Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR IN ADOLESCENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Karpushkina N.V. 1 Koneva I.A. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin (Minin,s University)
Articleexamines the characteristicsof deviantbehavior in adolescentswith intellectual disabilities, approaches to itsprevention and correction. The article describes thespecificrelated to the structureof the defect,especiallydeviant behavior.It is shownthat adolescentswith intellectual disabilitieshave a highlevel of aggression, conflict, anxiety, which affects theirbehavior.For teenagersexperiencecharacterized by"guilt" penchant forchemical dependency. The level ofvolitional regulation, self-controlthey haveis low.At the same time, during a specialremedial workoffsetthese risks. The result of thisworkis to reduce thelevel of hostility, aggression, self-destructivetendencies.Thus, the authors note expressedthe dynamics ofbehavior, emotional andvolitionaldevelopmentof adolescents"at risk"with intellectual disabilitiesin adeliberatepsychological impact.
aggressiveness.
anxiety
conflict
addictive behavior
dependent behavior
deviant behavior
В последние годы в нашем обществе происходят изменения, которые оказывают непосредственное влияние на микро- и макроклимат социума. Подростков все больше отличает отчужденность, тревожность, духовная опустошенность, ведущая к цинизму, жестокости, агрессивности. Для современного общества актуальность проблемы девиантного поведения очевидна и требует обязательного разрешения. 

Однако, попытки объяснения девиантного поведения затруднены тем, что отсутствуют единые подходы к его определению и, соответственно, однозначные рекомендации по коррекции такого поведения. Несмотря на то, что девиантное поведение как явление не может не вызывать острый и практический интерес педагогического сообщества, в научной литературе эти вопросы недостаточно разработаны.

Уже не одно десятилетие на разных уровнях поднимается вопрос о профилактике отклоняющегося поведения подростков и юношества. Разрабатываются программы, создаются службы и центры, однако по-прежнему проблема остается достаточной острой. Одной из причин такого положения, на наш взгляд, является изначально неправильный подход к системе воспитания. Заключается он, как правило, в прямых требованиях: «Перестань быть плохим, стань хорошим», в различных угрозах в адрес подростка, а так же в мерах административно-правового воздействия на подростков и его родителей. В результате такого воспитания ребенок «группы риска» еще более ожесточается, еще дальше отдаляется от называемого идеала поведения, страдает от одиночества и собственной ненужности.

Проблема девиантного поведения у подростков с нарушением интеллекта является еще более актуальной. Многие подростки, обучающиеся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, воспитываются в условиях закрытых учебных заведений, что усиливает негативное влияние на их личность.Как показано в исследованиях В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, М.Ю. Кондратьева, Н.В. Корневой, Л.М. Шипициной, они испытывают серьёзные трудности в социальной адаптации и интеграции в общество. Их характеризует высокий уровень агрессивности, эмоциональная холодность, тревожность и враждебность по отношению ко взрослому, неспособность конструктивного выхода из конфликта.

Характеристики, обусловленные спецификой дефекта и стереотипным отношением общества к подросткам с интеллектуальной недостаточностью, достаточно ограничивают  их от полной интеграции в социум, а наличие девиаций в поведении практически закрывает туда путь. Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов, не соответствует тому потенциалу, на который способны умственно отсталые подростки, что провоцирует их на неадекватные эмоциональные реакции и поступки, в то же время,  задача общества — помочь им найти себя в жизни.

Наше исследование было направлено на изучение особенностей личности подростков с интеллектуальной недостаточностью «группы риска», возможностей профилактики девиантного поведения у этих подростков.

Основным методом исследования являлся эксперимент. В качестве методик исследования использовались: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н.Орел; методика исследования реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера, адаптированная Ю.Л.Ханиным; методика диагностики показателей и форм агрессивности Басса-Дарки; анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростка(Е.В.Змановская).

Анализ данных по методике СОП показал, что подростки с интеллектуальной недостаточностью имеют     предрасположенность к девиантному поведению. Так, для них характерны высокие показатели по личностным характеристикам: агрессивность, тревожность, склонность к саморазрушающемуаддиктивному поведению. Уровень волевого контроля над эмоциональными реакциями у подростков с интеллектуальной недостаточностью невысокий  (32%),  что подчеркивает отсутствие стремления к ответственности за свои поступки.

Таблица 1

Особенности отклоняющегося поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью по методике СОП

п/п

Шкалы

Группа «А»

Абсолютное число

%

1

Установка на социально-желательные ответы

9

36

2

Склонность к нарушению норм и правил

9

36

3

Склонность к аддиктивному поведению

15

60

4

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

16

64

5

Склонность к агрессии и насилию

24

96

6

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

8

32

7

Склонность к делинквентному поведению

12

48

8

Дополнительная шкала принятия женской социальной роли (только в женском  варианте)

6

24

 

При использовании методики Ч.Д. Спилбергера обнаружено, что для подростков с интеллектуальной недостаточностью характерен низкий уровень тревожности, что может свидетельствовать о наличии скрытой тревожности, обуславливающей преобладание защитных механизмов в регуляции поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Особенности тревожности у подростков с ИН

Исследование по методике Басса-Дарки подтвердило наличие у подростков с интеллектуальной недостаточностью высокого уровня агрессивности, враждебности. Для  них характерна вербальная агрессия: оскорбления или словесные унижения, отказ повиноваться взрослым, открытые угрозы. У подростков с интеллектуальной недостаточностью такжевыявлены высокие  показатели по шкале «чувство вины». Полученные данные говорят о том, что  подростки, обладая знаниями о правилах поведения, не  могут отказаться от стереотипных  реакций и деструктивного опыта решения конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Особенности агрессивности у подростков с ИН

Анкетирование  по методике Е.В. Змановскойпоказало, что в группе подростков с ИН преобладают учащиеся с большой вероятностью  формирования химической зависимости.

