Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STRATEGIC OBJECTIVES OF DEVELOPMENT OF THE REGION AND PROBLEM OF THE ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF EXECUTIVE AUTHORITIES

Petrova E.A. 1 Kalinina V.V. 1 Shevandrin A.V. 1
1 Volgograd State University
In work results of the comparative analysis of the existing strategy of social and economic development of regions of the Southern Federal District in which the planned activity of executive authorities of the concrete region is reflected are presented. This analysis is carried out for the purpose of identification of the priority directions, within social and economic development, activity in regions and the subsequent their comparison with the directions in which the system of indicators of an assessment of efficiency of activity of executive authorities is created. According to authors, key indicators of social and economic development of regions have to correspond fully to the indicators which are used for an assessment of efficiency of activity of executive authorities of subjects of the Russian Federation as they reflect fully result of this activity. As a result of the carried-out analysis degree of compliance of points of strategy of social and economic development of regions with the directions entering a technique of an assessment of activity of executive authorities was revealed.
executive authorities of the region
strategy of social and economic development
indicators of an assessment of efficiency of activity of executive authorities
Стратегии социально-экономического развития регионов РФ являются основой реализации эффективной политики органов исполнительной власти, направленной на достижение целей долгосрочного социально-экономического развития. Ключевые индикаторы социально-экономического развития регионов должны в полной мере соответствовать показателям, использующимся для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также качественно и количественно отражать основные и приоритетные направления деятельности в регионах.

Основной целью деятельности органов власти субъектов РФ было и остается повышение качества и уровня жизни населения. Поэтому при формировании целевых индикаторов стратегического развития, в первую очередь, необходимо учитывать динамику в тех сферах и областях регионов, которые являются наиболее проблемными. Вопросы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти региона необходимо, в первую очередь, рассматривать в тесной связи с выполнением планов стратегического развития и теми количественными показателями, которые являются перспективными показателями социально-экономического развития территории. В настоящий момент для расчета индивидуальных показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ используется исходная система статистических показателей, которая была принята до 2012 года и включает более 300 показателей [1]. В данной методике выделены следующие группы расчетных индивидуальных показателей: 1. Экономика; 2. Доходы населения; 3. Труд и занятость; 4. Демография и здравоохранение; 5. Образование; 6. Обеспечение граждан жильем; 7. Жилищно-коммунальное хозяйство; 8. Создание благоприятной и безопасной среды проживания; 9. Физическая культура и спорт; 10. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Данная методика включает 44 рассчитываемых показателя. Раздел 9 добавлен в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 28 «О внесении изменений в перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [3].

Зачастую выделенные показатели оценки эффективности [1] не являются приоритетными для отдельной территории и слабо коррелируют с индикаторами стратегического развития, что требует проведения сравнительного анализа принятых на уровне субъектов РФ стратегий долгосрочного развития (на примере регионов Южного федерального округа) и разработки единого методического подхода оценки эффективности государственного управления с учетом определенных перспектив развития.

Цель исследования

Современная теория и практика регионального управления располагает множеством взглядов на согласование оценок результативности деятельности органов исполнительной власти и уровнем социально-экономического развития подведомственных территорий [2]. Так, разработанная Правительством РФ методика определяет единый порядок проведения оценки эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ. Однако в ней не учитываются проблемные зоны и перспективы социально-экономического развития региона, закрепленные в Стратегическом плане развития каждой территории.

В связи с этим целью данного исследования является проведение компаративного анализа целей, задач и индикаторов, предусмотренных в стратегиях долгосрочного социально-экономического развития регионов Южного федерального округа (ЮФО), достижение которых в результате отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти конкретного региона.

Результаты исследования

В Указе Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» также содержится перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, который включает 11 ключевых показателей: ожидаемая продолжительность жизни; численность населения; объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств); оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями; объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации; уровень безработицы в среднем за год; реальные располагаемые денежные доходы населения; удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда; доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших Единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений; смертность населения; оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [9]. Особое внимание среди них уделяется такому показателю, как «Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Показатель является агрегированным и формируется обобщением следующих компонентов: 1) оценка населением деятельности руководителя исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целом; 2) оценка населением деятельности органов исполнительных власти субъекта Российской Федерации в сфере: оказания медицинской помощи; создания условий для занятия физической культурой и спортом; получения общего образования; оказания жилищно-коммунальных услуг; обеспечения безопасности населения в целом, в том числе от характерных для данного субъекта Российской Федерации чрезвычайных ситуаций.

Таблица 1

Сравнительный анализ стратегий социально-экономического развития регионов ЮФО

Название стратегии

Приоритетные направления стратегии

Индикаторы оценки

социально-экономического

развития стратегии

Не учтенные направления по методике расчета индивидуальных показателей, используемых для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ

Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года

образовательный сектор;

здравоохранение;

культура и молодежная политика;

физическая культура и спорт;

жилищно-коммунальное хозяйство;

охрана окружающей среды;

обеспечение экологической безопасности

среднегодовой темп роста инвестиций в экономику составит 10,4%;

производительность труда будет увеличиваться ежегодно на 7,6%;

за весь прогнозируемый период (2010-2020 годы) ВРП области увеличится в 1,85 раза;

инвестиции увеличатся в 2,15;

реальные доходы населения увеличатся  в 1,93;

производительность труда увеличатся в 1,9 раза

межнациональные и межконфессиональные отношения

Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года

демографическая и миграционная политика;

социальная политика;

промышленность;

развитие энергетического комплекса;

развитие агропромышленного комплекса;

развитие строительного комплекса и ЖКХ;

развитие транспортной инфраструктуры;

