Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CLINICAL AND IMMUNOLOGICAL DISORDERS IN THE COMBINED CRANIOFACIAL TRAUMA IN CHILDREN

Volkov E.V. 1 Gandylyan K.S. 1 Karakov K.G. 1 Goltyapina I.A. 1 Vyshlova I.A. 1
1 Stavropol State Medical University
A study of clinical and immunological study 114 children after combined craniofacial trauma with brain concussion and brain contusion mild. Clinical neurological examination of children with combined craniofacial trauma in the long-term injury possible to distinguish the following syndromes: vegetative dystonia, cerebral syndrome and diffuse cerebral mikrosimptomatiki and combinations thereof. Сonducted clinical and immunological comparison showed that in patients with concomitant effects craniofacial trauma occur raising antibodies to TNF-α and CL compared with the control group. Study of the immunological parameters depending on the severity revealed that in patients with combined craniofacial grass with a brain contusion mild levels of antibodies to cardiolipin and TNF-alpha were significantly higher than in the combined craniofacial trauma with brain concussion. Comparative analysis of immunological parameters and neurological syndromes revealed a certain pattern: the significant pathology of the nervous system after neurotrauma, the higher the levels of proinflammatory cytokines and antibodies in the serum KL. It was also found to depend on the age, the resulting combined craniofacial trauma, which at an earlier date by the time of the injury level of immunological parameters higher than the long-term period of injury.
cardiolipins.
TNF-alpha
neurotrauma
concomitant craniofacial trauma

Проблема сочетанной черепно-лицевой травмы (СЧЛТ) у детей лежит в плоскости малоизученных направлений и занимает особое место среди детскогонейротравматизма. По мнению ряда авторов [1,2,3,8,9,14], среди всех травм только нейротравмы среди детей встречаются в 25-45% случаев. В отдалённом периоде независимо от тяжести перенесённой травмы у 40-60% больных отмечаются стойкие органические и функциональные расстройства нервной системы, которые могут приводить к стойкой инвалидизации [1,2,6,8,13]. Многими авторами проводились исследования, целью которых было выявление и уточнение основных факторов патогенеза формирования посттравматических  осложнений у детей,  где одним из них являлись аутоиммунные нарушения[2,4,5,7,10,11,13,16]. В этой связи нами была предпринята попытка уточнения некоторых аспектов формирования посттравматических нарушений с учетом иммунологических реакций в ЦНС.

Цель исследования. Изучитьпатоиммунологическиемеханизмы формированияотдаленных последствийнейротравмы при СЧЛТ у детей.

Материалы и методы.Под нашим наблюдением, в возрасте от 13-16 лет находилось 114 школьников, перенесших сочетанную черепно-лицевую травму (СЧЛТ) в сочетании с сотрясением головного мозга (СГМ) 66 (57,9%) детей и СЧЛТ в сочетании  с ушибом головного мозга легкой степени (УГМЛС) - 48 (42,1%) детей. Среди них  -  79 мальчиков и 35 девочек, средний возраст которых составил 14,7±2,11 лет. В посттравматическом периоде больные обследовались спустягод после полученной травмы в среднем 14±1,6 месяцев. Более 70% случаев СЧЛТ явилось следствием ДТП.

Для уточнениявозможных патоиммунологических механизмов, участвующих в формировании посттравматических нарушений, нами были проведены иммунологические исследования, состоящие из определения антител к фосфолипидамс помощью иммуноферментного анализа (использовалась тест-система фирмы «Цитокин» (г.Санкт-Петербург) и антифосфолипидов (анти-ФЛ), по уровню антител к кардиолипинам. Последние определялись с помощью иммуноферментного анализа (ИФА) в сыворотке крови и фактора некроза опухоли-альфа в сыворотке крови (ФНО-α), который определялся с помощью набора реагентов, предназначенного для количественного анализа в исследуемыхобразцах методом иммуноферментного анализа (ИФА) фирмы «Цитокин» г.Санкт-Петербург.Полученные результаты сравнивались с показателями контрольной группы(30 человек), сопоставимые по полу и возрасту.

Результаты и обсуждение. Клинико-неврологическое обследование детей с СЧЛТ в отдаленном периоде травмы позволило выделить следующие синдромы: вегетативной дистонии, общемозговой синдром и синдром рассеянной церебральной микросимптоматики и их сочетание.

Общемозговой синдром  был установлен у 61 (53,5%) пострадавших. Данный синдром характеризовался жалобами на головную боль, чувством тошноты, реже рвоты, общим недомоганием, быстрой утомляемостью.

Синдром рассеянной церебральной микросимптоматики был вторым по выявляемости и диагностирован в 40 (35,1%) случае. В структуре данного синдрома наблюдались глазодвигательнные расстройства, легкая недостаточность VII и XII пар черепных нервов, не грубые вестибулярные и статоатактические расстройства. Эти симптомы отличались умеренной стойкостью и регрессировали по ходу восстановительного периода.

