Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT: HISTORIOGRAPHY ISSUE AND ESPECIALLY IN THE PROCESS OF FORMATION AT CADETS UNIVERSITIES MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TOLERANT BEHAVIOR

Molostvov A.N. 1
1 Federal public state educational institution of higher education "Kazan legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation"
The paper presents a scientific review of psychological and pedagogical research on the psychological and pedagogical support; refined essence of the concepts of "psychological support", "pedagogical support", "psycho-pedagogical support"; elucidated structural elements of psycho-pedagogical support - knowledge-, motivational, activity; specify the content of psycho-pedagogical support of formation at cadets of high schools MIA tolerant behavior as common cultural competence as specially organized, goal-oriented process to support students in developing internal capacity for effective assimilation of knowledge of legal bases of law enforcement, morals and professional ethics, mastering skills for the prevention and constructive resolution conflict situations in the course of professional work in accordance with the Constitution and the Oath of members of the Interior of the Russian Federation, as well as skills development of psychological stability in situations of risk. It was found that the qualitative difference psycho-pedagogical support the formation of tolerant behavior as common cultural competence of students of high schools MIA is that it is based not only on personal priorities in the professional formation of future professionals, but also the rule of law, the oath members of the Interior of the Russian Federation.
personal priorities in the professional formation of future specialists
psychological stability
skills
skills in conflict prevention
the development of domestic capacity
support for students of universities Ministry of Internal Affairs
tolerant behavior
psychological and educational support
educational support
psychological support

На региональном рынке услуг большое внимание уделяется профессионально-прикладной подготовке будущих сотрудников внутренних дел [16]. Цель статьи - провести научный анализ психолого-педагогических исследований по проблеме психолого-педагогического сопровождения и выяснить его особенности в процессе формирования у курсантов вузов МВД толерантного поведения. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: представить научный обзор психолого-педагогических исследований по проблеме психолого-педагогического сопровождения; уточнить сущность понятий «психологическое сопровождение», «педагогическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение»; выяснить структурообразующие компоненты психолого-педагогического сопровождения; определить содержание психолого-педагогического сопровождения формирования у курсантов вузов МВД толерантного поведения как общекультурной компетенции. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования. В психолого-педагогической литературе понятие «сопровождение» рассматривается как поддержка, деятельность, содействие, сочувствие, сопереживание, сотрудничество, создание условий, метод. Идея поддержки обучаемого неразрывно связано с именем О.С. Газмана. Он предложил понимать под педагогической поддержкой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением [5, с. 60]. С этого времени, понятия «поддержка» и «сопровождение» стали широко использоваться в теории и практике образования, как сопряженные понятия. А.П. Тряпицына и Е.И. Казакова под сопровождением понимают деятельность, обеспечивающую субъекту создание условий для принятия оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора [10, с. 47]. С их точки зрения успешно организованное сопровождение помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока не доступна [10, с. 48]. Р.В. Овчарова определяет сопровождение как направление и технологию деятельности психолога [21, с. 173]. Н.Б. Крылова, выделяя в понятии «сопровождение» педагогический (решение задач обучения и воспитания), психологический (проблемы внутреннего роста и идентификации личности) и нравственный (решение нравственных противоречий) аспекты, трактует его как процесс содействия, сочувствия, сопереживания, сотрудничества [12, с. 66-67]. М.Р. Битянова предлагает определять сопровождение как систему профессиональной деятельности, обеспечивающую создание условий для успешной адаптации человека к условиям жизнедеятельности [4]. Н.С. Глуханюк определяет сопровождение как комплексный метод обеспечения условий для принятия решений, опирающийся на ответственность субъекта за принятие решения (сопровождающий обладает только совещательными правами), приоритет интересов сопровождаемого и непрерывность сопровождения [6, с. 86].

Выяснено, что в психолого-педагогических исследованиях выделяются следующие основные смыслообразующие аспекты понятия «сопровождение»: психологическое сопровождение, педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение.

