Цель и гипотеза исследования. Целью исследования является выявление самоактуализационной структуры как личностно-смысловой диспозиции испытуемых с высоким творческим потенциалом. В гипотезе предполагалось, что духовно-нравственная позиция высокопродуктивных в творческом плане испытуемых значительно выше, чем у низкопродуктивных.
Методы исследования. В исследовании были использованы методики оценки уровня дивергентной продуктивности: субтест «Невербальная креативность» Э.П. Торренса; методика «Пиктограммы» А.Р. Лурия - Б.Г. Херсонского, методика оценки характерологических особенностей личности «Акцентуации характера» К. Леонгарда (модификация С. Шмишека), методика оценки самоактуализации личности САМОАЛ А.В. Лазукина (в адаптации Н.Ф. Калина).
Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе исследования был проведен корреляционный анализ показателей самоактуализации и дивергентной продуктивности. Результаты показали, что дивергентная продуктивность, идентифицируемая обеими методиками (методика «Пиктограммы» и субтест Торренса) главным образом соотносится со сформированностью экзистенциальных ценностей испытуемых (r = 0,48, r = 0,34, r = 0,43, r = 0,40 на уровне значимости р ≤0,001), при этом прослеживается иерархическая последовательность, то есть увеличение коэффициентов корреляции по уровню статистической редкости результата. Следовательно, более высокопродуктивным испытуемым свойственна и более высокая экзистенциальность, как рефлексия своего внутреннего - духовного мира.
По мнению А.Маслоу, «Трансцендентный опыт и озарения позволяют видеть бытийные ценности, идеал, совершенство, то, что должно быть, что могло бы быть, что существует в потенции - и к чему, следовательно, можно было бы перейти» [1]. Поскольку опыт трансцендирования первичен относительно последнего, нужно полагать, что непредвзятость позиции «Я» высокопродуктивных испытуемых обусловлена сверхсензитивностью к трансцендентной (выходящей за рамки доступного) информации. Это подтверждается полученными высокими коэффициентами корреляции между уровнем дивергентной продуктивности и некой триадой показателей по шкалам методики САМОАЛ: автономность (r = 0,33; r = 0,29; r = 0,36; r = 0,35); спонтанность (r = 0,43; r = 0,24; r = 0,44; r = 0, 0,32); самопонимание (r = 0,44; r = 0,22; r = 0,34; r = 0, 0,24) на уровне значимости от р ≤ 0,01 и до р ≤ 0,001). Напомним, что шкала «автономность» определяет, насколько человек руководствуется своими собственными убеждениями и принципами, насколько он свободен от мнения и критики других людей. Шкала «спонтанность» определяет, насколько человек способен спонтанно выражать свои чувства, импровизировать в любой ситуации. Шкала «самопонимание» свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своей самости, которая не склонна подменять собственные мнение и оценки внешними социальными стандартами и шаблонами.
Результаты факторизации данных, представленные в таблице 1, позволили выявить факторную структуру двух видов самоактуализации испытуемых.
Таблица 1
Факторная матрица дивергентной продуктивности и самоактуализационных компонентов
Показатели |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
Уникальность рисунка по методике «Пиктограмм» |
,699 |
-,519 |
|
Оригинальность рисунка по методике «Пиктограмм» |
,520 |
-,342 |
|
Разработанность рисунка по методике «Пиктограмм» |
|
|
,771 |
Уникальность рисунка по методике Торренса |
,693 |
-,548 |
|
Оригинальность рисунка по методике Торренса |
,610 |
|
|
Разработанность рисунка по методике Торренса |
|
|
,730 |
Шкалы методики САМОАЛ1) Ориентация во времени |
|
,456 |
|
2) Ценностей |
,758 |
|
|
3) Взгляд на природу человека |
|
|
|
4) Потребность в познании |
|
|
|
5) Креативность |
,676 |
|
|
6) Автономность |
,620 |
|
|
7) Спонтанность |
,694 |
|
|
8) Самопонимание |
,610 |
|
|
9) Аутосимпатия |
,500 |
,554 |
|
10) Контактность |
,453 |
,592 |
|
11) Гибкость в общении |
,509 |
,428 |
,328 |
12) Самоактулизация |
,701 |
,574 |
|
% общей дисперсии |
33,8 |
14,8 |
8,11 |
Как видно из таблицы, основной фактор, объясняющий 33,8% общей дисперсии, включает в себя показатели дивергентной продуктивности, полученные по обеим методикам, с высокими положительными нагрузками - уникальность пиктограмм (0,699), оригинальность пиктограмм (0,520), уникальность рисунка субтеста Торренса (0,693), оригинальность рисунка субтеста Торренса (0,610), а также показатели по шкалам методики САМОАЛ: креативность (0,676) ценности (0,758), автономность (0,620), спонтанность (0,694), самопонимание (0,610), самоактулизация (0,701). Как можно увидеть, с меньшим весом в данный фактор вошли такие показатели как: аутосимпатия (0,500), контактность (0,453), гибкость в общении (0,509). Поэтому 1-й фактор назван фактором самоактуализации через креативность.
