Развитее науки и технологии, гражданского общества и социальных институтов ведёт к тому, что современное общество становится комплексным и ресурсоемким. Это происходит под влиянием ряда тенденций, складывающихся в современной экономике, вообще, и на международном рынке образовательных услуг в системе высшего образования, как одном из наиболее динамичных и перспективных отраслей экономики, в частности. Как справедливо отмечает М.В. Владыка, "инновационный прогресс и возможности, которые открываются перед высшими учебными заведениями, вынуждают их быстро реагировать на экономические и социальные изменения, ... учитывая сложившуюся ситуацию на рынке знаний, технологий и образовательных услуг" [3]. На современном этапе образовательное пространство Российской Федерации активно подвергается процессам модернизации. Происходящие преобразования затрагивают структуру и функции, реализуемые системой образования, а также её содержательные характеристики и технологии обучения. Современная система образования России представляет собой сложную организационную структуру, постоянное обновление которой обусловлено изменениями в социальной структуре государства, меняющимися интересами различных слоев и групп населения, а также общими тенденциями развития процессов модернизации во всем мире, их глобальным общецивилизационным масштабом. В этой связи видится актуальным изучение тех факторов в сфере взаимодействия субъектов международного рынка образовательных услуг, которые доминируют в системе высшего образования и определяют её инновационное развитие на современном этапе.
Цель исследования
Цель настоящего исследования состоит в изучении и описании сущности, содержания и значения глобализации и региональной интеграции рынка образовательных услуг, как наиболее значимых факторов, определяющих инновационное развитие его субъектов в системе высшего образования на международном рынке образовательных услуг.
Материал и методы исследования
Анализ исследований в области интеграции российской системы высшего образования в международный рынок образовательных услуг показал наличие достаточно ёмкой научно-методологической базы, представленной работами отечественных и зарубежных учёных, изучающих различные аспекты этой проблемы: образование как определяющий фактор экономического роста; инвестиции в человеческий капитал; экономика образования; современные тенденции мирового рынка образовательных услуг; проблемы интернационализации высшего образования; вопросы функционального моделирования высшей школы в информационном обществе и т.д. [4]. В тоже время, вне рамок традиционного анализа остаются вопросы развития национальных образовательных систем, учитывающих государственные и рыночные регуляторы интеграционной динамики системы высшего образования в условиях качественных изменений мирового рынка образовательных услуг.
Достижение цели, поставленной в настоящей работе, возможно на основе анализа состояния современного международного рынка образовательных услуг в системе высшего образования и определения предпосылок формирования интегративного мирового образовательного пространства.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенное исследование показало, что к числу внешних факторов, оказывающих влияние на инновационные преобразования в деятельности субъектов международного рынка образовательных услуг в системе высшего образования, относят: наличие государственного заказа, востребованность продукции внутренним и внешними рынками, деятельность инновационной инфраструктуры вне субъекта, отношения с местными органами власти и др. Внешними факторам, задающими основной вектор инновационных изменений в деятельности субъектов международного рынка высшего образования, являются глобализация, затронувшая все национальные системы образования и предопределяющая трансформацию современной системы образования во всем мире, и региональная интеграция [5].
Глобализация сферы образования проявляется в различных формах. Одним из наиболее ярких примеров является транснациональное образование. Под транснациональным образованием понимаются все виды программ высшего образования, или комплексы образовательных курсов, или образовательные услуги, при которых обучающиеся находятся в стране, отличной от той, в которой базируются образовательные учреждения [9]. Другими словами, транснациональное образование - это высшее образование, которое пересекает границы национальных образовательных систем. К основным инновационным формам транснационального образования относят франчайзинг, открытие филиалов образовательных учреждений в других странах, сопоставление программ обучения и др.
В рамках франчайзинга, например, одно образовательное учреждение (франчайзер) предоставляет другому учреждению право оказывать образовательные услуги по образовательным программам и квалификационным стандартам франчайзера, вне зависимости от страновой принадлежности студентов [7].
Открытие филиалов образовательных учреждений в других странах является формой транснационального образования во многом схожей с франчайзингом. Но в данном случае роль филиала играет образовательное учреждение - франчайзи [1].
