Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PRINCIPLES OF TEACHING COMBAT FIGHTING TECHNIQUES IN THE PHYSICAL PREPARATION OF CADETS UNIVERSITIES MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Valiev A.N. 1 Shvarts O.I. 1
1 Federal public state educational institution of higher education "Kazan legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation"
The article defines the principles of teaching combat fighting techniques in the physical preparation of cadets universities Russian Interior Ministry (visualization, personalization, citizenship). Principle provides visibility deliberate contemplation combat fighting techniques with the aim of their reflection in the process of physical preparation, formation of motor representations, as well as the relationship of speech, illustrations, demonstrations and unity of concrete and abstract. The principle of personalization involves the development of subject-subject relations in the process of physical training, with the aim of forming cadets individual technique combat fighting techniques. The principle of citizenship is aimed at developing the students an integral personality traits reflecting sustainability conscious attitude to fulfill their civic duty, manifested in fidelity to the oath of loyalty of the Russian Federation, the civil liability for the lawful use of force protection systems of law and order, security of person, society and state. Implementation of a set of principles of learning fighting techniques to combat increases the efficiency of the physical training of cadets universities MOI Russia: causes system integrity visual and semantic components of the fighting techniques of struggle, the inclusion of students in the process of constructing curricula of fighting techniques to combat the formation of cadets civil-patriotic and professional-significant physical qualities.
teaching combat fighting techniques
visualization
personalization
citizenship
the process of physical training
individual technique of fighting techniques of struggle
loyalty oath
lawful use of force protection systems of law and order
civil-patriotic-quality
professionally-relevant physical qualities

На региональном рынке услуг большое внимание уделяется профессионально-прикладной подготовке будущих сотрудников внутренних дел [3]. Физическая подготовка курсантов вузов МВД России - одна из составляющих их профессионально-прикладной подготовки, направленная на формирование профессионально-значимых физических качеств, включающих умения и навыки боевых приемов борьбы. Цель статьи - определить принципы обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: раскрыть содержание принципа наглядности; выявить особенности принципа персонализации; дать характеристику принципа гражданственности. Методологию исследования составили: диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования. Выяснено, что боевые приемы борьбы характеризуются: динамичностью, проявляющейся в том, что поединок не продолжается очень долго; срочностью, предусматривающей возможность нокдауна (сокрушающего удара) и даже нокаута (удара, после которого соперник не может продолжать бой) и, таким образом, досрочность победы.

Характеристики боевых приемов борьбы обусловили, во-первых, специальные требования к освоению учебного материала (обучение должно быть направлено не на демонстрацию техники боевых приемов на несопротивляющемся партнере, а на формирование у курсантов прочных умений и навыков их реального применения в типовых ситуациях пресечения различных правонарушений, включая силовое единоборство типа рукопашной схватки); а во-вторых, принципы обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России.

Дидактические принципы определяются как основные положения, обусловливающие содержание, организационные формы и методы процесса обучения в соответствии с его общими целями и закономерностями. Исходя из этого определения, в совокупность принципов обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России мы включаем наглядность, персонализацию, гражданственность.

Принцип наглядности обеспечивает преднамеренное созерцание предмета обучения с целью его отражения в процессе учебно-познавательной деятельности.

Общеизвестно, что принцип наглядности обуславливает взаимосвязь слова, иллюстраций (схем, плакатов, фотографий, таблиц и пр.) и демонстраций (видеофильмов, мультимедийных презентаций и пр.), единство конкретного и абстрактного.

Боевые приемы борьбы можно рассматривать как специально организованные движения, представляющие собой единый двигательный акт, выработанный в практике самозащиты, силового задержания противника с учетом анатомии человека и биомеханики его движений. И принцип наглядности обеспечивает преднамеренное созерцание боевых приемов борьбы с целью их отражения в процессе физической подготовки, формирования двигательных представлений, а также взаимосвязи слова, иллюстраций, демонстраций, единства конкретного и абстрактного.

Двигательное представление, как образ, модель предстоящего двигательного действия, выступает ориентировочной основой боевого приема борьбы и обеспечивает успешность обучения.