Во втором факторе также достаточно большая нагрузка получена для интегративной шкалы самоактуализации (0,574), хотя она и уступает нагрузке этой шкалы в 1-м факторе (0,701). Весьма важно, что во втором факторе присутствуют отрицательные нагрузки на показатели дивергентной продуктивности: уникальности пиктограмм (-0,519) и рисунков субтеста Торренса (-0,548). В этот же фактор входят с умеренными нагрузками показатели шкал САМОАЛ: ориентация во времени (0,456), аутосимпатия (0,554), контактность (0,592), гибкость в общении (0,428). Это фактор назван фактором самоактуализации через коммуникативность без креативности.
Третий фактор оказался не нагруженным шкалами методики САМОАЛ, в него входят с высокими нагрузками лишь показатели разработанности рисунка, поэтому его интерпретация не дает новой информации о связи феноменов креативности и самоактуализации.
Полученные с помощью факторного анализа результаты, на наш взгляд, могут быть объяснены с позиции теоретической гипотезы А.Маслоу, который писал следующее: «С недавнего времени я нахожу все более полезным различать два вида (или, лучше сказать, два уровня) самоактуализирующихся людей: К первому виду относятся люди, в большей мере практичные, реалистичные, мирские, умелые, светские, в большей мере живущие «здесь-и-теперь», то есть в мире, который я коротко назвал «дефицитарной реальностью», мире дефицитарных потребностей и дефицитарного познания <...> О людях другого типа можно сказать, что они гораздо чаще оказываются знакомы с реальностью Бытия, с жизнью на уровне Бытия; иначе говоря, с конечными целями, с внутренними ценностями» [1]. Первых А.Маслоу обозначил как «просто здоровые» самоактуализирующиеся, вторых, способных к трансценденции, назвал «трансцендерами».
Таким образом, результаты факторизации в структуре нагрузок 1-го и 2-го факторов демонстрируют два этих вида или уровня самоактуализации. Первый фактор можно обозначить как фактор трансцендеров, второй как «просто здоровых» самоактуализирующихся. Как видно из таблицы «просто здоровые» самоактуализирующиеся в большей мере ориентируются на настоящее (здесь-и-теперь), значительно проще относятся к своим недостаткам - аутосимпатия (0,554), легко и быстро вступают в контакт, при этом устанавливают глубокие и тесные взаимоотношения с окружающими - контактность (0,592), однако менее дипломатичны в общении, чем транцендеры - гибкость в общении (0,428).
Результаты сравнительного анализа достоверности различий среднегрупповых значений, полученных по шкалам методики САМОАЛ в трех выделенных нами группах, отличающихся по уровню креативности: группы с высокими (ВДП), средними (СДП) и низкими (НДП) показателями дивергентной продуктивности представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ различий по шкалам самоактуализации в 3-х группах с разным уровнем дивергентной продуктивности
|
Группа 1. ВДП |
Группа 2. СДП |
Группа 3. НДП |
Различия между группами 1 и 2 |
Различия между группами 1 и 3 |
Различия между группами 2 и 3 |
Показатели самоактуализации |
Среднее значение (Μ) |
Значение U-критерия (Mann-Whitney) Z и уровень значимости p |
||||
Ориентация во времени |
6,38 |
6,92 |
6,50 |
-1,343 0,179 |
-,390 0,696 |
-1,115 0,265 |
Ценностей |
12,38 |
10,46 |
9,10 |
-3,564 0,000*** |
-5,458 0,000*** |
-3,196 0,001** |
Взгляд на природу человека |
5,67 |
4,71 |
4,37 |
-1,636 0,102 |
-2,168 0,030* |
-,791 0,429 |
Потребность в познании |
6,19 |
6,19 |
5,58 |
-,343 0,732 |
-2,490 0,013* |
-2,190 0,029* |
Креативность |
11,76 |
10,69 |
9,05 |
-1,610 0,107 |
-3,939 0,000*** |
-3,470 0,001** |
Автономность |
9,76 |
8,77 |
7,31 |
-1,974 0,048* |
-4,110 0,000** |
-3,350 0,001** |
Спонтанность |
10,43 |
8,35 |
7,19 |
-3,388 0,001** |
-4,840 0,000*** |
-2,676 0,007** |
Самопонимание |
8,14 |
6,08 |
5,22 |
-2,730 0,006** |
-4,142 0,000*** |
-2,361 0,018* |
Аутосимпатия |
8,48 |
8,60 |
7,97 |
-,210 0,834 |
-,520 0,603 |
-1,203 0,229 |
Контактность |
5,48 |
5,40 |
5,13 |
-,174 0,862 |
-1,025 0,306 |
-1,006 0,314 |
Гибкость в общении |
5,76 |
5,85 |
5,24 |
,000 1,000 |
-1,230 0,219 |
-1,660 0,097 |
Самоактулизация |
63,62 |
60,52 |
55,76 |
-1,156 0,248 |
-3,034 0,002** |
-2,231 0,026* |
Примечания. Уровень значимости различий: * p < 0,05; ** p < 0,01; *** p < 0,000; оценка по критерию U - Манна - Уитни.
