Результаты исследования. Права и свободы человека - основа конституционного строя, выступающего императивом безопасности личности, общества и государства. Долгое время безопасность понималась как противодействие внешним военным опасностям и угрозам. Однако сегодня безопасность трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [9]. К основным объектам безопасности отнесены не только материальные и духовные ценности общества, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства, но и права и свободы личности.
Процесс переоценки ценностей в нашем обществе обусловил новое понимание проблемы безопасности, системный подход к ее изучению. При таком подходе система безопасности приобретает сложную структуру, в которой можно выделить соответствующие компоненты или подсистемы: систему безопасности личности в процессе жизнедеятельности; систему охраны природной среды (биосферы); систему государственной безопасности; систему глобальной безопасности.
Интерес к проблеме безопасности личности, ее правам и свободам обусловлен совокупностью факторов:
- политических (изменение геополитической обстановки вследствие фундаментальных перемен в различных регионах мира, формирование новых национальных интересов России);
- социально-экономических (особенности товарно-рыночных отношений; рост явной и скрытой безработицы; изменения в социальной структуре общества; распространение девиантных форм поведения; ухудшение показателей здоровья нации);
- духовных (радикальная трансформация идеалов, ценностей, мировоззренческих установок; появление новых методов и средств воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание; недооценка национальных и культурно-исторических традиций России);
- информационных (резкое развитие информационной сферы, интенсивность и нерегулируемость потоков информации, использование различных средств и технологий информационного воздействия поставили вопрос об информационно-психологической безопасности личности).
Основу безопасности личности составляют конституционные права и свободы, которые влияют на ее гражданскую, нравственную, коммуникативно-творческую направленность, социальное самоопределение и самосовершенствование, образ жизни. Поэтому в структуре безопасности личности можно выделить следующие составляющие:
- информационно-психологическую безопасность как защищенность жизненно важных интересов личности в информационной сфере, а также осознание личностью негативных информационно-психологических воздействий и освоение механизмов противодействия [6];
- социальную безопасность, как систему взаимодействия личности со средой, включающую осознание негативных воздействий; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие успешное взаимодействие с другими людьми, реализацию способностей и удовлетворение потребностей [9];
- имущественную безопасность как состояние защищенности имущества от противоправных посягательств правовыми, организационными, инженерно-техническими, предупредительными и иными мерами [8];
- гражданскую безопасность, как умения и навыки самозащиты, обеспечивающие успешную реализацию конституционных прав и свобод, выполнение долга и гражданской ответственности перед обществом [10];
- формирование здорового образа жизни, обусловленного тем, что здоровье - это не только отсутствие заболеваний, а совокупность физического, психического, социального благополучия человека [7];
- безопасность личности в условиях чрезвычайной ситуации, при которой возникает угроза жизни человека, его здоровью или имуществу от внешних объектов [9].
Предмет нашего интереса - информационно-психологическая безопасность личности.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации отмечается, что информационная сфера (представляющая собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений) активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Основным субъектом обеспечения информационно-психологической безопасности личности является государство, которое основывает свою политику в этой номинации на таких принципах, как законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности [10]. По нашему мнению, в совокупность этих общих принципов может быть включен и ряд специальных принципов:
- центрации, направленныйй на признание приоритета информационно-психологической безопасности личности в процессе информационной безопасности и обуславливающий создание комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, обеспечивающих состояние защищенности психики личности от многообразных информационных воздействий, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы ее поведения, а также адекватной системы ее отношений к окружающему миру и самой себе [3];
- легитимизации, обеспечивающий процесс формирования информационно-психологической безопасности личности общественное признание и предполагающий создание психологических механизмов (само)регуляции, способствующих эффективности копинг-поведения личности в ситуациях негативного информационного воздействия [6];
- имплицитности, предусматривающий разработку механизмов психологической защиты, обеспечивающих защищенность сознания от негативных информационных воздействий, способных против воли и желания человека изменять психические состояния [7];
- амплификации, обуславливающий расширение информированности личности об информационно-психологических опасностях и угрозах, а также формирование и поддержание устойчивой направленности на освоение механизмов информационно-психологической самозащиты [8];
- безопасности образования, предусматривающий системную целостность содержания образования, форм, методов, условий жизнедеятельности образовательного учреждения, обеспечивающую субъектам педагогического процесса защищенность жизненно важных интересов; совокупность социально-экономических и правовых гарантий реализации конституционных прав и свобод; формирование целостного интегрального качества личности, влияющего на ее жизнеспособность [9].
