Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

AXIOLOGICAL ORIENTATION OF THE PERSON IN THE STRUCTURE OF THE SELF-ACTUALIZATION´S DISPOSITION

Zagornaya E.V. 1
1 State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen
Axiological orientation of the personality is the most important regulator of creative self-actualization. The article presents the results of the study validates the hypothesis that persons with high creative potential peculiar highly moral position. The aim of the research was to identify self-actualization structure as personal-semantic disposition of subjects with high creative potential. In the study, participated 289 people (23% of men and 77% women). The research results confirmed of the theoretical justification set out in the Z - theory A.Maslov regarding two self-actualization types: "just healthy" self-actualization and transcendere. The results of study have shown that self-actualization disposition peculiar transcenderes represents the following construct: a focus on the existential values in combination with spontaneity to express their feelings, to be yourself, to improvise in any situation, as well as authenticity as a reflection of himself and his inner world, and relative autonomy from the opinions and criticism of society, but at the same time flexibility in the relationship with him. Selfactualization disposition "just healthy" it is concentration on the present (here - and - now), on the practical goals and objectives. They perceive much easier as his and others ´ shortcomings, which leads to the ability to establish fruitful contacts with people, but they are less sensitive and flexible in relations with others than transcenderes.
creativity
divergent productivity
existential
self - actualization
authenticity
sensitivity
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в рамках формирующейся современной виртуально-информационной культуры креативность рассматривается не просто как способность отдельного индивида, а как идеология нового сообщества - Homo creativus со своей ценностной доктриной и механизмами управления массовым сознанием (Р. Флорида, 2007; Дж. Хокинс, 2011) [5,6]. А потому именного сегодня особо остро стоит вопрос о структуре и содержании креативности в контексте формирования общественного сознания и его ценностно-смыслового наполнения. Так, в одном из своих выступлений, президент России В.В. Путин особо подчеркивает: «В современном мире дети учатся не только в школе. От того, что они видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом. <...> Сразу скажу, всегда был против какой-либо идеологической цензуры, она не только ограниченна, убивает творчество и развитие, - речь о другом: о чётких правилах и ответственности, а также о приоритетах и принципах культурной политики» [4].

Цель и гипотеза исследования. Целью исследования является выявление самоактуализационной структуры как личностно-смысловой диспозиции испытуемых с высоким творческим потенциалом. В гипотезе предполагалось, что духовно-нравственная позиция высокопродуктивных в творческом плане испытуемых значительно выше, чем у низкопродуктивных.

Методы исследования. В исследовании были использованы методики оценки уровня дивергентной продуктивности: субтест «Невербальная креативность» Э.П. Торренса; методика «Пиктограммы» А.Р. Лурия - Б.Г. Херсонского, методика оценки характерологических особенностей личности «Акцентуации характера» К. Леонгарда (модификация С. Шмишека), методика оценки самоактуализации личности САМОАЛ А.В. Лазукина (в адаптации Н.Ф. Калина).

Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе исследования был проведен корреляционный анализ показателей самоактуализации и дивергентной продуктивности. Результаты показали, что дивергентная продуктивность, идентифицируемая обеими методиками (методика «Пиктограммы» и субтест Торренса) главным образом соотносится со сформированностью экзистенциальных ценностей испытуемых (r = 0,48, r = 0,34, r = 0,43, r = 0,40 на уровне значимости р ≤0,001), при этом прослеживается иерархическая последовательность, то есть увеличение коэффициентов корреляции по уровню статистической редкости результата. Следовательно, более высокопродуктивным испытуемым свойственна и более высокая экзистенциальность, как рефлексия своего внутреннего - духовного мира.

По мнению А.Маслоу, «Трансцендентный опыт и озарения позволяют видеть бытийные ценности, идеал, совершенство, то, что должно быть, что могло бы быть, что существует в потенции - и к чему, следовательно, можно было бы перейти» [1]. Поскольку опыт трансцендирования первичен относительно последнего, нужно полагать, что непредвзятость позиции «Я» высокопродуктивных испытуемых обусловлена сверхсензитивностью к трансцендентной (выходящей за рамки доступного) информации. Это подтверждается полученными высокими коэффициентами корреляции между уровнем дивергентной продуктивности и некой триадой показателей по шкалам методики САМОАЛ: автономность (r = 0,33; r = 0,29; r = 0,36; r = 0,35); спонтанность (r = 0,43; r = 0,24; r = 0,44; r = 0, 0,32); самопонимание (r = 0,44; r = 0,22; r = 0,34; r = 0, 0,24) на уровне значимости от р ≤ 0,01 и до р ≤ 0,001). Напомним, что шкала «автономность» определяет, насколько человек руководствуется своими собственными убеждениями и принципами, насколько он свободен от мнения и критики других людей. Шкала «спонтанность» определяет, насколько человек способен спонтанно выражать свои чувства, импровизировать в любой ситуации. Шкала «самопонимание» свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своей самости, которая не склонна подменять собственные мнение и оценки внешними социальными стандартами и шаблонами.

Результаты факторизации данных, представленные в таблице 1, позволили выявить факторную структуру двух видов самоактуализации испытуемых.