Понятие «психологическое сопровождение» стало широко использоваться после выхода в 1993 году книги питерских психологов Г. Бардиер, И. Ромазан и Т. Чередниковой «Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей». Авторы предложили рассматривать сущность психологического сопровождения как помощь в реализации самостоятельного выбора ребенком своего жизненного пути [2]. Для достижения задач нашего исследования, в рамках профессионального образования наибольший интерес представляют точки зрения на сущность понятия «психологическое сопровождение» Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, Н.С. Глуханюк. Э.Ф. Зеер рассматривает психологическое сопровождение как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции становления личности, включая помощь в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет она сама [9]. Исходя из данного определения, задачи психологического сопровождения могут состоять в следующем: оказание психологической помощи в преодолении трудностей профессиональной жизни; коррекция деструктивных тенденций развития личности; повышение уровня адаптированности будущего специалиста к социально-экономическим и технологическим изменениям и развитие у него позитивной профессиональной перспективы. По нашему мнению, решение выделенных задач обусловит единство функций психологического сопровождения: диагностики возникшей проблемы, информации о проблеме и путях решения, консультации на этапе принятия решения и выработке плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения. Аналогичную точку зрения высказывает и А.К. Маркова, выделяя в структуре психологического сопровождения несколько этапов: диагностику, этап сбора информации о методах решения проблемы, консультацию на этапе принятия решения, помощь на этапе реализации [19]. Опираясь на ее исследование, можно сказать, что структура психологического сопровождения циклична поскольку каждый этап является ступенью к достижению более высоких результатов. Н.С. Глуханюк считает, что психологическое сопровождение как комплексный метод, предусматривает предоставление субъектам равных возможностей в принятии решения, создание условий для эффективной адаптации и прогрессивного саморазвития [6, с. 88]. По ее мнению, психологическое сопровождение призвано не изменять, а побуждать. Действительно, опыт работы автора показывает, что в профессиональной школе психологическое сопровождение студентов может быть направлено: в учебном процессе на адаптацию к новой социально-образовательной среде, формирование устойчивой направленности на учебно-профессиональную деятельность; в процессе воспитания - на формирование уверенности в перспективах, готовности к преодолению субъективных и объективных трудностей, способности к осознанному адекватному поведению, готовности принять ответственность за свою жизнь.

Понятие «педагогическое сопровождение» раскрывается в исследованиях Н.Б. Крыловой и Е.А. Александровой, Э.Г. Малиночки, О.Е. Кучеровой, В.Л. Холод и А.В. Холод и других авторов. По мнению Н.Б. Крыловой и Е.А. Александровной, педагогическое сопровождение подразумевает процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации, умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении в учении [12, с. 66-67]. В публикации Э.Г. Малиночки сущность педагогического сопровождения раскрывается через роль педагога в наведении действий обучаемого на продуктивную познавательную деятельность [17, с. 166]. По ее мнению, цель педагогического сопровождения - направление мысли обучаемого в необходимое, значимое русло. Поэтому роль педагога ведущая. Бесспорно, активность педагога должна иметь определенную педагогическую направленность. Однако, чрезмерная регламентация действий обучаемого не способствует развитию его внутренней активности, сковывает инициативу. Вместе с тем, в исследованиях Э.Г. Малиночки для нас представляет интерес идея о взаимодеятельности педагога (более образованного человека) и обучаемого (менее образованного), которая отражает необходимую взаимную обусловленность деятельности и педагога, и обучаемого, «помогает осознать интеграционное единство двух деятельностей, превращение их в стороны одного» процесса [17, с. 163]. О.Е. Кучерова предлагает определять педагогическое сопровождение как безболезненное и беспроблемное сотрудничество и взаимодействие [13, с. 176]. Интерес представляет ее вывод о том, что старший и младший (педагог и обучаемый) зависимы друг от друга. Зависимость обучаемого от педагога состоит в том, что он не может самостоятельно решить проблему и объективно нуждается в помощи. Зависимость педагога состоит в том, что он не может решить проблему за обучаемого, не лишив его при этом условий для развития самостоятельности. Установлено, что в системе профессионального образования МВД подобная взаимозависимость преподавателей и курсантов обуславливает профилактику, предупреждение, выявление, пресечение фактов нарушений Присяги, норм морали и профессиональной этики, а также освоение курсантами умений в проблемных и кризисных ситуациях проявлять психологическую устойчивость, активно взаимодействовать с внешней средой с целью недопущения конфронтации. Это позволяет трактовать сущность педагогического сопровождения как «предупреди и научи» [13, с. 177]. Там, где существует эффективная профилактика проблем, пишет О.Е. Кучерова, реакция людей на внезапно появившуюся проблему более осознанная. Это, в свою очередь, позволяет говорить о педагогике успеха, направленной на развитие самостоятельности обучаемого, уверенности в своих силах, способности объединяться с другими людьми, «стать Человеком» [13, с. 177-178]. В.Л. Холод и А.В. Холод считают, что предмет педагогического сопровождения - процесс совместного с обучаемым определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, образе жизни [29, с. 196].

