Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ECONOMIC RECOVERY IN THE LIBERATED AREAS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

Makedonskaya V.A. 1 Dubinina S.A. 1
1 National Research Nuclear University «MEPHI»
The article discusses the recovery process during the Great Patriotic war, analyzes the main directions of activity of party and state organs for solving economic and social problems during the war on the liberated territories. The authors analyze the main provisions of essential documents of the Soviet state on the problem under consideration. The article shows the extent of the damage by German-fascist invaders to citizens, state enterprises, collective farms. The authors raise the problem of the working class, labor resources as a whole, during the war in the liberated areas and the restoration of number of workers. Special attention is paid to the activities of the Committee under the Council of people`s Commissars of the USSR on the restoration of the national economy. The problem of restoration of the destroyed economy during the war and its practical significance, the authors associated with the anniversary of the victory in the Great Patriotic War and contemporary realities. The war does not go away from our lives and experience the restoration of the destroyed economy retains its value for the people involved in military conflicts.
economy
industry
the working class
the socio-economic consequences
the restoration of the national economy
The Great Patriotic War
В 2015 г. наша страна будет отмечать 70-летие победы в Великой отечественной войне. Современные реальности таковы, что война не уходит из нашей жизни. В разных регионах планеты мирная жизнь поставлена под угрозу. Люди гибнут от рук экстремистов на Ближнем Востоке, Северном Кавказе, междоусобный конфликт полыхает в самом центре исторической Руси - в Украине. Организация жизненного пространства в регионах, втянутых в военные конфликты, является одним из важнейших направлений деятельности российского государства. Таким образом, сохраняет  свою актуальность и опыт советского государства в области восстановления хозяйства в годы Великой отечественной войны на освобожденных от  фашистов территориях.

Война и временная оккупация немецко-фашистскими войсками части территории РСФСР нанесли ей тяжелейший урон. Во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 года Чрезвычайная Государственная Комиссия произвела учёт ущерба, причинённого немецко-фашистскими захватчиками гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям. На оккупированной территории РСФСР было уничтожено и разрушено 610 городов и рабочих посёлков, 12200 промышленных предприятий [16], в том числе крупнейшие машиностроительные и металлургические заводы, мощные электростанции, шахты Подмосковья и Ростовской области, нефтепромыслы Северного Кавказа. Разрушению подверглись предприятия лёгкой и пищевой промышленности. После освобождения оккупированных районов Российской Федерации здесь осталось лишь 13% имевшихся до войны промышленных предприятий. На оккупированной территории РСФСР было уничтожено 13 тыс. км железных дорог, около 3 млн. зданий [5]. Немецко-фашистская оккупация территории Советского Союза характеризовалась систематическим и преднамеренным грабежом, который являлся важной составной частью «нового порядка». Немецкие статистические данные свидетельствуют о том, что вплоть до середины 1943 года оккупанты увеличивали использование природных богатств и промышленного потенциала занятой территории. Общий ущерб от уничтожения и разграбления имущества по освобождённым районам Российской Федерации составил 255 млрд. рублей[20].

Государство понимало, что нормализация жизни в освобождённых районах имеет первостепенное экономическое, политическое и военное значение. Изгнание немецко-фашистских оккупантов с Московской земли было в самом разгаре, когда 18 декабря 1941 года бюро МК ВКП (б) и исполком Мособлсовета приняли решение «О мероприятиях по оказанию помощи населению районов, освобождённых от немецкой оккупации» [4]. Это были первоочередные мероприятия, направленные на восстановление нормальной жизни на этой территории. Партийным и советским органам было предложено немедленно приступить к восстановлению предприятий и жилого фонда, наладить обслуживание населения [21]. 20 декабря 1941 г. состоялся пленум Московского комитета партии, обсудивший вопрос о восстановлении хозяй­ства освобожденных районов. Всестороннему анализу была подвергнута работа всех отраслей промышленности области. 28 января 1942 года  сессия Мособлсовета обсудила воп­рос "О мероприятиях по восстановлению народного хозяйства и культурно-бытовых учреждений в районах и городах Московской области, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов". На сессии прозвучало требование ускорить темпы восстанови­тельных работ, проявить максимум инициативы, "обеспечить практическое проведение мероприятий по восстановлению хозяйства, увеличению выпуска продукции для нужд Красной Армии и товаров широкого потребления для трудящихся". Государственный Комитет Обороны СССР 13 апреля 1942 года  предусмотрел введение в строй производственных мощностей целого ряда заводов, имеющих большое оборонное и народнохозяйственное значение.

