Однако, попытки объяснения девиантного поведения затруднены тем, что отсутствуют единые подходы к его определению и, соответственно, однозначные рекомендации по коррекции такого поведения. Несмотря на то, что девиантное поведение как явление не может не вызывать острый и практический интерес педагогического сообщества, в научной литературе эти вопросы недостаточно разработаны.
Уже не одно десятилетие на разных уровнях поднимается вопрос о профилактике отклоняющегося поведения подростков и юношества. Разрабатываются программы, создаются службы и центры, однако по-прежнему проблема остается достаточной острой. Одной из причин такого положения, на наш взгляд, является изначально неправильный подход к системе воспитания. Заключается он, как правило, в прямых требованиях: «Перестань быть плохим, стань хорошим», в различных угрозах в адрес подростка, а так же в мерах административно-правового воздействия на подростков и его родителей. В результате такого воспитания ребенок «группы риска» еще более ожесточается, еще дальше отдаляется от называемого идеала поведения, страдает от одиночества и собственной ненужности.
Проблема девиантного поведения у подростков с нарушением интеллекта является еще более актуальной. Многие подростки, обучающиеся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, воспитываются в условиях закрытых учебных заведений, что усиливает негативное влияние на их личность.Как показано в исследованиях В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, М.Ю. Кондратьева, Н.В. Корневой, Л.М. Шипициной, они испытывают серьёзные трудности в социальной адаптации и интеграции в общество. Их характеризует высокий уровень агрессивности, эмоциональная холодность, тревожность и враждебность по отношению ко взрослому, неспособность конструктивного выхода из конфликта.
Характеристики, обусловленные спецификой дефекта и стереотипным отношением общества к подросткам с интеллектуальной недостаточностью, достаточно ограничивают их от полной интеграции в социум, а наличие девиаций в поведении практически закрывает туда путь. Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов, не соответствует тому потенциалу, на который способны умственно отсталые подростки, что провоцирует их на неадекватные эмоциональные реакции и поступки, в то же время, задача общества — помочь им найти себя в жизни.
Наше исследование было направлено на изучение особенностей личности подростков с интеллектуальной недостаточностью «группы риска», возможностей профилактики девиантного поведения у этих подростков.
Основным методом исследования являлся эксперимент. В качестве методик исследования использовались: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н.Орел; методика исследования реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера, адаптированная Ю.Л.Ханиным; методика диагностики показателей и форм агрессивности Басса-Дарки; анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростка(Е.В.Змановская).
Анализ данных по методике СОП показал, что подростки с интеллектуальной недостаточностью имеют предрасположенность к девиантному поведению. Так, для них характерны высокие показатели по личностным характеристикам: агрессивность, тревожность, склонность к саморазрушающемуаддиктивному поведению. Уровень волевого контроля над эмоциональными реакциями у подростков с интеллектуальной недостаточностью невысокий (32%), что подчеркивает отсутствие стремления к ответственности за свои поступки.
Таблица 1
Особенности отклоняющегося поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью по методике СОП
№ п/п |
Шкалы |
Группа «А» |
|
Абсолютное число |
% |
||
1 |
Установка на социально-желательные ответы |
9 |
36 |
2 |
Склонность к нарушению норм и правил |
9 |
36 |
3 |
Склонность к аддиктивному поведению |
15 |
60 |
4 |
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению |
16 |
64 |
5 |
Склонность к агрессии и насилию |
24 |
96 |
6 |
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций |
8 |
32 |
7 |
Склонность к делинквентному поведению |
12 |
48 |
8 |
Дополнительная шкала принятия женской социальной роли (только в женском варианте) |
6 |
24 |
При использовании методики Ч.Д. Спилбергера обнаружено, что для подростков с интеллектуальной недостаточностью характерен низкий уровень тревожности, что может свидетельствовать о наличии скрытой тревожности, обуславливающей преобладание защитных механизмов в регуляции поведения.
Рис. 1. Особенности тревожности у подростков с ИН
Исследование по методике Басса-Дарки подтвердило наличие у подростков с интеллектуальной недостаточностью высокого уровня агрессивности, враждебности. Для них характерна вербальная агрессия: оскорбления или словесные унижения, отказ повиноваться взрослым, открытые угрозы. У подростков с интеллектуальной недостаточностью такжевыявлены высокие показатели по шкале «чувство вины». Полученные данные говорят о том, что подростки, обладая знаниями о правилах поведения, не могут отказаться от стереотипных реакций и деструктивного опыта решения конфликтов.
Рис. 2. Особенности агрессивности у подростков с ИН
Анкетирование по методике Е.В. Змановскойпоказало, что в группе подростков с ИН преобладают учащиеся с большой вероятностью формирования химической зависимости.
На основе результатов проведенного исследования, нами была разработана программа формирующего эксперимента. Цели программы: создание условий для формирования навыков саморегуляции эмоций и поведения; навыков социально – адаптивного поведения у подростков с ИН.