Опыт работы авторов показывает, что при обучении боевым приемам борьбы первоначально необходимо показать прием и рассказать о технике его выполнения. Затем вновь медленно показать прием на несопротивляющемся партнере, обращая внимание обучаемых на основные фазы действия и моменты прикладывания необходимых усилий. Тем самым формируется кластер зрительной и смысловой составляющих ориентировочной основы боевого приема борьбы [9].

Практика реализации принципа наглядности в процессе физической подготовки может быть раскрыта с помощью таких правил, как:

  • первичность [7] (рассказ о технике выполнения приема борьбы и рукопашного боя и демонстрация на несопротивляющемся партнере, а также формирование у курсантов ориентировочной основы двигательного действия);
  • ситуативность[6] (детальное разучивание конкретных приемов борьбы или рукопашного боя для их реального применения в типовых ситуациях, многократное воспроизведение техники их выполнения с помощью партнера и под руководством преподавателя).

Выяснено, что применение данных правил в процессе физической подготовки обеспечивает эффективность освоения курсантом приемов борьбы и рукопашного боя до уровня автоматизированных двигательных действий.

Следующий принцип обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России - персонализация.

В педагогике персонализация рассматривается как процесс формирования субъектной позиции обучаемого на основе механизмов диалогичности, рефлексивности и сотрудничества, совокупность специальных условий обучения, обеспечивающих самореализацию каждой личности через ее влияние на жизнедеятельность других людей[2].

Принцип персонализации предусматривает развитие субъект-субъектных отношений в процессе физической подготовки, с целью формирования у курсантов индивидуальной техники боевых приемов борьбы.

Развитие субъект-субъектных отношений обуславливает включенность курсантов в процесс проектирования и организации их личностно-профессионального становления, ценностно-смысловой постановки жизненных планов, а также построения программы собственного развития, исходя из образовательных и профессиональных способностей[1].

Субъектность, как качество личности, обуславливает включенность курсантов в процесс формирования своей личности, в том числе - развитие и совершенствование профессионально важных физических умений (скоростных, силовых, координационных, двигательных, выносливости, гибкости) и психологических характеристик (смелости, решительности, внимания, самообладания, эмоциональной устойчивости и др.).

Например, двигательное умение, как способность курсанта самостоятельно выполнять движение на основе знаний о его технике и концентрации внимания на воспроизведении заданной схемы движений, развивается и совершенствуется при условиях:

  • реальных мышечно-двигательных ощущений и представлений от практического выполнения осваиваемого движения (боевого приема борьбы);
  • познавательной активности, потребности в самореализации;
  • ценностно-смысловой ориентации на правомерное применение силовой защиты для обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, а также поддержание должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения полноценной профессиональной деятельности [8].

Развитие субъект-субъектных отношений в процессе физической подготовки позволяет каждому курсанту подобрать специальные упражнения, позволяющие «прочувствовать» двигательное движение и сформировать у него адекватное двигательное представление, исходя из его образовательных и профессиональных способностей.

Включенность курсантов в процесс построения программы собственного развития профессионально важных физических качеств и служебно-прикладных двигательных умений, в том числе боевых приемов борьбы, обеспечивает эффективность многократного повторения двигательных действий, проявляющейся в автоматизации и стабилизации движений, их безошибочности и точности, формировании двигательных навыков. Таким образом, развитие субъект-субъектных отношений в процессе физической подготовки позволяет сформировать у курсантов индивидуальную технику боевых приемов борьбы.

Выяснено, что курсанты, владеющие индивидуальной техникой боевых приемов борьбы, отличаются высокой надежностью и устойчивостью к различным сбивающим факторам в процессах непосредственного пресечения физического сопротивления правонарушителя и самозащиты без применения оружия, а также силового обеспечения правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах.

Практика реализации принципа персонализации в процессе физической подготовки может быть раскрыта с помощью таких правил, как репродуктивности, предусматривающем закрепление конкретных приемов борьбы и рукопашного боя в стандартных условиях учебных занятий, и продуктивности, включающем совершенствование конкретных приемов борьбы и рукопашного боя.

