Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Яфаева В.Г. 1
1 ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан
Актуальность формирования профессиональной компетентности определяется современными нормативными ориентирами в сфере дошкольного образования и социальным запросом на обеспечение качественного дошкольного образования, в том числе в области интеллектуального развития детей. В статье рассматриваются концептуальные основания формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей 3-7 лет. Представляется рассмотрение профессиональной компетентности педагога в логике системного, деятельностного, технологического и компетентностного подходов. В контексте рассмотрения проблемы в статье разработан вариант определения понятий "профессиональная компетентность педагога", "Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей".
интеллектуальное развитие
профессиональная компетентность
профессиональная компетентность педагога дошкольного образования
концепция формирования профессиональной компетентности педагога
дошкольное образование
интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
1. Асмолов, А.Г. Образование России: «от культуры полезности» - к «культуре достоинства» [Текст] / А.Г. Асмолов [и др.] // Педагогика. – 2004. - №7. – С.3-11.
2. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода [Текст] / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. – М. Изд-во: Наука, 1973. – 272с.
3. Евтушенко, С.В. Социализация студентов учреждений СПО: компетенции и профессиональное самоопределение [Текст] / С.В. Евтушенко // Педагогический журнал Башкортостана. – 2012, №2 (39). – С. 9 – 13.
4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Текст] / И.А. Зимняя / под ред. А.В. Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007. – С.33-45.
5. Яфаева, В.Г. Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения в сфере интеллектуального развития детей [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2010, - №8. – С.117 – 121.
Современная образовательная стратегия страны ориентирует педагогов на формирование принципиально новых стратегических конструктов образования - компетентностей и компетенций, имеющих отчетливо выраженную практико-ориентированную, деятельностную направленность, с целью действенного обеспечения качественных образовательных услуг. В логике современных тенденций в системе дошкольного образования также возрастает потребность социума на получение качественных образовательных услуг, в частности - в сфере интеллектуального развития детей.

Считая профессиональную компетентность педагога дошкольного образования одним из важных факторов актуализации интеллектуального развития ребенка-дошкольника, мы определили  научную проблему разработки концептуальных положений формирования профессио­наль­ной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей в системе дополнительного профессионального образования.

Методологическую основу данной концепции составили:

- идеи системного подхода (А.Н. Аверьянов, П.К. Анохин, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Ю.П. Сокольников, Э.Г. Юдин и др.);

- деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

- технологического подхода к обучению (В.П. Беспалько, К.Я. Вазина, В.И. Данильчук, В.С. Збаровский, Н.В. Кларин, И.А. Колесников, А.М. Коротков, В.М. Монахов, М.П. Сибирская и др.);

- положения аксиологического подхода, акцентирующие внимание на ценностях, установках, целях педагогической деятельности и профессиональной подготовки (А.Г. Асмолов, М.С. Каган, И.А. Колесникова, Е.Н. Шиянов и др.);

- исследования, определяющие содержание и функции междисциплинарного и компетентностного подходов как способов оптимизации образовательного процесса (В.А. Адольф, Ю.К. Бабанский, В.И. Байденко, Ю.В. Варданян, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.).

Так, в рамках системного подхода - осуществляется рассмотрение и исследование профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей как целостной, единой системы; выделение структурных и функциональных компонентов этой системы; установление интегративных связей между компонентами системы; выявление системообразующих факторов (внешних и внутренних). Ядром исследуемой предметной области является интеллектуальное развитие детей, понимаемое как процесс особых усилий взрослых (в том числе педагогов), направленных на организацию интеллектуально-познавательной и развивающей деятельности детей, способствующей формированию мыслительной активности, установлению причинно-следственных связей в разных сферах жизни и речевого планирования, элементарной самоорганизации и самореализации в разных видах деятельности, владению способами построения замысла и поиска способов решения проблемных ситуаций и задач. Периферией предметной области является профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей. Все структурные компоненты концепции связывает воедино ведущая идея, которая заключается в том, что процесс формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей должен занимать особое место в системе дополнительного профессионального образования, являться приоритетной областью теории и методики дошкольного образования, осуществляться с учетом нормативных требований, отображающих современные тенденции развития дополнительного профессионального образования в России и отвечающих потребностям общества и государства в формировании конкурентоспособного педагога.