Идея психолого-педагогического сопровождения возникла в рамках концепции создания психологической службы в образовании. К примеру, М.Р. Битянова, рассматривая процесс организации психологической работы в школе, определяет понятие «психолого-педагогическое сопровождение» как научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса с целью успешного обучения и психологического развития ребенка [4]. Г.М. Храмова, И.Б. Буянова, Н.А. Святкина отмечают, что суть психолого-педагогического сопровождения заключается в том, чтобы не воздействовать на обучаемого методами, приемами, не вторгаться в его внутренний мир, а организовать взаимодействие и сотрудничество с ним, направленное на самопознание, поиск способов самоуправления своим внутренним миром, системой отношений с окружающими [30, с. 191].

В рамках профессиональной педагогики сущность психолого-педагогического сопровождения рассматривало много авторов. Однако, наше внимание привлекли точки зрения Г.В. Безюлевой, А.Н. Горбатюк, Г.А. Нагорной, О.С. Поповой, Е.И. Тихомировой.

По мнению Г.В. Безюлевой, психолого-педагогическое сопровождение в профессиональном образовании направлено на создание благоприятных психологических и педагогических условий для успешного развития молодежи, обеспечения личностного развития, социального и профессионального самоопределения, становления и самореализации, сохранения психологического здоровья участников педагогического процесса, представляющих состояние субъективного благополучия личности, обеспечивающих оптимальные возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром, людьми и позволяющих свободно реализовывать внутренние ресурсы [3, с. 102].

А.Н. Горбатюк определяет психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности преподавателя, направляемую на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации вузовского взаимодействия [7, с. 215]. По ее мнению, главная цель психолого-педагогического сопровождения студента связана с перспективным направлением его деятельности, ориентированной на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию. Теоретико-методологическим основанием психолого-педагогического сопровождения выступают психолого-педагогические закономерности образовательного процесса, опыт практической работы со студентами, наработанные приемы и технологии. Интерес составляют компоненты психолого-педагогического сопровождения, выделяемые А.Н. Горбатюк: систематическое отслеживание социально-психологических характеристик студента и динамики их развития в процессе обучения; предоставление студентам возможности самостоятельных личностных выборов для успешного обучения и профессионального развития; создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи студентам, испытывающим проблемы в обучении [7, с. 216]. Предложенные А.Н. Горбатюк компоненты, позволяют определять психолого-педагогическое сопровождение как многоуровневое и полиморфное образование, основная функция которого - стимулирование той индивидуальной совокупности личностно-значимых потребностей субъекта профессиональной подготовки. Которая обуславливает его самореализацию [7, с. 217].

В публикациях Г.А. Нагорной психолого-педагогическое сопровождение трактуется как полисубъектные, диалогические отношения в процессе учебно-профессионального взаимодействия. По ее мнению, личность в таких отношениях не только занимает субъектную позицию, но и сама создает полисубъектные диалогические отношения в ходе взаимообщения [20, с. 169]. В рассуждениях Г.А. Нагорной нас привлек тезис о возможности самоутверждающейся деятельности обучаемых в условиях полисубъектных, диалогических отношений, формировании у них независимого, самостоятельного мышления.

