Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANTI-CORRUPTION STABILITY OF STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

Shedko Yu.N. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
Purpose – to examine the stability of the anti-corruption state (municipal) employees as a component of the stability of the region. The research methodology involves the simultaneous use of institutional synergy, systematic and multi-disciplinary approaches to solving the problem of anti-corruption sustainability. It is proved that: the formation of an anti-corruption task competence requires the efforts of scientists and practitioners in various fields of knowledge. It is determined that the problem of ensuring the stability of the anti-corruption officer authority appropriately addressed through the establishment of anti-corruption expertise. An analysis of management practices at the levels of regions and municipalities in terms of the implementation of anti-corruption programs identified a number of institutional weaknesses. Identify areas that require improvement and methodological support. The conclusion of necessity, permanence and continuity when forming anticorruption competence of state (municipal) employees.
anti-corruption monitoring
anti-corruption
corruption
state and municipal officials
stability of the region

Обеспечение долгосрочного устойчивого социально-экономического развития территории является одной из ключевых проблем регионального управления в России. Среди комплекса задач, которые необходимо при этом решать, важнейшей методологической задачей является определение факторов, оказывающих влияние на устойчивое развитие региона как региональной социо-эколого-экономической системы [9].

Значительно усложняет анализ факторов устойчивости усиление субъективного компонента регионального управления. Указанное повышение роли субъективного фактора в поведении экономических агентов на всех уровнях управления выявлено в результате многочисленных исследований, проводившихся в последние десятилетия в нашей стране и за рубежом [5]. Поэтому значимым представляется исследование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в частности формирования антикоррупционной устойчивости государственных и муниципальных служащих. Устойчивость социально-экономического развития территории обеспечивается наряду с другими факторами, устойчивым функционированием органа власти, в которое, в свою очередь, включается и антикоррупционная устойчивость государственных (муниципальных) служащих (рис. 1).

Рис. 1. Антикоррупционная устойчивость государственных и муниципальных служащих в системе устойчивого развития территории

Коррупция оказывает значительное негативное влияние на работу органов власти. Эта асоциальная деятельность, являясь одним из наиболее существенных деструктивных факторов системного характера, действующих в условиях современного государственного управления, существенно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, усложняет позитивную динамику экономических и социально-политических преобразований, препятствует модернизации государственных институтов и повышению эффективности национальной экономики, в том числе переходу отечественных предприятий к активной инновационной политике [7]. В связи с этим эффективная модель управления системы обеспечения безопасности региона должна предусматривать противодействие коррупции [1].

Проблему обеспечения антикоррупционной устойчивости сотрудника органа власти целесообразно решать на основе формирования антикоррупционной компетентности. В связи с этим весьма актуальным является исследование процесса формирования антикоррупционной компетентности – индивидуальной интегративной характеристики степени соответствия требованиям профессии в области правоприменительной практики, системного социально-психологического качества субъекта профессиональной деятельности, определяемого специальными знаниями, умениями рационально организовать профессиональную деятельность, актуализированными практическими навыками, необходимыми государственному и муниципальному служащему для принятия и реализации корректного правового решения в условиях коррупционных рисков и коррупционного давления [6]. Антикоррупционная компетентность складывается, в свою очередь, из личных ресурсов, которые государственный (муниципальный) служащий использует в профессиональной деятельности (рис. 2).

Содержание административных ресурсов составляет право управлять, объём которых соответствует должности служащего.

Профессиональные ресурсы содержат три составляющие: управленческую, включающую знания и практические навыки, непосредственно применяемые при управлении людьми, технологическую, в которую входят знания из области технологии государственного (муниципального) и специальную компоненту – обширный багаж опыта и знаний, состоящий из делопроизводства, документооборота, проведения совещаний, организации переговоров, знания иностранных языков и многого другого.

Психологические ресурсы образуются как совокупность личностных характеристик работника, особенно значимых для исполнения им обязанностей служащего. Эти характеристики проявляются не только в стиле поведения, но и в стиле мышления, в индивидуальных особенностях принятия и реализации решений. Сознательная работа человека над собой с целью выработки необходимых качеств и характеристик позволяет развить некоторые управленческие качества личности, уже заданные от природы, или, наоборот, уменьшить негативное проявление других качеств [2]. Поэтому большое значение приобретает профориентационная работа среди молодежи и освоение современного научного мировоззрения как профессиональной базовой предпосылки эффективного исполнения государственным (муниципальным) служащим своих профессиональных служебных обязанностей.

Рис. 2. Виды личных ресурсов, используемых в профессиональной деятельности государственных (муниципальных) служащих

Нравственные начала служат условием становления личностных качеств человека и его воспитания, так как содержат важные представления о смысле жизни, добре и зле, о счастье, чести, достоинстве, справедливости, долге, нацеливают на высокие жизненные ценности, помогают определить смысл явлений окружающего мира. Мировоззренческие ориентации определяют развитие духовной культуры человека, способствуют поиску и закреплению в его сознании жизненных духовных ценностей, оказывают решающее воздействие на политическую позицию, правосознание и ответственность личности, определяя выбор ею линии своего мышления и поведения. Мировоззрение формирует нравственные представления, чувства, потребности, совершенствует, воспитывая, человека, побуждает к борьбе с социальным и иным злом [3]. Элементы структуры мировоззрения (потребности, знания, в том числе ценности), идеи, идеалы, психологические установки, включая постановки задач) корректируются в ходе социальных процессов, характер­ных для профессиональной деятельности государственных (муниципальных) служащих (рис. 3) [8].