Как видно из таблицы, при сравнении 1-й группы высокопродуктивных и 3-й группы низкопродуктивных испытуемых, получены достоверные различия для 8-ми из 12-ти шкал методики САМОАЛ. Оказалось, что у высокопродуктивных испытуемых статистически достоверно вышесредние значения по таким шкалам, как: экзистенциальные (духовно-нравственные) ценности, взгляд на природу человека, креативность, автономность, спонтанность, самопонимание, потребность в познании, а также по интегративной шкале самоактуализации.
При сравнении 1-й, высокопродуктивной и 2-й, среднепродуктивной групп достоверные различия получены для 4-х шкал методики САМОАЛ: экзистенциальные ценности, автономность, спонтанность и интегративный показатель самореализации. Сочетание соответствующих личностных качеств, как очевидно, хорошо согласуется с результатами факторизации данных и, также, указывают на два уровня самоактуализации, описанных в теории А.Маслоу [2].
Как видно из таблицы, различий между высокопродуктивной и среднепродуктивной группами по уровню выраженности показателя потребность в познании не выявлено, однако, 3-я группа достоверно отличается от 1-й и 2-й групп более низкими средними значениями по этой шкале, на уровне значимости р = 0,013 и р = 0,029 соответственно. Полученные результаты свидетельствуют о том, что потребность в познании свойственна как «просто здоровым» самоактуализирующимся, так и трансцендерам. Отметим также, что низкопродуктивным испытуемым, которые отличаются от 1-й и 2-й группы (при р = 0,002 и р = 0,026 соответственно) по общему (суммарному) показателю самоактуализации, в меньшей степени свойственны рефлексия и активность в самореализации [3].
Невысокие корреляции уровня дивергентной продуктивности с показателем взгляд на природу человека, а также выявленное различие высокопродуктивной и низкопродуктивной групп по данному показателю (на уровне значимости р = 0,030) указывают на то, что данный показатель относительно независим от уровня дивергентной продуктивности. Иными словами, вера в людей, в могущество человеческих возможностей, а также доверие к людям как качества, идентифицируемые данной шкалой, детерминированы, на наш взгляд, прежде всего социальным опытом, и наивысшим уровнем самоактуализированности.
Таким образом, полученные эмпирические результаты позволяют сделать следующие
выводы:
1. Высокопродуктивным испытуемым свойственна высокая духовно-нравственная позиция, основанная на экзистенциальности (особенное состояние самосознания, способность к глубокой рефлексии). Следовательно, качество творческого продукта тесно связано с уровнем духовно-нравственного наполнения сознания индивида.
2. Самоактуализационная личностно-смысловая диспозиция высокопродуктивных испытуемых представляет собой следующий конструкт: ориентация на экзистенциальные (бытийные) ценности, обусловленная самопониманием (сенситивностью к своим ощущениям и принятием своего внутреннего мира), в сочетании со спонтанностью выражать себя, импровизировать в любой ситуации и относительной автономности от мнения и критики социума, но, в тоже время, гибкость в отношениях с ним.
3. Самоактуализационная личностно-смысловая диспозиция «просто здоровых» самоактуализирующихся в большей мере ориентирована на настоящее (здесь - и - теперь), на практические цели и задачи. Они значительно проще относятся к своим и чужим недостаткам, что обуславливает способность к установлению продуктивных контактов с людьми, при этом они менее сенситивны и гибки в отношениях с окружающими, чем трансцендеры.
Рецензенты:
Манёров В.Х., д.псх.н., профессор, профессор кафедры методов психологического познания Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург;
Коржова Е.Ю., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.