Выяснено, что применение данных правил в процессе физической подготовки обеспечивает овладение конкретными служебно-прикладными навыками силового пресечения правонарушений, задержания и сопровождения правонарушителей без применения оружия, а также силовой защиты для обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, что позволяет эффективно и надежно выполнять оперативно-служебную деятельность[4].

Следующий принцип обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России - гражданственность.

Принцип гражданственности направлен на формирование у курсантов интегрального качества личности, отражающего устойчивое, осознанное отношение к выполнению гражданского долга, проявляющегося в верности Присяге, преданности Российской Федерации, гражданской ответственности за правомерное применение комплексов силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства.

Выяснено, что в определении сущности понятия «гражданственность» в научной литературе можно выделить несколько подходов.

Во-первых, - это юридический подход, в рамках которого гражданственность рассматривается с точки зрения конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и трактуется как правовая принадлежность субъекта к конкретному государству. Гражданство проявляется как взаимоотношение между государством и субъектом, находящимся под его властью. Государство наделяет гражданина правами и свободами, защищает и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин должен соблюдать законы и другие предписания государства и выполнять установленные им обязанности. Гражданская ответственность выступает в качестве механизма, регулирующего исполнение гражданином своих прав и обязанностей, закрепленных в законах. Порядок приобретения (в силу рождения и в порядке укоренения) или утраты гражданства регулируется законодательством государства и международными соглашениями [10].

Второй подход - философский, рассматривающий понятие «гражданственность» многозначно: антитеза аполитичности, активная и сознательная вовлеченность в жизнедеятельность гражданского общества и государства и др. Философы выделяют в понятии «гражданственность» объективный и субъективный компоненты. Объективный компонент включает требования общества к свободной и полноправной личности, выраженные в виде моральных норм и зафиксированные в менталитете. Субъективный компонент подразумевает осознание человеком общественных требований и их выполнение.

Третий подход - педагогический, рассматривающий гражданственность как основу убеждений, мыслей, чувств, поступков человека и патриотизма, как сознательного и активного выполнения гражданских обязанностей и гражданского долга. Гражданственность трактуется как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских качеств (гражданский долг, гражданская ответственность, гражданская совесть, гражданская активность, уважение и принятие гражданских прав и обязанностей, гражданское сознание, чувство патриотизма и интернационализма и тому подобное), характеризующих их носителей как субъектов правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в общественно-государственном образовании.

Исходя из изложенного, в гражданственности курсантов, как интегральном качестве личности, можно выделить несколько компонентов:

  • мотивационный, включающий ценностные ориентации на обеспечение законности и правопорядка, установку на верность Присяге, устойчивое и осознанное отношение к выполнению гражданского долга;
  • знаниевый, объединяющий знания о сущности, признаках, законах развития гражданского общества и правового государства, условиях их функционирования и развития, гражданских идеалах;
  • деятельностный, отражающий преданность Российской Федерации, готовность к правоохранительной деятельности, гражданскую ответственность за правомерное применение комплексов силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства.

Выяснено, что обучение боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России на основе принципа гражданственности способствует:

  • формированию патриотического сознания, уважительного и бережного отношения к боевым традициям нашей страны, морально-нравственных представлений о силовой защите закона;
  • интеграции гражданско-патриотических и профессионально-значимых физических качеств, характеризующих курсанта как субъекта правоохранительной деятельности.

Вывод. На региональном рынке услуг большое внимание уделяется профессионально-прикладной подготовке будущих сотрудников внутренних дел [5]. Успешность овладения курсантами боевых приемов борьбы обеспечивает формирование у них уверенности в себе в ходе силового пресечения правонарушений и самозащиты без применения оружия. Реализация совокупности принципов обучения боевым приемам борьбы (наглядности, персонализации, гражданственности) повышает эффективность процесса физической подготовки курсантов вузов МВД России: обуславливает системную целостность зрительной и смысловой составляющих боевого приема борьбы, включенность курсантов в процесс построения программы занятий по боевым приемам борьбы, формирование у курсантов гражданско-патриотических и профессионально-значимых физических качеств.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.