Деятельностный подход - рассмотрение профессиональной компетентности как гаранта осуществления качественного образовательного процесса в области интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Это предполагает и способность определять собственную исходную степень сформированности профессиональной компетенции педагога в сфере интеллектуального развития детей, объективно оценивать динамику произошедших изменений, т.е. дает основание исследовать формирование профессиональной компетентности в сфере интеллектуального развития детей как качественное преобразование его внутриличностных и профессиональных особенностей в исследуемой сфере. У педагога должна быть сформирована способность к целеполаганию как моделированию будущего, к самообразованию как показателю профессиональной мобильности, к саморазвитию и умению гибко реагировать на профессиональные задачи.

Деятельностный подход расширяется идеями синергетики или теории самоорганизации (от греч. synergeia - сотрудничество, содружество). В контексте нашего исследования данный подход понимается как обеспечение психолого-педагогического сопровождения интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Под дефиницией «психолого-педагогическое сопровождение интеллектуального развития детей» мы понимаем процесс личностно-ориентированного взаимодействия педагога с ребенком, обеспечивающего привлечение самого субъекта развития к организации собственной интеллектуально-продуктивной деятельности, обогащению ментального опыта, решению проблемных игровых ситуаций.

Технологический подход - осознание последовательно сменяющихся этапов деятельности педагога, основанных на создании соответствующих прогнозированию операционных форм организации деятельности детей, нацеленных, в конечном итоге, их на интеллектуальное развитие.

Компетентностный подход - направленность на усиление личностного аспекта педагога, формирование активной, успешной профессиональной и жизненной позиции. Мы солидарны с мнением С.В. Евтушенко о том, что продуктом компетентностного подхода в профессиональном образовании является личность, готовая к обучению в течение всей жизни, мотивированная на профессиональный рост и карьеру, социально адаптированную и конкурентноспособную [1, С.9]. В логике нашего исследования, результатом компетентностного подхода в сфере интеллектуального развития детей дошкольного возраста определяется личность педагога:

  • ориентированная на глубокое знание и понимание сути интеллектуального развития детей;
  • владеющая знаниями возрастных и психологических возможностей и особенностей интеллектуального развития детей;
  • реализующая известные в науке и практике наиболее оптимальные и эффективные способы, приемы и технологии интеллектуального развития детей, формирования интеллектуально-познавательной активности, способностей и качеств детей;
  • способная к анализу проблем и трудностей процесса интеллектуального развития детей, к осмыслению и реализации социальной миссии, ценностных установок и перспектив дошкольного образования в области интеллектуального развития детей;
  • готовая к осмыслению и оцениванию собственной педагогической деятельности, ориентированной на интеллектуальное развитие детей, определению стратегии психолого-педагогического сопровождения интеллектуального развития детей;
  • реализующая модель профессиональной компетенции педагога в сфере интеллектуального развития детей и педагогическую технологию проектирования психолого-педагогического сопровождения интеллектуального развития детей;
  • способная к трансляции личных достижений в сфере интеллектуального развития детей в СМИ, на страницах научно-педагогических журналов, а также в конкурсах и грантах;
  • реализующая творческую поисково-исследовательскую деятельность в вопросах разработки наиболее оптимальных, эффективных способов и проектов формирования интеллектуально-познавательной активности дошкольников.

Таким образом, речь идет о педагоге, которому свойственна устойчивая высокая эффективность и результативность процесса интеллектуального развития детей, что обеспечит, во-первых, оптимизацию данного процесса, во-вторых, конкурентноспособность педагога на рынке труда.

Теоретико-методологические основания концепции формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей представлены в двух аспектах: содержательном и процессуальном.

В содержательном аспекте (аксиологический и компетентностный подходы) фиксируется направленность на обоснование совокупности положений, составляющих теоретико-методологические основы проблемы формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей, характеризующейся совокупностью гносеологических (общекультурных), ценностно-смысловых (социально-личностных), операциональных (специальных) и психолого-педагогических компетенций, позволяющих рационально проектировать психолого-педагогическое сопровождение интеллектуального развития детей 3-7 лет. Более того, определяется понятийно-категориальный аппарат обозначенной проблемы, раскрывающий содержание входящих в него понятий (общих, специальных, основных и дополнительных) и обеспечивающий однозначность интерпретации контекстуально разворачиваемых теоретических положений.