Совокупность прав и свобод человека и гражданина обуславливают формирование и реализацию механизмов информационно-психологической самозащиты, как автономных структурно-функциональных образований, обеспечивающих защищенность личности от внутреннего психологического дискомфорта или внешнего психологического воздействия, способствующих формированию и функционированию адекватной информационно-ориентировочной основы жизнедеятельности [3].
Механизмы информационно-психологической самозащиты реализуются на трех психологических уровнях:
1) бессознательном, предохраняющем личность от эмоционально-негативной перегрузки и включающем инстинктивно-рефлекторные механизмы информационно-психологической самозащиты (ретромеханизмы - отступление, самозамыкание и т.п.);
2) подсознательном, защищающем личность от восприятия психотравмирующей информации, манипулятивных информационных воздействий, обуславливающем устойчивую направленность на копинг-поведение и включающем неосознаваемые обобщенные механизмы информационно-психологической самозащиты (вытеснение, подавление, аскетизм, нигилизм, блокировка, уход в виртуальную реальность);
3) сознательном, обеспечивающем создание волевых программ информационно-психологической самозащиты и включающем самозащитные автоматизмы в типовых ситуациях, сформированные в процессе информационной деятельности, и логико-семантические механизмы информационно-психологической самозащиты (идентификация, игра роли, интеллектуализация и др.) [2].
Все кажущиеся разнообразными механизмы информационно-психологической самозащиты можно свести к единой функции: достижение комфортного состояния, безопасности. Возникновение, изменение данных механизмов диалектично взаимосвязаны не только с информационными воздействиями, но и реализацией прав и свобод человека и гражданина.
Например, реализация права на образование сопряжена с воздействием целого комплекса средовых факторов (возрастание интенсивности информационного потока, широкое внедрение технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, сильный социально-экономический прессинг, экологическая неблагоприятная обстановка и др.), негативно влияющих на состояние здоровья обучаемых [5]. Между тем, образование не должно нести опасность: ни через содержание; ни через технологии; ни через управление [4].
В 4 разделе Концепции национальной безопасности РФ закреплено, что формирование системы мер для эффективной профилактики и воспитания законопослушных граждан, направленной на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека, имеет приоритетное значение.
В 26 статье Всеобщей декларации прав человека отмечено, что образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и увеличению уважения к правам и основным свободам человека; содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Поэтому жизнедеятельность образовательного учреждения должна обеспечивать не только качество образования, но и формирование мировоззренческой устойчивости и потребности в личной безопасности [1].
Вывод. Безопасность - одна из интегративных категорий современной науки. Категориальный смысл безопасности обусловлен тем, что все сферы жизнедеятельности человека включают разного рода опасности. Как философская категория безопасность выступает формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов материального мира [2]. Особое место среди проблем безопасности занимает формирование безопасности личности. С одной стороны, безопасность - одно из важнейших условий существования и развития личности. С другой, безопасность - одна из основных потребностей личности, которая, однако, выступает как активная сила только в критических, экстремальных ситуациях. Информационно-психологическая безопасность личности - сложное образование, определяющее такой способ организации и развития жизнедеятельности, при котором она способна защитить себя как объекта информационного воздействия и не способна оказывать целенаправленные негативные информационные воздействия на других субъектов информационных отношений. Императив информационно-психологической безопасности личности - права и свободы человека и гражданина.
Рецензенты:
Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;
Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Пугачева А.С., Андреева С.А. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА КАК ИМПЕРАТИВ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17401 (дата обращения: 10.10.2024).