Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Валиев А.Н. 1 Шварц О.И. 1
1 Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
В статье определены принципы обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России (наглядность, персонализация, гражданственность). Принцип наглядности обеспечивает преднамеренное созерцание боевых приемов борьбы с целью их отражения в процессе физической подготовки, формирования двигательных представлений, а также взаимосвязи слова, иллюстраций, демонстраций, единства конкретного и абстрактного. Принцип персонализации предусматривает развитие субъект-субъектных отношений в процессе физической подготовки, с целью формирования у курсантов индивидуальной техники боевых приемов борьбы. Принцип гражданственности направлен на формирование у курсантов интегрального качества личности, отражающего устойчивое, осознанное отношение к выполнению гражданского долга, проявляющегося в верности Присяге, преданности Российской Федерации, гражданской ответственности за правомерное применение комплексов силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства. Реализация совокупности принципов обучения боевым приемам борьбы повышает эффективность процесса физической подготовки курсантов вузов МВД России: обуславливает системную целостность зрительной и смысловой составляющих боевого приема борьбы, включенность курсантов в процесс построения программы занятий по боевым приемам борьбы, формирование у курсантов гражданско-патриотических и профессионально-значимых физических качеств.
обучение боевым приемам борьбы
наглядность
персонализация
гражданственность
процесс физической подготовки
индивидуальная техника боевых приемов борьбы
верность Присяге
правомерное применение комплексов силовой защиты законности и правопорядка
гражданско-патриотические качества
профессионально-значимые физические качества
1. Короткова О.В., Пугачёва Н.Б. Здоровье формирующее образование: опыт, проблемы, прогнозы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. - № 18. - С. 109-125.
2. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. - 2013. – Выпуск № 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/issue/fik/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
3. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. – 2013. – № 12 (декабрь). – ART 13260. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения 06.11.2014).
4. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. – 2014. – № 01 (январь). – ART 14012. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14012.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения 06.11.2014).
5. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. – 2014. – № 03 (март). – ART 14060. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14060.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения 06.11.2014).
6. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В., Юсупова Э.А. Научно-методическое обеспечение повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-11498 (дата обращения: 29.06.2014).
7. Пугачева Н.Б., Писарь О.В. Технология формирования личной безопасности студентов технического вуза на основе компетентностного подхода // Вестник НЦ БЖД. – 2010. - № 1. - С. 36-43.
8. Пугачева Н.Б., Писарь О.В., Ребрик Э.Ю. Формирование мировоззренческих основ безопасности жизнедеятельности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 1. - С. 56-63.
9. Пугачева Н.Б. Закономерности и условия формирования кластеров // Актуальные проблемы экономики и права. - 2007.- № 4. - С. 16-25.
10. Пугачева Н.Б. Управление муниципальной системой образования: теоретические основы // Известия Российской академии образования. - 2010. - № 1. - С. 71-83.

На региональном рынке услуг большое внимание уделяется профессионально-прикладной подготовке будущих сотрудников внутренних дел [3]. Физическая подготовка курсантов вузов МВД России - одна из составляющих их профессионально-прикладной подготовки, направленная на формирование профессионально-значимых физических качеств, включающих умения и навыки боевых приемов борьбы. Цель статьи - определить принципы обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: раскрыть содержание принципа наглядности; выявить особенности принципа персонализации; дать характеристику принципа гражданственности. Методологию исследования составили: диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования. Выяснено, что боевые приемы борьбы характеризуются: динамичностью, проявляющейся в том, что поединок не продолжается очень долго; срочностью, предусматривающей возможность нокдауна (сокрушающего удара) и даже нокаута (удара, после которого соперник не может продолжать бой) и, таким образом, досрочность победы.

Характеристики боевых приемов борьбы обусловили, во-первых, специальные требования к освоению учебного материала (обучение должно быть направлено не на демонстрацию техники боевых приемов на несопротивляющемся партнере, а на формирование у курсантов прочных умений и навыков их реального применения в типовых ситуациях пресечения различных правонарушений, включая силовое единоборство типа рукопашной схватки); а во-вторых, принципы обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России.

Дидактические принципы определяются как основные положения, обусловливающие содержание, организационные формы и методы процесса обучения в соответствии с его общими целями и закономерностями. Исходя из этого определения, в совокупность принципов обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России мы включаем наглядность, персонализацию, гражданственность.

Принцип наглядности обеспечивает преднамеренное созерцание предмета обучения с целью его отражения в процессе учебно-познавательной деятельности.

