На региональном рынке услуг большое внимание уделяется профессионально-прикладной подготовке будущих сотрудников внутренних дел [16]. Цель статьи - провести научный анализ психолого-педагогических исследований по проблеме психолого-педагогического сопровождения и выяснить его особенности в процессе формирования у курсантов вузов МВД толерантного поведения. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: представить научный обзор психолого-педагогических исследований по проблеме психолого-педагогического сопровождения; уточнить сущность понятий «психологическое сопровождение», «педагогическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение»; выяснить структурообразующие компоненты психолого-педагогического сопровождения; определить содержание психолого-педагогического сопровождения формирования у курсантов вузов МВД толерантного поведения как общекультурной компетенции. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.
Результаты исследования. В психолого-педагогической литературе понятие «сопровождение» рассматривается как поддержка, деятельность, содействие, сочувствие, сопереживание, сотрудничество, создание условий, метод. Идея поддержки обучаемого неразрывно связано с именем О.С. Газмана. Он предложил понимать под педагогической поддержкой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением [5, с. 60]. С этого времени, понятия «поддержка» и «сопровождение» стали широко использоваться в теории и практике образования, как сопряженные понятия. А.П. Тряпицына и Е.И. Казакова под сопровождением понимают деятельность, обеспечивающую субъекту создание условий для принятия оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора [10, с. 47]. С их точки зрения успешно организованное сопровождение помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока не доступна [10, с. 48]. Р.В. Овчарова определяет сопровождение как направление и технологию деятельности психолога [21, с. 173]. Н.Б. Крылова, выделяя в понятии «сопровождение» педагогический (решение задач обучения и воспитания), психологический (проблемы внутреннего роста и идентификации личности) и нравственный (решение нравственных противоречий) аспекты, трактует его как процесс содействия, сочувствия, сопереживания, сотрудничества [12, с. 66-67]. М.Р. Битянова предлагает определять сопровождение как систему профессиональной деятельности, обеспечивающую создание условий для успешной адаптации человека к условиям жизнедеятельности [4]. Н.С. Глуханюк определяет сопровождение как комплексный метод обеспечения условий для принятия решений, опирающийся на ответственность субъекта за принятие решения (сопровождающий обладает только совещательными правами), приоритет интересов сопровождаемого и непрерывность сопровождения [6, с. 86].
Выяснено, что в психолого-педагогических исследованиях выделяются следующие основные смыслообразующие аспекты понятия «сопровождение»: психологическое сопровождение, педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение.
Понятие «психологическое сопровождение» стало широко использоваться после выхода в 1993 году книги питерских психологов Г. Бардиер, И. Ромазан и Т. Чередниковой «Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей». Авторы предложили рассматривать сущность психологического сопровождения как помощь в реализации самостоятельного выбора ребенком своего жизненного пути [2]. Для достижения задач нашего исследования, в рамках профессионального образования наибольший интерес представляют точки зрения на сущность понятия «психологическое сопровождение» Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, Н.С. Глуханюк. Э.Ф. Зеер рассматривает психологическое сопровождение как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции становления личности, включая помощь в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет она сама [9]. Исходя из данного определения, задачи психологического сопровождения могут состоять в следующем: оказание психологической помощи в преодолении трудностей профессиональной жизни; коррекция деструктивных тенденций развития личности; повышение уровня адаптированности будущего специалиста к социально-экономическим и технологическим изменениям и развитие у него позитивной профессиональной перспективы. По нашему мнению, решение выделенных задач обусловит единство функций психологического сопровождения: диагностики возникшей проблемы, информации о проблеме и путях решения, консультации на этапе принятия решения и выработке плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения. Аналогичную точку зрения высказывает и А.К. Маркова, выделяя в структуре психологического сопровождения несколько этапов: диагностику, этап сбора информации о методах решения проблемы, консультацию на этапе принятия решения, помощь на этапе реализации [19]. Опираясь на ее исследование, можно сказать, что структура психологического сопровождения циклична поскольку каждый этап является ступенью к достижению более высоких результатов. Н.С. Глуханюк считает, что психологическое сопровождение как комплексный метод, предусматривает предоставление субъектам равных возможностей в принятии решения, создание условий для эффективной адаптации и прогрессивного саморазвития [6, с. 88]. По ее мнению, психологическое сопровождение призвано не изменять, а побуждать. Действительно, опыт работы автора показывает, что в профессиональной школе психологическое сопровождение студентов может быть направлено: в учебном процессе на адаптацию к новой социально-образовательной среде, формирование устойчивой направленности на учебно-профессиональную деятельность; в процессе воспитания - на формирование уверенности в перспективах, готовности к преодолению субъективных и объективных трудностей, способности к осознанному адекватному поведению, готовности принять ответственность за свою жизнь.