Реализация поставленных задач была непосредственно связана с решением кадровой проблемы. В народном хозяйстве республики, в целом, число рабочих и служащих в 1942 году уменьшилось почти на 30%, по сравнению с довоенным временем. В освобожденных районах РСФСР насчитывалось только 17% имевшихся здесь до войны промышленных рабочих [14]. В последующие годы, начиная с 1943 года, в связи с хозяйственными восстановительными работами, наращиванием военной промышленности, численность рабочих постоянно восстанавливалась и в 1945 году составляла 19,6 млн. человек - на 2,6 млн. человек меньше довоенной [15]. В освобождённых районах эти процессы имели свои особенности. Основные трудности были связаны с огромными людскими потерями.

Значительный вклад в решение проблемы трудовых ресурсов внес Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР. Восстановление рабочей силы проводилось по ряду направлений: во-первых, из числа трудоспособного сельского населения; во-вторых, часть рабочих, перемещенных в начале войны в восточные районы, была эвакуирована в освобожденные районы; в-третьих, из рядов Красной Армии была отозвана часть квалифицированных рабочих и специалистов; в-пятых,  по решению ГКО от призыва на военную службу в 1943-1945 гг. освобождалась часть рабочих высокой квалификации, трудившихся на восстанавливаемых угольных шахтах, заводах черной металлургии и машиностроения; в-шестых, на многих предприятиях начала работать  система повышения квалификации рабочих. Широкий размах получили такие мероприятия, как  организованный набор рабочих, шефство сельских районов над предприятиями, общественный призыв          (к примеру, ком­сомольский - на восстановление Подмосковного угольного бассейна, Сталинграда, Донбасса и других).

В комплектовании предприятий освобожденных районов большую роль сыграло восстановление ремесленных училищ и школ трудо­вых резервов. Так, постановлением от 21 августа 1943 года Главное Управление трудовых резервов было обязано организовать в 9 осво­божденных областях и 2-х краях 23 специальных ремесленных училища общим контингентом учащихся 9200 человек. По состоянию на 1 ян­варя 1944 года к занятиям приступили 20 училищ с количеством уча­щихся 6030 человек, в том числе в Сталинградской области - 715 уча­щихся, в Ростовской области - 410 человек, в Краснодарском крае - 647 человек, в Калининской области - 802 человека [8]. В ходе обуче­ния учащихся приходилось преодолевать огромные трудности. Как правило, отведенные здания под специальные ремесленные училища в освобожденных областях и краях были полностью разрушены, не имели межэтажных перекрытий, крыш, оконных рам, дверей, с разрушенными стенами, выведенной из строя отопительной системой.

По мере освобождения временно оккупированной территории, увеличивались трудовые ресурсы, и расширялась сфера мобилизации городского и сельского населения. Масштабы производства по важнейшим экономическим районам в 1942-1945 годах характеризуются следующими данными: только по четырнадцати краям, областям, автономным республикам РСФСР было мобилизовано 2981,9 тысяч человек [12]. Происходило территориальное перераспределение рабочей силы - как за счёт внутренних трудовых ресурсов областей, так и за счёт перемещения мобилизованных из одних областей в другие.

В результате прорыва вражеской блокады Ленинграда, победы под Сталинградом и Курском, положившим начало массовому изгнанию гитлеровцев с советской земли, масштабы восстановительных работ значительно возросли. Для улучшения координации работы всех органов власти в рассматриваемом направлении в августе 1943г. при СНК СССР был создан специальный Комитет [13].

В период с 1943 по май 1944 годов Комитет  при СНК СССР принимал решения по вопросам восстановления различных отраслей народного хозяйства, крупных индустриальных центров и отдельных предприятий. Значительный интерес представляют собой материалы заседаний Комитета. Возрастающий объём восстановительных работ, расширение их географии поставили перед Комитетом немало неотложных организационных, финансовых, научно-технических, социально-бытовых и идейно-воспитательных задач. Первостепенное значение придавалось материально-техническому обеспечению работ.

Комитет исходил из принципа максимальной целесообразности и степени важности ввода в строй предприятий тех или иных отраслей народного хозяйства. В первую очередь, восстанавливались те предприятия, которые, с одной стороны, могли бы способствовать наращиванию выпуска военной продукции, а с другой - обеспечить дальнейшее развёртывание восстановления освобождённых и прифронтовых районов страны. 

Трудности первого периода войны заставили сосредоточить основные ресурсы на двух важнейших направлениях - возрождении Подмосковного Угольного бассейна, имевшего большое значение в обеспечении топливом промышленности Центра, и восстановлении работы МТС и МТМ для проведения посевной компании и решения продовольственной проблемы [11].

В постановление «О восстановлении угольных шахт в Подмосковном бассейне» от 29 декабря 1941 года намечалось возродить 27 угольных шахт, обеспечив их электроснабжением  [19]. К моменту освобождения 68 шахт из 72-х оказались затоплены, их стволы взорваны, горные выработки завалены, подъемно-шахтное хозяйство уничтожено, все механическое оборудование разрушено. По вопросам возрождения шахт Донецкого и Подмосковного бассейнов 22 декабря 1941 года была создана правительственная комиссия, в состав которой входили академики Л.Д. Шевяков, А.А. Скочинский, профессор А.П. Судоплатов и другие. Им было поручено составление краткой характеристики угольной промышленности после освобождения бассейнов от немецко-фашистских захватчиков, разработка мероприятий по восстановлению шахт и подсобных предприятий, определение объёма и очередности восстановительных работ [3]. В целях  ускорения темпов и улучшения координации работ была проведена реорганизация управления шахтами: Наркомат угольной промышленности СССР подчинил комбинату «Москвоуголь» все организации бассейна.

В результате проделанной работы была представлена развернутая Программа восстановления 67 шахт бассейна. Комбинат «Москвоуголь» был обязан довести в июне 1942 года добычу угля до 2/3 от довоенного уровня. Для выполнения столь ответственной задачи бассейну была оказана огромная помощь.  В феврале 1942 года на шахты Подмосковного бассейна прибыло 20 тыс. рабочих. Для горняков были выделены значительные фонды продовольствия, строительных материалов и оборудования. Из действующей армии были возвращены специалисты, ранее работавшие в бассейне, а из эвакуации вернулись сотни донецких горняков. В июле 1942 года в бассейне трудились уже более 40 тысяч рабочих [17].

Как уже отмечалось, вторым важнейшим направлением восстановления разрушенного хозяйства являлась организация деятельности МТС и МТМ. Был принят целый ряд документов, которые определяли основную программу действий: снабжение сельскохозяйственными машинами, обеспечение строительными материалами, поиск механизаторских кадров. Ярким примером реализации этой программы являлось  постановление  СНК СССР  "О дополнительных мероприятиях по восстановлению хозяйства в городах и районах Орловской области" (ноябрь 1943 г.). В нем ставились следующие задачи:  восстановить в 28 освобожденных западных районах области  46 MTC и обеспечить их работу на весеннем севе 1944 года;  восстановить и построить в 1944 г.  46 МТМ текущего ремонта и две МТМ капитального ремонта;  отпустить в 1 квартале 1944 года 6,3 млн. рублей на восстановле­ние производственных и жилых построек МТС и MTM; организовать с 1 декабря 1943 года на предприятиях области производство и рес­таврацию запасных частей для тракторов и сельскохозяйственных машин;  обеспечить до 1 марта 1944 г. подготовку для МТС вновь освобожденных районов механизаторских кад­ров -  трактористов, бригадиров и ремонтных рабочих [6]. По данным Комитета при СНК СССР  по восстановлению хозяйства на 1 января 1944 г. освобожденные районы получили для восстановления машинно-тракторных мастерских 912 металлорежущих станков, в том числе 120 станков в порядке возврата, и 792 станка были получены из восточных районов страны в порядке шефской помощи [10]. На 10 апреля 1944 г. из восточных районов была отгружена 21 тыс. тракторов. По итогам, к осени 1944 г. из тыловых районов поступило более 22 тыс. тракторов, около 12 тыс. плугов и 1,5 тыс. комбайнов, более 6000 автомашин. Это составляло примерно половину  того, что намечалось по плану. Поступившие тракторы составили не менее 20% тракторного парка МТС освобожден­ных районов [2].

Значительную помощь МТС, колхозам и совхозам освобожденных районов оказала Красная Армия. Участие армии в восстановительных работах осуществлялось в самых различных формах, которые зависели от событий на передовой линии, времени года, возможностей вой­сковых частей, состояния хозяйства. Основными из них были: помощь рабочей силой и транспортом; откомандирование (в том числе временное) в народное хозяйство специалистов различных профилей; передача хозяйственным организациям материальных ценностей из армии; прием и ремонт техники и инвентаря от различных организаций; подготовка специалистов для народного хозяйства страны. Из 20 тысяч тракторов, переданных сельскому хозяйству, более 3 тысяч были выделены Наркоматом обороны и Наркоматом военно-морского флота [1].  Например, войсковые части Центрального фронта  в апреле 1943 года оказали помощь в ремонте сельскохозяйственных машин, тракторов, инвентаря  для МТС, колхозов и совхозов на ремонтных базах и в мастерских войсковых частей, а также участвовали в проведении весеннего сева в Орловской и Курской областях.

Однако восстановление сельского хозяйства было связано с огромными трудностями. Неудовлетворительно проходило снабжение областей сельскохозяйственными машинами.  В соответствии с постановлением CHК СССР от 21 августа 1943 г. Воронежская область должна была получить в сентябре 1943 г. 1000 конных плугов, по данным на 20 сентября было получено 283, сенокосилок соответственно - 150 и 59, жаток - 150 и 11 [9]. Такое положение являлось характерным для всех освобожденных районов. Не хватало транспорта. Имеющийся в МТС авто­транспорт не работал из-за необеспеченности авторезиной. В связи с этим срывалась дос­тавка стройматериалов, а значит и темпы строительства МТС и МТМ. Так, восстановление и строительство в Ставропольском крае машинотракторных мастерских проходило очень мед­ленно. В отчете о ходе выполнения постановления от 21 августа 1943 г. из 25 МТМ восстановительные работы были закончены полностью только по двум мастерским. Но и сама политика расширения сети машинно-тракторных станций не соответствовала поставленным задачам. Машин в освобожденных районах было гораздо меньше, чем до войны, поэтому уровень технической оснащенности МТС и МТМ резко снижался.

В итоге трудности восстановления МТС и МТМ приводили к серьезным перекосам в управлении процессом. Местные власти, представители областных земельных отделов боялись взять на себя ответственность в решении проблем запчастей, техники, строительства, редко выезжали на места и с каждым вопросом шли в обкомы партии. В результате партийные органы брали на себя функции ОблЗо и вместо координации действий всех государственных и хозяйственных субъектов в решении проблем восстановления в целом за­нимались всеми хозяйственными вопросами, вплоть до распределения каждой отдельной запасной части [18].

В заключении хотелось бы подчеркнуть уникальность политической ситуации - разработка и реализация комплексных мер по восстановлению хозяйства освобожденных от оккупации районов проводились параллельно с тяжелейшими военными действиями. Успех был достигнут благодаря согласованной политике всех ветвей власти и командования армии. Были найдены новые организационные формы для эффективного решения проблем возрождения экономики в освобожденных районах. Среди них создание специального Комитета при СНК СССР по восстановлению хозяйства,  организация набора рабочих, шефство над предприятиями, ком­сомольский призыв на восстановление Подмосковного угольного бассейна и другие. Конструктивную роль играла политика сотрудничества с учеными Академии наук СССР, инженерными кадрами. Не смотря на то, что предусмотренные правительствен­ными ре­шениями поставки техники не удалось выполнить в полном объеме, была достигнута главная цель - освобожденные районы получили и трудовые ресурсы, и стройматериалы, и тысячи тракторов, сельскохозяйственных орудий и машин, и активно  включились в борьбу за победу над фашизмом.

Рецензенты:

Евланов В.В., д.и.н., профессор кафедры истории Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», г. Москва;

Быковская Г.А., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории и политологии, Воронежского государственного университета инженерных технологий,  г. Воронеж.