На основе результатов проведенного исследования, нами была разработана программа формирующего эксперимента. Цели  программы: создание условий для формирования навыков саморегуляции эмоций и поведения; навыков  социально – адаптивного поведения у подростков с ИН.

Занятия по программе былипостроенына основепринципов: учета возрастных и индивидуально- типических особенностей; принципа последовательности и доступности;учета зоны ближайшего развития; принципакультуросообразности.

Реализация предложенной программы  осуществлялась в соответствии с требованиями:

-работа по профилактике девиантного поведения должна быть долгосрочной и сочетать групповые и индивидуальные занятия;

-профилактическая работа должна сочетаться с интеграцией подростков в общество нормально развивающихся сверстников;

-особое внимание в работе с подростками с нарушениями интеллектадолжно уделяться практическим занятиям и закреплению полученных навыков в привычной среде.

Программа формирующего эксперимента была ориентирована на подростков 13 –15 лет с интеллектуальной недостаточностью.

Продолжительность занятий с подростками составляла 30-40 минут ввиду их быстрой  утомляемости (снижение концентрации внимания,объёма  памяти, слабой волевой регуляции поведения). Занятия проводились 2 раза в неделю  в утреннее время по подгруппам.

Ввиду  того, что эмоции умственно отсталых подростков часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям окружающего мира, что возможно на полноценном тренинговом занятии, то с подростками с интеллектуальной недостаточностью мы  проводили занятия с элементами тренинга, где эмоциональная нагрузка ниже.

Темы занятий и задания подбирались с учетом уровня интеллекта и индивидуальным особенностям развития подростков. В основу легли работы два основных направления: развитие  эмоционально-волевой  сферы  и  профилактика зависимого поведения. При работе с подростками необходимо учитывать следующие моменты: активность ведущего занятия, присутствии  игрового компонента, возникновение таких ситуаций,как споры и ссоры, образование группировок, массовый выход из группы. При возникновении трудных ситуаций необходимо пересмотреть индивидуальные цели каждого участника, чтобы сделать их более реальными и приемлемыми.

В процессе работы по программе испытуемые принимали  нормы и ценности, предлагаемые ведущими; проявляли заинтересованность  к занятиям и результату деятельности. В некоторых случаях у подростков с интеллектуальной недостаточностьюнаблюдалась недостаточная мотивация к деятельности, что приходилось преодолевать с помощью  дополнительной мотивации на выполнение упражнений, активизировать  деятельность.

Эффективность предложенной программы была подтверждена в ходеконтрольного эксперимента.

После проведённых психопрофилактических мероприятий изменились в позитивном направлении показатели склонности подростков к аддиктивному поведению-на 16 %,к саморазрушающему поведению– на 8 %, кагрессии и насилию- на 32%.

В то же время, изменились показатели эмоционально- волевой регуляции поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью. Так, увеличился уровень волевого контроля над эмоциональными реакциями на 28%.

Таблица 2

Склонность к девиантному поведению у подростков с интеллектуальной недостаточностью

п/п

Шкалы

До эксперимента

После эксперимента

абс.

ч-ло

%

абс.

ч-ло

%

1

Установка на социально-желательные ответы

8

32

10

40

2

Склонность к нарушению норм и правил

9

36

9

36

3

Склонность к аддиктивному поведению

14

56

12

40

4

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

14

56

12

48

5

Склонность к агрессии и насилию

23

92

15

60

6

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

6

24

13

52

7

Склонность к делинквентному поведению

9

36

9

36

8

Дополнительная шкала принятия женской социальной роли (только в женском  варианте)

5

20

5

20

 

По результатам методики Басса-Дарки произошло снижение количества подростков с высоким уровнем агрессивности на 28 %, враждебности- на 8%.

Таблица 3

Особенности враждебности, агрессивности у подростков с интеллектуальной недостаточностью

Уровень индекса

До эксперимента

После эксперимента

Агрессивность

Враждебность

Агрессивность

Враждебность

%

Абсолютное число     

%

Абсолютное число     

%

Абсолютное число     

%

Абсолютное число     

Выше нормы

28

7

40

10

-

-

32

8

Норма

52

13

60

15

80

20

68

17

Ниже нормы

20

5

--

0

20

5

-

-

Таким образом, целенаправленная работа психолога по профилактике девиантного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью показала свою высокую эффективность.

Профилактика девиантного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью будет проходить успешно при условии своевременного выявления подростков «группы риска» и организации своевременных   психолого — педагогических мероприятий.

Профилактическая работа должна сочетаться с интеграцией подростков в среду нормально развивающихся сверстников.

Представленная система работы может быть рекомендована к реализации специалистам, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях специального и инклюзивного образования.

Рецензенты:

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», Нижний Новгород;

Суворова О.В., д.псх.н., доцент, доцент кафедры психологии, общеправовых и гуманитарных наук НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий» (филиал в г. Н. Новгород), г.Нижний Новгород.