Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА КАК ИМПЕРАТИВ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Пугачева А.С. 1 Андреева С.А. 2
1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
2 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет».
В статье обоснованы права и свободы человека и гражданина как императив информационно-психологической безопасности личности; уточнена сущность информационно-психологической безопасности личности, как защищенности жизненно важных интересов в информационной сфере, а также осознание негативных информационно-психологических воздействий и освоение механизмов противодействия; определены принципы формирования информационно-психологической безопасности личности; раскрыты механизмы информационно-психологической самозащиты на трех психологических уровнях: бессознательном, предохраняющем личность от эмоционально-негативной перегрузки и включающем инстинктивно-рефлекторные механизмы информационно-психологической самозащиты; подсознательном, защищающем личность от восприятия психотравмирующей информации, манипулятивных информационных воздействий, обуславливающем устойчивую направленность на копинг-поведение и включающем неосознаваемые обобщенные механизмы информационно-психологической самозащиты; сознательном, обеспечивающем создание волевых программ информационно-психологической самозащиты и включающем самозащитные автоматизмы в типовых ситуациях, сформированные в процессе информационной деятельности, и логико-семантические механизмы информационно-психологической самозащиты.
информационная деятельность
волевые программы информационно-психологической самозащиты
копинг-поведение
механизмы информационно-психологической самозащиты
принципы формирования информационно-психологической безопасности личности
негативные информационно-психологические воздействия
информационно-психологическая безопасность личности
безопасность личности
права и свободы человека
1. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. – 2013. – Вып. 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/issue/fik/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
2. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Информационно-психологическая безопасность личности: философский аспект // Общество: философия, история, культура. – 2014. – № 1. – С. 11-26.
3. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Информационно-психологическая безопасность личности: сущностная характеристика // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. URL: www.science-education.ru/115-11882 (дата обращения: 11.09.2014).
4. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. – 2014. – № 03 (март). – ART 14060. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14060.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения 06.01.2015).
5. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. – 2014. – № 01 (январь). – ART 14012. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14012.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения 06.11.2014).
6. Писарь О.В., Пугачева Н.Б., Ребрик Э.Ю. Формирование информационно-психологической безопасности студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2012. – № 2. – С. 164-172.
7. Писарь О.В., Пугачева Н.Б., Ребрик Э.Ю. Формирование личной безопасности студентов технического вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2012. – № 3. – С. 103-108.
8. Писарь О.В., Пугачева Н.Б., Ребрик Э.Ю. Формирование личной безопасности студентов технического вуза // Альманах современной науки и образования. – 2012. – № 2. – С. 99-104.
9. Пугачева Н.Б., Писарь О.В. Технология формирования личной безопасности студентов технического вуза на основе компетентностного подхода // Вестник НЦ БЖД. – 2010. – № 1. – С. 36-43.
10. Пугачева Н.Б., Писарь О.В., Ребрик Э.Ю. Формирование мировоззренческих основ безопасности жизнедеятельности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2012. – № 1. – С. 56-63.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим значением безопасности как глобальной ценности человечества. В условиях социальной трансформации в России самым незащищенным объектом безопасности является личность. Цель исследования - обосновать права и свободы человека и гражданина  как  императив информационно-психологической безопасности личности. Условием достижения цели может быть  решение следующих задач: уточнить сущность информационно-психологической безопасности личности; определить принципы формирования  информационно-психологической  безопасности личности; раскрыть механизмы информационно-психологической самозащиты. Методологию исследования составили: диалектическая теория познания; общие диалектические принципы взаимосвязи процесса и результата, интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические методы: научный анализ специальной литературы, анализ и  синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация.

Результаты исследования.  Права и свободы человека -  основа конституционного строя, выступающего императивом безопасности личности, общества и государства. Долгое время  безопасность понималась как противодействие внешним военным опасностям и угрозам.  Однако сегодня безопасность трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [9]. К основным объектам безопасности отнесены не только материальные и духовные ценности общества, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства, но и  права и свободы личности.

