Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONCEPTUAL BASES OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE FIELD OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF CHILDREN

Yafaeva V.G. 1
1 Department of Institute of Education Development of Bashkortostan Republic
The relevance of the formation of professional competence is defined modern regulatory benchmarks in the sphere of preschool education and social demand on the provision of quality preschool education, including in the area of intellectual development of children. The article discusses the conceptual basis of formation of professional competence of the teacher of preschool education in the field of intellectual development of children 3-7 years. It seems the professional competence of the teacher in the logic system, activity, technology and competency-based approaches. In the context of consideration of the issues in the article developed variant definitions of "professional competence of a teacher", "the formation of, professional competence of the teacher of preschool education in the field of intelligent development of children".
intellectual development
professional competence
professional competence of a teacher
preschool education
the concept of formation of professional competence
the teacher of preschool education
the field of intellectual development
children of preschool age
Современная образовательная стратегия страны ориентирует педагогов на формирование принципиально новых стратегических конструктов образования - компетентностей и компетенций, имеющих отчетливо выраженную практико-ориентированную, деятельностную направленность, с целью действенного обеспечения качественных образовательных услуг. В логике современных тенденций в системе дошкольного образования также возрастает потребность социума на получение качественных образовательных услуг, в частности - в сфере интеллектуального развития детей.

Считая профессиональную компетентность педагога дошкольного образования одним из важных факторов актуализации интеллектуального развития ребенка-дошкольника, мы определили  научную проблему разработки концептуальных положений формирования профессио­наль­ной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей в системе дополнительного профессионального образования.

Методологическую основу данной концепции составили:

- идеи системного подхода (А.Н. Аверьянов, П.К. Анохин, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Ю.П. Сокольников, Э.Г. Юдин и др.);

- деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

- технологического подхода к обучению (В.П. Беспалько, К.Я. Вазина, В.И. Данильчук, В.С. Збаровский, Н.В. Кларин, И.А. Колесников, А.М. Коротков, В.М. Монахов, М.П. Сибирская и др.);

- положения аксиологического подхода, акцентирующие внимание на ценностях, установках, целях педагогической деятельности и профессиональной подготовки (А.Г. Асмолов, М.С. Каган, И.А. Колесникова, Е.Н. Шиянов и др.);

- исследования, определяющие содержание и функции междисциплинарного и компетентностного подходов как способов оптимизации образовательного процесса (В.А. Адольф, Ю.К. Бабанский, В.И. Байденко, Ю.В. Варданян, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.).

Так, в рамках системного подхода - осуществляется рассмотрение и исследование профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей как целостной, единой системы; выделение структурных и функциональных компонентов этой системы; установление интегративных связей между компонентами системы; выявление системообразующих факторов (внешних и внутренних). Ядром исследуемой предметной области является интеллектуальное развитие детей, понимаемое как процесс особых усилий взрослых (в том числе педагогов), направленных на организацию интеллектуально-познавательной и развивающей деятельности детей, способствующей формированию мыслительной активности, установлению причинно-следственных связей в разных сферах жизни и речевого планирования, элементарной самоорганизации и самореализации в разных видах деятельности, владению способами построения замысла и поиска способов решения проблемных ситуаций и задач. Периферией предметной области является профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей. Все структурные компоненты концепции связывает воедино ведущая идея, которая заключается в том, что процесс формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей должен занимать особое место в системе дополнительного профессионального образования, являться приоритетной областью теории и методики дошкольного образования, осуществляться с учетом нормативных требований, отображающих современные тенденции развития дополнительного профессионального образования в России и отвечающих потребностям общества и государства в формировании конкурентоспособного педагога.

Деятельностный подход - рассмотрение профессиональной компетентности как гаранта осуществления качественного образовательного процесса в области интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Это предполагает и способность определять собственную исходную степень сформированности профессиональной компетенции педагога в сфере интеллектуального развития детей, объективно оценивать динамику произошедших изменений, т.е. дает основание исследовать формирование профессиональной компетентности в сфере интеллектуального развития детей как качественное преобразование его внутриличностных и профессиональных особенностей в исследуемой сфере. У педагога должна быть сформирована способность к целеполаганию как моделированию будущего, к самообразованию как показателю профессиональной мобильности, к саморазвитию и умению гибко реагировать на профессиональные задачи.

