На региональном рынке услуг большое внимание уделяется профессионально-прикладной подготовке будущих сотрудников внутренних дел [3]. Физическая подготовка курсантов вузов МВД России - одна из составляющих их профессионально-прикладной подготовки, направленная на формирование профессионально-значимых физических качеств, включающих умения и навыки боевых приемов борьбы. Цель статьи - определить принципы обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: раскрыть содержание принципа наглядности; выявить особенности принципа персонализации; дать характеристику принципа гражданственности. Методологию исследования составили: диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.
Результаты исследования. Выяснено, что боевые приемы борьбы характеризуются: динамичностью, проявляющейся в том, что поединок не продолжается очень долго; срочностью, предусматривающей возможность нокдауна (сокрушающего удара) и даже нокаута (удара, после которого соперник не может продолжать бой) и, таким образом, досрочность победы.
Характеристики боевых приемов борьбы обусловили, во-первых, специальные требования к освоению учебного материала (обучение должно быть направлено не на демонстрацию техники боевых приемов на несопротивляющемся партнере, а на формирование у курсантов прочных умений и навыков их реального применения в типовых ситуациях пресечения различных правонарушений, включая силовое единоборство типа рукопашной схватки); а во-вторых, принципы обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России.
Дидактические принципы определяются как основные положения, обусловливающие содержание, организационные формы и методы процесса обучения в соответствии с его общими целями и закономерностями. Исходя из этого определения, в совокупность принципов обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России мы включаем наглядность, персонализацию, гражданственность.
Принцип наглядности обеспечивает преднамеренное созерцание предмета обучения с целью его отражения в процессе учебно-познавательной деятельности.
Общеизвестно, что принцип наглядности обуславливает взаимосвязь слова, иллюстраций (схем, плакатов, фотографий, таблиц и пр.) и демонстраций (видеофильмов, мультимедийных презентаций и пр.), единство конкретного и абстрактного.
Боевые приемы борьбы можно рассматривать как специально организованные движения, представляющие собой единый двигательный акт, выработанный в практике самозащиты, силового задержания противника с учетом анатомии человека и биомеханики его движений. И принцип наглядности обеспечивает преднамеренное созерцание боевых приемов борьбы с целью их отражения в процессе физической подготовки, формирования двигательных представлений, а также взаимосвязи слова, иллюстраций, демонстраций, единства конкретного и абстрактного.
Двигательное представление, как образ, модель предстоящего двигательного действия, выступает ориентировочной основой боевого приема борьбы и обеспечивает успешность обучения.
Опыт работы авторов показывает, что при обучении боевым приемам борьбы первоначально необходимо показать прием и рассказать о технике его выполнения. Затем вновь медленно показать прием на несопротивляющемся партнере, обращая внимание обучаемых на основные фазы действия и моменты прикладывания необходимых усилий. Тем самым формируется кластер зрительной и смысловой составляющих ориентировочной основы боевого приема борьбы [9].
Практика реализации принципа наглядности в процессе физической подготовки может быть раскрыта с помощью таких правил, как:
- первичность [7] (рассказ о технике выполнения приема борьбы и рукопашного боя и демонстрация на несопротивляющемся партнере, а также формирование у курсантов ориентировочной основы двигательного действия);
- ситуативность[6] (детальное разучивание конкретных приемов борьбы или рукопашного боя для их реального применения в типовых ситуациях, многократное воспроизведение техники их выполнения с помощью партнера и под руководством преподавателя).
Выяснено, что применение данных правил в процессе физической подготовки обеспечивает эффективность освоения курсантом приемов борьбы и рукопашного боя до уровня автоматизированных двигательных действий.
Следующий принцип обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России - персонализация.
В педагогике персонализация рассматривается как процесс формирования субъектной позиции обучаемого на основе механизмов диалогичности, рефлексивности и сотрудничества, совокупность специальных условий обучения, обеспечивающих самореализацию каждой личности через ее влияние на жизнедеятельность других людей[2].
Принцип персонализации предусматривает развитие субъект-субъектных отношений в процессе физической подготовки, с целью формирования у курсантов индивидуальной техники боевых приемов борьбы.
Развитие субъект-субъектных отношений обуславливает включенность курсантов в процесс проектирования и организации их личностно-профессионального становления, ценностно-смысловой постановки жизненных планов, а также построения программы собственного развития, исходя из образовательных и профессиональных способностей[1].
Субъектность, как качество личности, обуславливает включенность курсантов в процесс формирования своей личности, в том числе - развитие и совершенствование профессионально важных физических умений (скоростных, силовых, координационных, двигательных, выносливости, гибкости) и психологических характеристик (смелости, решительности, внимания, самообладания, эмоциональной устойчивости и др.).
Например, двигательное умение, как способность курсанта самостоятельно выполнять движение на основе знаний о его технике и концентрации внимания на воспроизведении заданной схемы движений, развивается и совершенствуется при условиях:
- реальных мышечно-двигательных ощущений и представлений от практического выполнения осваиваемого движения (боевого приема борьбы);
- познавательной активности, потребности в самореализации;
- ценностно-смысловой ориентации на правомерное применение силовой защиты для обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, а также поддержание должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения полноценной профессиональной деятельности [8].