Следует отметить, что в условиях правового государства от работников органов власти требуются не только глубокие знания технологии и организации работы подведом­ственных объектов, сколько умение оценивать их деятельность в пра­вовом и финансово-экономическом аспектах и предпринимать соответствующие воздействия. Соответственно в процессе подготовки, переподготовки и при повышении квалификации работников органов государственной власти (ОГВ) и местного самоуправления (МСУ) необходимо использовать ситуационные задачи, предусматривающие антикоррупционное поведение.

Рис. 3. Социальные процессы, характер­ные для профессиональной деятельности государственных (муниципальных) служащих

В ходе исследования проводился анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах РФ. При этом выявлялись типичные, в первую очередь организационные недостатки и ошибки в осуществлении антикоррупционной деятельности в субъектах РФ, анализировались управленческие аспекты реализации программ, а также практика проведения антикоррупционного мониторинга в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Методика изучения предусматривала анализ практики управления на уровнях региона и муниципального образования в части осуществления программных мероприятий и общесистемных антикоррупционных мер в организационно-управленческом аспекте. Также исследовалось правовое обеспечение антикоррупционных программ.

Проведенное исследование показало, что в субъектах РФ в основном сформированы правовые, организационные и информационные механизмы противодействия коррупции. Так, в субъектах РФ сформированы институциональные основы противодействия коррупции:

  • разработано и принято законодательство субъектов РФ в сфере противодействия коррупции, в целом соответствующее международным стандартам и федеральным нормам и принципам;
  • приняты и реализуются программы и планы противодействия коррупции в субъектах РФ и в муниципальных образованиях;
  • внедряются стандарты антикоррупционного поведения.

ОГВ субъектов РФ налажено взаимодействие и координация с территориальными органами федеральных ОГВ и органами МСУ, обеспечен доступ населения к информации о деятельности ОГВ субъектов РФ и органов МСУ, проводится антикоррупционная экспертиза проектов и действующих нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных нормативных правовых актов, мониторинг антикоррупционного законодательства субъектов РФ.

Вместе с тем следует отметить ряд недостатков. Так, отдельные программы длительное время не обновляются и не актуализируются. Не проводится оценка результативности реализации программных мероприятий, в программах отсутствуют индикаторы и показатели эффективности. Во многих субъектах РФ качественные и количественные показатели приводятся без анализа причин коррупционного поведения. В отдельных субъектах РФ не разработаны методики оценки эффективности выявления и профилактики коррупционных рисков в ОГВ субъектов РФ и органах МСУ муниципальных образований.

Проблемы разработки и реализации антикоррупционных мероприятий в субъектах РФ во многом обусловлены недостаточным методическим обеспечением, наибольшая потребность в котором наблюдается в отношении следующих действий:

  • организации профилактических мероприятий в системе государственной и муниципальной службы (по вопросам организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; по вопросам формирования и использования кадрового резерва);
  • оценки эффективности выявления и профилактики коррупционных рисков в органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления;
  • осуществления антикоррупционного мониторинга.

Основными рациональными целями антикоррупционного мониторинга, закрепленными в региональном антикоррупционном законодательстве, являются: обеспечение оценки эффективности (результативности) антикоррупционных мер (мер антикоррупционной политики и/или антикоррупционных программ) и обеспечение разработки и реализации антикоррупционных программ (планов противодействия коррупции) [4].

При этом в региональном антикоррупционном законодательстве, кроме этих целей, формулируются и другие цели:

  • своевременное приведение нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствие с федеральным и/или региональным законодательством;
  • выявление и устранение причин коррупции;
  • реализация мер противодействия коррупции;
  • разработка нормативных правовых актов;
  • повышение эффективности мер по реализации антикоррупционной политики;
  • оценка реализации полномочий органов власти в сфере противодействия коррупции;
  • выявление в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов;
  • оценка состояния коррупции;
  • предупреждение коррупционных правонарушений;
  • своевременное принятие государственными органами решений, направленных на противодействие коррупции;
  • информирование о состоянии противодействия коррупции и подготовка предложений органам, реализующим меры противодействия коррупции;
  • наблюдения эффективности реализации мер пресечения и привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения;
  • разработка прогнозов состояния и тенденций развития антикоррупционной политики.

Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве региональных антикоррупционных законов точно сформулирована одна из основных целей антикоррупционного мониторинга – измерение результативности мер противодействия коррупции. В меньшей степени региональные законодательные (представительные) органы уделяют внимание двум другим основным целям – измерению (оценке) состояния коррупции и оценке причин коррупции в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

В связи с этим представляется необходимым решение такой неотложной задачи, как разработка и апробация методического обеспечения достижения именно этих двух целей с учетом применения комплексного подхода [10].

В ходе антикоррупционного мониторинга можно оценивать антикоррупционную компетентность государственных (муниципальных) служащих, используя социологические методы: проведение фокус-групп с гражданами; личные неформализованные интервью со служащими, анкетные опросы. Проведение фокус-групп и неформализованных интервью позволят фиксировать качественные характеристики относительно новых, недавно возникших и слабо изученных явлений коррупции и противодействовать ей. Формализованные анкетные опросы позволят оценить количественные характеристики сравнительно хорошо изученных и массовых явлений коррупции. Фокус-группы и неформализованные интервью, с одной стороны, и формализованные анкетные опросы, с другой стороны, взаимно дополняют друг друга, и при совместном использовании эти методы позволят получить наиболее полное и объективное описание коррупции в регионе, имеющейся в период выполнения очередного этапа антикоррупционного мониторинга.

В заключение следует отметить, что формирование антикоррупционной компетентности государственных (муниципальных) служащих должно осуществляться постоянно и непрерывно.

Рецензенты:

Плисецкий Е.Л., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Региональная экономика и экономическая география» Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва;

Погребняк Р.Г., д.э.н., доцент, профессор кафедры «Региональная экономика и экономическая география» Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва.