Война и временная оккупация немецко-фашистскими войсками части территории РСФСР нанесли ей тяжелейший урон. Во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 года Чрезвычайная Государственная Комиссия произвела учёт ущерба, причинённого немецко-фашистскими захватчиками гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям. На оккупированной территории РСФСР было уничтожено и разрушено 610 городов и рабочих посёлков, 12200 промышленных предприятий [16], в том числе крупнейшие машиностроительные и металлургические заводы, мощные электростанции, шахты Подмосковья и Ростовской области, нефтепромыслы Северного Кавказа. Разрушению подверглись предприятия лёгкой и пищевой промышленности. После освобождения оккупированных районов Российской Федерации здесь осталось лишь 13% имевшихся до войны промышленных предприятий. На оккупированной территории РСФСР было уничтожено 13 тыс. км железных дорог, около 3 млн. зданий [5]. Немецко-фашистская оккупация территории Советского Союза характеризовалась систематическим и преднамеренным грабежом, который являлся важной составной частью «нового порядка». Немецкие статистические данные свидетельствуют о том, что вплоть до середины 1943 года оккупанты увеличивали использование природных богатств и промышленного потенциала занятой территории. Общий ущерб от уничтожения и разграбления имущества по освобождённым районам Российской Федерации составил 255 млрд. рублей[20].
Государство понимало, что нормализация жизни в освобождённых районах имеет первостепенное экономическое, политическое и военное значение. Изгнание немецко-фашистских оккупантов с Московской земли было в самом разгаре, когда 18 декабря 1941 года бюро МК ВКП (б) и исполком Мособлсовета приняли решение «О мероприятиях по оказанию помощи населению районов, освобождённых от немецкой оккупации» [4]. Это были первоочередные мероприятия, направленные на восстановление нормальной жизни на этой территории. Партийным и советским органам было предложено немедленно приступить к восстановлению предприятий и жилого фонда, наладить обслуживание населения [21]. 20 декабря 1941 г. состоялся пленум Московского комитета партии, обсудивший вопрос о восстановлении хозяйства освобожденных районов. Всестороннему анализу была подвергнута работа всех отраслей промышленности области. 28 января 1942 года сессия Мособлсовета обсудила вопрос "О мероприятиях по восстановлению народного хозяйства и культурно-бытовых учреждений в районах и городах Московской области, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов". На сессии прозвучало требование ускорить темпы восстановительных работ, проявить максимум инициативы, "обеспечить практическое проведение мероприятий по восстановлению хозяйства, увеличению выпуска продукции для нужд Красной Армии и товаров широкого потребления для трудящихся". Государственный Комитет Обороны СССР 13 апреля 1942 года предусмотрел введение в строй производственных мощностей целого ряда заводов, имеющих большое оборонное и народнохозяйственное значение.
Реализация поставленных задач была непосредственно связана с решением кадровой проблемы. В народном хозяйстве республики, в целом, число рабочих и служащих в 1942 году уменьшилось почти на 30%, по сравнению с довоенным временем. В освобожденных районах РСФСР насчитывалось только 17% имевшихся здесь до войны промышленных рабочих [14]. В последующие годы, начиная с 1943 года, в связи с хозяйственными восстановительными работами, наращиванием военной промышленности, численность рабочих постоянно восстанавливалась и в 1945 году составляла 19,6 млн. человек - на 2,6 млн. человек меньше довоенной [15]. В освобождённых районах эти процессы имели свои особенности. Основные трудности были связаны с огромными людскими потерями.
Значительный вклад в решение проблемы трудовых ресурсов внес Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР. Восстановление рабочей силы проводилось по ряду направлений: во-первых, из числа трудоспособного сельского населения; во-вторых, часть рабочих, перемещенных в начале войны в восточные районы, была эвакуирована в освобожденные районы; в-третьих, из рядов Красной Армии была отозвана часть квалифицированных рабочих и специалистов; в-пятых, по решению ГКО от призыва на военную службу в 1943-1945 гг. освобождалась часть рабочих высокой квалификации, трудившихся на восстанавливаемых угольных шахтах, заводах черной металлургии и машиностроения; в-шестых, на многих предприятиях начала работать система повышения квалификации рабочих. Широкий размах получили такие мероприятия, как организованный набор рабочих, шефство сельских районов над предприятиями, общественный призыв (к примеру, комсомольский - на восстановление Подмосковного угольного бассейна, Сталинграда, Донбасса и других).
В комплектовании предприятий освобожденных районов большую роль сыграло восстановление ремесленных училищ и школ трудовых резервов. Так, постановлением от 21 августа 1943 года Главное Управление трудовых резервов было обязано организовать в 9 освобожденных областях и 2-х краях 23 специальных ремесленных училища общим контингентом учащихся 9200 человек. По состоянию на 1 января 1944 года к занятиям приступили 20 училищ с количеством учащихся 6030 человек, в том числе в Сталинградской области - 715 учащихся, в Ростовской области - 410 человек, в Краснодарском крае - 647 человек, в Калининской области - 802 человека [8]. В ходе обучения учащихся приходилось преодолевать огромные трудности. Как правило, отведенные здания под специальные ремесленные училища в освобожденных областях и краях были полностью разрушены, не имели межэтажных перекрытий, крыш, оконных рам, дверей, с разрушенными стенами, выведенной из строя отопительной системой.