Занятия по программе былипостроенына основепринципов: учета возрастных и индивидуально- типических особенностей; принципа последовательности и доступности;учета зоны ближайшего развития; принципакультуросообразности.
Реализация предложенной программы осуществлялась в соответствии с требованиями:
-работа по профилактике девиантного поведения должна быть долгосрочной и сочетать групповые и индивидуальные занятия;
-профилактическая работа должна сочетаться с интеграцией подростков в общество нормально развивающихся сверстников;
-особое внимание в работе с подростками с нарушениями интеллектадолжно уделяться практическим занятиям и закреплению полученных навыков в привычной среде.
Программа формирующего эксперимента была ориентирована на подростков 13 –15 лет с интеллектуальной недостаточностью.
Продолжительность занятий с подростками составляла 30-40 минут ввиду их быстрой утомляемости (снижение концентрации внимания,объёма памяти, слабой волевой регуляции поведения). Занятия проводились 2 раза в неделю в утреннее время по подгруппам.
Ввиду того, что эмоции умственно отсталых подростков часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям окружающего мира, что возможно на полноценном тренинговом занятии, то с подростками с интеллектуальной недостаточностью мы проводили занятия с элементами тренинга, где эмоциональная нагрузка ниже.
Темы занятий и задания подбирались с учетом уровня интеллекта и индивидуальным особенностям развития подростков. В основу легли работы два основных направления: развитие эмоционально-волевой сферы и профилактика зависимого поведения. При работе с подростками необходимо учитывать следующие моменты: активность ведущего занятия, присутствии игрового компонента, возникновение таких ситуаций,как споры и ссоры, образование группировок, массовый выход из группы. При возникновении трудных ситуаций необходимо пересмотреть индивидуальные цели каждого участника, чтобы сделать их более реальными и приемлемыми.
В процессе работы по программе испытуемые принимали нормы и ценности, предлагаемые ведущими; проявляли заинтересованность к занятиям и результату деятельности. В некоторых случаях у подростков с интеллектуальной недостаточностьюнаблюдалась недостаточная мотивация к деятельности, что приходилось преодолевать с помощью дополнительной мотивации на выполнение упражнений, активизировать деятельность.
Эффективность предложенной программы была подтверждена в ходеконтрольного эксперимента.
После проведённых психопрофилактических мероприятий изменились в позитивном направлении показатели склонности подростков к аддиктивному поведению-на 16 %,к саморазрушающему поведению– на 8 %, кагрессии и насилию- на 32%.
В то же время, изменились показатели эмоционально- волевой регуляции поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью. Так, увеличился уровень волевого контроля над эмоциональными реакциями на 28%.
Таблица 2
Склонность к девиантному поведению у подростков с интеллектуальной недостаточностью
№ п/п |
Шкалы |
До эксперимента |
После эксперимента |
||
абс. ч-ло |
% |
абс. ч-ло |
% |
||
1 |
Установка на социально-желательные ответы |
8 |
32 |
10 |
40 |
2 |
Склонность к нарушению норм и правил |
9 |
36 |
9 |
36 |
3 |
Склонность к аддиктивному поведению |
14 |
56 |
12 |
40 |
4 |
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению |
14 |
56 |
12 |
48 |
5 |
Склонность к агрессии и насилию |
23 |
92 |
15 |
60 |
6 |
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций |
6 |
24 |
13 |
52 |
7 |
Склонность к делинквентному поведению |
9 |
36 |
9 |
36 |
8 |
Дополнительная шкала принятия женской социальной роли (только в женском варианте) |
5 |
20 |
5 |
20 |
По результатам методики Басса-Дарки произошло снижение количества подростков с высоким уровнем агрессивности на 28 %, враждебности- на 8%.
Таблица 3
Особенности враждебности, агрессивности у подростков с интеллектуальной недостаточностью
Уровень индекса |
До эксперимента |
После эксперимента |
||||||
Агрессивность |
Враждебность |
Агрессивность |
Враждебность |
|||||
% |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
|
Выше нормы |
28 |
7 |
40 |
10 |
- |
- |
32 |
8 |
Норма |
52 |
13 |
60 |
15 |
80 |
20 |
68 |
17 |
Ниже нормы |
20 |
5 |
-- |
0 |
20 |
5 |
- |
- |
Таким образом, целенаправленная работа психолога по профилактике девиантного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью показала свою высокую эффективность.
Профилактика девиантного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью будет проходить успешно при условии своевременного выявления подростков «группы риска» и организации своевременных психолого — педагогических мероприятий.
Профилактическая работа должна сочетаться с интеграцией подростков в среду нормально развивающихся сверстников.
Представленная система работы может быть рекомендована к реализации специалистам, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях специального и инклюзивного образования.
Рецензенты:Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», Нижний Новгород;
Суворова О.В., д.псх.н., доцент, доцент кафедры психологии, общеправовых и гуманитарных наук НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий» (филиал в г. Н. Новгород), г.Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Карпушкина Н.В., Конева И.А. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16376 (дата обращения: 11.09.2024).