Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FACTORS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES SUBJECTS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Kamyshanchenko E.N. 1 Stepanenko S.N. 1
1 Belgorod State National Research University (NRU «BelSU»)
The work is an attempt to identify the nature and content of the factors that have the strongest and the most significant effect on functioning of the international education market in the higher education system. The authors come to the conclusion that the effectiveness of the implementation of educational policies at both the national and international levels depends on many external and internal factors. The most important external factors, affecting the quality of the state education as a key driver of economic growth and development of the country and its competitiveness in the world space, are globalization and regional integration of the education market. These factors determine the innovative development of the national systems of the higher education on a global level that is in the international market of educational services in the higher education system. The work is carried out within the specialty 08.00.14 – World Economics.
higher education system
market of educational services
regional integration
globalization
factors of innovative development

Развитее науки и технологии, гражданского общества и социальных институтов ведёт к тому, что современное общество становится комплексным и ресурсоемким. Это происходит под влиянием ряда тенденций, складывающихся в современной экономике, вообще, и на международном рынке образовательных услуг в системе высшего образования, как одном из наиболее динамичных и перспективных отраслей экономики, в частности. Как справедливо отмечает М.В. Владыка, "инновационный прогресс и возможности, которые открываются перед высшими учебными заведениями, вынуждают их быстро реагировать на экономические и социальные изменения, ... учитывая сложившуюся ситуацию на рынке знаний, технологий и образовательных услуг" [3]. На современном этапе образовательное пространство Российской Федерации активно подвергается процессам модернизации. Происходящие преобразования затрагивают структуру и функции, реализуемые системой образования, а также её содержательные характеристики и технологии обучения. Современная система образования России представляет собой сложную организационную структуру, постоянное обновление которой обусловлено изменениями в социальной структуре государства, меняющимися интересами различных слоев и групп населения, а также общими тенденциями развития процессов модернизации во всем мире, их глобальным общецивилизационным масштабом. В этой связи видится актуальным изучение тех факторов в сфере взаимодействия субъектов международного рынка образовательных услуг, которые доминируют в системе высшего образования и определяют её инновационное развитие на современном этапе.

Цель исследования

Цель настоящего исследования состоит в изучении и описании сущности, содержания и значения глобализации и региональной интеграции рынка образовательных услуг, как наиболее значимых факторов, определяющих инновационное развитие его субъектов в системе высшего образования на международном рынке образовательных услуг.

Материал и методы исследования

Анализ исследований в области интеграции российской системы высшего образования в международный рынок образовательных услуг показал наличие достаточно ёмкой научно-методологической базы, представленной работами отечественных и зарубежных учёных, изучающих различные аспекты этой проблемы: образование как определяющий фактор экономического роста; инвестиции в человеческий капитал; экономика образования; современные тенденции мирового рынка образовательных услуг; проблемы интернационализации высшего образования; вопросы функционального моделирования высшей школы в информационном обществе и т.д. [4]. В тоже время, вне рамок традиционного анализа остаются вопросы развития национальных образовательных систем, учитывающих государственные и рыночные регуляторы интеграционной динамики системы высшего образования в условиях качественных изменений мирового рынка образовательных услуг.

Достижение цели, поставленной в настоящей работе, возможно на основе анализа состояния современного международного рынка образовательных услуг в системе высшего образования и определения предпосылок формирования интегративного мирового образовательного пространства.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенное исследование показало, что к числу внешних факторов, оказывающих влияние на инновационные преобразования в деятельности субъектов международного рынка образовательных услуг в системе высшего образования, относят: наличие государственного заказа, востребованность продукции внутренним и внешними рынками, деятельность инновационной инфраструктуры вне субъекта, отношения с местными органами власти и др. Внешними факторам, задающими основной вектор инновационных изменений в деятельности субъектов международного рынка высшего образования, являются глобализация, затронувшая все национальные системы образования и предопределяющая трансформацию современной системы образования во всем мире, и региональная интеграция [5].

Глобализация сферы образования проявляется в различных формах. Одним из наиболее ярких примеров является транснациональное образование. Под транснациональным образованием понимаются все виды программ высшего образования, или комплексы образовательных курсов, или образовательные услуги, при которых обучающиеся находятся в стране, отличной от той, в которой базируются образовательные учреждения [9]. Другими словами, транснациональное образование - это высшее образование, которое пересекает границы национальных образовательных систем. К основным инновационным формам транснационального образования относят франчайзинг, открытие филиалов образовательных учреждений в других странах, сопоставление программ обучения и др.