Процесс переоценки ценностей в нашем обществе обусловил новое понимание проблемы безопасности, системный  подход к ее изучению. При таком подходе система безопасности приобретает сложную структуру, в которой можно выделить соответствующие компоненты или подсистемы: систему безопасности личности в процессе жизнедеятельности; систему охраны природной среды (биосферы); систему государственной безопасности; систему глобальной безопасности.

Интерес к проблеме  безопасности личности, ее правам  и свободам  обусловлен  совокупностью факторов:

  • политических (изменение геополитической обстановки вследствие фундаментальных перемен в различных регионах мира,  формирование новых национальных интересов России);
  • социально-экономических (особенности  товарно-рыночных отношений;  рост явной и скрытой безработицы;   изменения в социальной структуре общества;  распространение девиантных форм поведения;  ухудшение показателей здоровья нации);
  • духовных (радикальная трансформация идеалов, ценностей, мировоззренческих установок;   появление новых методов и средств воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание;  недооценка национальных и культурно-исторических традиций России);
  • информационных (резкое развитие информационной сферы, интенсивность и нерегулируемость потоков информации,  использование различных средств и технологий информационного воздействия поставили вопрос об информационно-психологической безопасности личности).

Основу безопасности личности  составляют конституционные права и свободы, которые влияют  на  ее гражданскую, нравственную,  коммуникативно-творческую направленность,  социальное самоопределение и самосовершенствование, образ жизни.   Поэтому  в  структуре безопасности личности можно выделить следующие составляющие:

  • информационно-психологическую безопасность как  защищенность  жизненно важных интересов личности в информационной сфере, а также осознание личностью негативных информационно-психологических воздействий и освоение механизмов  противодействия [6];
  • социальную безопасность, как  систему взаимодействия личности со средой, включающую   осознание   негативных воздействий;  умения и   навыки   самозащиты, обеспечивающие  успешное взаимодействие с другими людьми, реализацию  способностей и удовлетворение  потребностей [9];
  • имущественную безопасность как состояние защищенности имущества от противоправных посягательств правовыми, организационными, инженерно-техническими,  предупредительными и иными мерами [8];
  • гражданскую безопасность, как  умения и   навыки   самозащиты, обеспечивающие успешную реализацию конституционных прав и свобод,  выполнение   долга и  гражданской  ответственности  перед  обществом [10];
  • формирование здорового образа жизни, обусловленного тем, что здоровье - это не только отсутствие заболеваний, а совокупность физического, психического, социального благополучия человека [7];
  • безопасность личности в условиях чрезвычайной ситуации,  при которой  возникает угроза жизни человека, его здоровью или имуществу от внешних объектов [9].

Предмет нашего интереса - информационно-психологическая безопасность личности.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации отмечается, что информационная сфера (представляющая собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений) активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.       

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Основным субъектом  обеспечения информационно-психологической  безопасности личности является государство, которое основывает свою  политику в этой номинации  на таких принципах, как  законность;  соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;  взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;  интеграция с международными системами безопасности [10]. По нашему мнению, в совокупность этих общих принципов может  быть  включен и ряд специальных принципов:

  • центрации, направленныйй на признание приоритета информационно-психологической безопасности личности  в процессе информационной безопасности и обуславливающий создание комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, обеспечивающих состояние защищенности психики личности от многообразных информационных  воздействий, препятствующих или затрудняющих  формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы ее поведения, а также адекватной системы ее отношений к окружающему миру и самой  себе [3]; 
  • легитимизации, обеспечивающий процесс формирования информационно-психологической безопасности личности общественное признание и предполагающий создание психологических механизмов (само)регуляции, способствующих эффективности копинг-поведения личности в ситуациях негативного информационного воздействия [6];
  • имплицитности, предусматривающий разработку механизмов психологической защиты,  обеспечивающих защищенность сознания от негативных  информационных  воздействий, способных против воли и желания человека изменять психические состояния [7];
  • амплификации,  обуславливающий расширение информированности личности об информационно-психологических опасностях и угрозах, а также формирование и поддержание устойчивой направленности  на освоение механизмов информационно-психологической самозащиты [8];
  • безопасности образования, предусматривающий системную целостность содержания образования, форм, методов, условий жизнедеятельности образовательного учреждения, обеспечивающую  субъектам педагогического процесса защищенность жизненно важных интересов;  совокупность социально-экономических и   правовых гарантий  реализации  конституционных прав и свобод;   формирование целостного  интегрального  качества личности, влияющего на ее жизнеспособность [9].

