Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

УЧЕТ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Быков В.С. 1 Коузов А.А. 2
1 ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», (национальный исследовательский университет)
2 ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
В настоящее время возрастает потребность в реализации педагогами дошкольного образования технологий, направленных на сохранение здоровья, обогащение двигательного опыта и развитие физических качеств детей. В основе физических качеств лежат врождённых морфофункциональные особенности, которые развиваются в процессе воспитания посредством физических упражнений. Развитие дошкольника напрямую зависит от организации образовательного процесса в ДОУ с учетом гендерной принадлежности. Компоненты развития детей дошкольного возраста обеспечивают целостность и управляемость образовательным процессом. Разработанная и внедренная программа повысила уровень физической подготовленности, сформировала учения оздоровительной деятельности дошкольников. Рациональная физическая нагрузка является для дошкольников мощным средством здоровьесбережения при условии оптимального взаимодействия ДОУ и семьи, правильно построенной работы по физическому воспитанию, реализации нагрузок, адекватных возможностям детского организма при индивидуальном подходе каждому ребенку. Целесообразно учитывать состояние здоровье дошкольника, уровень физической подготовленности.
дошкольники
физическое развитие
гендерное воспитание
гендерная принадлежность
гендер
1. Асмолов А.Г. В дошкольном образовании экзамены исключены. – [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://ria.ru/society/20130301/925353566.html.
2. Бендас Т. В. Гендерная психология : учеб. пособие. – ПСб. : «Питер», 2006. – 430 с.
3. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. – Киев: Здоровья, 1983. – 208 с.
4. Евтушенко И.Е. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2008. – 205 с.
5. Еремеева В.Д. Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира: нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – СПб.: Тускарора, 2000. – 180 с.
6. Леви-Гориневская Е.Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. – 168 с.
7. Татаринцева Н. Е. О полоролевом воспитании в контексте современной педагогической реальности / Н.Е. Татаринцева // Дошкольное воспитание. – 2009. – №3. – С. 28–33.
8. Терехова Н.Т. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста // Сборник научных трудов. – М.: Издательство АПН СССР, 1989. – С. 142–143.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования, приказ № 1155 от 17 октября 2013 г.).
10. Филиппова С. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. – С. 34–36.
Согласно Федеральному закону от 29 дек. 2012 г. № 2073-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Одним из существенных факторов, обуславливающих развитие личности дошкольника - целенаправленный процесс физического воспитания. Процесс физического развития ребёнка дошкольного возраста целесообразно планировать и проводить с учётом индивидуальных особенностей.

Целью исследования являлось определение тенденции физического развития и подготовленности дошкольников с учётом гендерных особенностей.

Задача гендерного воспитания - подготовить к жизни счастливого эмоционально благополучного ребёнка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности - мужские или женские.

Введение Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, являющиеся стратегией развития дошкольного образования в РФ как исходной и самоценной ступенью отечественного образования, коренным образом меняет содержание и формы функционирования детских садов в нашей стране. Необходимость введения стандарта дошкольного образования, по мнению А. Г. Асмолова, связано с изменением социального статуса дошкольного детства, точнее - с осознанием государством его значимости и превращением дошкольного образования в инструмент государственной поддержки детства и семьи [1].

В связи с этим происходят существенные изменения и в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет одну из образовательных областей как «Физическое развитие», уточняя ее задачи и содержание: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» [9].

Вместе с тем анализ современной педагогической теории и практики показывает, что процесс физического развития ребенка дошкольного возраста по-прежнему строится без учета индивидуальных особенностей:

  • не учитывается состояние здоровья дошкольника;
  • не учитывается уровень физической подготовленности;
  • не учитывается гендерная принадлежность ребенка.

Мальчикам и девочкам даются одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, и используется одна и та же методика физического развития дошкольника. Что отрицательно сказывается на социализации, сохранении и укреплении здоровья мальчиков и девочек.

В педагогической литературе накоплен достаточный опыт о том, что давно назрела необходимость осуществлять физическое развитие дошкольников с учетом гендерной принадлежности ребенка. Впервые в отечественном образовании осуществляется переход от «бесполой» педагогики к воспитанию ребёнка с учётом гендерных различий. Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается обществом [2]. Результатом гендерной принадлежности детей является воспитание мужественности и женственности у детей дошкольного возраста с ориентацией на выполнение в будущем социальных ролей. Физическое воспитание обеспечивает формирование мужественности и женственности как идеальных характеристик мужчины и женщины через систему физических упражнений.