По мере освобождения временно оккупированной территории, увеличивались трудовые ресурсы, и расширялась сфера мобилизации городского и сельского населения. Масштабы производства по важнейшим экономическим районам в 1942-1945 годах характеризуются следующими данными: только по четырнадцати краям, областям, автономным республикам РСФСР было мобилизовано 2981,9 тысяч человек [12]. Происходило территориальное перераспределение рабочей силы - как за счёт внутренних трудовых ресурсов областей, так и за счёт перемещения мобилизованных из одних областей в другие.
В результате прорыва вражеской блокады Ленинграда, победы под Сталинградом и Курском, положившим начало массовому изгнанию гитлеровцев с советской земли, масштабы восстановительных работ значительно возросли. Для улучшения координации работы всех органов власти в рассматриваемом направлении в августе 1943г. при СНК СССР был создан специальный Комитет [13].
В период с 1943 по май 1944 годов Комитет при СНК СССР принимал решения по вопросам восстановления различных отраслей народного хозяйства, крупных индустриальных центров и отдельных предприятий. Значительный интерес представляют собой материалы заседаний Комитета. Возрастающий объём восстановительных работ, расширение их географии поставили перед Комитетом немало неотложных организационных, финансовых, научно-технических, социально-бытовых и идейно-воспитательных задач. Первостепенное значение придавалось материально-техническому обеспечению работ.
Комитет исходил из принципа максимальной целесообразности и степени важности ввода в строй предприятий тех или иных отраслей народного хозяйства. В первую очередь, восстанавливались те предприятия, которые, с одной стороны, могли бы способствовать наращиванию выпуска военной продукции, а с другой - обеспечить дальнейшее развёртывание восстановления освобождённых и прифронтовых районов страны.
Трудности первого периода войны заставили сосредоточить основные ресурсы на двух важнейших направлениях - возрождении Подмосковного Угольного бассейна, имевшего большое значение в обеспечении топливом промышленности Центра, и восстановлении работы МТС и МТМ для проведения посевной компании и решения продовольственной проблемы [11].
В постановление «О восстановлении угольных шахт в Подмосковном бассейне» от 29 декабря 1941 года намечалось возродить 27 угольных шахт, обеспечив их электроснабжением [19]. К моменту освобождения 68 шахт из 72-х оказались затоплены, их стволы взорваны, горные выработки завалены, подъемно-шахтное хозяйство уничтожено, все механическое оборудование разрушено. По вопросам возрождения шахт Донецкого и Подмосковного бассейнов 22 декабря 1941 года была создана правительственная комиссия, в состав которой входили академики Л.Д. Шевяков, А.А. Скочинский, профессор А.П. Судоплатов и другие. Им было поручено составление краткой характеристики угольной промышленности после освобождения бассейнов от немецко-фашистских захватчиков, разработка мероприятий по восстановлению шахт и подсобных предприятий, определение объёма и очередности восстановительных работ [3]. В целях ускорения темпов и улучшения координации работ была проведена реорганизация управления шахтами: Наркомат угольной промышленности СССР подчинил комбинату «Москвоуголь» все организации бассейна.
В результате проделанной работы была представлена развернутая Программа восстановления 67 шахт бассейна. Комбинат «Москвоуголь» был обязан довести в июне 1942 года добычу угля до 2/3 от довоенного уровня. Для выполнения столь ответственной задачи бассейну была оказана огромная помощь. В феврале 1942 года на шахты Подмосковного бассейна прибыло 20 тыс. рабочих. Для горняков были выделены значительные фонды продовольствия, строительных материалов и оборудования. Из действующей армии были возвращены специалисты, ранее работавшие в бассейне, а из эвакуации вернулись сотни донецких горняков. В июле 1942 года в бассейне трудились уже более 40 тысяч рабочих [17].
Как уже отмечалось, вторым важнейшим направлением восстановления разрушенного хозяйства являлась организация деятельности МТС и МТМ. Был принят целый ряд документов, которые определяли основную программу действий: снабжение сельскохозяйственными машинами, обеспечение строительными материалами, поиск механизаторских кадров. Ярким примером реализации этой программы являлось постановление СНК СССР "О дополнительных мероприятиях по восстановлению хозяйства в городах и районах Орловской области" (ноябрь 1943 г.). В нем ставились следующие задачи: восстановить в 28 освобожденных западных районах области 46 MTC и обеспечить их работу на весеннем севе 1944 года; восстановить и построить в 1944 г. 46 МТМ текущего ремонта и две МТМ капитального ремонта; отпустить в 1 квартале 1944 года 6,3 млн. рублей на восстановление производственных и жилых построек МТС и MTM; организовать с 1 декабря 1943 года на предприятиях области производство и реставрацию запасных частей для тракторов и сельскохозяйственных машин; обеспечить до 1 марта 1944 г. подготовку для МТС вновь освобожденных районов механизаторских кадров - трактористов, бригадиров и ремонтных рабочих [6]. По данным Комитета при СНК СССР по восстановлению хозяйства на 1 января 1944 г. освобожденные районы получили для восстановления машинно-тракторных мастерских 912 металлорежущих станков, в том числе 120 станков в порядке возврата, и 792 станка были получены из восточных районов страны в порядке шефской помощи [10]. На 10 апреля 1944 г. из восточных районов была отгружена 21 тыс. тракторов. По итогам, к осени 1944 г. из тыловых районов поступило более 22 тыс. тракторов, около 12 тыс. плугов и 1,5 тыс. комбайнов, более 6000 автомашин. Это составляло примерно половину того, что намечалось по плану. Поступившие тракторы составили не менее 20% тракторного парка МТС освобожденных районов [2].
