Основной целью деятельности органов власти субъектов РФ было и остается повышение качества и уровня жизни населения. Поэтому при формировании целевых индикаторов стратегического развития, в первую очередь, необходимо учитывать динамику в тех сферах и областях регионов, которые являются наиболее проблемными. Вопросы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти региона необходимо, в первую очередь, рассматривать в тесной связи с выполнением планов стратегического развития и теми количественными показателями, которые являются перспективными показателями социально-экономического развития территории. В настоящий момент для расчета индивидуальных показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ используется исходная система статистических показателей, которая была принята до 2012 года и включает более 300 показателей [1]. В данной методике выделены следующие группы расчетных индивидуальных показателей: 1. Экономика; 2. Доходы населения; 3. Труд и занятость; 4. Демография и здравоохранение; 5. Образование; 6. Обеспечение граждан жильем; 7. Жилищно-коммунальное хозяйство; 8. Создание благоприятной и безопасной среды проживания; 9. Физическая культура и спорт; 10. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Данная методика включает 44 рассчитываемых показателя. Раздел 9 добавлен в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 28 «О внесении изменений в перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [3].
Зачастую выделенные показатели оценки эффективности [1] не являются приоритетными для отдельной территории и слабо коррелируют с индикаторами стратегического развития, что требует проведения сравнительного анализа принятых на уровне субъектов РФ стратегий долгосрочного развития (на примере регионов Южного федерального округа) и разработки единого методического подхода оценки эффективности государственного управления с учетом определенных перспектив развития.
Цель исследования
Современная теория и практика регионального управления располагает множеством взглядов на согласование оценок результативности деятельности органов исполнительной власти и уровнем социально-экономического развития подведомственных территорий [2]. Так, разработанная Правительством РФ методика определяет единый порядок проведения оценки эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ. Однако в ней не учитываются проблемные зоны и перспективы социально-экономического развития региона, закрепленные в Стратегическом плане развития каждой территории.
В связи с этим целью данного исследования является проведение компаративного анализа целей, задач и индикаторов, предусмотренных в стратегиях долгосрочного социально-экономического развития регионов Южного федерального округа (ЮФО), достижение которых в результате отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти конкретного региона.
Результаты исследования
В Указе Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» также содержится перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, который включает 11 ключевых показателей: ожидаемая продолжительность жизни; численность населения; объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств); оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями; объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации; уровень безработицы в среднем за год; реальные располагаемые денежные доходы населения; удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда; доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших Единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений; смертность населения; оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [9]. Особое внимание среди них уделяется такому показателю, как «Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Показатель является агрегированным и формируется обобщением следующих компонентов: 1) оценка населением деятельности руководителя исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целом; 2) оценка населением деятельности органов исполнительных власти субъекта Российской Федерации в сфере: оказания медицинской помощи; создания условий для занятия физической культурой и спортом; получения общего образования; оказания жилищно-коммунальных услуг; обеспечения безопасности населения в целом, в том числе от характерных для данного субъекта Российской Федерации чрезвычайных ситуаций.
Таблица 1
Сравнительный анализ стратегий социально-экономического развития регионов ЮФО
Название стратегии |
Приоритетные направления стратегии |
Индикаторы оценки социально-экономического развития стратегии |
Не учтенные направления по методике расчета индивидуальных показателей, используемых для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ |
Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года |
образовательный сектор; здравоохранение; культура и молодежная политика; физическая культура и спорт; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; обеспечение экологической безопасности |
среднегодовой темп роста инвестиций в экономику составит 10,4%; производительность труда будет увеличиваться ежегодно на 7,6%; за весь прогнозируемый период (2010-2020 годы) ВРП области увеличится в 1,85 раза; инвестиции увеличатся в 2,15; реальные доходы населения увеличатся в 1,93; производительность труда увеличатся в 1,9 раза |
межнациональные и межконфессиональные отношения |
Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года |
демографическая и миграционная политика; социальная политика; промышленность; развитие энергетического комплекса; развитие агропромышленного комплекса; развитие строительного комплекса и ЖКХ; развитие транспортной инфраструктуры; улучшение экологической ситуации |
рост количества родившихся должен увеличиться на 113,4%; рост валового регионального продукта (ВРП) должен увеличится в 1,7 раза в сопоставимых ценах; рост промышленного производства в сопоставимых ценах на 148,0%; рост сельскохозяйственного производства планируется увеличить на 131,0% |
образование; физическая культура и спорт; межнациональные и межконфессиональные отношения |
Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года |