Совокупность прав и свобод человека и гражданина обуславливают формирование и реализацию механизмов информационно-психологической самозащиты, как  автономных структурно-функциональных образований, обеспечивающих  защищенность личности от внутреннего психологического дискомфорта или внешнего психологического воздействия, способствующих  формированию и функционированию адекватной информационно-ориентировочной основы жизнедеятельности [3].

Механизмы информационно-психологической самозащиты реализуются  на трех психологических уровнях:

1)   бессознательном, предохраняющем личность от эмоционально-негативной перегрузки и включающем инстинктивно-рефлекторные механизмы информационно-психологической самозащиты (ретромеханизмы - отступление,  самозамыкание  и т.п.); 

2) подсознательном, защищающем личность от восприятия психотравмирующей информации, манипулятивных информационных воздействий, обуславливающем устойчивую направленность на копинг-поведение и включающем неосознаваемые обобщенные механизмы информационно-психологической самозащиты (вытеснение,   подавление,  аскетизм, нигилизм,   блокировка, уход в виртуальную реальность);

3) сознательном, обеспечивающем создание волевых программ  информационно-психологической самозащиты и включающем самозащитные автоматизмы в типовых ситуациях, сформированные в процессе информационной деятельности, и логико-семантические механизмы информационно-психологической самозащиты (идентификация,  игра роли,   интеллектуализация и др.) [2].

Все кажущиеся разнообразными механизмы информационно-психологической самозащиты можно свести к единой функции: достижение  комфортного состояния, безопасности. Возникновение, изменение данных механизмов диалектично взаимосвязаны не только с информационными воздействиями, но и  реализацией прав и свобод человека и гражданина.

Например, реализация права на образование сопряжена с воздействием целого комплекса средовых факторов (возрастание интенсивности информационного потока, широкое внедрение технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, сильный социально-экономический прессинг, экологическая неблагоприятная обстановка и др.), негативно влияющих на состояние здоровья обучаемых [5]. Между тем, образование   не должно нести  опасность: ни через содержание; ни через технологии; ни через управление [4].

В 4 разделе Концепции национальной безопасности РФ закреплено, что  формирование системы мер для эффективной профилактики и воспитания  законопослушных граждан, направленной на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека, имеет приоритетное значение. 

В 26 статье  Всеобщей декларации прав человека отмечено, что образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и увеличению уважения к правам и основным свободам человека; содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Поэтому жизнедеятельность образовательного учреждения   должна обеспечивать не только качество образования, но и формирование мировоззренческой устойчивости и потребности в  личной безопасности [1].

Вывод. Безопасность - одна из интегративных категорий современной науки. Категориальный смысл безопасности  обусловлен тем, что все сферы жизнедеятельности человека включают разного рода опасности. Как философская категория безопасность выступает формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов материального мира [2]. Особое место среди проблем безопасности занимает формирование безопасности личности. С одной стороны, безопасность -  одно из    важнейших условий   существования и развития личности. С другой, безопасность - одна из основных  потребностей личности, которая, однако, выступает как активная сила только в критических, экстремальных ситуациях. Информационно-психологическая безопасность личности - сложное образование,  определяющее такой способ организации и развития жизнедеятельности, при котором она способна защитить себя как объекта информационного воздействия и не способна оказывать целенаправленные  негативные информационные воздействия на других субъектов информационных отношений.  Императив информационно-психологической безопасности личности - права и свободы человека и гражданина. 

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Пугачева А.С., Андреева С.А. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА КАК ИМПЕРАТИВ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17401 (дата обращения: 10.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674