Таблица 1

Факторная матрица дивергентной продуктивности и самоактуализационных компонентов

Показатели

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Уникальность рисунка по методике «Пиктограмм»

,699

-,519

 

Оригинальность рисунка по методике «Пиктограмм»

,520

-,342

 

Разработанность рисунка по методике «Пиктограмм»

 

 

,771

Уникальность рисунка по методике Торренса

,693

-,548

 

Оригинальность рисунка по методике Торренса

,610

 

 

Разработанность рисунка по методике Торренса

 

 

,730

Шкалы методики САМОАЛ1) Ориентация во времени

 

,456

 

2) Ценностей

,758

 

 

3) Взгляд на природу человека

 

 

 

4) Потребность в познании

 

 

 

5) Креативность

,676

 

 

6) Автономность

,620

 

 

7) Спонтанность

,694

 

 

8) Самопонимание

,610

 

 

9) Аутосимпатия

,500

,554

 

10) Контактность

,453

,592

 

11) Гибкость в общении

,509

,428

,328

12) Самоактулизация

,701

,574

 

% общей дисперсии

33,8

14,8

8,11

Как видно из таблицы, основной фактор, объясняющий 33,8% общей дисперсии, включает в себя показатели дивергентной продуктивности, полученные по обеим методикам, с высокими положительными нагрузками - уникальность пиктограмм (0,699), оригинальность пиктограмм (0,520), уникальность рисунка субтеста Торренса (0,693), оригинальность рисунка субтеста Торренса (0,610), а также показатели по шкалам методики САМОАЛ: креативность (0,676) ценности (0,758), автономность (0,620), спонтанность (0,694), самопонимание (0,610), самоактулизация (0,701). Как можно увидеть, с меньшим весом в данный фактор вошли такие показатели как: аутосимпатия (0,500), контактность (0,453), гибкость в общении (0,509). Поэтому 1-й фактор назван фактором самоактуализации через креативность.

Во втором факторе также достаточно большая нагрузка получена для интегративной шкалы самоактуализации (0,574), хотя она и уступает нагрузке этой шкалы в 1-м факторе (0,701). Весьма важно, что во втором факторе присутствуют отрицательные нагрузки на показатели дивергентной продуктивности: уникальности пиктограмм (-0,519) и рисунков субтеста Торренса (-0,548). В этот же фактор входят с умеренными нагрузками показатели шкал САМОАЛ: ориентация во времени (0,456), аутосимпатия (0,554), контактность (0,592), гибкость в общении (0,428). Это фактор назван фактором самоактуализации через коммуникативность без креативности.

Третий фактор оказался не нагруженным шкалами методики САМОАЛ, в него входят с высокими нагрузками лишь показатели разработанности рисунка, поэтому его интерпретация не дает новой информации о связи феноменов креативности и самоактуализации.

Полученные с помощью факторного анализа результаты, на наш взгляд, могут быть объяснены с позиции теоретической гипотезы А.Маслоу, который писал следующее: «С недавнего времени я нахожу все более полезным различать два вида (или, лучше сказать, два уровня) самоактуализирующихся людей: К первому виду относятся люди, в большей мере практичные, реалистичные, мирские, умелые, светские, в большей мере живущие «здесь-и-теперь», то есть в мире, который я коротко назвал «дефицитарной реальностью», мире дефицитарных потребностей и дефицитарного познания <...> О людях другого типа можно сказать, что они гораздо чаще оказываются знакомы с реальностью Бытия, с жизнью на уровне Бытия; иначе говоря, с конечными целями, с внутренними ценностями» [1]. Первых А.Маслоу обозначил как «просто здоровые» самоактуализирующиеся, вторых, способных к трансценденции, назвал «трансцендерами».

Таким образом, результаты факторизации в структуре нагрузок 1-го и 2-го факторов демонстрируют два этих вида или уровня самоактуализации. Первый фактор можно обозначить как фактор трансцендеров, второй как «просто здоровых» самоактуализирующихся. Как видно из таблицы «просто здоровые» самоактуализирующиеся в большей мере ориентируются на настоящее (здесь-и-теперь), значительно проще относятся к своим недостаткам - аутосимпатия (0,554), легко и быстро вступают в контакт, при этом устанавливают глубокие и тесные взаимоотношения с окружающими - контактность (0,592), однако менее дипломатичны в общении, чем транцендеры - гибкость в общении (0,428).