О.С. Попова считает, что сущность психолого-педагогического сопровождения в профессиональной школе состоит в минимизации воздействия на учащуюся молодежь негативных факторов, сознательное формирование системы гуманистических взглядов на мир и свое место посредством включения юношей и девушек в самостоятельный, многоканальный поиск ответов на вопросы, касающиеся смысла и цели жизни человека [23, с. 134].

Е.И. Тихомирова отмечает, что в профессиональной школе психолого-педагогическое сопровождение должно быть ориентировано на получение реального продукта: формирование компетенций и развитие личностных достижений [28, с. 235]. Такое понимание сути психолого-педагогического сопровождения, по нашему мнению, позволяет в практике профессиональной подготовки решить следующие задачи: обучить студентов эффективным приемам самовыражения и способам проявлений индивидуальности; персонализировать образовательные маршруты студентов; интегрировать формы и методы профессионального образования в системную целостность.

Особый интерес для нас составили технологии психолого-педагогического сопровождения курсантов образовательных учреждений силовых структур, представленные в публикациях И.В. Аркусовой, Л.С. Качкиной, И.В. Маричева, Б.Е. Железовского и В.Е. Щербакова.

И.В. Аркусова считает, что психолого-педагогическое сопровождение является способом реализации содержания обучения, в ходе которого у курсантов формируются и развиваются знания, умения, навыки, компетенции, профессионально значимые качества и ценностные ориентации [1, с. 265]. Несомненное внимание привлекает вывод И.В. Аркусовой о том, что психолого-педагогическое сопровождение реализуется по трем направлениям: научная организация учебной и профессиональной деятельности курсантов; формирование и развитие высокоинтеллектуальной личности будущего специалиста; образование у курсантов психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности. Опыт работы автора показывает, что реализация психолого-педагогического сопровождения по данным направлениям позволит устранить трудности, возникающие у курсантов в процессе учебно-профессиональной деятельности; оптимизировать технологии их профессиональной подготовки; повысить у курсантов уровень овладения общекультурными и профессиональными компетенциями; развить психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях; сформировать способность к толерантному поведению, социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, работе в коллективе, кооперации с коллегами, предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности.

Л.С. Качкина под психолого-педагогическим сопровождением понимает непрерывный процесс целенаправленного самостоятельного и внешне заданного изучения, формирования и развития компетентностей сотрудников уголовно-исполнительной системы в учебных центрах, осуществляемого субъектами педагогического процесса в ситуациях взаимодействия [11, с. 267]. По нашему мнению, значимость данного определения состоит в актуализации социально-психологической составляющей в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов.

В исследовании И.В. Маричева обосновывается идея о том, что сущность психолого-педагогического сопровождения состоит в создании единого образовательного пространства профессиональной подготовки будущих специалистов, структурированного по разным логическим основаниям и объединяющего федеральный государственный образовательный стандарт, технологии профессиональной подготовки, требования к организации подготовки кадров отраслевого ведомства [18, с. 273-274]. Эта идея заслуживает внимания, так как сущность психолого-педагогического сопровождения курсантов образовательных учреждений силовых структур опосредована не только потребностями практики профессионального образования, но и присягой и порядком организации подготовки кадров в силовых структурах, в частности Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и Порядком организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации.

В работе Б.Е. Железовского и В.Е. Щербакова подчеркивается, что цель психолого-педагогического сопровождения состоит в состоит в формировании у будущих сотрудников внутренних дел профессиональных качеств, необходимых для решения сложных оперативно-служебных задач [8, с. 275]. Мы считаем, что формирование личности каждого курсанта - императив качества их профессиональной подготовки и формирования готовности к правоохранительной деятельности, включающей не только обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, борьбу с преступлениями и иными правонарушениями, исполнение наказания, но и разработку и реализацию правовых норм, юридическое образование и правовое воспитание.

