Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ACCURATELY PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS OF PUPILS OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION AS RELEVANT PEDAGOGICAL PROBLEM

Lebedeva K.M. 1
1 The MADOU "kindergarten № 167"
In connection with the release of the new "Federal law on education in the Russian Federation", which emphasizes that parents have the right to education and upbringing of children, there is a need for the formation of competent competent parent. Analysis of the literature on pedagogical competence of parents allowed us to identify the following structural components of pedagogical competence of parents of preschool children: axiological, reflexive, behavioral, communicative, and behavioral activity. To examine the selected components of pedagogical competence of parents were selected following methods: questionnaire How I´m a parent, questionnaire for parents A. M. Shchetinina, the technique of "Unfinished sentences" A. M. Shchetinina, "Interaction parent-child" I. M. Markov. Each structural component has been measured by several techniques. The results of the study showed that most parents have a low level of development of pedagogical competence and the need for its improvement. The formation of pedagogical competence of parents are supposed to be implemented through the introduction of a special program, which is based on the principle of multiple variations mutual transitions practice (real situation) - theory (reflection, identifying patterns) - practice (a new experience).
diagnosis
methods
structural components of pedagogical competence
parents of pupils
pre-school educational institution
pedagogical competence
competence
Дошкольное образование является первой ступенью в системе образования. Именно в этот период необходимо заложить основы, необходимые ребенку для обучения в школе и в дальнейшей жизни. Согласно «Федеральному закону об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012» (статья 44) «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [7]. Поэтому появляется необходимость в изучении и формировании грамотного, компетентного родителя, способного развивать компетенции своего ребенка.

Проблема формирования педагогической компетентности родителей только начинает разрабатываться в педагогической науке и самостоятельным предметом исследования выступает лишь в отдельных работах (С.С. Пиюкова, В.В. Селина, Н.А. Хрусталькова). Исследователи раскрывают сущность и разрабатывают модель формирования компетентности родителей профессионально-замещающей семьи (Н.А. Хрусталькова) [8], родителей приемных детей (С.С. Пиюкова) [5], изучают систему формирования компетентности родителей детей раннего возраста (В.В. Селина) [6]. Отметим, в существующих исследованиях вопрос о сущности и механизмах развития компетентности родителей детей дошкольного возраста не затрагивается.

Анализ структуры педагогической компетентности родителей, представленный в проанализированных работах [5, 6, 8] позволил нам выделить структурные компоненты педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста [4]: ценностно-смысловой (который предполагает эмоциональную близость, принятие ребенка как ценности, способности ограничить собственные интересы ради малыша), когнитивный (предполагает знание родителями возрастных и индивидуальных особенностей своих детей, методической литературы по их развитию), рефлексивный (способность родителей к педагогическому саморегулированию, самоконтролю и самооценки своей педагогической деятельности), поведенческо-коммуникативный и поведенческо-деятельностный, связанный с особенностями взаимодействия родителя с ребенком.

Учитывая обозначенный компонентный состав, мы определили педагогическую компетентность родителей детей дошкольного возраста как совокупность личностно-деятельностных характеристик компетентного родителя, которые проявляются в готовности и способности принимать ребенка как ценность, овладевать базовыми психолого-педагогическими знаниями, умениями, использовать разнообразные способы сотрудничества с ребенком в игровой деятельности и позволяют успешно развивать компетенции детей в процессе семейного воспитания [4].

Существует ли необходимость целенаправленного формирования педагогической компетентности родителей?

Для выявления актуальности проблемы формирования педагогической компетентности родителей мы сочли необходимым решить несколько задач:

1.       Выявить общий уровень сформированности педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного общеобразовательного учреждения (ДОУ).

2.       Выявить общий уровень сформированности компетентностей детей старшего дошкольного возраста, соотнести ее с педагогической компетентностью родителей дошкольников, т.к. мы предполагаем, что высокая компетентность взрослых членов семьи может способствовать развитию компетентностей их детей.

3.       Выявить уровень проводимой педагогами работы по формированию педагогической компетентности родителей.

В исследовании приняли участие:

1.Родители детей старшего дошкольного возраста, посещающих ДОУ (56 чел. – г. Пермь, 38 чел. – г. Добрянка Пермского края).