Понятие «педагогическое сопровождение» раскрывается в исследованиях Н.Б. Крыловой и Е.А. Александровой, Э.Г. Малиночки, О.Е. Кучеровой, В.Л. Холод и А.В. Холод и других авторов. По мнению Н.Б. Крыловой и Е.А. Александровной, педагогическое сопровождение подразумевает процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации, умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении в учении [12, с. 66-67]. В публикации Э.Г. Малиночки сущность педагогического сопровождения раскрывается через роль педагога в наведении действий обучаемого на продуктивную познавательную деятельность [17, с. 166]. По ее мнению, цель педагогического сопровождения - направление мысли обучаемого в необходимое, значимое русло. Поэтому роль педагога ведущая. Бесспорно, активность педагога должна иметь определенную педагогическую направленность. Однако, чрезмерная регламентация действий обучаемого не способствует развитию его внутренней активности, сковывает инициативу. Вместе с тем, в исследованиях Э.Г. Малиночки для нас представляет интерес идея о взаимодеятельности педагога (более образованного человека) и обучаемого (менее образованного), которая отражает необходимую взаимную обусловленность деятельности и педагога, и обучаемого, «помогает осознать интеграционное единство двух деятельностей, превращение их в стороны одного» процесса [17, с. 163]. О.Е. Кучерова предлагает определять педагогическое сопровождение как безболезненное и беспроблемное сотрудничество и взаимодействие [13, с. 176]. Интерес представляет ее вывод о том, что старший и младший (педагог и обучаемый) зависимы друг от друга. Зависимость обучаемого от педагога состоит в том, что он не может самостоятельно решить проблему и объективно нуждается в помощи. Зависимость педагога состоит в том, что он не может решить проблему за обучаемого, не лишив его при этом условий для развития самостоятельности. Установлено, что в системе профессионального образования МВД подобная взаимозависимость преподавателей и курсантов обуславливает профилактику, предупреждение, выявление, пресечение фактов нарушений Присяги, норм морали и профессиональной этики, а также освоение курсантами умений в проблемных и кризисных ситуациях проявлять психологическую устойчивость, активно взаимодействовать с внешней средой с целью недопущения конфронтации. Это позволяет трактовать сущность педагогического сопровождения как «предупреди и научи» [13, с. 177]. Там, где существует эффективная профилактика проблем, пишет О.Е. Кучерова, реакция людей на внезапно появившуюся проблему более осознанная. Это, в свою очередь, позволяет говорить о педагогике успеха, направленной на развитие самостоятельности обучаемого, уверенности в своих силах, способности объединяться с другими людьми, «стать Человеком» [13, с. 177-178]. В.Л. Холод и А.В. Холод считают, что предмет педагогического сопровождения - процесс совместного с обучаемым определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, образе жизни [29, с. 196].
Идея психолого-педагогического сопровождения возникла в рамках концепции создания психологической службы в образовании. К примеру, М.Р. Битянова, рассматривая процесс организации психологической работы в школе, определяет понятие «психолого-педагогическое сопровождение» как научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса с целью успешного обучения и психологического развития ребенка [4]. Г.М. Храмова, И.Б. Буянова, Н.А. Святкина отмечают, что суть психолого-педагогического сопровождения заключается в том, чтобы не воздействовать на обучаемого методами, приемами, не вторгаться в его внутренний мир, а организовать взаимодействие и сотрудничество с ним, направленное на самопознание, поиск способов самоуправления своим внутренним миром, системой отношений с окружающими [30, с. 191].
В рамках профессиональной педагогики сущность психолого-педагогического сопровождения рассматривало много авторов. Однако, наше внимание привлекли точки зрения Г.В. Безюлевой, А.Н. Горбатюк, Г.А. Нагорной, О.С. Поповой, Е.И. Тихомировой.
По мнению Г.В. Безюлевой, психолого-педагогическое сопровождение в профессиональном образовании направлено на создание благоприятных психологических и педагогических условий для успешного развития молодежи, обеспечения личностного развития, социального и профессионального самоопределения, становления и самореализации, сохранения психологического здоровья участников педагогического процесса, представляющих состояние субъективного благополучия личности, обеспечивающих оптимальные возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром, людьми и позволяющих свободно реализовывать внутренние ресурсы [3, с. 102].