Развитие субъект-субъектных отношений в процессе физической подготовки позволяет каждому курсанту подобрать специальные упражнения, позволяющие «прочувствовать» двигательное движение и сформировать у него адекватное двигательное представление, исходя из его образовательных и профессиональных способностей.
Включенность курсантов в процесс построения программы собственного развития профессионально важных физических качеств и служебно-прикладных двигательных умений, в том числе боевых приемов борьбы, обеспечивает эффективность многократного повторения двигательных действий, проявляющейся в автоматизации и стабилизации движений, их безошибочности и точности, формировании двигательных навыков. Таким образом, развитие субъект-субъектных отношений в процессе физической подготовки позволяет сформировать у курсантов индивидуальную технику боевых приемов борьбы.
Выяснено, что курсанты, владеющие индивидуальной техникой боевых приемов борьбы, отличаются высокой надежностью и устойчивостью к различным сбивающим факторам в процессах непосредственного пресечения физического сопротивления правонарушителя и самозащиты без применения оружия, а также силового обеспечения правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах.
Практика реализации принципа персонализации в процессе физической подготовки может быть раскрыта с помощью таких правил, как репродуктивности, предусматривающем закрепление конкретных приемов борьбы и рукопашного боя в стандартных условиях учебных занятий, и продуктивности, включающем совершенствование конкретных приемов борьбы и рукопашного боя.
Выяснено, что применение данных правил в процессе физической подготовки обеспечивает овладение конкретными служебно-прикладными навыками силового пресечения правонарушений, задержания и сопровождения правонарушителей без применения оружия, а также силовой защиты для обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, что позволяет эффективно и надежно выполнять оперативно-служебную деятельность[4].
Следующий принцип обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России - гражданственность.
Принцип гражданственности направлен на формирование у курсантов интегрального качества личности, отражающего устойчивое, осознанное отношение к выполнению гражданского долга, проявляющегося в верности Присяге, преданности Российской Федерации, гражданской ответственности за правомерное применение комплексов силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства.
Выяснено, что в определении сущности понятия «гражданственность» в научной литературе можно выделить несколько подходов.
Во-первых, - это юридический подход, в рамках которого гражданственность рассматривается с точки зрения конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и трактуется как правовая принадлежность субъекта к конкретному государству. Гражданство проявляется как взаимоотношение между государством и субъектом, находящимся под его властью. Государство наделяет гражданина правами и свободами, защищает и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин должен соблюдать законы и другие предписания государства и выполнять установленные им обязанности. Гражданская ответственность выступает в качестве механизма, регулирующего исполнение гражданином своих прав и обязанностей, закрепленных в законах. Порядок приобретения (в силу рождения и в порядке укоренения) или утраты гражданства регулируется законодательством государства и международными соглашениями [10].
Второй подход - философский, рассматривающий понятие «гражданственность» многозначно: антитеза аполитичности, активная и сознательная вовлеченность в жизнедеятельность гражданского общества и государства и др. Философы выделяют в понятии «гражданственность» объективный и субъективный компоненты. Объективный компонент включает требования общества к свободной и полноправной личности, выраженные в виде моральных норм и зафиксированные в менталитете. Субъективный компонент подразумевает осознание человеком общественных требований и их выполнение.
Третий подход - педагогический, рассматривающий гражданственность как основу убеждений, мыслей, чувств, поступков человека и патриотизма, как сознательного и активного выполнения гражданских обязанностей и гражданского долга. Гражданственность трактуется как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских качеств (гражданский долг, гражданская ответственность, гражданская совесть, гражданская активность, уважение и принятие гражданских прав и обязанностей, гражданское сознание, чувство патриотизма и интернационализма и тому подобное), характеризующих их носителей как субъектов правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в общественно-государственном образовании.
Исходя из изложенного, в гражданственности курсантов, как интегральном качестве личности, можно выделить несколько компонентов:
- мотивационный, включающий ценностные ориентации на обеспечение законности и правопорядка, установку на верность Присяге, устойчивое и осознанное отношение к выполнению гражданского долга;
- знаниевый, объединяющий знания о сущности, признаках, законах развития гражданского общества и правового государства, условиях их функционирования и развития, гражданских идеалах;
- деятельностный, отражающий преданность Российской Федерации, готовность к правоохранительной деятельности, гражданскую ответственность за правомерное применение комплексов силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства.
Выяснено, что обучение боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России на основе принципа гражданственности способствует:
- формированию патриотического сознания, уважительного и бережного отношения к боевым традициям нашей страны, морально-нравственных представлений о силовой защите закона;
- интеграции гражданско-патриотических и профессионально-значимых физических качеств, характеризующих курсанта как субъекта правоохранительной деятельности.
Вывод. На региональном рынке услуг большое внимание уделяется профессионально-прикладной подготовке будущих сотрудников внутренних дел [5]. Успешность овладения курсантами боевых приемов борьбы обеспечивает формирование у них уверенности в себе в ходе силового пресечения правонарушений и самозащиты без применения оружия. Реализация совокупности принципов обучения боевым приемам борьбы (наглядности, персонализации, гражданственности) повышает эффективность процесса физической подготовки курсантов вузов МВД России: обуславливает системную целостность зрительной и смысловой составляющих боевого приема борьбы, включенность курсантов в процесс построения программы занятий по боевым приемам борьбы, формирование у курсантов гражданско-патриотических и профессионально-значимых физических качеств.
Рецензенты:
Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;
Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.