2.Их дети старшего дошкольного возраста (38 чел., г. Пермь).

3. Воспитатели ДОУ (40 человек, г. Пермь).

Остановимся на выявлении уровня сформированности педагогической компетентности родителей воспитанников ДОУ. С учетом выделенных компонентов педагогической компетентности родителей (ценностно-смысловой, когнитивный, рефлексивный, поведенческо-деятельностный, поведенческо-коммуникативный) были подобраны следующие методики: анкета «Какой я родитель», опросник для родителей А.М. Щетининой, методика «Неоконченные предложения» А. М. Щетининой, «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской. Каждый структурный компонент был измерен несколькими методиками (табл.1).

Таблица 1

Методики и структурные компоненты педагогической компетентности родителей, которые они изучают

Название методики

Цен-ностно-смысловой компонент

Когнитив-ный

Рефлек-сивный

Поведен-ческо-коммуни-кативный

Поведен-ческо-деятель-ностный

Анкета «Какой я родитель?»

+

+

+

+

+

Опросник для родителей    (А.М. Щетинина)

 

+

 

+

+

«Неоконченные предложения»         (А.М. Щетинина)

+

 

+

 

+

Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковской)

+

 

+

+

+

Например, ценностно-смысловой компонент исследовали методики: анкета «Какой я родитель», «Неоконченные предложения» А.М. Щетининой, «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской [4].

В ходе исследования были получены следующие результаты.

Менее развитым оказался когнитивный компонент (рис. 1), который отражает, насколько родители знают возрастные и индивидуальные особенности своих детей, обращаются ли к специальной литературе, чтобы помочь их развитию. К нашему сожалению, большинство родителей (71%, 67чел.) имеют низкий уровень, и только 29% (27 чел.) – средний.

Рис.1. Уровень сформированности ценностно-смыслового, когнитивного, рефлексивного, поведенческо-деятельностного, поведенческо-коммуникативного компонентов педагогической компетентности родителей

Как отражено на рис.1, у большинства родителей рефлексивный компонент оказался сформированным на среднем уровне (70%, 66 чел.), высокий и низкий уровень сформированности продемонстрировали по 15% опрошенных (по 14 чел.). Также практически половина родителей (48%, 45чел.) имеет большие трудности, относимые к недостаточной сформированности поведенческо-деятельностного компонента: неумение родителя создать предметно-развивающую среду для ребенка, неадекватный уровень требовательности, строгости, контроля и последовательности в воспитании. Только 48% родителей справляются с этим на среднем уровне, 4% участников исследования ‑ на высоком.

Поведенческо-коммуникативный компонент отражает умение родителя наладить взаимоотношения, общение с ребенком. Для характеристики данного компонента изучалось сотрудничество родителя с ребенком и отсутствие воспитательной конфронтации (конфликтов). Практически половина родителей (44%, 42 чел.) не умеет сотрудничать с ребенком, а у 37% родителей при взаимодействии с ребенком прослеживаются частые конфликты. Таким образом, в целом 49% родителей имеют низкий показатель поведенческо-коммуникативной компетентности, высокий – 10%, средний ‑ 41%.

Ценностно-смысловой компонент, который должен был показать насколько родитель принимает ребенка как ценность, насколько эмоционально близок с ним, способен ли ограничить собственные интересы ради малыша, оказался сформированным на высоком уровне у 22 родителей (23%), на среднем – у 58 (62%), на низком ‑ у 14 чел. (15%).

Методика ВРР помогла показать структуру ценностно-смыслового компонента: эмоциональная близость, принятие ребенка, тревожность за ребенка (рис.2). Как видно из диаграммы, большинство родителей принимают своего ребенка, но при этом у 32% родителей (30 чел.) наблюдается эмоциональная дистанция с ребенком, что вызывает наше беспокойство. Почти треть родителей (27%, 25 чел.) практически не волнуются за своего ребенка или их опасения чрезмерны.

Рис.2. Структура ценностно-смыслового компонента педагогической компетентности родителей и уровни их освоения

Анализируя показатели уровня сформированности компонентов педагогической компетентности, можно сделать вывод о том, что большинство родителей нуждаются в повышении своей педагогической компетентности.