Синдром вегетативной дистонии  был диагностирован у 13(11,4%) детей и характеризовался вегетативными нарушениями смешанного характера. Следует признать, что вегетативные проявления были выявлены практически у всех пострадавших детей, но  в 11% случаях вегетативные нарушенияу детей доминировали.

Антитела к фосфолипидам являются маркерами эндотелиального повреждения или отражают наличие воспалительных изменений в сосудистой стенке [5,6].Проведение иммунологического исследования у 46 пациентов с нейротравмойспустя год позволили выявить достоверное (р<0,05) увеличение значений в сравнении с показателями контрольной группы. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние показатели антител к фосфолипидам у пациентов с последствиями

СЧЛТ и лиц контрольной группы.

 

СЧЛТ (n = 46)

Контрольная группа (n = 30)

 

 

Антитела кфосфолипидам в сывороткекрови  (ед. ОП)

 

0,359 ±0,009*

 

0,272 ± 0,005

 

Примечание: * - p < 0,05 между основной и контрольной группами.

Достоверных значимых различий по уровню антител к КЛ в зависимости от пола и возраста нами не было выявлено (р>0,05).

Исследование содержания антител к КЛ в зависимости от степени тяжести полученных СЧЛТ представлено в таблице 2.

Таблица 2

Уровень антител к кардиолипинам в сыворотке крови в зависимости от степени тяжести СЧЛТ в отдалённом периоде (М ± m).

группы

Антитела к кардиолипинам (ед. ОП)

Основная  группа

 

Контрольная группа (n = 30)

Отдалённый периодСЧЛТ с СГМ

(n = 24)

0,297±0,059

0,272 ± 0,005

Отдалённый период СЧЛТ с УГМЛС(n = 22)

0,398±0,039*

0,272 ± 0,005

Примечание: *- р< 0,05.

Результаты исследования указывали, что показатели уровня антител к кардиолипинам у пациентов с последствиями СЧЛТ и УГМЛС достоверно (р<0,05)отличались от показателейконтрольной группы, что может указывать на повреждение сосудистого эндотелия, возникающее при последствиях СЧЛТ, выраженность которого увеличивается с тяжестью перенесённой травмы.

Нами отмечено, что наиболее высокий уровень антител к КЛ обнаружен у пациентов с синдромом рассеянной церебральной микросимптоматики при последствиях перенесённой ЧЛТ с СГМ. У пациентов, перенёсших СЧЛТ с УГМЛС, наибольший уровень антител к КЛ выявлен у детей с общемозговым синдромом, где была отмечена достоверная (р<0,05) разница по уровню антител к КЛ между последствиями лёгкой и средней степенями тяжести СЧЛТ. При синдроме ВСД содержание антител к КЛбыло близко к варианту контрольной группы.

Нами был проведен анализ содержания антител к КЛ в зависимости от сроков получения СЧЛТ. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Содержание антител к КЛ в зависимости от сроков давности получения СЧЛТ

Время, прошедшее от

момента получениятравмы

Клиническая форма

 

 

СЧЛТ с СГМ

СЧЛТ сУГМЛС

контроль

2 года после травмы(n=27)

0,2989 ± 0,059

0,3978 ± 0,039*

0,272 ± 0,005

3 года после травмы(n=24)

 

0,2811 ± 0,075

0,3013 + 0,061

0,272 ± 0,005

Было отмечено, что повышение показателей антител к КЛ наиболее часто встречалось у пациентов с последствиями как легкой, так и средней степени тяжести СЧЛТ в течение первых двух лет от момента получения травмы. Достоверное (р<0,05) отличие по уровню КЛ было выявлено только у детей с УГМЛС спустя 2 года после травмы.

Результаты исследования указывают на зависимость временного фактора и иммунного сдвига, где была выявленная положительная корреляционная (r=0,43) зависимость, указывающая, что чем меньше времени после СЧЛТ, тем выше показатели антител к КЛ, тем самымуказывая на более выраженные патологические процессы в эндотелии церебральных сосудов. Однако более выраженные  эндотелиальные изменения  сосудов отмечены у пациентов с последствиями перенесённой СЧЛТ сУГМЛС.

Исследование   содержания   антител   к  КЛ  позволило выявить их повышение в отдаленном периоде СЧЛТ, где наиболее высокие показатели были выявлены у пациентов    с ведущими в  клинической    картине синдромами:общемозгового синдрома и рассеянной церебральной микросимптоматики, преимущественно в ранние периоды от момента полученной травмы, что указывает на повреждение эндотелия сосудистой стенки, приводящих к нарушению эластико-тонических параметров, а, следовательно, к нарушению церебральной гемодинамики.

ФНО-α -провоспалительный цитокин, активно участвующий в регуляции межклеточного взаимодействия. Главным источником ФНО-α являются макрофаги, полиморфноядерные лейкоциты, микроглия, астроциты. ФНО-α усиливает экспрессию молекул адгезии и антигенпредставления на эндотелии сосудов и повышает проницаемость гематоэнцефалического барьера. Кроме того, ФНО-α является индуктором апоптоза, в частности, глиальных и нейрональных клеток [5,6].Нейроны и микроглиальные клетки способны продуцировать ФНО-α и экспрессировать м-РНК при травме и ишемии мозга [6].