При сопоставлении программ обучения реализуется практика, когда два или больше образовательных учреждения по совместной договоренности разрабатывают программы обучения, сопоставимые по зачету пройденных курсов (кредитам) и предусматривающие возможность зачета кредитов, полученных студентами в одном учреждении [2]. Благодаря таким договоренностям студенты могут, пройдя часть обучения в одном образовательном учреждении, продолжить его в другом, в том числе за рубежом. Совместные программы являются признанным инструментом повышения конкурентоспособности вузов и, как следствие, национальных и региональных систем образования. Так, например, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)» в 2013-2014 учебном году реализовывал 12 совместных образовательных программ по направлениям: «Филология», «Экономика», «Физика», «Государственное и муниципальное управление», «Социология», «Управление персоналом» и др. Основой для текущего и перспективного планирования работы вуза по развитию инновационного потенциала и международной конкурентоспособности является Программа повышения конкурентоспособности Белгородского государственного национального исследовательского университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2017 г.г. [6]. По ряду индикаторов, в том числе, отражающим реализацию совместных программ, можно проследить планируемую эффективность проекта по развитию международной конкурентоспособности и сотрудничества НИУ «БелГУ» вплоть до 2017 года (таблица 1).
Таблица 1
Планируемая эффективность проекта по развитию международной конкурентоспособности и сотрудничества НИУ «БелГУ» в рамках реализации совместных программ
№ п/п |
Наименование индикатора |
Базовое значение |
Коэффициент роста показателей 2017 г. по отношению к 2012 г., раз |
|||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||
1. |
Количество совместных образовательных программ с ведущими зарубежными университетами (ед./год) |
9 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
2 |
2. |
Количество совместных научно-исследовательских программ с ведущими зарубежными университетами и научными центрами (ед./год) |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1.5 |
3. |
Количество образовательных программ, имеющих международную аккредитацию (ед., абс. значение) |
3 |
4 |
5 |
5 |
6 |
6 |
2 |
Источник: [6].
Согласно данным, представленным в таблице 1, к 2017 году НИУ «БелГУ» планирует увеличить показатели по индикаторам 1 и 3 в два раза, а показатели по индикатору 2 - в полтора раза. Успешная реализация намеченных планов позволит вузу создать условия для успешного позиционирования в мировом научном и образовательном пространстве; привести содержание образования в соответствие с международными стандартами качества; повысить степень вовлеченности НИУ «БелГУ» в международные научно-исследовательские проекты, программы и гранты; ввести в практику регулярные обмены результатами и опытом научно-исследовательской деятельности с зарубежными партнёрами [10].
В целом, основной идеей инновационных форм транснационального образования является создание открытой системы высшего образования, которая смогла бы, с одной стороны, сохранить и сберечь культурное наследие отдельных стран, а с другой стороны, способствовать созданию единого образовательного пространства, в котором студенты и преподаватели располагали бы возможностью не только неограниченного передвижения, но и тесного международного сотрудничества.
Характерной чертой развития мировой экономики на современном этапе является усиление интеграционных процессов в различных сферах. Многочисленные интеграционные объединения сегодня решают задачи, связанные с созданием благоприятной внешнеполитической среды, укрепляющей взаимопонимание объединяющихся сторон; оптимизацией торговой политики; содействием структурной перестройке экономики; поддержкой развития молодых отраслей промышленности и др. Под влиянием интеграции рынка труда мировое сообщество принимает серьезные меры и по интеграции образовательной сферы. В этой связи еще одним фундаментально значимым фактором инновационного развития системы высшего образования, происходящим на международном уровне, является региональная интеграция, представляющая собой процесс сближения и взаимодействия национальных хозяйств, формирования региональных экономических группировок, в основе которого лежат естественные процессы усиления взаимозависимости национальных хозяйственных систем [8].
Развитие интеграционных процессов в системе высшего образования подразумевает решение ряда задач, связанных, прежде всего, с официальным признанием центральной роли образования как фактора экономической и социальной политики и средства повышения конкурентоспособности страны в мировом масштабе; с радикальным пересмотром и модернизацией системы образования; переходом к динамично развивающейся экономике знаний.
Ярким примером региональной интеграции в области высшего образования является Азия, которая активно конкурирует на международном рынке с традиционными лидерами. В Азиатском регионе создано около шести региональных организаций, стимулирующих внутрирегиональное сотрудничество в области высшего образования. К ним относятся организации, стимулирующие университетскую мобильность в Азии, Тихоокеанском регионе и в регионе Индийского океана: Ассоциация высших учебных заведений Юго-Восточной Азии, Азиатский и Тихоокеанский центр по развитию и инновациям в образовании, Юго-Восточный Азиатский региональный центр высшего образования и развития, Ассоциация университетов Азии и Тихоокеанского региона.