На признак пола в физическом воспитании дошкольников впервые стали обращать внимание в 30-50-е гг. Было отмечено, что половое различие в динамике формирования основных движений, физических качеств и двигательной активности у детей до 7-ми лет есть, весь вопрос в его величине. Одна из особенностей развития основных движений у детей дошкольного возраста связана с половым различием, ее исследованием занималась Е.Г. Леви-Гориневская (30-50-е гг.), которой были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков в беге, прыжках и метании. Однако Е.Г.Леви-Гориневская утверждает, что основной причиной является плохо поставленная работа по физическому воспитанию и что при создании соответствующих педагогических условий различий в достижениях мальчиков и девочек не будет [6].

Авторы пришли к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания.

В 80-е годы Э.С. Вильчковский проводил исследование, ценность которого в том, что прослеживалась динамика в изменении уровня физического развития одних и тех же детей. Э.С.Вильчковский утверждал, что различие между мальчиками и девочками определяются как половыми особенностями, так и их двигательной активностью в повседневной жизни, и интересом к физическим упражнениям [3].

В 90-е годы понимание этой проблемы обогащается новыми данными, полученными в исследованиях В.А. Мануйлова и В.Н. Зуева (1991 г.), эти исследования посвящены возрастно-половым особенностям точного восприятия движений детьми 5-7 лет. Проведенный ими эксперимент показал, что девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах жизни, а мальчики - на седьмом. Точность восприятия временного параметра движения у мальчиков пяти и шести лет выше, чем у девочек, а мальчики семи лет справляются с заданием хуже, чем их ровесницы. Точность воспроизведения динамической характеристики движения у девочек всех возрастных групп выше, чем у мальчиков.

Н.Н. Ефименко предлагает с целью дифференцированного физического воспитания разрабатывать мальчиковые и «девчачьи» игры, которые можно было бы применять при работе по подгруппам с мальчиками и девочками [4].

И.Н. Евтушенко определяет содержание гендерного воспитания детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности дошкольника, заключающийся в содействии накоплению социального опыта выполнения гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей [5].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить тенденцию физического развития дошкольника, результат которой является дробление и группировка детей по гендерным признакам с целью использования потенциальных возможностей каждого ребенка, что сопрягается с выявлением и максимальным развитием их природных задатков и способностей. Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений; четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек). Неодинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями предполагает, что требования к их результативности должны быть разными. Например, в прыжках на скакалке для мальчиков хорошим результатом можно считать безостановочные прыжки, в то время как для девочек хороший результат - усложненные варианты прыжков (прыжки с вращением скакалки назад, прыжки ноги скрестно, прыжки руки скрестно, прыжки вдвоем и т.д.) [10].

Рассмотрим особенности формирование мужественности и женственности через систему упражнений для мальчиков и девочек, которые можно разделить на две большие группы.

К первой группе относятся раздельные занятия. Одно из двух занятий в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек. На этих занятиях планировалось изучение упражнений, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками (например, метание), и упражнений, вызывающих интерес данной группы детей (например, для мальчиков - футбол, хоккей, для девочек - упражнения с лентами). Сюжетное занятие или использование большой тематической игры носило ярко выраженную окраску в зависимости от пола занимающихся (например, для мальчиков - тематическая игра «Спасатели», для девочек - тематическая игра «Театр кукол») [7]. «Силачи». Исходное положение - стоя в парах. Выполнение: мальчики стоят друг к другу лицом, одна нога впереди другая сзади руки упираться в плечи напарника на счет «раз» стараются вытолкнуть, на счет «два» - исходное положение. Дозировка 4 раз. Дыхание произвольное. Использование специальных упражнений развивают у мальчиков силу, выносливость, ловкость, что ведет к формированию мужественности. Для девочек необходимы упражнения, формирующие женственность: грациозность, мягкость, нежность. К таким упражнениям можно отнести гимнастику, ритмику, упражнения с лентой, обручем, мячом и др.

Ко второй группе относились совместные дифференцированные занятия. Все занятия проводились совместно, но часть заданий имеют отличия для девочек и мальчиков. Этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности:

  • в подготовительной и заключительной частях занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание;
  • на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в Общеразвивающие упражнениях - исходные положения, в полосе препятствий - условия преодоления препятствий: мальчики перелезают, девочки подлезают; в метании - расстояние до цели; в ритмической гимнастике - рисунок движений; в упражнениях на развитие силы мышц - дозировка). При этом варианте организации занятий, для того, чтобы не снижать моторную плотность, целесообразно иметь карточки-задания, графически отображающие действия мальчиков и девочек [8].