улучшение экологической ситуации

рост количества родившихся должен увеличиться на 113,4%;

рост валового регионального продукта (ВРП) должен увеличится в 1,7 раза в сопоставимых ценах;

рост промышленного производства в сопоставимых ценах на 148,0%;

рост сельскохозяйственного производства планируется увеличить на 131,0%

образование;

физическая культура и спорт;

межнациональные и межконфессиональные отношения

Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года

развитие нефтегазового кластера;

развитие регионального транспортного узла;

развитие международного торгового порта;

авиационный транспорт;

совершенствование Астраханского транспортного узла;

судоремонтно-судостроительная отрасль;

агропромышленный комплекс;

сельское хозяйство;

туризм

 валовой региональный продукт, который на сегодняшний день превысил уровень 2008 года на 20,8% (по России - на 16,1%), в том числе за счет роста инвестиций в основной капитал областной экономики - на 62,6% (против 37,7% по стране), увеличения объема работ в строительстве - на 60,5% (против 39,6%), роста валовой сельхозпродукции - на 14,8% (против 7%), розничного товарооборота - на 39,7% (против 31,2%), грузооборота транспорта - на 20,5% (против 5%)

доходы населения;

демография и здравоохранение;

образование;

обеспечение граждан жильем;

жилищно-коммунальное хозяйство;

создание благоприятной и безопасной среды проживания;

физическая культура и спорт;

межнациональные и межконфессиональные отношения

Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года

здравоохранение;

образование;

жилищное строительство и коммунальная инфраструктура;

обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста края;

увеличение вклада в прирост ВВП страны;

укрепление тенденций к росту пассажиро‑ и грузопотока;

совершенствование систем стратегического управления, пространственного развития и территориального планирования края;

повышение эффективности управления государственным имуществом и бюджетными учреждениями

среднегодовой прирост занятости населения в Краснодарском крае прогнозируется на уровне 18,2 тысячи человек в год, в том числе в городе Сочи - 10,7 тысячи человек в год;

увеличение туристского потока  не менее чем на  20 миллионов человек;

планируется к 2020 году довести долю малого бизнеса в ВРП края до 60%;

завершение строительства аэровокзального комплекса в городе Сочи;

устойчивый рост ВРП края в долгосрочной перспективе: к 2015 году произойдет удвоение ВРП (в 2,2 раза по отношению к уровню 2005 года), а к 2020 году - утроение ВРП (в 3 раза по отношению к уровню 2005 года)

создание благоприятной и безопасной среды проживания;

межнациональные и межконфессиональные отношения

Стратегия социально-экономического развития  Республики Калмыкия до 2020 года

 

инновационная модернизация топливно-энергетического комплекса;

создание высокотехнологичного агропромышленного комплекса;

использование главного резерва роста экономики республики - земельного ресурса;

образование;

здравоохранение

 

активизация инвестиций в указанных направлениях позволит стабилизировать систему расселения, снизить уровень безработицы на периферии (по прогнозным данным, общее количество рабочих мест увеличится до 40 тыс. раб. мест, численность безработных к концу 2020 г. составит 7,4 тыс. чел. против 23,8 тыс. чел. в 2006 г.), повысить и сбалансировать уровень и качество жизни ее населения (ожидается увеличение величины среднегодовой численности постоянного населения с 287,9 тыс. чел. в 2006 г. до 342,0 тыс. чел. в 2020 г.), в целом увеличить рост интеллектуального потенциала (будет развит кластер профессионального образования);

 оценочная величина инвестиций в основные фонды по видам экономической деятельности к 2020 г. составит 56978 млн руб., фактически увеличившись в 15,2 раза

обеспечение граждан жильем;

жилищно-коммунальное хозяйство;

создание благоприятной и безопасной среды проживания;

физическая культура и спорт;

межнациональные и межконфессиональные отношения

При анализе стратегий социально-экономического развития регионов Южного федерального округа будем ориентироваться на наличие/отсутствие индикаторов, содержащихся в общепринятой оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В ходе исследования проведен анализ действующих стратегий социально-экономического развития регионов ЮФО (табл. 1): Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года [8]; Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года [5]; Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года [4]; Стратегия социально экономического развития Краснодарского края до 2020 года [6]; Стратегия социально экономического развития  Республики Калмыкия до 2020 года [7].

В результате проведенного анализа выявлено, что лидирующими регионами в рамках формирования стратегии социально-экономического развития являются Ростовская область и Краснодарский край, так как в их стратегиях учтены все пункты, входящие в методику оценки деятельности органов исполнительной власти. Исключением является пункт, оценивающий состояние межнациональных и межконфессиональных отношений, который дополнительно включен постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2013 г. № 794 в раздел X перечня индивидуальных показателей. Волгоградская область, Республика Калмыкия и Астраханская область в своих стратегиях делают акцент на развитие собственных специфических отраслей экономики, поэтому разделы данных стратегий не в полной мере отражают разделы, входящие в методику оценки деятельности органов исполнительной власти, по которой регионы отчитываются о своей деятельности. Также следует отметить, что во всех приведенных стратегиях не уделено внимание такому существенному направлению, как «Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъектов», которая включена в перечень основных показателей, используемых для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти. Таким образом, выявлена несогласованность направлений деятельности органов исполнительной власти, заложенных в стратегиях социально-экономического развития регионов ЮФО.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Моделирование взаимосвязи индикаторов социально-экономического развития и показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти»), проект № 13-12-34007.

Рецензенты:

Буянова М.Э. д.э.н., профессор кафедры мировой и региональной экономики, ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград;

Калинина А.Э. д.э.н., профессор, проректор по научной работе, ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград.