Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN AS AN IMPERATIVE OF INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE PERSON

Pugacheva A.S. 1 Andreeva S.A. 2
1 Kazan (Volga region) Federal University
2 Kazan State University of Architecture and Engineering
In the article the rights and freedoms of man and citizen as an imperative information-psychological security of the person; refined essence of information-psychological safety of the person, as protection of vital interests in the information sphere, as well as awareness of the negative information and psychological impact and the development of mechanisms to counter; defined principles of information-psychological security of the person; The mechanisms of information-psychological self-defense on three psychological levels: the unconscious, protects the individual from negative emotional overload and includes instinctive reflex mechanisms of information-psychological self-defense; subconscious, which protects the identity of the perception of traumatic information, manipulative information impacts, causes a steady focus on coping behavior and includes unconscious generalized mechanisms of information-psychological self-defense; conscious, volitional programs to ensure the creation of information-psychological self-protection and self-defense includes automatisms in typical situations, formed in the process of information activities, and logical-semantic information-psychological mechanisms of self-defense.
information activities
strong-willed program information and psychological self-defense
coping behavior
the mechanisms of information-psychological self-defense
principles of information-psychological safety of the person
the negative information and psychological effects
information-psychological security of the person
personal security
human rights and freedoms
Актуальность исследования обусловлена возрастающим значением безопасности как глобальной ценности человечества. В условиях социальной трансформации в России самым незащищенным объектом безопасности является личность. Цель исследования - обосновать права и свободы человека и гражданина  как  императив информационно-психологической безопасности личности. Условием достижения цели может быть  решение следующих задач: уточнить сущность информационно-психологической безопасности личности; определить принципы формирования  информационно-психологической  безопасности личности; раскрыть механизмы информационно-психологической самозащиты. Методологию исследования составили: диалектическая теория познания; общие диалектические принципы взаимосвязи процесса и результата, интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические методы: научный анализ специальной литературы, анализ и  синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация.

Результаты исследования.  Права и свободы человека -  основа конституционного строя, выступающего императивом безопасности личности, общества и государства. Долгое время  безопасность понималась как противодействие внешним военным опасностям и угрозам.  Однако сегодня безопасность трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [9]. К основным объектам безопасности отнесены не только материальные и духовные ценности общества, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства, но и  права и свободы личности.

Процесс переоценки ценностей в нашем обществе обусловил новое понимание проблемы безопасности, системный  подход к ее изучению. При таком подходе система безопасности приобретает сложную структуру, в которой можно выделить соответствующие компоненты или подсистемы: систему безопасности личности в процессе жизнедеятельности; систему охраны природной среды (биосферы); систему государственной безопасности; систему глобальной безопасности.

Интерес к проблеме  безопасности личности, ее правам  и свободам  обусловлен  совокупностью факторов:

  • политических (изменение геополитической обстановки вследствие фундаментальных перемен в различных регионах мира,  формирование новых национальных интересов России);
  • социально-экономических (особенности  товарно-рыночных отношений;  рост явной и скрытой безработицы;   изменения в социальной структуре общества;  распространение девиантных форм поведения;  ухудшение показателей здоровья нации);
  • духовных (радикальная трансформация идеалов, ценностей, мировоззренческих установок;   появление новых методов и средств воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание;  недооценка национальных и культурно-исторических традиций России);
  • информационных (резкое развитие информационной сферы, интенсивность и нерегулируемость потоков информации,  использование различных средств и технологий информационного воздействия поставили вопрос об информационно-психологической безопасности личности).

Основу безопасности личности  составляют конституционные права и свободы, которые влияют  на  ее гражданскую, нравственную,  коммуникативно-творческую направленность,  социальное самоопределение и самосовершенствование, образ жизни.   Поэтому  в  структуре безопасности личности можно выделить следующие составляющие:

  • информационно-психологическую безопасность как  защищенность  жизненно важных интересов личности в информационной сфере, а также осознание личностью негативных информационно-психологических воздействий и освоение механизмов  противодействия [6];
  • социальную безопасность, как  систему взаимодействия личности со средой, включающую   осознание   негативных воздействий;  умения и   навыки   самозащиты, обеспечивающие  успешное взаимодействие с другими людьми, реализацию  способностей и удовлетворение  потребностей [9];
  • имущественную безопасность как состояние защищенности имущества от противоправных посягательств правовыми, организационными, инженерно-техническими,  предупредительными и иными мерами [8];
  • гражданскую безопасность, как  умения и   навыки   самозащиты, обеспечивающие успешную реализацию конституционных прав и свобод,  выполнение   долга и  гражданской  ответственности  перед  обществом [10];
  • формирование здорового образа жизни, обусловленного тем, что здоровье - это не только отсутствие заболеваний, а совокупность физического, психического, социального благополучия человека [7];
  • безопасность личности в условиях чрезвычайной ситуации,  при которой  возникает угроза жизни человека, его здоровью или имуществу от внешних объектов [9].

Предмет нашего интереса - информационно-психологическая безопасность личности.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации отмечается, что информационная сфера (представляющая собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений) активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.       

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Основным субъектом  обеспечения информационно-психологической  безопасности личности является государство, которое основывает свою  политику в этой номинации  на таких принципах, как  законность;  соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;  взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;  интеграция с международными системами безопасности [10]. По нашему мнению, в совокупность этих общих принципов может  быть  включен и ряд специальных принципов:

  • центрации, направленныйй на признание приоритета информационно-психологической безопасности личности  в процессе информационной безопасности и обуславливающий создание комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, обеспечивающих состояние защищенности психики личности от многообразных информационных  воздействий, препятствующих или затрудняющих  формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы ее поведения, а также адекватной системы ее отношений к окружающему миру и самой  себе [3]; 
  • легитимизации, обеспечивающий процесс формирования информационно-психологической безопасности личности общественное признание и предполагающий создание психологических механизмов (само)регуляции, способствующих эффективности копинг-поведения личности в ситуациях негативного информационного воздействия [6];
  • имплицитности, предусматривающий разработку механизмов психологической защиты,  обеспечивающих защищенность сознания от негативных  информационных  воздействий, способных против воли и желания человека изменять психические состояния [7];
  • амплификации,  обуславливающий расширение информированности личности об информационно-психологических опасностях и угрозах, а также формирование и поддержание устойчивой направленности  на освоение механизмов информационно-психологической самозащиты [8];
  • безопасности образования, предусматривающий системную целостность содержания образования, форм, методов, условий жизнедеятельности образовательного учреждения, обеспечивающую  субъектам педагогического процесса защищенность жизненно важных интересов;  совокупность социально-экономических и   правовых гарантий  реализации  конституционных прав и свобод;   формирование целостного  интегрального  качества личности, влияющего на ее жизнеспособность [9].

Совокупность прав и свобод человека и гражданина обуславливают формирование и реализацию механизмов информационно-психологической самозащиты, как  автономных структурно-функциональных образований, обеспечивающих  защищенность личности от внутреннего психологического дискомфорта или внешнего психологического воздействия, способствующих  формированию и функционированию адекватной информационно-ориентировочной основы жизнедеятельности [3].

Механизмы информационно-психологической самозащиты реализуются  на трех психологических уровнях:

1)   бессознательном, предохраняющем личность от эмоционально-негативной перегрузки и включающем инстинктивно-рефлекторные механизмы информационно-психологической самозащиты (ретромеханизмы - отступление,  самозамыкание  и т.п.); 

2) подсознательном, защищающем личность от восприятия психотравмирующей информации, манипулятивных информационных воздействий, обуславливающем устойчивую направленность на копинг-поведение и включающем неосознаваемые обобщенные механизмы информационно-психологической самозащиты (вытеснение,   подавление,  аскетизм, нигилизм,   блокировка, уход в виртуальную реальность);

3) сознательном, обеспечивающем создание волевых программ  информационно-психологической самозащиты и включающем самозащитные автоматизмы в типовых ситуациях, сформированные в процессе информационной деятельности, и логико-семантические механизмы информационно-психологической самозащиты (идентификация,  игра роли,   интеллектуализация и др.) [2].

Все кажущиеся разнообразными механизмы информационно-психологической самозащиты можно свести к единой функции: достижение  комфортного состояния, безопасности. Возникновение, изменение данных механизмов диалектично взаимосвязаны не только с информационными воздействиями, но и  реализацией прав и свобод человека и гражданина.

Например, реализация права на образование сопряжена с воздействием целого комплекса средовых факторов (возрастание интенсивности информационного потока, широкое внедрение технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, сильный социально-экономический прессинг, экологическая неблагоприятная обстановка и др.), негативно влияющих на состояние здоровья обучаемых [5]. Между тем, образование   не должно нести  опасность: ни через содержание; ни через технологии; ни через управление [4].

В 4 разделе Концепции национальной безопасности РФ закреплено, что  формирование системы мер для эффективной профилактики и воспитания  законопослушных граждан, направленной на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека, имеет приоритетное значение. 

В 26 статье  Всеобщей декларации прав человека отмечено, что образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и увеличению уважения к правам и основным свободам человека; содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Поэтому жизнедеятельность образовательного учреждения   должна обеспечивать не только качество образования, но и формирование мировоззренческой устойчивости и потребности в  личной безопасности [1].

Вывод. Безопасность - одна из интегративных категорий современной науки. Категориальный смысл безопасности  обусловлен тем, что все сферы жизнедеятельности человека включают разного рода опасности. Как философская категория безопасность выступает формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов материального мира [2]. Особое место среди проблем безопасности занимает формирование безопасности личности. С одной стороны, безопасность -  одно из    важнейших условий   существования и развития личности. С другой, безопасность - одна из основных  потребностей личности, которая, однако, выступает как активная сила только в критических, экстремальных ситуациях. Информационно-психологическая безопасность личности - сложное образование,  определяющее такой способ организации и развития жизнедеятельности, при котором она способна защитить себя как объекта информационного воздействия и не способна оказывать целенаправленные  негативные информационные воздействия на других субъектов информационных отношений.  Императив информационно-психологической безопасности личности - права и свободы человека и гражданина. 

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.