Теоретический блок образован базовыми установками; факторами; совокупностью закономерностей и соответствующих им принципов формирования профессиональной компетентности педагога; особенностями программно-методического и технологического обеспечения совершенствования профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования педагогов.

В процессуальном аспекте (деятельностный, системно-синергетический подходы) определяется механизм и процедура осуществления процесса формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей в системе дополнительного профессионального образования. Содержательно-смысловое направление раскрыто интегративной моделью формирования профессиональной компетентности педагогов, включающей взаимосвязанные блоки: целе-результативный, функционально-содержательный и процессуально-технологический.

Композиционно представление авторской концепции формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей в системе дополнительного профессионального образования как системы научных знаний и как формы предъявления результатов исследования включает нижеперечисленные  аспекты:

  • Цель концепции как многоуровневое явление:

- на системном уровне - развитие и самореализация личности педагога и формирование его профессиональной компетентности в соответствии с государственными требованиями и образовательными стандартами;

- на компетентностном уровне - достижение педагогами такого уровня профессиональных компетенций и их компонентов, который обеспечивает успешное, на качественном уровне решение педагогических задач в области интеллектуального развития детей;

- на аксиологическом уровне - обеспечение теоретического фундамента,  уточнение понятийного поля проблемы в виде целостной совокупности методологии, теории и практики.

  • Задачи: разработка, апробация и внедрение интегративной модели формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей в системе дополнительного профессионального образования; разработка программно-методического и технологического обеспечения этого процесса; повышение эффективности повышения квалификации путем внедрения модели; прогнозирование положительного эффекта внедрения предлагаемой концепции в массовую педагогическую практику системы дошкольного образования).
  • Подходы: системный, аксиологический, деятельностный, технологический, компетентностный, ориентированные на профессиональные интересы педагогов в системе дополнительного профессионального образования в рамках повышения квалификации педагога. Мы считаем, что актуализация процесса интеллектуального развития ребенка-дошкольника во многом определяется концепцией формирования профессиональной компетентности педагога.
  • Факторы: внешние - социальный заказ, реализованный в нормативных документах, нормах и традициях; международный и отечественный педагогический опыт, традиции его развития; теоретические концепции, фиксирующие современный уровень развития проблемы; государственный профессиональный стандарт педагога и государственные образовательные стандарты дошкольного, среднего, высшего, дополнительного профессионального образования; социокультурные обстоятельства; профессиограмма; нормативные документы, регулирующие деятельность педагога; внутренние - мотивационный; коммуникативный характер деятельности педагога.
  • Категориальный аппарат концепции, отражающий методологическую основу диссертационного исследования:

- профессиональная компетентность педагога дошкольного образования - интегративная составляющая личности педагога, которая характеризуется совокупностью гносеологических (универсальных, общекультурных), ценностно-смысловых (социально-личностных), операциональных (специальных) и психолого-педагогических компетенций, позволяющих рационально проектировать и на качественном уровне осуществлять развитие детей;

- формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей - есть процесс последовательного совершенствования профессиональной направленности личности педагога, совокупности профессионально значимых интегративных компетенций, позволяющих рационально проектировать и на качественном уровне осуществлять психолого-педагогическое сопровождение интеллектуального развития детей 3-7 лет [2; - С. 120].

  • Закономерности, отражающие:

- феноменологическую природу и сущность интеллекта, генезис интеллекта детей, социальные условия интеллектуального развития детей;

- образовательный феномен, отражающий функционально-интегративные связи между компонентами интеллекта ребенка и необходимостью профессиональной компетентности педагога, способной к качественной реализации психолого-педагогического сопровождения интеллектуального развития детей;

- деятельностный феномен педагогического процесса.