Отметим, что понятия «психологическое сопровождение», «педагогическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение» сопряженные, но не идентичные. Психологическое сопровождение предполагает процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности с целью повышения уровня адаптированности к социальной реальности и коррекции деструктивных тенденций в личностном развитии с опорой на потребность в самореализации [6, с. 87]. Психологическое сопровождение выступает альтернативой «направляемому развитию», так как предусматривает: обучение выбору, создание ориентационного поля развития, укрепление внутреннего «Я» (целостности) человека [15]. Педагогическое сопровождение напротив предусматривает процесс образования устойчивой направленности на формирование профессиональных и личностных качеств посредством специально организованной среды [14]. Психолого-педагогическое сопровождение включает целостный процесс развития позитивной перспективы жизнедеятельности, опираясь на внутренний потенциал личности [22].

Обобщая изложенное, предлагаем рассматривать психолого-педагогическое сопровождение как специально организованный целеориентированный процесс поддержки курсантов в продуктивном использовании собственных ресурсов для эффективного овладения общекультурными и профессиональными компетенциями [24]. Выяснены структурообразующие компоненты психолого-педагогического сопровождения: (1) знаниевый, включающий формирование у курсантов когнитивных представлений о рефлексивной организации мышления, направленной на знание и понимание субъектом самого себя и окружающими, активное переосмысление содержания индивидуального сознания и деятельности; помощь курсантам в осознании намерений и осмыслении разных возможностей достижения цели [25]; (2) мотивационный, охватывающий формирование у курсантов профессиональных предпочтений и идеалов, жизненных и профессиональных целей, нормативных ценностей; образование установки на приобретение и обогащение профессионального опыта и получение ведомственных наград [26]; (3) деятельностный, объединяющий диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса для репрезентативного моделирования ситуаций жизнедеятельности с максимальной полнотой и учетом актуально значимых отношений; содействие курсантам в разработке и реализации программы конструктивно-преобразующих стратегий личностно-профессионального роста и способов их коррекции; предоставление курсантам возможностей успешной самореализации в учебно-профессиональной деятельности [27].

Психолого-педагогическое сопровождение формирования у курсантов вузов МВД толерантного поведения как общекультурной компетенции - это специально организованный целеориентированный процесс поддержки курсантов в развитии внутреннего потенциала для эффективного усвоения знаний правовых основ правоохранительной деятельности, норм морали и профессиональной этики, овладения умениями по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности в соответствии с Конституцией и Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также развития навыков психологической устойчивости в ситуациях риска. Структурообразующие компоненты психолого-педагогического сопровождения формирования у курсантов вузов МВД толерантного поведения как общекультурной компетенции могут включать следующее: (1) знаниевый - формирование у курсантов когнитивных представлений о толерантности; помощь курсантам в осознании ценностно-нормативных императивов правоохранительной деятельности (справедливость, законность, правосудие, сотрудничество, гражданский и служебный долг, стойкость, мужество, дисциплинированность, ответственность) и осмыслении возможностей толерантного поведения в процессе осуществления профессиональной деятельности; (2) мотивационный - формирование у курсантов установки на модели толерантного поведения, детерминированные правовыми и социальными нормами, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации; образование у курсантов ценностного отношения к законности и правопорядку, чести и достоинству личности, правам и свободам человека и гражданина, социальной норме взаимопонимания и конструктивного сотрудничества с другими людьми; (3) деятельностный - проектирование и реализация ситуаций толерантного поведения в учебно-профессиональной деятельности; содействие курсантам в эффективном социальном и профессиональном взаимодействии с учетом этнокультурных и конфессиональных различий.

Вывод. Качественное отличие психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения как общекультурной компетенции у курсантов вузов МВД состоит в том, что оно опирается не только на личностные приоритеты в профессиональном становлении будущих специалистов, но и правовые нормы, Присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. Директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.