Целью исследования являлось определение тенденции физического развития и подготовленности дошкольников с учётом гендерных особенностей.
Задача гендерного воспитания - подготовить к жизни счастливого эмоционально благополучного ребёнка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности - мужские или женские.
Введение Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, являющиеся стратегией развития дошкольного образования в РФ как исходной и самоценной ступенью отечественного образования, коренным образом меняет содержание и формы функционирования детских садов в нашей стране. Необходимость введения стандарта дошкольного образования, по мнению А. Г. Асмолова, связано с изменением социального статуса дошкольного детства, точнее - с осознанием государством его значимости и превращением дошкольного образования в инструмент государственной поддержки детства и семьи [1].
В связи с этим происходят существенные изменения и в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет одну из образовательных областей как «Физическое развитие», уточняя ее задачи и содержание: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» [9].
Вместе с тем анализ современной педагогической теории и практики показывает, что процесс физического развития ребенка дошкольного возраста по-прежнему строится без учета индивидуальных особенностей:
- не учитывается состояние здоровья дошкольника;
- не учитывается уровень физической подготовленности;
- не учитывается гендерная принадлежность ребенка.
Мальчикам и девочкам даются одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, и используется одна и та же методика физического развития дошкольника. Что отрицательно сказывается на социализации, сохранении и укреплении здоровья мальчиков и девочек.
В педагогической литературе накоплен достаточный опыт о том, что давно назрела необходимость осуществлять физическое развитие дошкольников с учетом гендерной принадлежности ребенка. Впервые в отечественном образовании осуществляется переход от «бесполой» педагогики к воспитанию ребёнка с учётом гендерных различий. Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается обществом [2]. Результатом гендерной принадлежности детей является воспитание мужественности и женственности у детей дошкольного возраста с ориентацией на выполнение в будущем социальных ролей. Физическое воспитание обеспечивает формирование мужественности и женственности как идеальных характеристик мужчины и женщины через систему физических упражнений.
На признак пола в физическом воспитании дошкольников впервые стали обращать внимание в 30-50-е гг. Было отмечено, что половое различие в динамике формирования основных движений, физических качеств и двигательной активности у детей до 7-ми лет есть, весь вопрос в его величине. Одна из особенностей развития основных движений у детей дошкольного возраста связана с половым различием, ее исследованием занималась Е.Г. Леви-Гориневская (30-50-е гг.), которой были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков в беге, прыжках и метании. Однако Е.Г.Леви-Гориневская утверждает, что основной причиной является плохо поставленная работа по физическому воспитанию и что при создании соответствующих педагогических условий различий в достижениях мальчиков и девочек не будет [6].
Авторы пришли к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания.
В 80-е годы Э.С. Вильчковский проводил исследование, ценность которого в том, что прослеживалась динамика в изменении уровня физического развития одних и тех же детей. Э.С.Вильчковский утверждал, что различие между мальчиками и девочками определяются как половыми особенностями, так и их двигательной активностью в повседневной жизни, и интересом к физическим упражнениям [3].
В 90-е годы понимание этой проблемы обогащается новыми данными, полученными в исследованиях В.А. Мануйлова и В.Н. Зуева (1991 г.), эти исследования посвящены возрастно-половым особенностям точного восприятия движений детьми 5-7 лет. Проведенный ими эксперимент показал, что девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах жизни, а мальчики - на седьмом. Точность восприятия временного параметра движения у мальчиков пяти и шести лет выше, чем у девочек, а мальчики семи лет справляются с заданием хуже, чем их ровесницы. Точность воспроизведения динамической характеристики движения у девочек всех возрастных групп выше, чем у мальчиков.
Н.Н. Ефименко предлагает с целью дифференцированного физического воспитания разрабатывать мальчиковые и «девчачьи» игры, которые можно было бы применять при работе по подгруппам с мальчиками и девочками [4].
И.Н. Евтушенко определяет содержание гендерного воспитания детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности дошкольника, заключающийся в содействии накоплению социального опыта выполнения гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей [5].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить тенденцию физического развития дошкольника, результат которой является дробление и группировка детей по гендерным признакам с целью использования потенциальных возможностей каждого ребенка, что сопрягается с выявлением и максимальным развитием их природных задатков и способностей. Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений; четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек). Неодинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями предполагает, что требования к их результативности должны быть разными. Например, в прыжках на скакалке для мальчиков хорошим результатом можно считать безостановочные прыжки, в то время как для девочек хороший результат - усложненные варианты прыжков (прыжки с вращением скакалки назад, прыжки ноги скрестно, прыжки руки скрестно, прыжки вдвоем и т.д.) [10].
Рассмотрим особенности формирование мужественности и женственности через систему упражнений для мальчиков и девочек, которые можно разделить на две большие группы.
К первой группе относятся раздельные занятия. Одно из двух занятий в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек. На этих занятиях планировалось изучение упражнений, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками (например, метание), и упражнений, вызывающих интерес данной группы детей (например, для мальчиков - футбол, хоккей, для девочек - упражнения с лентами). Сюжетное занятие или использование большой тематической игры носило ярко выраженную окраску в зависимости от пола занимающихся (например, для мальчиков - тематическая игра «Спасатели», для девочек - тематическая игра «Театр кукол») [7]. «Силачи». Исходное положение - стоя в парах. Выполнение: мальчики стоят друг к другу лицом, одна нога впереди другая сзади руки упираться в плечи напарника на счет «раз» стараются вытолкнуть, на счет «два» - исходное положение. Дозировка 4 раз. Дыхание произвольное. Использование специальных упражнений развивают у мальчиков силу, выносливость, ловкость, что ведет к формированию мужественности. Для девочек необходимы упражнения, формирующие женственность: грациозность, мягкость, нежность. К таким упражнениям можно отнести гимнастику, ритмику, упражнения с лентой, обручем, мячом и др.
Ко второй группе относились совместные дифференцированные занятия. Все занятия проводились совместно, но часть заданий имеют отличия для девочек и мальчиков. Этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности:
- в подготовительной и заключительной частях занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание;
- на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в Общеразвивающие упражнениях - исходные положения, в полосе препятствий - условия преодоления препятствий: мальчики перелезают, девочки подлезают; в метании - расстояние до цели; в ритмической гимнастике - рисунок движений; в упражнениях на развитие силы мышц - дозировка). При этом варианте организации занятий, для того, чтобы не снижать моторную плотность, целесообразно иметь карточки-задания, графически отображающие действия мальчиков и девочек [8].
Педагог, организуя двигательную деятельность дошкольников, должен помнить, что ее успешность во многом зависит от учета половых особенностей девочек и мальчиков. Так, для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек этого возраста оптимален режим средней двигательной активности. В связи с этим педагог должен определить, когда в режиме дня детям с повышенной потребностью в движениях (в основном мальчикам) следует предоставить возможность для дополнительных занятий физическими упражнениями и чем в это время будут заняты остальные дети. Частично эта проблема решалась рациональным размещением зоны двигательной активности в группе и через систему занятий в спортивной направленности. Кроме того, для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства. Поэтому при отсутствии в дошкольном учреждении физкультурного зала необходимо чаще планировать занятия на улице.
Важнейшая задача взрослого заключается в том, чтобы, во-первых, развивать у ребёнка ценностное осмысление себя и как представителя определённого пола, и как неповторимую личность, которая отличается внешними признаками и внутренним миром; во-вторых, активизировать поиск своего места в мире [4].
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая использована в качестве средства в реализации индивидуальных, групповых форм взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Физическое развитие ребенка и физическая подготовленность, как правило, имеют высокий уровень взаимосвязи. В табл. 1. представлены показатели (средние значения) у дошкольников старшей и подготовительной групп.
Таблица 1
Уровни физической подготовленности дошкольников ( ± m)
Контрольные нормативы |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
||
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
|
Прыжок в длину с места (см) |
96.0±3.5 |
93.0±3.6 |
109.0±4.6 |
107.54.5 |
Бег 30 м, (сек) |
6.2±0.1 |
8.0±0.2 |
6.8±0.1 |
7.0±0.1 |
Метание мяча (м, см) |
7.1±0.3 |
4.4±0.4 |
9.9±0.4 |
6.3±0.5 |
Наклон вперёд сидя (см) |
3.6±0.7 |
3.6±0.7 |
3.6±0.7 |
6.1±0.8 |
Челночный бег 4×9 м; (сек) |
11.0±0.1 |
14.5±0.2 |
11.1±0.1 |
13.4±0.2 |
Сгибание-разгибание туловища за 1 мин (кол-во раз) |
11.0±1.4 |
9.0±1.3 |
11.0±1.3 |
10.0±1.4 |
Анализ исследуемых показателей позволяет отметить следующие особенности:
- в силовых и скоростно-силовых способностях отсутствуют достоверные различия между мальчиками и девочками как в старшей, так и в подготовительной группах;
- достоверные различия между мальчиками и девочками отмечены в показателях быстроты (в старшей группе), метании мяча, гибкости (в подготовительной группе), в показателях координационных способностей (в старшей и подготовительной группах).
В свете гуманизации педагогического процесса по физическому воспитанию реализовался подход усиленного внимания к показателям прироста индивидуальных результатов.
Заключение. Целесообразно учитывать интересы, ценностные ориентации, потребности, индивидуальные, гендерные особенности детей при разработке содержания, форм и методов физкультурной деятельности
Разработанная и внедренная программа повысила уровень физической подготовленности, сформировала учения оздоровительной деятельности дошкольника.
Рациональная физическая нагрузка является для дошкольников мощным средством здоровьесбережения только при условии оптимального взаимодействия ДОУ и семьи; правильно построенной работы по физическому воспитанию; реализации нагрузок, адекватных возможностям детского организма при индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Таким образом, при физическом воспитании детей дошкольного возраста необходимо учитывать гендерные различия детей. Требования, предъявляемые к мальчикам в обществе, более нормативны, чем требования, предъявляемые к девочкам. Мужские роли определяются жестко и внедряются более последовательно, чем женские. Следует рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, входящего в общество. Современная ситуация требует от девочки не только проявления традиционно женских качеств (мягкости, нежности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность требует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь. Физическое воспитание через систему физических упражнений с учетом гендерных ориентаций закладывает в детях дошкольного возраста идеальные образцы мужественности и женственности как социальные модели поведения растущей личности в обществе.
Рецензенты:
Еганов А.В., д.п.н., профессор Уральской Государственной академии физической культуры, г.Челябинск.
Исаев А.П., д.б.н., профессор Южно- Уральского Государственного университета (НИУ), г.Челябинск.