А.Н. Горбатюк определяет психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности преподавателя, направляемую на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации вузовского взаимодействия [7, с. 215]. По ее мнению, главная цель психолого-педагогического сопровождения студента связана с перспективным направлением его деятельности, ориентированной на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию. Теоретико-методологическим основанием психолого-педагогического сопровождения выступают психолого-педагогические закономерности образовательного процесса, опыт практической работы со студентами, наработанные приемы и технологии. Интерес составляют компоненты психолого-педагогического сопровождения, выделяемые А.Н. Горбатюк: систематическое отслеживание социально-психологических характеристик студента и динамики их развития в процессе обучения; предоставление студентам возможности самостоятельных личностных выборов для успешного обучения и профессионального развития; создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи студентам, испытывающим проблемы в обучении [7, с. 216]. Предложенные А.Н. Горбатюк компоненты, позволяют определять психолого-педагогическое сопровождение как многоуровневое и полиморфное образование, основная функция которого - стимулирование той индивидуальной совокупности личностно-значимых потребностей субъекта профессиональной подготовки. Которая обуславливает его самореализацию [7, с. 217].
В публикациях Г.А. Нагорной психолого-педагогическое сопровождение трактуется как полисубъектные, диалогические отношения в процессе учебно-профессионального взаимодействия. По ее мнению, личность в таких отношениях не только занимает субъектную позицию, но и сама создает полисубъектные диалогические отношения в ходе взаимообщения [20, с. 169]. В рассуждениях Г.А. Нагорной нас привлек тезис о возможности самоутверждающейся деятельности обучаемых в условиях полисубъектных, диалогических отношений, формировании у них независимого, самостоятельного мышления.
О.С. Попова считает, что сущность психолого-педагогического сопровождения в профессиональной школе состоит в минимизации воздействия на учащуюся молодежь негативных факторов, сознательное формирование системы гуманистических взглядов на мир и свое место посредством включения юношей и девушек в самостоятельный, многоканальный поиск ответов на вопросы, касающиеся смысла и цели жизни человека [23, с. 134].
Е.И. Тихомирова отмечает, что в профессиональной школе психолого-педагогическое сопровождение должно быть ориентировано на получение реального продукта: формирование компетенций и развитие личностных достижений [28, с. 235]. Такое понимание сути психолого-педагогического сопровождения, по нашему мнению, позволяет в практике профессиональной подготовки решить следующие задачи: обучить студентов эффективным приемам самовыражения и способам проявлений индивидуальности; персонализировать образовательные маршруты студентов; интегрировать формы и методы профессионального образования в системную целостность.
Особый интерес для нас составили технологии психолого-педагогического сопровождения курсантов образовательных учреждений силовых структур, представленные в публикациях И.В. Аркусовой, Л.С. Качкиной, И.В. Маричева, Б.Е. Железовского и В.Е. Щербакова.
И.В. Аркусова считает, что психолого-педагогическое сопровождение является способом реализации содержания обучения, в ходе которого у курсантов формируются и развиваются знания, умения, навыки, компетенции, профессионально значимые качества и ценностные ориентации [1, с. 265]. Несомненное внимание привлекает вывод И.В. Аркусовой о том, что психолого-педагогическое сопровождение реализуется по трем направлениям: научная организация учебной и профессиональной деятельности курсантов; формирование и развитие высокоинтеллектуальной личности будущего специалиста; образование у курсантов психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности. Опыт работы автора показывает, что реализация психолого-педагогического сопровождения по данным направлениям позволит устранить трудности, возникающие у курсантов в процессе учебно-профессиональной деятельности; оптимизировать технологии их профессиональной подготовки; повысить у курсантов уровень овладения общекультурными и профессиональными компетенциями; развить психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях; сформировать способность к толерантному поведению, социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, работе в коллективе, кооперации с коллегами, предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности.
Л.С. Качкина под психолого-педагогическим сопровождением понимает непрерывный процесс целенаправленного самостоятельного и внешне заданного изучения, формирования и развития компетентностей сотрудников уголовно-исполнительной системы в учебных центрах, осуществляемого субъектами педагогического процесса в ситуациях взаимодействия [11, с. 267]. По нашему мнению, значимость данного определения состоит в актуализации социально-психологической составляющей в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов.
В исследовании И.В. Маричева обосновывается идея о том, что сущность психолого-педагогического сопровождения состоит в создании единого образовательного пространства профессиональной подготовки будущих специалистов, структурированного по разным логическим основаниям и объединяющего федеральный государственный образовательный стандарт, технологии профессиональной подготовки, требования к организации подготовки кадров отраслевого ведомства [18, с. 273-274]. Эта идея заслуживает внимания, так как сущность психолого-педагогического сопровождения курсантов образовательных учреждений силовых структур опосредована не только потребностями практики профессионального образования, но и присягой и порядком организации подготовки кадров в силовых структурах, в частности Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и Порядком организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации.