Результаты сравнительного анализа достоверности различий среднегрупповых значений, полученных по шкалам методики САМОАЛ в трех выделенных нами группах, отличающихся по уровню креативности: группы с высокими (ВДП), средними (СДП) и низкими (НДП) показателями дивергентной продуктивности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ различий по шкалам самоактуализации в 3-х группах с разным уровнем дивергентной продуктивности

 

Группа 1. ВДП

Группа 2. СДП

Группа 3. НДП

Различия между группами 1 и 2

Различия между группами 1 и 3

Различия между группами 2 и 3

Показатели самоактуализации

Среднее значение (Μ)

Значение

U-критерия (Mann-Whitney) Z и уровень значимости p

Ориентация во времени

6,38

6,92

6,50

-1,343

0,179

-,390

0,696

-1,115

0,265

Ценностей

12,38

10,46

9,10

-3,564

0,000***

-5,458

0,000***

-3,196

0,001**

Взгляд на природу человека

5,67

4,71

4,37

-1,636

0,102

-2,168

0,030*

-,791

0,429

Потребность в познании

6,19

6,19

5,58

-,343

0,732

-2,490

0,013*

-2,190

0,029*

Креативность

11,76

10,69

9,05

-1,610

0,107

-3,939

0,000***

-3,470

0,001**

Автономность

9,76

8,77

7,31

-1,974

0,048*

-4,110

0,000**

-3,350

0,001**

Спонтанность

10,43

8,35

7,19

-3,388

0,001**

-4,840

0,000***

-2,676

0,007**

Самопонимание

8,14

6,08

5,22

-2,730

0,006**

-4,142

0,000***

-2,361

0,018*

Аутосимпатия

8,48

8,60

7,97

-,210

0,834

-,520

0,603

-1,203

0,229

Контактность

5,48

5,40

5,13

-,174

0,862

-1,025

0,306

-1,006

0,314

Гибкость в общении

5,76

5,85

5,24

,000

1,000

-1,230

0,219

-1,660

0,097

Самоактулизация

63,62

60,52

55,76

-1,156

0,248

-3,034

0,002**

-2,231

0,026*

Примечания. Уровень значимости различий: * p < 0,05; ** p < 0,01; *** p < 0,000; оценка по критерию U - Манна - Уитни.

Как видно из таблицы, при сравнении 1-й группы высокопродуктивных и 3-й группы низкопродуктивных испытуемых, получены достоверные различия для 8-ми из 12-ти шкал методики САМОАЛ. Оказалось, что у высокопродуктивных испытуемых статистически достоверно вышесредние значения по таким шкалам, как: экзистенциальные (духовно-нравственные) ценности, взгляд на природу человека, креативность, автономность, спонтанность, самопонимание, потребность в познании, а также по интегративной шкале самоактуализации.

При сравнении 1-й, высокопродуктивной и 2-й, среднепродуктивной групп достоверные различия получены для 4-х шкал методики САМОАЛ: экзистенциальные ценности, автономность, спонтанность и интегративный показатель самореализации. Сочетание соответствующих личностных качеств, как очевидно, хорошо согласуется с результатами факторизации данных и, также, указывают на два уровня самоактуализации, описанных в теории А.Маслоу [2].

Как видно из таблицы, различий между высокопродуктивной и среднепродуктивной группами по уровню выраженности показателя потребность в познании не выявлено, однако, 3-я группа достоверно отличается от 1-й и 2-й групп более низкими средними значениями по этой шкале, на уровне значимости р = 0,013 и р = 0,029 соответственно. Полученные результаты свидетельствуют о том, что потребность в познании свойственна как «просто здоровым» самоактуализирующимся, так и трансцендерам. Отметим также, что низкопродуктивным испытуемым, которые отличаются от 1-й и 2-й группы (при р = 0,002 и р = 0,026 соответственно) по общему (суммарному) показателю самоактуализации, в меньшей степени свойственны рефлексия и активность в самореализации [3].

Невысокие корреляции уровня дивергентной продуктивности с показателем взгляд на природу человека, а также выявленное различие высокопродуктивной и низкопродуктивной групп по данному показателю (на уровне значимости р = 0,030) указывают на то, что данный показатель относительно независим от уровня дивергентной продуктивности. Иными словами, вера в людей, в могущество человеческих возможностей, а также доверие к людям как качества, идентифицируемые данной шкалой, детерминированы, на наш взгляд, прежде всего социальным опытом, и наивысшим уровнем самоактуализированности.

Таким образом, полученные эмпирические результаты позволяют сделать следующие

выводы:

1. Высокопродуктивным испытуемым свойственна высокая духовно-нравственная позиция, основанная на экзистенциальности (особенное состояние самосознания, способность к глубокой рефлексии). Следовательно, качество творческого продукта тесно связано с уровнем духовно-нравственного наполнения сознания индивида.

2. Самоактуализационная личностно-смысловая диспозиция высокопродуктивных испытуемых представляет собой следующий конструкт: ориентация на экзистенциальные (бытийные) ценности, обусловленная самопониманием (сенситивностью к своим ощущениям и принятием своего внутреннего мира), в сочетании со спонтанностью выражать себя, импровизировать в любой ситуации и относительной автономности от мнения и критики социума, но, в тоже время, гибкость в отношениях с ним.

3. Самоактуализационная личностно-смысловая диспозиция «просто здоровых» самоактуализирующихся в большей мере ориентирована на настоящее (здесь - и - теперь), на практические цели и задачи. Они значительно проще относятся к своим и чужим недостаткам, что обуславливает способность к установлению продуктивных контактов с людьми, при этом они менее сенситивны и гибки в отношениях с окружающими, чем трансцендеры.

Рецензенты:

Манёров В.Х., д.псх.н., профессор, профессор кафедры методов психологического познания Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург;

Коржова Е.Ю., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.