Исследование уровняпровоспалительных цитокинов(ФНО-α) в сыворотке крови позволило выявить их достоверное (p<0,05) повышение в сравнении с контрольной группой.

Таблица 4

Содержание ФНО-α у больных с последствиями СЧЛТ

и лиц контрольной группы

 

Основная (n= 34)

контрольная (n = 23)

 

 

 

 

Показатели ФНО-апг/мл

16,351 ±1,3 *

12,90 ±0,8

Примечание: *-p < 0,05 между основной и контрольной группами.

 Значимых  различий уровня  ФНО-α  в  зависимости  от  пола и возраста нами не было обнаружено (р>0,05).При сравнении показателей провоспалительных цитокинов в зависимости от степени тяжести перенесенной СЧЛТ было обнаруженодостоверное (р<0,05)  повышениесодержание ФНО-α у пациентов, перенёсших как СГМ, так и УГМЛС. Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Содержание ФНО-α у больныхс СЧЛТ с СГМ и УГМЛС в отдаленном периоде

 

Показатели ФНО-а

 

 

 

 

 

Пациенты с последствиями СЧЛТ с СГМ

Пациенты с последствиями СЧЛТ с УГМЛС

Контрольная группа

сыворотка крови пг/мл

14,372 ±1,9*

18,559 ±1,7 **

9,26±1,2

Примечание: *- р< 0,05, **- р< 0,01.

Нами проведен клинико-иммунологический анализ по содержанию ФНО-α в зависимости от неврологического синдрома при СЧЛТ с СГМ. Результаты исследования указывают, что наиболее высокий уровень ФНО-αдостоверно (р<0,05) наблюдался при синдроме рассеянной церебральной микросимптоматики (17,653 ± 0,55 пг/мл) и ОМС (14,521 ± 0,55 пг/мл). Низкий уровень ФНО-α был отмечен при синдроме СВД и составил 11,913 ± 0,55 пг/мл.

У лиц, перенёсших СЧЛТ и УГМЛС, наиболее высокий уровень провоспалительных цитокинов достоверно (р<0,01) был обнаружен при общемозговом синдроме (19,632 ± 0,47 пг/мл). При СВД результат достоверно (р<0,05) был выше и составил 14,133 ± 0,55 пг/мл.

Нами было выявлено 3 случая больных с эпилептическими приступамипосле СЧЛТ с УГМЛС, где содержание ФНО-αсоставило20,853±0,49пг/мл., что было достоверно (р<0,01)выше контрольной группы. Данное обстоятельство можно объяснить наличием эпилептических приступов, приводящие к повышенной дестабилизации иммунного ответа в ЦНС.При сопоставлении показателей ФНО-αпо давности полученной нейротравмы были получены следующие результаты. Результаты приведены в таблице 6.

Таблица6

Средние показатели ФНО-α (пг/мл) в зависимости от сроков давности

полученной нейротравмы

Время, прошедшее от

момента получения

травмы

последствия СЧЛТ

СЧЛТ с СГМ

СЧЛТ с УГМЛС

2 года

(15,357 ± 0,55 пг/мл)

(18,632 ± 0,47 пг/мл)

3 года

(14,253 ± 0,55 пг/мл)

(15,263 ± 0,47 пг/мл)

 

Нами отмечено, что уровень ФНО-α изменяется в зависимости от давности получения травмы и имеет определённые закономерности. В ранние сроки от момента получения СЧЛТ уровень ФНО-α достоверно(р<0,05)был выше, чем в период после одного года, где степень увеличения была пропорциональна степени тяжести полученной травмы. Вместе с тем в более поздние сроки (спустя 3 года после травмы) разница между группами нивелировалась и достигла более низких уровней по сравнению срезультатами, полученными в период после года от момента получения СЧЛТ.

           Таким  образом,  проведённое клинико-иммунологическоесопоставление показало, что у больных с последствиями СЧЛТ имеют место повышение антител к КЛ и ФНО-αв сравнении с контрольной группой. Изучение результатов иммунологических показателей в зависимости от степени тяжести выявило, что у пациентов с СЧЛТ с УГМЛС содержание антител к кардиолипинам и ФНО-а достоверно выше, чем при СЧЛТ с СГМ. Сравнительный анализ иммунологических показателей и неврологических синдромов позволил выявить определенную закономерность: чем значимее патология нервной системы после нейротравмы, тем выше содержание провоспалительных цитокинов и антител к КЛ в сыворотке крови. Кроме того, была обнаружена зависимость от давности полученнойСЧЛТ, где в более ранние сроки от момента полученной травмы уровень иммунологических показателей выше, чем в отдаленные сроки травмы.

Рецензенты:

ХристофорандоД.Ю., д.м.н., доцент, заведующий отделением челюстно-лицевой хирургии, Ставропольский государственный медицинский университет, г. Ставрополь.

Долгова И.Н., д.м.н., доцент кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики, Ставропольский государственный медицинский университет, г. Ставрополь.