В связи с этим нами выделены следующие группы закономерностей:

Закономерности в области интеллектуального развития детей в онтогенезе действуют следующие закономерности:

- интеллектуальное развитие ребенка определяется внутренними (генетический фактор, врожденная нервно-психическая организация ребенка и пр.) и внешними факторами (семья, социальное окружение ребенка, окружающий мир и пр.), характеризуется саморазвитием ментального опыта, что определяет возможность раннего интеллектуального развития детей 3-7 лет;

- интеллектуальное развитие ребенка рассматривается как основа формирования общей культуры человеческой личности и фактор дальнейшего успешного обучения;

- социально важный и ценный вектор интеллектуального развития задается в дошкольном возрасте;

- эффективный процесс развития интеллектуальных способностей и качеств детей дошкольного возраста зависит от грамотного, компетентного управления и психолого-педагогического сопровождения интеллектуального развития детей;

Закономерности в области образовательной деятельности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей: 

- влияние на интеллектуальное развитие детей возможно во всех ситуациях образовательного процесса: в непосредственно-образовательной деятельности, в образовательной деятельности в режимных моментах, совместной деятельности субъектов образовательных отношений (дети, педагоги, родители);

- педагогическая деятельность в области интеллектуального развития детей эффективна только в том случае, если она строится на основе знаний о сущности, механизмах, особенностях и потребностях интеллектуального развития детей;

- успешность интеллектуального развития детей определяется мотивационной готовностью педагога к осуществлению личностно-ориентированного подхода к ребенку, способностью к оптимальному решению образовательных задач, ориентированных на процесс развития интеллектуальных способностей и качеств;

- целенаправленное развитие интеллектуальных способностей и качеств детей вносит в процесс интеллектуального развития детей системный характер.

Закономерности в области профессиональной подготовки к формированию профессиональной компетентности педагога в сфере интеллектуального развития детей:

- адекватному формированию профессиональной компетентности педагога в рассматриваемой сфере способствует реализация в системе дополнительного образования вариативной (дифференцированной) образовательной программы курсов повышения квалификации на основе актуального уровня сформированности компетенций в данной области;

- эффективному формированию профессиональной компетентности педагога в области интеллектуального развития детей способствует осознание сущности и освоение содержания совокупности компетенций (гносеологической, социально-личностной, специальной и психолого-педагогической), позволяющих рационально проектировать и управлять процессом психолого-педагогического сопровождения интеллектуального развития детей;

- переход от стихийного к сознательно управляемому и самоуправляемому процессу формирования компетентности.

  • Принципы: общие - принцип целенаправленности; комплексности; синергетичности;

специфические - принципы информационного и дидактического наполнения. Содержательным аспектом концепции формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования служат две модели:

1) структурная модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, состоящая из компонентов профессиональной компетентности, выявленных на основе определения особенностей его образовательной деятельности в современных условиях;

2) интегративная модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в области интеллектуального развития детей, имеющая свою подструктуру, обеспечивающая ее целостное всестороннее осмысление и практическую реализацию, которая задается содержанием интегративно-компетентностного подхода и представлена целе-результативным, функционально-содержательным и процессуально-технологическим блоками.

Эффективность реализации концепции строится на основе комплекса педагогических условий:

- психолого-педагогические: организация рефлексивной образовательной среды, способствующей осознанию педагогами собственной системы отношений, вызывающих у них потребность в переосмыслении и переоценке профессиональных ориентиров и установок с позиции решения задач интеллектуального развития детей; инициирование активности педагогов, ориентированное на данный процесс;

- организационно-педагогические: вариативный характер обучения в условиях модульной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки с учетом уровня сформированности профессиональной компетентности и индивидуальных потребностей педагога; модульность содержания образовательного процесса; включение в образовательный процесс педагогов интерактивных форм, методов и технологических приемов; развитие рефлексивной позиции личности педагога; внедрение в качестве значимого технологического элемента научно-исследовательской работы педагогов; выявление и реализация оптимальных средств деятельности педагога, ориентированных на процесс психолого-педагогического сопровождения интеллектуального развития детей.

Рецензенты:

Комарова Т.С., д.п.н., профессор, заведующий кафедры начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Ушакова О.С., д.п.н., профессор, заведующий лабораторией «Развитие речи и творческих способностей» Института психолого-педагогических проблем детства РАО, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Яфаева В.Г. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15543 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674