В рамках франчайзинга, например, одно образовательное учреждение (франчайзер) предоставляет другому учреждению право оказывать образовательные услуги по образовательным программам и квалификационным стандартам франчайзера, вне зависимости от страновой принадлежности студентов [7].

Открытие филиалов образовательных учреждений в других странах является формой транснационального образования во многом схожей с франчайзингом. Но в данном случае роль филиала играет образовательное учреждение - франчайзи [1].

При сопоставлении программ обучения реализуется практика, когда два или больше образовательных учреждения по совместной договоренности разрабатывают программы обучения, сопоставимые по зачету пройденных курсов (кредитам) и предусматривающие возможность зачета кредитов, полученных студентами в одном учреждении [2]. Благодаря таким договоренностям студенты могут, пройдя часть обучения в одном образовательном учреждении, продолжить его в другом, в том числе за рубежом. Совместные программы являются признанным инструментом повышения конкурентоспособности вузов и, как следствие, национальных и региональных систем образования. Так, например, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)» в 2013-2014 учебном году реализовывал 12 совместных образовательных программ по направлениям: «Филология», «Экономика», «Физика», «Государственное и муниципальное управление», «Социология», «Управление персоналом» и др. Основой для текущего и перспективного планирования работы вуза по развитию инновационного потенциала и международной конкурентоспособности является Программа повышения конкурентоспособности Белгородского государственного национального исследовательского университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2017 г.г. [6]. По ряду индикаторов, в том числе, отражающим реализацию совместных программ, можно проследить планируемую эффективность проекта по развитию международной конкурентоспособности и сотрудничества НИУ «БелГУ» вплоть до 2017 года (таблица 1).

Таблица 1

Планируемая эффективность проекта по развитию международной конкурентоспособности и сотрудничества НИУ «БелГУ» в рамках реализации совместных программ

п/п

Наименование индикатора

Базовое значение

Коэффициент роста показателей 2017 г. по отношению к 2012 г., раз

2012

2013

2014

2015

2016

2017

1.

Количество совместных образовательных программ с ведущими зарубежными университетами (ед./год)

9

10

12

14

16

18

 

 

2

2.

Количество совместных научно-исследовательских программ с ведущими зарубежными университетами и научными центрами (ед./год)

10

11

12

13

14

15

 

 

1.5

3.

Количество образовательных программ, имеющих международную аккредитацию (ед., абс. значение)

3

4

5

5

6

6

 

2

Источник: [6].

Согласно данным, представленным в таблице 1, к 2017 году НИУ «БелГУ» планирует увеличить показатели по индикаторам 1 и 3 в два раза, а показатели по индикатору 2 - в полтора раза. Успешная реализация намеченных планов позволит вузу создать условия для успешного позиционирования в мировом научном и образовательном пространстве; привести содержание образования в соответствие с международными стандартами качества; повысить степень вовлеченности НИУ «БелГУ» в международные научно-исследовательские проекты, программы и гранты; ввести в практику регулярные обмены результатами и опытом научно-исследовательской деятельности с зарубежными партнёрами [10].

В целом, основной идеей инновационных форм транснационального образования является создание открытой системы высшего образования, которая смогла бы, с одной стороны, сохранить и сберечь культурное наследие отдельных стран, а с другой стороны, способствовать созданию единого образовательного пространства, в котором студенты и преподаватели располагали бы возможностью не только неограниченного передвижения, но и тесного международного сотрудничества.

Характерной чертой развития мировой экономики на современном этапе является усиление интеграционных процессов в различных сферах. Многочисленные интеграционные объединения сегодня решают задачи, связанные с созданием благоприятной внешнеполитической среды, укрепляющей взаимопонимание объединяющихся сторон; оптимизацией торговой политики; содействием структурной перестройке экономики; поддержкой развития молодых отраслей промышленности и др. Под влиянием интеграции рынка труда мировое сообщество принимает серьезные меры и по интеграции образовательной сферы. В этой связи еще одним фундаментально значимым фактором инновационного развития системы высшего образования, происходящим на международном уровне, является региональная интеграция, представляющая собой процесс сближения и взаимодействия национальных хозяйств, формирования региональных экономических группировок, в основе которого лежат естественные процессы усиления взаимозависимости национальных хозяйственных систем [8].

Развитие интеграционных процессов в системе высшего образования подразумевает решение ряда задач, связанных, прежде всего, с официальным признанием центральной роли образования как фактора экономической и социальной политики и средства повышения конкурентоспособности страны в мировом масштабе; с радикальным пересмотром и модернизацией системы образования; переходом к динамично развивающейся экономике знаний.