развитие нефтегазового кластера; развитие регионального транспортного узла; развитие международного торгового порта; авиационный транспорт; совершенствование Астраханского транспортного узла; судоремонтно-судостроительная отрасль; агропромышленный комплекс; сельское хозяйство; туризм |
валовой региональный продукт, который на сегодняшний день превысил уровень 2008 года на 20,8% (по России - на 16,1%), в том числе за счет роста инвестиций в основной капитал областной экономики - на 62,6% (против 37,7% по стране), увеличения объема работ в строительстве - на 60,5% (против 39,6%), роста валовой сельхозпродукции - на 14,8% (против 7%), розничного товарооборота - на 39,7% (против 31,2%), грузооборота транспорта - на 20,5% (против 5%) |
доходы населения; демография и здравоохранение; образование; обеспечение граждан жильем; жилищно-коммунальное хозяйство; создание благоприятной и безопасной среды проживания; физическая культура и спорт; межнациональные и межконфессиональные отношения |
Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года |
здравоохранение; образование; жилищное строительство и коммунальная инфраструктура; обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста края; увеличение вклада в прирост ВВП страны; укрепление тенденций к росту пассажиро‑ и грузопотока; совершенствование систем стратегического управления, пространственного развития и территориального планирования края; повышение эффективности управления государственным имуществом и бюджетными учреждениями |
среднегодовой прирост занятости населения в Краснодарском крае прогнозируется на уровне 18,2 тысячи человек в год, в том числе в городе Сочи - 10,7 тысячи человек в год; увеличение туристского потока не менее чем на 20 миллионов человек; планируется к 2020 году довести долю малого бизнеса в ВРП края до 60%; завершение строительства аэровокзального комплекса в городе Сочи; устойчивый рост ВРП края в долгосрочной перспективе: к 2015 году произойдет удвоение ВРП (в 2,2 раза по отношению к уровню 2005 года), а к 2020 году - утроение ВРП (в 3 раза по отношению к уровню 2005 года) |
создание благоприятной и безопасной среды проживания; межнациональные и межконфессиональные отношения |
Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2020 года
|
инновационная модернизация топливно-энергетического комплекса; создание высокотехнологичного агропромышленного комплекса; использование главного резерва роста экономики республики - земельного ресурса; образование; здравоохранение
|
активизация инвестиций в указанных направлениях позволит стабилизировать систему расселения, снизить уровень безработицы на периферии (по прогнозным данным, общее количество рабочих мест увеличится до 40 тыс. раб. мест, численность безработных к концу 2020 г. составит 7,4 тыс. чел. против 23,8 тыс. чел. в 2006 г.), повысить и сбалансировать уровень и качество жизни ее населения (ожидается увеличение величины среднегодовой численности постоянного населения с 287,9 тыс. чел. в 2006 г. до 342,0 тыс. чел. в 2020 г.), в целом увеличить рост интеллектуального потенциала (будет развит кластер профессионального образования); оценочная величина инвестиций в основные фонды по видам экономической деятельности к 2020 г. составит 56978 млн руб., фактически увеличившись в 15,2 раза |
обеспечение граждан жильем; жилищно-коммунальное хозяйство; создание благоприятной и безопасной среды проживания; физическая культура и спорт; межнациональные и межконфессиональные отношения |
При анализе стратегий социально-экономического развития регионов Южного федерального округа будем ориентироваться на наличие/отсутствие индикаторов, содержащихся в общепринятой оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В ходе исследования проведен анализ действующих стратегий социально-экономического развития регионов ЮФО (табл. 1): Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года [8]; Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года [5]; Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года [4]; Стратегия социально экономического развития Краснодарского края до 2020 года [6]; Стратегия социально экономического развития Республики Калмыкия до 2020 года [7].
В результате проведенного анализа выявлено, что лидирующими регионами в рамках формирования стратегии социально-экономического развития являются Ростовская область и Краснодарский край, так как в их стратегиях учтены все пункты, входящие в методику оценки деятельности органов исполнительной власти. Исключением является пункт, оценивающий состояние межнациональных и межконфессиональных отношений, который дополнительно включен постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2013 г. № 794 в раздел X перечня индивидуальных показателей. Волгоградская область, Республика Калмыкия и Астраханская область в своих стратегиях делают акцент на развитие собственных специфических отраслей экономики, поэтому разделы данных стратегий не в полной мере отражают разделы, входящие в методику оценки деятельности органов исполнительной власти, по которой регионы отчитываются о своей деятельности. Также следует отметить, что во всех приведенных стратегиях не уделено внимание такому существенному направлению, как «Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъектов», которая включена в перечень основных показателей, используемых для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти. Таким образом, выявлена несогласованность направлений деятельности органов исполнительной власти, заложенных в стратегиях социально-экономического развития регионов ЮФО.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Моделирование взаимосвязи индикаторов социально-экономического развития и показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти»), проект № 13-12-34007.
Рецензенты:
Буянова М.Э. д.э.н., профессор кафедры мировой и региональной экономики, ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград;
Калинина А.Э. д.э.н., профессор, проректор по научной работе, ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Петрова Е.А., Калинина В.В., Шевандрин А.В. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15198 (дата обращения: 05.10.2024).