Общеизвестно, что принцип наглядности обуславливает взаимосвязь слова, иллюстраций (схем, плакатов, фотографий, таблиц и пр.) и демонстраций (видеофильмов, мультимедийных презентаций и пр.), единство конкретного и абстрактного.

Боевые приемы борьбы можно рассматривать как специально организованные движения, представляющие собой единый двигательный акт, выработанный в практике самозащиты, силового задержания противника с учетом анатомии человека и биомеханики его движений. И принцип наглядности обеспечивает преднамеренное созерцание боевых приемов борьбы с целью их отражения в процессе физической подготовки, формирования двигательных представлений, а также взаимосвязи слова, иллюстраций, демонстраций, единства конкретного и абстрактного.

Двигательное представление, как образ, модель предстоящего двигательного действия, выступает ориентировочной основой боевого приема борьбы и обеспечивает успешность обучения.

Опыт работы авторов показывает, что при обучении боевым приемам борьбы первоначально необходимо показать прием и рассказать о технике его выполнения. Затем вновь медленно показать прием на несопротивляющемся партнере, обращая внимание обучаемых на основные фазы действия и моменты прикладывания необходимых усилий. Тем самым формируется кластер зрительной и смысловой составляющих ориентировочной основы боевого приема борьбы [9].

Практика реализации принципа наглядности в процессе физической подготовки может быть раскрыта с помощью таких правил, как:

  • первичность [7] (рассказ о технике выполнения приема борьбы и рукопашного боя и демонстрация на несопротивляющемся партнере, а также формирование у курсантов ориентировочной основы двигательного действия);
  • ситуативность[6] (детальное разучивание конкретных приемов борьбы или рукопашного боя для их реального применения в типовых ситуациях, многократное воспроизведение техники их выполнения с помощью партнера и под руководством преподавателя).

Выяснено, что применение данных правил в процессе физической подготовки обеспечивает эффективность освоения курсантом приемов борьбы и рукопашного боя до уровня автоматизированных двигательных действий.

Следующий принцип обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России - персонализация.

В педагогике персонализация рассматривается как процесс формирования субъектной позиции обучаемого на основе механизмов диалогичности, рефлексивности и сотрудничества, совокупность специальных условий обучения, обеспечивающих самореализацию каждой личности через ее влияние на жизнедеятельность других людей[2].

Принцип персонализации предусматривает развитие субъект-субъектных отношений в процессе физической подготовки, с целью формирования у курсантов индивидуальной техники боевых приемов борьбы.

Развитие субъект-субъектных отношений обуславливает включенность курсантов в процесс проектирования и организации их личностно-профессионального становления, ценностно-смысловой постановки жизненных планов, а также построения программы собственного развития, исходя из образовательных и профессиональных способностей[1].

Субъектность, как качество личности, обуславливает включенность курсантов в процесс формирования своей личности, в том числе - развитие и совершенствование профессионально важных физических умений (скоростных, силовых, координационных, двигательных, выносливости, гибкости) и психологических характеристик (смелости, решительности, внимания, самообладания, эмоциональной устойчивости и др.).

Например, двигательное умение, как способность курсанта самостоятельно выполнять движение на основе знаний о его технике и концентрации внимания на воспроизведении заданной схемы движений, развивается и совершенствуется при условиях:

  • реальных мышечно-двигательных ощущений и представлений от практического выполнения осваиваемого движения (боевого приема борьбы);
  • познавательной активности, потребности в самореализации;
  • ценностно-смысловой ориентации на правомерное применение силовой защиты для обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, а также поддержание должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения полноценной профессиональной деятельности [8].

Развитие субъект-субъектных отношений в процессе физической подготовки позволяет каждому курсанту подобрать специальные упражнения, позволяющие «прочувствовать» двигательное движение и сформировать у него адекватное двигательное представление, исходя из его образовательных и профессиональных способностей.

Включенность курсантов в процесс построения программы собственного развития профессионально важных физических качеств и служебно-прикладных двигательных умений, в том числе боевых приемов борьбы, обеспечивает эффективность многократного повторения двигательных действий, проявляющейся в автоматизации и стабилизации движений, их безошибочности и точности, формировании двигательных навыков. Таким образом, развитие субъект-субъектных отношений в процессе физической подготовки позволяет сформировать у курсантов индивидуальную технику боевых приемов борьбы.

Выяснено, что курсанты, владеющие индивидуальной техникой боевых приемов борьбы, отличаются высокой надежностью и устойчивостью к различным сбивающим факторам в процессах непосредственного пресечения физического сопротивления правонарушителя и самозащиты без применения оружия, а также силового обеспечения правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах.

Практика реализации принципа персонализации в процессе физической подготовки может быть раскрыта с помощью таких правил, как репродуктивности, предусматривающем закрепление конкретных приемов борьбы и рукопашного боя в стандартных условиях учебных занятий, и продуктивности, включающем совершенствование конкретных приемов борьбы и рукопашного боя.

Выяснено, что применение данных правил в процессе физической подготовки обеспечивает овладение конкретными служебно-прикладными навыками силового пресечения правонарушений, задержания и сопровождения правонарушителей без применения оружия, а также силовой защиты для обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, что позволяет эффективно и надежно выполнять оперативно-служебную деятельность[4].

Следующий принцип обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России - гражданственность.

Принцип гражданственности направлен на формирование у курсантов интегрального качества личности, отражающего устойчивое, осознанное отношение к выполнению гражданского долга, проявляющегося в верности Присяге, преданности Российской Федерации, гражданской ответственности за правомерное применение комплексов силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства.

Выяснено, что в определении сущности понятия «гражданственность» в научной литературе можно выделить несколько подходов.

Во-первых, - это юридический подход, в рамках которого гражданственность рассматривается с точки зрения конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и трактуется как правовая принадлежность субъекта к конкретному государству. Гражданство проявляется как взаимоотношение между государством и субъектом, находящимся под его властью. Государство наделяет гражданина правами и свободами, защищает и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин должен соблюдать законы и другие предписания государства и выполнять установленные им обязанности. Гражданская ответственность выступает в качестве механизма, регулирующего исполнение гражданином своих прав и обязанностей, закрепленных в законах. Порядок приобретения (в силу рождения и в порядке укоренения) или утраты гражданства регулируется законодательством государства и международными соглашениями [10].

Второй подход - философский, рассматривающий понятие «гражданственность» многозначно: антитеза аполитичности, активная и сознательная вовлеченность в жизнедеятельность гражданского общества и государства и др. Философы выделяют в понятии «гражданственность» объективный и субъективный компоненты. Объективный компонент включает требования общества к свободной и полноправной личности, выраженные в виде моральных норм и зафиксированные в менталитете. Субъективный компонент подразумевает осознание человеком общественных требований и их выполнение.

Третий подход - педагогический, рассматривающий гражданственность как основу убеждений, мыслей, чувств, поступков человека и патриотизма, как сознательного и активного выполнения гражданских обязанностей и гражданского долга. Гражданственность трактуется как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских качеств (гражданский долг, гражданская ответственность, гражданская совесть, гражданская активность, уважение и принятие гражданских прав и обязанностей, гражданское сознание, чувство патриотизма и интернационализма и тому подобное), характеризующих их носителей как субъектов правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в общественно-государственном образовании.

Исходя из изложенного, в гражданственности курсантов, как интегральном качестве личности, можно выделить несколько компонентов:

  • мотивационный, включающий ценностные ориентации на обеспечение законности и правопорядка, установку на верность Присяге, устойчивое и осознанное отношение к выполнению гражданского долга;
  • знаниевый, объединяющий знания о сущности, признаках, законах развития гражданского общества и правового государства, условиях их функционирования и развития, гражданских идеалах;
  • деятельностный, отражающий преданность Российской Федерации, готовность к правоохранительной деятельности, гражданскую ответственность за правомерное применение комплексов силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства.

Выяснено, что обучение боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России на основе принципа гражданственности способствует:

  • формированию патриотического сознания, уважительного и бережного отношения к боевым традициям нашей страны, морально-нравственных представлений о силовой защите закона;
  • интеграции гражданско-патриотических и профессионально-значимых физических качеств, характеризующих курсанта как субъекта правоохранительной деятельности.

Вывод. На региональном рынке услуг большое внимание уделяется профессионально-прикладной подготовке будущих сотрудников внутренних дел [5]. Успешность овладения курсантами боевых приемов борьбы обеспечивает формирование у них уверенности в себе в ходе силового пресечения правонарушений и самозащиты без применения оружия. Реализация совокупности принципов обучения боевым приемам борьбы (наглядности, персонализации, гражданственности) повышает эффективность процесса физической подготовки курсантов вузов МВД России: обуславливает системную целостность зрительной и смысловой составляющих боевого приема борьбы, включенность курсантов в процесс построения программы занятий по боевым приемам борьбы, формирование у курсантов гражданско-патриотических и профессионально-значимых физических качеств.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Валиев А.Н., Шварц О.И. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15828 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674