Значительную помощь МТС, колхозам и совхозам освобожденных районов оказала Красная Армия. Участие армии в восстановительных работах осуществлялось в самых различных формах, которые зависели от событий на передовой линии, времени года, возможностей войсковых частей, состояния хозяйства. Основными из них были: помощь рабочей силой и транспортом; откомандирование (в том числе временное) в народное хозяйство специалистов различных профилей; передача хозяйственным организациям материальных ценностей из армии; прием и ремонт техники и инвентаря от различных организаций; подготовка специалистов для народного хозяйства страны. Из 20 тысяч тракторов, переданных сельскому хозяйству, более 3 тысяч были выделены Наркоматом обороны и Наркоматом военно-морского флота [1]. Например, войсковые части Центрального фронта в апреле 1943 года оказали помощь в ремонте сельскохозяйственных машин, тракторов, инвентаря для МТС, колхозов и совхозов на ремонтных базах и в мастерских войсковых частей, а также участвовали в проведении весеннего сева в Орловской и Курской областях.
Однако восстановление сельского хозяйства было связано с огромными трудностями. Неудовлетворительно проходило снабжение областей сельскохозяйственными машинами. В соответствии с постановлением CHК СССР от 21 августа 1943 г. Воронежская область должна была получить в сентябре 1943 г. 1000 конных плугов, по данным на 20 сентября было получено 283, сенокосилок соответственно - 150 и 59, жаток - 150 и 11 [9]. Такое положение являлось характерным для всех освобожденных районов. Не хватало транспорта. Имеющийся в МТС автотранспорт не работал из-за необеспеченности авторезиной. В связи с этим срывалась доставка стройматериалов, а значит и темпы строительства МТС и МТМ. Так, восстановление и строительство в Ставропольском крае машинотракторных мастерских проходило очень медленно. В отчете о ходе выполнения постановления от 21 августа 1943 г. из 25 МТМ восстановительные работы были закончены полностью только по двум мастерским. Но и сама политика расширения сети машинно-тракторных станций не соответствовала поставленным задачам. Машин в освобожденных районах было гораздо меньше, чем до войны, поэтому уровень технической оснащенности МТС и МТМ резко снижался.
В итоге трудности восстановления МТС и МТМ приводили к серьезным перекосам в управлении процессом. Местные власти, представители областных земельных отделов боялись взять на себя ответственность в решении проблем запчастей, техники, строительства, редко выезжали на места и с каждым вопросом шли в обкомы партии. В результате партийные органы брали на себя функции ОблЗо и вместо координации действий всех государственных и хозяйственных субъектов в решении проблем восстановления в целом занимались всеми хозяйственными вопросами, вплоть до распределения каждой отдельной запасной части [18].
В заключении хотелось бы подчеркнуть уникальность политической ситуации - разработка и реализация комплексных мер по восстановлению хозяйства освобожденных от оккупации районов проводились параллельно с тяжелейшими военными действиями. Успех был достигнут благодаря согласованной политике всех ветвей власти и командования армии. Были найдены новые организационные формы для эффективного решения проблем возрождения экономики в освобожденных районах. Среди них создание специального Комитета при СНК СССР по восстановлению хозяйства, организация набора рабочих, шефство над предприятиями, комсомольский призыв на восстановление Подмосковного угольного бассейна и другие. Конструктивную роль играла политика сотрудничества с учеными Академии наук СССР, инженерными кадрами. Не смотря на то, что предусмотренные правительственными решениями поставки техники не удалось выполнить в полном объеме, была достигнута главная цель - освобожденные районы получили и трудовые ресурсы, и стройматериалы, и тысячи тракторов, сельскохозяйственных орудий и машин, и активно включились в борьбу за победу над фашизмом.
Рецензенты:
Евланов В.В., д.и.н., профессор кафедры истории Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», г. Москва;
Быковская Г.А., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории и политологии, Воронежского государственного университета инженерных технологий, г. Воронеж.
Библиографическая ссылка
Македонская В.А., Дубинина С.А. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ В ОСВОБОЖДЕННЫХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17191 (дата обращения: 09.12.2024).