Деятельностный подход расширяется идеями синергетики или теории самоорганизации (от греч. synergeia - сотрудничество, содружество). В контексте нашего исследования данный подход понимается как обеспечение психолого-педагогического сопровождения интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Под дефиницией «психолого-педагогическое сопровождение интеллектуального развития детей» мы понимаем процесс личностно-ориентированного взаимодействия педагога с ребенком, обеспечивающего привлечение самого субъекта развития к организации собственной интеллектуально-продуктивной деятельности, обогащению ментального опыта, решению проблемных игровых ситуаций.

Технологический подход - осознание последовательно сменяющихся этапов деятельности педагога, основанных на создании соответствующих прогнозированию операционных форм организации деятельности детей, нацеленных, в конечном итоге, их на интеллектуальное развитие.

Компетентностный подход - направленность на усиление личностного аспекта педагога, формирование активной, успешной профессиональной и жизненной позиции. Мы солидарны с мнением С.В. Евтушенко о том, что продуктом компетентностного подхода в профессиональном образовании является личность, готовая к обучению в течение всей жизни, мотивированная на профессиональный рост и карьеру, социально адаптированную и конкурентноспособную [1, С.9]. В логике нашего исследования, результатом компетентностного подхода в сфере интеллектуального развития детей дошкольного возраста определяется личность педагога:

  • ориентированная на глубокое знание и понимание сути интеллектуального развития детей;
  • владеющая знаниями возрастных и психологических возможностей и особенностей интеллектуального развития детей;
  • реализующая известные в науке и практике наиболее оптимальные и эффективные способы, приемы и технологии интеллектуального развития детей, формирования интеллектуально-познавательной активности, способностей и качеств детей;
  • способная к анализу проблем и трудностей процесса интеллектуального развития детей, к осмыслению и реализации социальной миссии, ценностных установок и перспектив дошкольного образования в области интеллектуального развития детей;
  • готовая к осмыслению и оцениванию собственной педагогической деятельности, ориентированной на интеллектуальное развитие детей, определению стратегии психолого-педагогического сопровождения интеллектуального развития детей;
  • реализующая модель профессиональной компетенции педагога в сфере интеллектуального развития детей и педагогическую технологию проектирования психолого-педагогического сопровождения интеллектуального развития детей;
  • способная к трансляции личных достижений в сфере интеллектуального развития детей в СМИ, на страницах научно-педагогических журналов, а также в конкурсах и грантах;
  • реализующая творческую поисково-исследовательскую деятельность в вопросах разработки наиболее оптимальных, эффективных способов и проектов формирования интеллектуально-познавательной активности дошкольников.

Таким образом, речь идет о педагоге, которому свойственна устойчивая высокая эффективность и результативность процесса интеллектуального развития детей, что обеспечит, во-первых, оптимизацию данного процесса, во-вторых, конкурентноспособность педагога на рынке труда.

Теоретико-методологические основания концепции формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей представлены в двух аспектах: содержательном и процессуальном.

В содержательном аспекте (аксиологический и компетентностный подходы) фиксируется направленность на обоснование совокупности положений, составляющих теоретико-методологические основы проблемы формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей, характеризующейся совокупностью гносеологических (общекультурных), ценностно-смысловых (социально-личностных), операциональных (специальных) и психолого-педагогических компетенций, позволяющих рационально проектировать психолого-педагогическое сопровождение интеллектуального развития детей 3-7 лет. Более того, определяется понятийно-категориальный аппарат обозначенной проблемы, раскрывающий содержание входящих в него понятий (общих, специальных, основных и дополнительных) и обеспечивающий однозначность интерпретации контекстуально разворачиваемых теоретических положений.

Теоретический блок образован базовыми установками; факторами; совокупностью закономерностей и соответствующих им принципов формирования профессиональной компетентности педагога; особенностями программно-методического и технологического обеспечения совершенствования профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования педагогов.

В процессуальном аспекте (деятельностный, системно-синергетический подходы) определяется механизм и процедура осуществления процесса формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей в системе дополнительного профессионального образования. Содержательно-смысловое направление раскрыто интегративной моделью формирования профессиональной компетентности педагогов, включающей взаимосвязанные блоки: целе-результативный, функционально-содержательный и процессуально-технологический.

Композиционно представление авторской концепции формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей в системе дополнительного профессионального образования как системы научных знаний и как формы предъявления результатов исследования включает нижеперечисленные  аспекты:

  • Цель концепции как многоуровневое явление:

- на системном уровне - развитие и самореализация личности педагога и формирование его профессиональной компетентности в соответствии с государственными требованиями и образовательными стандартами;

- на компетентностном уровне - достижение педагогами такого уровня профессиональных компетенций и их компонентов, который обеспечивает успешное, на качественном уровне решение педагогических задач в области интеллектуального развития детей;

- на аксиологическом уровне - обеспечение теоретического фундамента,  уточнение понятийного поля проблемы в виде целостной совокупности методологии, теории и практики.

  • Задачи: разработка, апробация и внедрение интегративной модели формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей в системе дополнительного профессионального образования; разработка программно-методического и технологического обеспечения этого процесса; повышение эффективности повышения квалификации путем внедрения модели; прогнозирование положительного эффекта внедрения предлагаемой концепции в массовую педагогическую практику системы дошкольного образования).
  • Подходы: системный, аксиологический, деятельностный, технологический, компетентностный, ориентированные на профессиональные интересы педагогов в системе дополнительного профессионального образования в рамках повышения квалификации педагога. Мы считаем, что актуализация процесса интеллектуального развития ребенка-дошкольника во многом определяется концепцией формирования профессиональной компетентности педагога.
  • Факторы: внешние - социальный заказ, реализованный в нормативных документах, нормах и традициях; международный и отечественный педагогический опыт, традиции его развития; теоретические концепции, фиксирующие современный уровень развития проблемы; государственный профессиональный стандарт педагога и государственные образовательные стандарты дошкольного, среднего, высшего, дополнительного профессионального образования; социокультурные обстоятельства; профессиограмма; нормативные документы, регулирующие деятельность педагога; внутренние - мотивационный; коммуникативный характер деятельности педагога.
  • Категориальный аппарат концепции, отражающий методологическую основу диссертационного исследования:

- профессиональная компетентность педагога дошкольного образования - интегративная составляющая личности педагога, которая характеризуется совокупностью гносеологических (универсальных, общекультурных), ценностно-смысловых (социально-личностных), операциональных (специальных) и психолого-педагогических компетенций, позволяющих рационально проектировать и на качественном уровне осуществлять развитие детей;

- формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей - есть процесс последовательного совершенствования профессиональной направленности личности педагога, совокупности профессионально значимых интегративных компетенций, позволяющих рационально проектировать и на качественном уровне осуществлять психолого-педагогическое сопровождение интеллектуального развития детей 3-7 лет [2; - С. 120].

  • Закономерности, отражающие:

- феноменологическую природу и сущность интеллекта, генезис интеллекта детей, социальные условия интеллектуального развития детей;

- образовательный феномен, отражающий функционально-интегративные связи между компонентами интеллекта ребенка и необходимостью профессиональной компетентности педагога, способной к качественной реализации психолого-педагогического сопровождения интеллектуального развития детей;

- деятельностный феномен педагогического процесса.

