профессор, начальник методического отдела ГБУ ДПО «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта, г. Москва;

Кабачков В.А., д.п.н., профессор, руководитель управления массовой физической культурой ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Масягина Н.В. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17418 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674