Мы предполагаем, что высокая педагогическая компетентность родителей способствует сформированности компетентностей их детей. Диагностика компетентностей детей дошкольного возраста проводилась по методике О.В. Дыбиной [1]. Компетентность ребенка дошкольного возраста представляет собой личностную характеристику, отражающую результат субъективированного приобретения знаний, умений, навыков, отношений, способов поведения и деятельности, которые приобретаются и проявляются ребенком как основа принятия самостоятельных решений в активной деятельности. О.В. Дыбина выделяет следующие компетентности, доступные детям старшего дошкольного возраста:

- технологическая

- информационная

- социально-коммуникативная.

В ходе исследования были получены следующие результаты (рис. 4).

Рис.4. Уровень сформированности компетентностей дошкольников

Менее развитой оказалась информационная компетентность: высокий уровень – 1 чел. (2%), средний – 41 чел. (73%), низкий ‑ 14 чел. (25%). Технологическая компетентность сформирована в большей мере: высокий – 11 чел. (20%), средний – 36 чел. (64%), низкий – 9 чел. (16%). Социально-коммуникативная компетентность также, в основном, сформирована  у старших дошкольников на среднем уровне: высокий – 14 (25%), средний – 33 (59%), низкий – 9 (16%). Общая компетентность: высокий уровень зафиксирован у 6 чел. (11%), средний – у 37 чел. (66%), низкий – у 13 чел. (23%). Хотелось отметить, что дети, продемонстрировавшие высокий уровень общей компетентности, посещают воскресную школу и взаимодействуют с компетентными педагогами. Таким образом, можно сделать вывод о том, что если ребенка будут окружать компетентные взрослые – родители, то компетентность дошкольника должна повыситься.

Для подтверждения предположения о взаимосвязи педагогической компетентность родителей с компетентностью их детей был использован метод математической статистики корреляционный анализ Пирсона. Корреляционный анализ по Пирсону выявил прямую связь рефлексивного компонента педагогической компетентности родителей и информационной, общей компетентности их детей. То есть, чем больше родитель во взаимодействии с ребенком способен к педагогическому саморегулированию, самоконтролю и самооценки своей педагогической деятельности, тем более компетентен его ребенок, особенно в информационном плане. Также были установлены обратные связи между поведенческо-деятельностным компонентом педагогической компетентности родителей и информационной компетентностью их детей; между контролем родителей и информационной, социально-коммуникативной и общей компетентностью их детей. То есть, чем более жестко, однозначно сформирован поведенческо-коммуникативный компонент педагогической компетентности родителей, в частности, чем ярче выражен такой его элемент как контроль, тем менее развиты информационная, социально-коммуникативная и общая компетентность их детей. Таким образом, для развития информационной, социально-коммуникативной и общей компетентности ребенку необходимо предоставлять свободу, инициативность и самостоятельность.

Для решения третьей задачи исследования, воспитателям ДОУ были предложены анкеты, позволяющие оценить уровень работы по формированию педагогической компетентности родителей (высокий – целенаправленная системная результативная работа; средний – эпизодическая, фрагментарная работа; низкий – внимание данной проблеме практически не уделяется). В ходе анкетирования были получены следующие результаты (рис.5): 47% воспитателей проводят недостаточную работу по формированию педагогической компетентности родителей (низкий уровень). На среднем уровне проводят эту работу 53% воспитателей. Чаще всего проводятся отдельные мероприятия, не имеющие системы (индивидуальные консультации, информационные стенды  и т.д.)

Таким образом, результаты эмпирического исследования подтверждают, что проблема формирования педагогической компетентности родителей воспитанников ДОУ существует в практике и требует решения. Для её решения необходимо создать специальную программу, в ходе которой предполагается работать как с педагогами, так и непосредственно с родителями. Предполагается, что педагогическая компетентность родителей будет сформирована благодаря организации многократных вариативных взаимопереходов практика (реальная ситуация) – теория (рефлексия, выявление закономерностей) – практика (новый опыт) [2,3]. Эта работа поможет повысить педагогическую компетентность родителей, которая в свою очередь положительно отразится на компетентности их детей.

Рецензенты:

Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой педагогики ПГГПУ, г. Пермь;

Гитман Е.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики ПГГПУ, г. Пермь.