Ярким примером региональной интеграции в области высшего образования является Азия, которая активно конкурирует на международном рынке с традиционными лидерами. В Азиатском регионе создано около шести региональных организаций, стимулирующих внутрирегиональное сотрудничество в области высшего образования. К ним относятся организации, стимулирующие университетскую мобильность в Азии, Тихоокеанском регионе и в регионе Индийского океана: Ассоциация высших учебных заведений Юго-Восточной Азии, Азиатский и Тихоокеанский центр по развитию и инновациям в образовании, Юго-Восточный Азиатский региональный центр высшего образования и развития, Ассоциация университетов Азии и Тихоокеанского региона.

Интеграционные процессы на рынке образовательных услуг являются закономерным этапом развития системы образования и представляют собой положительные явления, поскольку позволяют наращивать учебный и научный потенциалы регионов, расширять возможности учебных заведений по оказанию образовательных и научных услуг и способствовать более эффективному использованию ресурсов.

Следуя общемировым тенденциям и социально-экономическим переменам в обществе, система высшего образования Российской Федерации вынуждена более гибко реагировать на изменяющиеся условия. На современном этапе международная интеграция российского высшего образования становится важнейшей внешнеэкономической и внешнеполитической задачей государства, для успешной реализации которой российские университеты должны разработать однородную структуру образовательных программ и дисциплин, адаптировать накопительную систему трудоемкости зачетных единиц, согласовать академические степени и средства обеспечения качества обучения, перейти на компетентностную модель высшего образования. Одним из примеров практической реализации перечисленных мероприятий является подписанный 26 октября 2012 г. договор о сотрудничестве между НИУ «БелГУ» и Университетом Серж-Понтуаз (Франция), основной целью которого является разработка совместных научно-исследовательских и образовательных программ. Совместная образовательная программа, ведущая к получению двойных дипломов, осуществляется в рамках направления подготовки 080100 Экономика на базе кафедры «Мировая экономика» Института экономики НИУ «БелГУ». В рамках данной программы каждая из сторон ежегодно направляет студентов для обучения в бакалавриате и магистратуре в течение 1-2 семестров. Эти направления деятельности требуют проведения трудоемкой и объемной работы по внедрению модульно-рейтинговой системы учебного процесса с использованием зачетных единиц трудоемкости учебных дисциплин, разработке единого приложения к диплому о высшем образовании, организации общественной системы аккредитации и контроля качества, независимых от властных структур и соответствующих международным требованиям. Реализация вышеназванных направлений деятельности в рамках национальной системы высшего образования способствует повышению конкурентоспособности российской системы высшего образования как субъекта международного рынка образовательных услуг.

Выводы

Проведенное исследование позволило выявить наиболее значимые факторы, определяющие инновационные изменения в системе высшего образования: глобализацию и региональную интеграцию образовательного пространства. Отмеченные факторы инновационного развития в системе высшего образования, как одной из наиболее динамично развивающейся отрасли национальной экономики, во многом определяющей создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики страны в целом, характерны для всех стран-участников международного образовательного пространства. Поэтому, создание единого международного образовательного пространства требует гармонизации национальных образовательных систем и принятия единых образовательных стандартов. В этой ситуации возникает необходимость поиска интеграционного механизма, соответствующего вектору развития мировых тенденций и позволяющего привести в сопоставимый вид образовательные системы государств.

Усиление влияния таких факторов инновационного развития субъектов международного рынка образовательных услуг в системе высшего образования, как глобализация и региональная интеграция, требует внесения определенных корректив в применяемые в национальной системе высшего образования механизмы, критерии и стандарты предоставления образовательных услуг. Именно инновации, как комплекс мер по реформированию отечественной системы высшего образования, позволят обеспечить её сопоставимость с зарубежными системами высшего образования и вывести российское образование на качественно новый уровень. Российской Федерации, как субъекту международного рынка образовательных услуг в системе высшего образования, необходимо определить условия, удовлетворяющие требованиям потребителей образовательных услуг, осуществлять маркетинговые мероприятия, сформировать конкурентную стратегию, повышать качество предоставляемых образовательных услуг для создания рынка образовательных услуг, способного адекватно и эффективно реагировать на вызовы и изменения современной глобальной экономики.

Статья выполнена в рамках государственного задания НИУ "БелГУ", код проекта 315 "Методология и инструментарий интенсификации интеграционного взаимодействия субъектов инновационной составляющей экономики".

Рецензенты:

Соловьева Л.В., д.э.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических наук АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», г. Белгород;

Флигинских Т.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Финансы и кредит» института экономики ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.