Педагог, организуя двигательную деятельность дошкольников, должен помнить, что ее успешность во многом зависит от учета половых особенностей девочек и мальчиков. Так, для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек этого возраста оптимален режим средней двигательной активности. В связи с этим педагог должен определить, когда в режиме дня детям с повышенной потребностью в движениях (в основном мальчикам) следует предоставить возможность для дополнительных занятий физическими упражнениями и чем в это время будут заняты остальные дети. Частично эта проблема решалась рациональным размещением зоны двигательной активности в группе и через систему занятий в спортивной направленности. Кроме того, для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства. Поэтому при отсутствии в дошкольном учреждении физкультурного зала необходимо чаще планировать занятия на улице.

Важнейшая задача взрослого заключается в том, чтобы, во-первых, развивать у ребёнка ценностное осмысление себя и как представителя определённого пола, и как неповторимую личность, которая отличается внешними признаками и внутренним миром; во-вторых, активизировать поиск своего места в мире [4].

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая использована в качестве средства в реализации индивидуальных, групповых форм взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Физическое развитие ребенка и физическая подготовленность, как правило, имеют высокий уровень взаимосвязи. В табл. 1. представлены показатели (средние значения) у дошкольников старшей и подготовительной групп.

Таблица 1

Уровни физической подготовленности дошкольников ( ± m)

Контрольные нормативы

Старшая группа

Подготовительная группа

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Прыжок в длину с места (см)

96.0±3.5

93.0±3.6

109.0±4.6

107.54.5

Бег 30 м, (сек)

6.2±0.1

8.0±0.2

6.8±0.1

7.0±0.1

Метание мяча (м, см)

7.1±0.3

4.4±0.4

9.9±0.4

6.3±0.5

Наклон вперёд сидя (см)

3.6±0.7

3.6±0.7

3.6±0.7

6.1±0.8

Челночный бег 4×9 м; (сек)

11.0±0.1

14.5±0.2

11.1±0.1

13.4±0.2

Сгибание-разгибание туловища за 1 мин (кол-во раз)

11.0±1.4

9.0±1.3

11.0±1.3

10.0±1.4

Анализ исследуемых показателей позволяет отметить следующие особенности:

  • в силовых и скоростно-силовых способностях отсутствуют достоверные различия между мальчиками и девочками как в старшей, так и в подготовительной группах;
  • достоверные различия между мальчиками и девочками отмечены в показателях быстроты (в старшей группе), метании мяча, гибкости (в подготовительной группе), в показателях координационных способностей (в старшей и подготовительной группах).

В свете гуманизации педагогического процесса по физическому воспитанию реализовался подход усиленного внимания к показателям прироста индивидуальных результатов.

Заключение. Целесообразно учитывать интересы, ценностные ориентации, потребности, индивидуальные, гендерные особенности детей при разработке содержания, форм и методов физкультурной деятельности

Разработанная и внедренная программа повысила уровень физической подготовленности, сформировала учения оздоровительной деятельности дошкольника.

Рациональная физическая нагрузка является для дошкольников мощным средством здоровьесбережения только при условии оптимального взаимодействия ДОУ и семьи; правильно построенной работы по физическому воспитанию; реализации нагрузок, адекватных возможностям детского организма при индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Таким образом, при физическом воспитании детей дошкольного возраста необходимо учитывать гендерные различия детей. Требования, предъявляемые к мальчикам в обществе, более нормативны, чем требования, предъявляемые к девочкам. Мужские роли определяются жестко и внедряются более последовательно, чем женские. Следует рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, входящего в общество. Современная ситуация требует от девочки не только проявления традиционно женских качеств (мягкости, нежности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность требует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь. Физическое воспитание через систему физических упражнений с учетом гендерных ориентаций закладывает в детях дошкольного возраста идеальные образцы мужественности и женственности как социальные модели поведения растущей личности в обществе.

Рецензенты:

Еганов А.В., д.п.н., профессор Уральской Государственной академии физической культуры, г.Челябинск.

Исаев А.П., д.б.н., профессор Южно- Уральского Государственного университета (НИУ), г.Челябинск.


Библиографическая ссылка

Быков В.С., Коузов А.А. УЧЕТ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15277 (дата обращения: 18.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252