В связи с этим нами выделены следующие группы закономерностей:

Закономерности в области интеллектуального развития детей в онтогенезе действуют следующие закономерности:

- интеллектуальное развитие ребенка определяется внутренними (генетический фактор, врожденная нервно-психическая организация ребенка и пр.) и внешними факторами (семья, социальное окружение ребенка, окружающий мир и пр.), характеризуется саморазвитием ментального опыта, что определяет возможность раннего интеллектуального развития детей 3-7 лет;

- интеллектуальное развитие ребенка рассматривается как основа формирования общей культуры человеческой личности и фактор дальнейшего успешного обучения;

- социально важный и ценный вектор интеллектуального развития задается в дошкольном возрасте;

- эффективный процесс развития интеллектуальных способностей и качеств детей дошкольного возраста зависит от грамотного, компетентного управления и психолого-педагогического сопровождения интеллектуального развития детей;

Закономерности в области образовательной деятельности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей: 

- влияние на интеллектуальное развитие детей возможно во всех ситуациях образовательного процесса: в непосредственно-образовательной деятельности, в образовательной деятельности в режимных моментах, совместной деятельности субъектов образовательных отношений (дети, педагоги, родители);

- педагогическая деятельность в области интеллектуального развития детей эффективна только в том случае, если она строится на основе знаний о сущности, механизмах, особенностях и потребностях интеллектуального развития детей;

- успешность интеллектуального развития детей определяется мотивационной готовностью педагога к осуществлению личностно-ориентированного подхода к ребенку, способностью к оптимальному решению образовательных задач, ориентированных на процесс развития интеллектуальных способностей и качеств;

- целенаправленное развитие интеллектуальных способностей и качеств детей вносит в процесс интеллектуального развития детей системный характер.

Закономерности в области профессиональной подготовки к формированию профессиональной компетентности педагога в сфере интеллектуального развития детей:

- адекватному формированию профессиональной компетентности педагога в рассматриваемой сфере способствует реализация в системе дополнительного образования вариативной (дифференцированной) образовательной программы курсов повышения квалификации на основе актуального уровня сформированности компетенций в данной области;

- эффективному формированию профессиональной компетентности педагога в области интеллектуального развития детей способствует осознание сущности и освоение содержания совокупности компетенций (гносеологической, социально-личностной, специальной и психолого-педагогической), позволяющих рационально проектировать и управлять процессом психолого-педагогического сопровождения интеллектуального развития детей;

- переход от стихийного к сознательно управляемому и самоуправляемому процессу формирования компетентности.

  • Принципы: общие - принцип целенаправленности; комплексности; синергетичности;

специфические - принципы информационного и дидактического наполнения. Содержательным аспектом концепции формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования служат две модели:

1) структурная модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, состоящая из компонентов профессиональной компетентности, выявленных на основе определения особенностей его образовательной деятельности в современных условиях;

2) интегративная модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в области интеллектуального развития детей, имеющая свою подструктуру, обеспечивающая ее целостное всестороннее осмысление и практическую реализацию, которая задается содержанием интегративно-компетентностного подхода и представлена целе-результативным, функционально-содержательным и процессуально-технологическим блоками.

Эффективность реализации концепции строится на основе комплекса педагогических условий:

- психолого-педагогические: организация рефлексивной образовательной среды, способствующей осознанию педагогами собственной системы отношений, вызывающих у них потребность в переосмыслении и переоценке профессиональных ориентиров и установок с позиции решения задач интеллектуального развития детей; инициирование активности педагогов, ориентированное на данный процесс;

- организационно-педагогические: вариативный характер обучения в условиях модульной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки с учетом уровня сформированности профессиональной компетентности и индивидуальных потребностей педагога; модульность содержания образовательного процесса; включение в образовательный процесс педагогов интерактивных форм, методов и технологических приемов; развитие рефлексивной позиции личности педагога; внедрение в качестве значимого технологического элемента научно-исследовательской работы педагогов; выявление и реализация оптимальных средств деятельности педагога, ориентированных на процесс психолого-педагогического сопровождения интеллектуального развития детей.

Рецензенты:

Комарова Т.С., д.п.н., профессор, заведующий кафедры начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Ушакова О.С., д.п.н., профессор, заведующий лабораторией «Развитие речи и творческих способностей» Института психолого-педагогических проблем детства РАО, г. Москва.