В работе Б.Е. Железовского и В.Е. Щербакова подчеркивается, что цель психолого-педагогического сопровождения состоит в состоит в формировании у будущих сотрудников внутренних дел профессиональных качеств, необходимых для решения сложных оперативно-служебных задач [8, с. 275]. Мы считаем, что формирование личности каждого курсанта - императив качества их профессиональной подготовки и формирования готовности к правоохранительной деятельности, включающей не только обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, борьбу с преступлениями и иными правонарушениями, исполнение наказания, но и разработку и реализацию правовых норм, юридическое образование и правовое воспитание.
Отметим, что понятия «психологическое сопровождение», «педагогическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение» сопряженные, но не идентичные. Психологическое сопровождение предполагает процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности с целью повышения уровня адаптированности к социальной реальности и коррекции деструктивных тенденций в личностном развитии с опорой на потребность в самореализации [6, с. 87]. Психологическое сопровождение выступает альтернативой «направляемому развитию», так как предусматривает: обучение выбору, создание ориентационного поля развития, укрепление внутреннего «Я» (целостности) человека [15]. Педагогическое сопровождение напротив предусматривает процесс образования устойчивой направленности на формирование профессиональных и личностных качеств посредством специально организованной среды [14]. Психолого-педагогическое сопровождение включает целостный процесс развития позитивной перспективы жизнедеятельности, опираясь на внутренний потенциал личности [22].
Обобщая изложенное, предлагаем рассматривать психолого-педагогическое сопровождение как специально организованный целеориентированный процесс поддержки курсантов в продуктивном использовании собственных ресурсов для эффективного овладения общекультурными и профессиональными компетенциями [24]. Выяснены структурообразующие компоненты психолого-педагогического сопровождения: (1) знаниевый, включающий формирование у курсантов когнитивных представлений о рефлексивной организации мышления, направленной на знание и понимание субъектом самого себя и окружающими, активное переосмысление содержания индивидуального сознания и деятельности; помощь курсантам в осознании намерений и осмыслении разных возможностей достижения цели [25]; (2) мотивационный, охватывающий формирование у курсантов профессиональных предпочтений и идеалов, жизненных и профессиональных целей, нормативных ценностей; образование установки на приобретение и обогащение профессионального опыта и получение ведомственных наград [26]; (3) деятельностный, объединяющий диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса для репрезентативного моделирования ситуаций жизнедеятельности с максимальной полнотой и учетом актуально значимых отношений; содействие курсантам в разработке и реализации программы конструктивно-преобразующих стратегий личностно-профессионального роста и способов их коррекции; предоставление курсантам возможностей успешной самореализации в учебно-профессиональной деятельности [27].
Психолого-педагогическое сопровождение формирования у курсантов вузов МВД толерантного поведения как общекультурной компетенции - это специально организованный целеориентированный процесс поддержки курсантов в развитии внутреннего потенциала для эффективного усвоения знаний правовых основ правоохранительной деятельности, норм морали и профессиональной этики, овладения умениями по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности в соответствии с Конституцией и Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также развития навыков психологической устойчивости в ситуациях риска. Структурообразующие компоненты психолого-педагогического сопровождения формирования у курсантов вузов МВД толерантного поведения как общекультурной компетенции могут включать следующее: (1) знаниевый - формирование у курсантов когнитивных представлений о толерантности; помощь курсантам в осознании ценностно-нормативных императивов правоохранительной деятельности (справедливость, законность, правосудие, сотрудничество, гражданский и служебный долг, стойкость, мужество, дисциплинированность, ответственность) и осмыслении возможностей толерантного поведения в процессе осуществления профессиональной деятельности; (2) мотивационный - формирование у курсантов установки на модели толерантного поведения, детерминированные правовыми и социальными нормами, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации; образование у курсантов ценностного отношения к законности и правопорядку, чести и достоинству личности, правам и свободам человека и гражданина, социальной норме взаимопонимания и конструктивного сотрудничества с другими людьми; (3) деятельностный - проектирование и реализация ситуаций толерантного поведения в учебно-профессиональной деятельности; содействие курсантам в эффективном социальном и профессиональном взаимодействии с учетом этнокультурных и конфессиональных различий.
Вывод. Качественное отличие психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения как общекультурной компетенции у курсантов вузов МВД состоит в том, что оно опирается не только на личностные приоритеты в профессиональном становлении будущих специалистов, но и правовые нормы, Присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Рецензенты:
Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;
Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. Директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Молоствов А.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА И ОСОБЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17222 (дата обращения: 09.09.2024).