Интеграционные процессы на рынке образовательных услуг являются закономерным этапом развития системы образования и представляют собой положительные явления, поскольку позволяют наращивать учебный и научный потенциалы регионов, расширять возможности учебных заведений по оказанию образовательных и научных услуг и способствовать более эффективному использованию ресурсов.
Следуя общемировым тенденциям и социально-экономическим переменам в обществе, система высшего образования Российской Федерации вынуждена более гибко реагировать на изменяющиеся условия. На современном этапе международная интеграция российского высшего образования становится важнейшей внешнеэкономической и внешнеполитической задачей государства, для успешной реализации которой российские университеты должны разработать однородную структуру образовательных программ и дисциплин, адаптировать накопительную систему трудоемкости зачетных единиц, согласовать академические степени и средства обеспечения качества обучения, перейти на компетентностную модель высшего образования. Одним из примеров практической реализации перечисленных мероприятий является подписанный 26 октября 2012 г. договор о сотрудничестве между НИУ «БелГУ» и Университетом Серж-Понтуаз (Франция), основной целью которого является разработка совместных научно-исследовательских и образовательных программ. Совместная образовательная программа, ведущая к получению двойных дипломов, осуществляется в рамках направления подготовки 080100 Экономика на базе кафедры «Мировая экономика» Института экономики НИУ «БелГУ». В рамках данной программы каждая из сторон ежегодно направляет студентов для обучения в бакалавриате и магистратуре в течение 1-2 семестров. Эти направления деятельности требуют проведения трудоемкой и объемной работы по внедрению модульно-рейтинговой системы учебного процесса с использованием зачетных единиц трудоемкости учебных дисциплин, разработке единого приложения к диплому о высшем образовании, организации общественной системы аккредитации и контроля качества, независимых от властных структур и соответствующих международным требованиям. Реализация вышеназванных направлений деятельности в рамках национальной системы высшего образования способствует повышению конкурентоспособности российской системы высшего образования как субъекта международного рынка образовательных услуг.
Выводы
Проведенное исследование позволило выявить наиболее значимые факторы, определяющие инновационные изменения в системе высшего образования: глобализацию и региональную интеграцию образовательного пространства. Отмеченные факторы инновационного развития в системе высшего образования, как одной из наиболее динамично развивающейся отрасли национальной экономики, во многом определяющей создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики страны в целом, характерны для всех стран-участников международного образовательного пространства. Поэтому, создание единого международного образовательного пространства требует гармонизации национальных образовательных систем и принятия единых образовательных стандартов. В этой ситуации возникает необходимость поиска интеграционного механизма, соответствующего вектору развития мировых тенденций и позволяющего привести в сопоставимый вид образовательные системы государств.
Усиление влияния таких факторов инновационного развития субъектов международного рынка образовательных услуг в системе высшего образования, как глобализация и региональная интеграция, требует внесения определенных корректив в применяемые в национальной системе высшего образования механизмы, критерии и стандарты предоставления образовательных услуг. Именно инновации, как комплекс мер по реформированию отечественной системы высшего образования, позволят обеспечить её сопоставимость с зарубежными системами высшего образования и вывести российское образование на качественно новый уровень. Российской Федерации, как субъекту международного рынка образовательных услуг в системе высшего образования, необходимо определить условия, удовлетворяющие требованиям потребителей образовательных услуг, осуществлять маркетинговые мероприятия, сформировать конкурентную стратегию, повышать качество предоставляемых образовательных услуг для создания рынка образовательных услуг, способного адекватно и эффективно реагировать на вызовы и изменения современной глобальной экономики.
Статья выполнена в рамках государственного задания НИУ "БелГУ", код проекта 315 "Методология и инструментарий интенсификации интеграционного взаимодействия субъектов инновационной составляющей экономики".
Рецензенты:
Соловьева Л.В., д.э.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических наук АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», г. Белгород;
Флигинских Т.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Финансы и кредит» института экономики ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.
Библиографическая ссылка
Камышанченко Е.Н., Степаненко С.Н. ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16628 (дата обращения: 12.10.2024).